О. Уайльд. Портрет Дориана Грея
Воплощение эстетической концепции Оскара Уайльдав романе «Портрет Дориана Грея»Танашевич Александра Александровна, учитель первой категорииМБОУ «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики КрымОктябрьское, 2016 годТанашевич А. А.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Октябрьская школа-гимназия»Красногвардейского района Республики Крым
Цель: проанализировать особенности воплощения эстетической концепции Оскара Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»Задачи:изучить особенности романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея;попытаться сформулировать основные положения эстетической теории Оскара Уайльда и найти ее отражение в блестящих осколках его парадоксов, которыми так богат роман «Портрет Дориана Грея»;обратить особое внимание на парадоксы и предназначение искусства, раскрытые писателем в романе «Портрет Дориана Грея».Танашевич А. А.
Актуальность«Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл — в Искусстве»Оскар Фингал УайльдТанашевич А. А.
Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд (1854-1900) известнейший английский писатель, автор поэзий, сказок, комедий, остросюжетных новел. Наиболее известное его произведение – «Портрет Дориана Грея» – ярчайший образец интеллектуального романа ХIX века. В творчестве О. Уайльда выражены как романтические традиции первой половины ХIX века, так и реалистические и модернистские эстетические принципы его второй половины.Танашевич А. А.
Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия.Эстетическое движение, или эстетизм (англ. Aestheticism, Aesthetic movement) — это европейское движение в искусстве, а также интерьернов дизайне в XIX веке, которое подчёркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. Принято считать, что его угасание связано с судебным процессом Оскара Уайльда (1895).Танашевич А. А.
Мысль о том, что искусство выше жизни, получила выражение и в прекрасном романтическом вымысле, на котором построен весь роман «Портрет Дориана Грея». Художник Холлуорд написал портрет с удивительно красивого юноши Дориана Грея. Портрет обладает необыкновенным свойством: молодость и красота никогда не покидают живого Дориана, а все изменения в его насквозь извращенной натуре фиксирует только портрет. Таким образом, никто не может видеть, каков же Дориан на самом деле. Зато портрет неумолимо регистрирует все последствия его порочной жизни. Танашевич А. А.
Этим Оскар Уайльд хотел выразить важную для него мысль, что сущность человека и явлений может раскрыть только искусство, в связи с чем писатель и ценил его выше действительности. Танашевич А. А.
Мир знает многих героев, отдавших душу дьяволу в обмен на богатство, трон, знание истины, обладание любимой женщиной. Дориан Грей жертвует душой во имя вечной молодости и красоты. Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего он неизбежно лишится. «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас!» Мольба была услышана, и пожелание исполнилось. Танашевич А. А.
Безвольный Дориан становится послушной игрушкой в руках многоопытного циника лорда Генри. Поверив его речам о всесилии красоты, о неподвластности ее каким-либо законам, Дориан отдается чувственным наслаждениям, скользя в бездну разврата и преступлений. Низменные страсти, однако, не оставляют следа на нем, проходит много лет, но лицо его сияет свежестью юности, ее неповторимой чистотой. Танашевич А. А.
«Самое страшное на свете - это скука», - единственный грех, которому нет прощения». Дориан усвоил эту заповедь лорда Генри. Он преображает мир силой своей фантазии, создает свой мир, в котором все приняло свои формы и оделось яркими, светлыми красками». Он постоянно меняет свои увлечения. То это католичество, привлекавшее своей обрядностью, то мистицизм «с его дивным даром делать простое таинственным», то дарвинизм - «так заманчива была идея абсолютной зависимости духа от физических условий». Был в жизни Дориана период, когда он весь отдался музыке. То он изучал ароматические вещества, открыв, что «всякое душевное настроение связано с чувственным восприятием». Затем появилась новая страсть: драгоценности, гобелены и старинные вышивки. Все эти сокровища помогали ему спастись от страха, который он испытывал перед глубиной собственного падения. Танашевич А. А.
Он убедился в том, что в его жизни культура и разврат сопутствовали друг другу. И это понятно: Дориан изгнал из культуры все человеческое, искусство воспринимал как нечто нейтральное, не влияющее на деятельность человека. Когда-то он опьянялся мыслью, что «вечная молодость, неутомимая страсть, наслаждения утонченные и запретные, безумие счастья и еще более исступленное безумие греха - все будет ему дано». Танашевич А. А.
«Совесть и трусость, в сущности, одно и тоже. «Совесть» - официальное название трусости, вот и все»; «Быть естественным – это поза и самая ненавистная людям поза»; «Жизнь… слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно»; «Долг – это то, чего мы требуем от других и не делаем сами»; «…человек, который позволяет убедить себя доводами разума, очень неразумное существо».Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объясненияТанашевич А. А.
В романе «Портрет Дориана Грея» много парадоксов о любви, браке, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, искусстве, красоте, жизни, добродетели.«Женщина – это воплощение торжествующей над духом материи, мужчина же олицетворяет собой торжество мысли над моралью» - истинный парадокс. Уайльд весьма негативно относится к браку, считая его деморализующим фактором для мужчины. Человек, который хочет жениться – знает либо все, либо ничего о семейной жизни.Танашевич А. А.
