Конспект урока по литературному чтению Г.Троепольский. Белый Бим Черное ухо. (отрывок из повести)
Литературное чтение 4кл Дата «___»________ 20__г
Тема урока: Г.Троепольский. Белый Бим Черное ухо. (отрывок из повести)
Цель урока: Читать и анализировать литературный текст, выделять основные проблемы текста, развивать творческое воображение и аналитическое мышление.
Ожидаемые результаты:
предметные: развитая способность полноценного восприятия художественного произведения;личностные: обогащение чувственного и нравственного опыта на основе постижения ценностного содержания текста;
системно-деятельностные: умение устанавливать причины действий героя, персонажей и выделять главное в прочитанном.
Оборудование: портрет Г. Троепольского, книги писателя,
фрагменты-кадры фильма «Белый Бим Черное ухо» (режиссер С. Ростоцкий), рисунки Бима.
Межпредметные связи: с уроками познания мира, изобразительного искусства.
Тип урока: урок - исследование.
Х О Д
I. Организационный момент.II. Сообщение темы и цели урока.
Еще одно прекрасное художественное произведение, которое мы прочитаем, обсудим и задумаемся над его содержанием: «Белый Бим Черное ухо».
III. Мотивация учебной деятельности.
Название книги говорит о том, что героем является собака. Но так ли это?
IV. Актуализация опорных знаний.
Какие произведения о животных вы читали? Чем они запомнились вам?
V. Усвоение новых знаний.
1.О писателе – Г. Троепольском.(презентация)
Гавриил Николаевич Троепольский (1905–1995.) Писать начал с конца тридцатых годов. Самая известная его книга – повесть «Белый Бим Черное ухо» – написана в 1971 г. Ей предшествовали очерки, рассказы, повести, роман, киносценарий. Агроном по образованию, писатель видел основную цель своего творчества в воспитании доброты, доверия, дружбы, преданности, верности долгу, умению чувствовать и беречь природу, понимать и сопереживать другому человеку.
В 1975 г. за книгу «Белый Бим Черное ухо» автор удостоен Государственной премии СССР.
2. Запись темы урока, цитата из текста
Щенок шотландского сеттера родился с неправильным окрасом– вместо черного, он был белым с рыжим крапом, одно ухо черное. Несмотря на племенной брак, Бима взял к себе немолодой писатель Иван Иванович, увлекающийся охотой и любящий природу.
3. Чтение текста.
4. Беседа по содержанию.
– Какие отношения связывали Бима и его хозяина?
– Хозяин Бима – Иван Иванович – ветеран войны. С войны у него под сердцем остался осколок. Жена его умерла. Одиночество Ивана Ивановича скрашивает заботливый и умный щенок по имени Бим.
– Кем был Иван Иванович ? - Иван Иванович писатель. У человека и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. Бим для Ивана Ивановича не просто собака. Это друг, который делит с ним минуты грусти.
– Какие чувства они испытывали друг к другу?
– Каждый понимал каждого и не требовал больше того, что мог дать…
– Можно сказать, что Бим – думающий пес, умный. Найдите в тексте строчки, подтверждающие это.
VI. Первичная проверка знаний и способов деятельности.
– Над чем заставляет задуматься прочитанный отрывок из повести?
– Только ли одиночество сблизило человека и собаку?
VII.Закрепление знаний. Пересказ отрывка.
VIII. Рефлексия.
– Я продвинулся в работе над текстом.
– Меня поразили отношения между человеком и собакой…
IХ. Домашнее задание. Прочитать отрывок повести стр 48-52, отвечать на вопросы.