Гавриил Николаевич Троепольский «Прощание с другом », отрывок из повести «Белый Бим Черное Ухо».


Тема урока: Гавриил Николаевич Троепольский «Прощание с другом », отрывок из повести «Белый Бим Черное Ухо». Цели: Познакомить учащихся с биографией Г. Н. Троепольского и отрывком из повести «Белый Бим Черное Ухо» .Совершенствовать навыки выразительного ,сознательного и беглого чтения; развивать и обогащать речь учащихся; учить выражать свои мысли. Задачи: 1. Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения; учить четко отвечать на вопросы; анализировать произведение; выражать свои мысли. 2. Развивать читательскую самостоятельность, устную речь; обогатить словарный запас учащихся. 3. Воспитывать в детях любовь к животным, бережное отношение к ним; привить любовь к чтению и творчеству Г. Н. Троепольского. 
Тип урока: изучение нового материала Оборудование: Словарные слова на карточках, иллюстрации к вводной беседе и произведению (Изображение собаки породы шотландский сеттер, портрет писателей - Троепольского и Твардовского), высказывание Твардовского.  Ход урока. 
Орг. момент.
Приготовились к уроку. Настройтесь на рабочий лад. Садитесь. 
2. Основная часть
*проверка дом.задания (работа по карточкам)*сообщение темы и целей урока. 
*отгадай загадку
Во дворе построен дом,Новый дом с одним окном.Поселился сторож в нём.Ночью сторож лает —Дом свой охраняет.Стоит домик у ворот.Отгадай, кто там живёт?
Слайд № 1 Сегодня на уроке литературного чтения Мы будем знакомиться с творчеством Гавриила Николаевича Троепольского. А именно познакомимся с отрывком из его повести «Белый Бим Черное Ухо».  Слайд № 3 Посмотрите, на доске записано высказывание :"Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми". Гавриил Николаевич Троепольский. 2.Вводная беседа.  Слайд № 2 (показ портрета писателя) Гавриил Николаевич Троепольский родился в 1905 году в селе Новоспасовка Тамбовской губернии, в семье сельского священника было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу. Гавриилу Троепольскому пришлось учиться в четырех учебных заведениях. Уже со средним образованием он поступает в сельскохозяйственное училище. Потом работал учителем в городе Воронеж. На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу- повесть «Белый Бим Черное Ухо» которую посвятил памяти Александра Трифоновича Твардовского. (Показ портрета). Так как он поддерживал не юного годами, но смелого автора, в течение многих лет. До самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба, окрепшая с годами. 
История одной собаки, мастерски рассказанная Троепольским, проникнута верой в победу добра и правды над злом и ложью.  Слайд № 4 (показ картинки с изображением собаки породы сеттер) По повести Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» в 1977 году был снят фильм, который удостоен Ленинской премии. Повесть была переведена на 10 языков и издана во многих странах мира. Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.  Слайд № 5 (Показ картинки с изображением памятника) После этой повести Автор не опубликовал ни одного значительного произведения.Почему же именно эта повесть принесла автору мировую известность? Слайд № 6 Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с произведением. Так как в учебнике дан лишь отрывок я расскажу, как же сеттер по кличке Бим появился в жизни Иван Ивановича.  Слайд № 7 Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка и выкормил его. Бим был совершенно не похож на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженьким отливом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыжего цвета. С таким окрасом, Бим не мог называться породистой собакой, но для хозяина это было уже не столь важно: Бим был уже его другом, а друзей всегда нужно уважать”. ТЕПЕРЬ Иван Иванович был не одинок. «Он не заметил, как в одиночестве, постепенно начал вслух разговаривать с Бимом». - Вот как показывает автор отношение человека к собаке. - А есть ли у вас домашнее животное? Как вы к нему относитесь? (ответы детей) 3.Словарная работа.  Слайд № 8Прежде чем мы начнем читать произведение, посмотрите на доску. Здесь записаны словосочетания, которые могут вызвать у вас затруднения в понимании при прочтении текста. Давайте вместе их разберем: Она засуетилась.- заметалась, обеспокоенно повела себя, стала быстро что-то делать. Заключила она.- сказала, утвердила. Засеменив по-старушечьи.- пойти быстро мелкими шагами. Молодцы, ребята! *первичное чтение текста (учителем)А теперь откройте учебники на стр.161.Вы видите отрывок из повести «Белый Бим Черное Ухо». -Сейчас я начну читать, а вы внимательно слушайте и следите, так как продолжать будете вы. Итак… *Беседа по содержанию с выборочным чтением. Ребята, вот мы прочитали отрывок из повести Троепольского. Теперь ответьте мне на такие вопросы: -О ком рассказал нам писатель? -Что необычного заметил Бим в поведении хозяина? Найдите слова в тексте, которые описывают тревожность Бима. -Как встретил Бим приехавших врачей? -Почему потом его отношение изменилось? - Чем закончилась 2 часть? Какими словами? -А какие слова говорят о чувстве любви и тревоги Бима за хозяина? Прочтите их. - Найдите и прочитайте отрывок, в котором выражена вся тоска и отчаяние Бима по поводу случившегося. -Что больше всего взволновало вас в этой истории? - Чему нас учит повесть Г.Н.Троепольского? Обобщающая беседа. Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге – сеттера Бима и его хозяина Иван Иваныча. Написанная пером замечательного писателя, повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски. Помните - мы в ответе за тех, кого приручили! 
-Какой след оставил Бим в вашем сердце?Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.- У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима. Подведение итога урока. Ребята, урок подходит к концу. Давайте подведем итог: - Чем мы сегодня занимались? -С каким писателем познакомились? - О чем говорили? -Что нового вы узнали? Выставление оценок.д/з Прочитать, подготовить пересказ, зарисовать понравившийся эпизод, подобрать стихотворение о взаимоотношении людей и собак.
Собачка на обочине сидела, Голодная, со сломанной ногой, И на людей так жалобно смотрела, Но люди обходили стороной. Собачка жалобно скулила И от прохожих помощи ждала, А от голода и боли выла, Была под сорок градусов жара. Но люди проходили мимо, Едва лишь на щенка взглянув, Другие пробегали торопливо, И головы не повернув. Я тоже мимо проходил, Я в школу очень торопился, Спасая от жары, под куст собачку посадил, В надежде после школы возвратиться, Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу, Ты, потерпи немножко, И накормлю, и напою, И вылечу больную ножку.» В тот день мне на уроке не сиделось, Всё грезились её глаза, Молящие, просящие, как в горе у людей, И с них катилась крупная слеза. Когда к собачке подошёл, Она уже мертва была, Напрасно на людей смотрела, Напрасно от бездушных помощи ждала.