Классный час на тему: Былые годы в памяти не стерты(по рассказу Е. И. Носова Красное вино победы)
Тема: «Былые годы в памяти не стерты…»
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
А.Т.Твардовский
Задачи : вызвать у учащихся интерес к чтению; развивать коммуникативные навыки, расширить читательский кругозор, воспитывать патриотизм, формирование таких нравственных качеств как: честь, достоинство, уважение, любовь; развивать у учащихся культуру речевого поведения, внимание к деталям; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности; развивать образное мышление.
Ход занятия
1.Слово учителя
70 лет отделяет нас от того дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны и взвился над рейхстагом красный стяг - знамя Победы. Война ушла в историю, но не ушла из истории. Тема Великой Отечественной войны – животрепещущая тема. Память о ней поднимает и очищает человеческую душу. И мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям Бориса Васильева, Василя Быкова, Вячеслава Кондратьева, Евгения Носова, Виктора Астафьева и многих других писателей имеем возможность приобщаться к этой истории, пережить ее в своих сердцах. Самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали солдаты и офицеры переднего края, «окопники». Настоящая правда писалась в 60-80-е гг., когда литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода назвали «литературой лейтенантов».
2.Разбор эпиграфа: Как вы понимаете смысл высказывания?
Так написал о Е.Носове его друг, писатель-фронтовик, Виктор Астафьев: «Доподлинный окопник, рядовой боец, он не любит говорить о войне… Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. Нельзя всуе трепать святые слова. Как впрочем, нельзя и врать о войне. А плохо писать о страданиях народа – стыдно. Мастер и труженик прозы, он знает, что память погибших друзей можно оскорбить неловким словом, корявыми мыслями…»
Давайте представим себе огромный храм, темный и мрачный. И вот в этом храме зажгли свечу – она тоненькая, маленькая, но ее живой огонек трепещет, не сдается. Он живой. Кто же зажег свечу нашей памяти? Конечно писатели, которых мы читаем и любим. Один из них – Евгений Иванович Носов, подаривший нам прекрасный рассказ «Красное вино Победы». Многие из вас хотели бы узнать об авторе побольше.
- Что за человек Евгений Носов?
3.Сообщение о Е.И.Носове (Колосова О.)
Итак, жизнь писателя Носова навечно связана с памятью войны. У нас с вами сегодня не совсем обычный классный час – у нас классный час-память, благодарность, преклонение перед подвигом, размышление.
Беседа
-Давайте мысленно перенесёмся далеко-далеко и во времени и в пространстве. Попробуем почувствовать те события, которые происходят в рассказе, и ощутить при этом волнение памяти…
-Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- О каких событиях рассказывает автор?
-Когда происходит действие в рассказе? (Весна 1945 года)
Звучит песня «Майский вальс»
- Чем отличается рассказ Носова от других произведений о войне?
-Где происходит действие? (В военном госпитале небольшого городка Серпухов, что под Москвой.-Кто рассказывает о происходящих событиях?
-Что мы узнаем о войне из небольших отступлений в рассказе?
-Назовите раненых больных.
-Чем отличался раненый Копёшкин от остальных солдат в палате?
-В чём чувствовалась близость конца войны? (на освободившиеся места не клали новеньких, но страшная мясорубка крутилась на предельных оборотах.)
-Это была самая томительная военная весна. Почему томительная? –
-Как вы понимаете выражение «последние дни»?
-Что произошло в палате в его последние дни?
-Как входит в повествование известие о Победе?
-С какой целью автор включил слова женщины с улицы: «Да как же теперь буду я. Что наделала война распроклятая, что натворила?»
-Как воспринимает песню «Встает страна огромная»?
Звучит песня «Священная война» Сообщение А. Колосовой
- Как вы относитесь к фотографу?
-Красота весенней погоды за окном, выпитое красное вино, разбередили души ранбольных. Каждый вспоминает о своей малой родине. Какая она у каждого ?-Для чего человек рождается?
-Как вы понимаете слова: «В сущности человек всегда умирает один?»
-Какие мысли выражены в последнем абзаце?
Интерпретация названия.
И вот таинственно-темное красное вино окрасило белую накрахмаленную наволочку…
Вечная тебе память, русский солдат!
О войне написано много, и писатель Носов бесконечно углубляет эту тему. Он показывает нравственные корни солдатского подвига, глубину русского национального характера.
-Ребята, на цвет вино Победы красное, как кровь, а на вкус?
Наверно, горькое, горькое…от горечи невосполнимых человеческих утрат. Пригубляют красное вино Победы, словно причащаются…
Сама наша жизнь без капли памяти невозможна, без совести, правды, труда… Не об этом ли заставляет нас задуматься прекрасный этот рассказ?
Стих-е Корнеева о Е И Носове (читает Ю. Ващенко)
Заключительная беседа по рассказу
-Как вы понимаете выражение: «Вот и пожар затушили, а, видно, чадить он долго будет. Уж больно раскочегарено…»
-Что же будет чадить? /человеческая память, которая вечно жива, никогда не иссякнет/.
-Чем дальше от нас та страшная война, тем более мы осознаём цену великого народного подвига и страшную цену Победы. Всё меньше и меньше убелённых сединами людей приходят в Дни Победы к памятникам погибших. Сейчас называют 27 миллионов погибших в годы войны и более 3 миллионов неопознанных солдат. Но они живут… где? /В нашей памяти, в сердцах людей/.
-Человеческая благодарность погибшим – это память живых.
Звучит песня «Журавли»
-Евгений Носов – один из талантливейших и самобытнейших наших писателей, гуманист и романтик, воевавший, тяжело раненный, с полным правом может сказать о себе:
Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны…
Уже меня не излечить
От той зимы…
И с той землёй, и с той зимой
Уже меня не разлучить
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить…
Рефлексия.
Звучит звукозапись песни «Журавли» в исполнении М.Бернеса.
1 Письменный ответ на вопрос: «О чём заставляет нас задуматься рассказ Е.Носова «Красное вино Победы»?»
2. Чтение учащимися своих высказываний.