Любовь Дориана к Сибилле Вэйн ярче всего свидетельствует о несознательности философии лорда Генри. Дориан оказывается неспособен на простое человеческое чувство. Он влюбляется не в девушку, а в искусство, которому она безраздельно отдавалась до встречи с ним. Он любил в ней сегодня Розалинду, завтра- Имоджену. Он обожал в ней Джульетту, Офелию, Дездемону, но он никогда не любил обыкновенную девушку Сибиллу Вейн. И он безжалостно оттолкнул ее, разбив ее сердце, как только из великолепной актрисы она превратилась в живую любящую женщину. Танашевич А. А.
В самом романе определяется отношение парадокса к жизненной правде: «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней».Танашевич А. А.
Излюбленными темами автора парадоксов, бесспорно, являются красота и искусство. Влюбленный в красоту Уайльд болезненно переживает ее исчезновение из современного ему мира. Грубая действительность с ее «материальным прогрессом» и торгашеским духом, который подавляет поэтическое воображение и убивает высокие идеалы, вызывает неизменную ненависть и презрение Уайльд. Единственное прибежище от одуряющей скуки, пошлости и монотонного однообразия глава английских эстетов видит в искусстве. Жизнь и творчество Оскар Уайльд посвящает исканиям истины и красоты.Старость для Уайльда не только потеря красоты, но и «Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым» - ложный парадокс.Танашевич А. А.
Автор показывает, насколько неестественен и опасен дисбаланс внутренней и внешней красоты в человеке, в его делах и поступках, в отношении к жизни и к окружающим его людям.Танашевич А. А.
Ставшему жестоким и нечутким Дориану Грею (метафорически - тип Красоты, которая осознала себя красотой и вследствие этого лишилась невинности) Оскар Уайльд противопоставляет таких персонажей, как художник Холлуорд, Сибилла, ее брат матрос. Образная структура этих простых и искренних, чистых душой людей, способных на большое чувство, подчеркивает чудовищную греховность Дориана.Танашевич А. А.
Пытаясь спрятать следы своих преступлений и убивая художника Холлуорда, Дориан Грей символизирует тип Падшей Красоты, уничтожающей своего Создателя в надежде избежать возмездия, что отсылает нас к древнейшим сюжетам литературы. Это библейский сюжет искушения, и погоня за вечной молодостью, и продажа души дьяволу, и мотив неизбежной расплаты за грехи.Исход кульминации романа заставляет нас вспомнить и более поздние произведения («Шагреневая кожа» О.Бальзака, «Фауст» Гете), по-разному эксплуатирующие подобные сюжеты. Автором подчеркивается неизбежность расплаты за столь чудесно приобретенную, но так чудовищно и преступно растраченную вечную молодость.В структуре романа заключительная, кульминационная часть, является итоговой для всех сюжетных линий: это конец Творца, конец натурщика, но не конец Красоты. Обыгрывается момент взаимоотраженной зеркальности: Дориан Грей, якобы творение, убил Холлуорда, творца, но при попытке убить свое постаревшее изображение на портрете, поражает самого себя, и вся ситуация становится «отзеркаленной» с началом романа: порок получил по заслугам, Красота восстановлена в первоначальном виде (на портрете).Танашевич А. А.
Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.Танашевич А. А.
«Пытаясь убить свою совесть – Дориан Грей убивает себя», - так сформулировал мораль романа сам автор. Уайльд спорит с Уайльдом и своими руками разрушает возведенное с таким изяществом и легкостью здание своей ложной философии. Однако Уайльд далеко не последователен в ее осуждении: Дориан вызывает в нем больше сочувствия и сострадания, чем жертвы его страстей.В его судьбе Уайльд раскрыл трагедию реального противоречия: наслаждение, ставшее самоцелью, порождает не радость, а муки.Танашевич А. А.
ВЫВОДЫПисательская карьера О. Уайльда складывалась как своеобразный калейдоскоп. Репутация ни одного писателя его поколения не претерпела так много различных превращений - от осмеяния к преклонению, от преклонения к славе, от триумфальной славы к бесчестию, позору и презрению; а со временем, посмертно, - возврата к славе и триумфу.Единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея» вышел в свет в 1891 и имел оглушительный успех, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Потому что «Дориан Грей» - это не только роман об эстетизме, в котором нашли отражение все философские воззрения его автора об искусстве и гедонизме; это еще и одна из первых попыток внести в английскую прозу тему однополой любви. Кульминация романа возвращает все на свои места - погибает и натурщик, и творец, а Красота остается неизменной, поддерживая тем самым идею эстетизма о ценности искусства как такового и преимущества искусства над жизнью. «Портрет Дориана Грея» - это эстетический роман в высшем смысле, не пропагандирующий эстетическую доктрину, а выявляющий ее опасности. Уайльд написал трагедию эстетизма, заключающую в себе предвестье его собственной трагедии.Отражая в своих эстетических взглядах двойственность, характерную для мелкобуржуазного сознания в условиях империалистической реакции, он скорбел об упадке красоты в современном ему обществе, но выход для искусства видел лишь в одном - противопоставить действительности мир красивой выдумки. Но здоровые и сильные стороны его дарования - острая ирония, умение запечатлеть действительные противоречия жизни в метких парадоксах, блестящее владение диалогом, чуткость к слову, классическая простота фразы - обеспечили ему успех и посмертную славу.Танашевич А. А.
Спасибо за внимание!Танашевич А. А.