Военные песни как средство поднятия духа советского солдата. Сценарий урока.
Сценарий урока-исследования в 6Г классе
по теме «Военные песни, как средство поднятия духа советского солдата»
Класс: 6г
Тема урока: «Военные песни, как средство поднятия духа советского солдата».
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-исследование.
Технология: личностно-ориентированная.
Цель: доказать с помощью исследования, что песня во все времена являлась мощным средством агитации.
Задачи:
обучающие:
познакомить с историей создания песен военных лет;
расширить кругозор школьников о разных песнях военных лет;
воспитательные:
воспитать в учащихся патриотизм, гордость за свою Родину, мужество, героизм;
возбудить интерес к поиску музыкальных примеров о Родине, мире и дружбе; к изучению музыкальных произведений своей страны.
развивающие:
научить вычленять завершенную музыкальную и поэтическую мысль в звучании произведения;
на основе чувственных ощущений научить отличать разное качество исполнения музыки;
развить логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;
развить память, внимательность.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящён великой и священной для всей России дате. Я думаю, вы знаете какой. ( Ответы детей.)
А о чем именно мы будем говорить, вы сами определите, прослушав песню «О маленьком трубаче»
Слушание.
1.О чем нам рассказала песня?
2. В песне говорилось о мирном или военном времени?
3.Какой поступок совершил маленький трубач?
Музыка прибавила силы, и подняла на бой измученных, бессильных солдат, дала им силу, отвагу, вселила веру в победу, хотя для трубача бой оказался последним, он погиб. Вот мы и сами назвали тему нашего урока:
«Песня, как средство поднятия духа советского солдата»
Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование. Известно, что песня, имеет большую силу. В чём же заключается эта сила, нам и предстоит с вами разобраться. Песня - это слова, положенные на музыку. Песни боялись гораздо больше, чем пушки.
Подумайте, на что в человеке, прежде всего, воздействует музыка?
(На эмоции.)
С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня я расскажу вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А всё как раз наоборот. Песни нужны были всем. Солдатам песни помогали в трудные минуты, с песней солдаты шли в бой, с песней на привале они отдыхали. А тем, кто их ждал дома, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним живыми.
Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.
Военные песни, военные песни.
Но в сердце, наполненном гневом, взвилась,
И душу заполнив, в боях понеслась,
И в ратном строю песня воином стала,
К Победе звала и Победу ковала.
22 июня 1941 года в 4 часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда – либо сложенных людьми. Написали её композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач, и называлась эта песня «Священная война».
Песню сочинили очень быстро. Впервые её исполнили на Белорусском вокзале, который был заполнен бойцами. Уже при первых тактах песни весь вокзал словно замер. И вдруг встает один, другой, третий ВСЕ!!! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: «Еще!» И мурашки бегали по коже от сурового слова и музыки, вобравшей в себя и горечь, и боль, и гнев людей.
Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, её пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага.
Эта песня - музыкальная эмблема Великой Отечественной Войны.
Прослушивание песни «Священная война».
Давайте рассмотрим роль мелодии в создании вашего настроения. Скажите, что вы испытали при слушании этой песни? К чему призывает это произведение? Такими решительными словами заканчивается эта песня. Автор дает нам понять, какая сильная сила слов и мелодии в этой песне подняла всю страну на защиту своей Родины.
Решительный характер музыки, быстрый темп, тревожность призывают к борьбе.
Как вы понимаете значение словосочетаний «священная война», «народная война»? Повторное слушание и участие в исполнении. Подпеваем припев.
А на войне звучали другие по характеру песни? Как мы их называем? Лирические песни, песни о чувствах солдата на фронте, воспоминания, любовь, память о доме, детях, родных краях детства. Разве они могли поднять боевой дух солдат? Бойцы должны были знать, за что они воюют. За свою мать, жену, детей, за Родину. Встреча с родными и любимыми приближали победу. Очень многие стихотворения о любви, полные человечности, душевной теплоты, превращались в песни и облетали всю страну. Так случилось и песней «В землянке». Однажды известный поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 «домашних» строк о землянке, которым суждено было стать первой лирической песней в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. Авторы песни Алексей Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой популярности. Ведь солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность. И песня «пошла» по всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. В годы войны песню исполняли Л. Утёсов, Л. Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остаётся одной из самых дорогих и любимых.
Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь
Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез.
Слушание песни
В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы. Слушание «Тёмная ночь»
Учитывая, что песня наряду с другими средствами искусства является мощным средством агитации, артистов во время войны практически не брали в армию. Из них создавали концертные бригады, которые ездили по воинским частям и давали концерты для поднятия боевого духа. Часто концерты проходили на передовой между боями
Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», авторов Матвея Блантера и Михаила Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки. Я уверена, что её знаете и вы.
- Ребята, а как вы думаете, о чём эта песня? (Ответы детей.)
Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, её именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер». В 1985 году в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым знакомым всем именем Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь неё замечательная песня. А вы знаете, что есть музей песни «Катюша» Он находится на Смоленщине, где родился автор слов этой песни Михаил Исаковский. Песню поют во всем мире, на разных языках Я предлагаю исполнить песню «Катюша» всем вместе.
Нужны ли сегодняшнему поколению песни о войне? Как Вы думаете?
Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину.
Песни это история нашей страны. И каждый человек, гражданин обязан ее знать.
Фронтовые песни – как зарницы,
И они омытые слезой
Оживают с ними павших лица,
Молодеет их солдатский строй.
Эти песни – сверстники Победы,
Из далёких лет – потомкам весть,
Как святые Родины заветы:
Наша слава, наша гордость, честь!
Наша слава, наша гордость, честь!
Итог урока:
Сегодня у нас необычный урок, а урок-исследование. Перед нами стояла задача – постараться понять, почему песня оказывает сильное влияние на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям. Какую роль играли песни в победе Великой Отечественной войны?
Огромную роль. Песня призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!
Закончить наш урок мне бы хотелось песней «Песни наших отцов» в этой песне есть отрывки песен времен войны, у вас есть тексты песен, попробуем спеть.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15