Урок по творчеству Игоря Северянина
4.2. Методическая разработка учебного занятия. Урок литературы в 11 классе.
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.
Цели урока: познакомить с особенностями футуризма как литературного течения, отметить характерные черты русского футуризма; формировать ключевые информационные и коммуникативные компетенции на основе анализа лирических произведений; воспитывать уважение к отечественной культуре, языку, истории.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Вопросы для проверки домашнего задания
В чем трагичность лирического героя Н. Гумилёва?
Как проявился идеал Гумилёва в цикле «Капитаны»?
Какие этапы своего творческого пути отразил Гумилёв в стихотворении «Память»?
Слово учителя.
Продолжаем знакомиться с литературным процессом начала 20 века. Необходимо заметить, что этот процесс в целом был художественно плодотворным и его суммарные достижения в эпоху рубежа веков оказались значительными.
Надеюсь, что сегодняшняя заключительная лекция поможет остановить свой выбор на одном из авторов той эпохи, чтобы подготовить устное выступление на тему «Мой любимый поэт серебряного века».
III.Лекция (тезисы).
В ходе лекции учащиеся конспектируют основные положения, чтобы в конце урока подготовить устный рассказ о характерных чертах русского футуризма.
А)Футуризм, как и символизм был интернациональным литературным явлением (название было образовано от латинского futurum – будущее). Это самое крайнее по эстетическому радикализму впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременно возникло и в России. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилей» (Гилея – древнегреческое название Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).
Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками – эгофутуристов (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов и др.), группой «Мезонин поэзии» (В. Шершневич, Р. Ивнев и др.), и объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, К. Большаков и др.). Как видим, подобно другим модернистским течениям, футуризм был неоднороден; более того, внутренняя полемика в футуризме отличалась особой непримиримостью, а границы между разными группировками были довольно подвижными.
В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своём эстетическом проектировании они опирались на новейшие научные и технологические достижения.
Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки – физику, математику, филологию – отличало футуризм от других модернистских течений.
Футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала. Оптимальной реакцией на их творчество были не похвала и сочувствие, а агрессивное неприятие, протест.
Футуристы не только обновили значения многих слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста. Лексическое обновление достигалось, например, депоэтизацией языка, введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов. Слово у футуристов можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и даже фонетических элементов.
Ближайшие последствия футуристического штурма могли быть негативными: в сознании публики закреплялись разрушительные импульсы, утверждался культ анархической силы. Однако футуризм послужил и созидательным художественным целям. Это течение по-новому поставило вопрос о границах и функциях искусства. Футуризм заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве, ввёл осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве – не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия.
Б) Прочитайте статью «Футуризм» в учебнике.
На основе ваших записей в ходе лекции и прочитанной статьи подготовьте устные ответы на вопросы (на экране).
1.Каковы характерные черты русского футуризма?
2. Каковы причины возникновения футуризма?
IV. Знакомство с творчеством Игоря Северянина (Лотарёва).
Индивидуальное сообщение учащегося на основе материала учебника и самостоятельно прочитанных стихотворений.
Слово учителя.
Об Игоре Северянине знают, что он написал «Ананасы в шампанском», что ему принадлежат слова «я, гений Игорь Северянин», что он имел небывалый эстрадный успех и на выборах «короля поэтов» победил даже Маяковского. Салонный лев, стихотворец дурного вкуса, самодовольный гордец, мнивший себя гением – были и такие оценки. Однако в его поэзии есть и другая сторона. Валерий Брюсов в статье «Игорь Северянин», указав и на пошлость, и на «отсутствие знаний», и на «неумение мыслить», вместе с тем писал: «Это – лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставит видеть то, что он рисует. Это – истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой».
Работа с текстом (раздаточный материал)6
КЛАССТЧЕСКИЕ РОЗЫ
Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
И. Мятлев.1843 год.
В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слёзы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
1925 год.
- какими настроениями, какими чувствами проникнуто стихотворение?
(Чувство горькой ностальгии наполняет душу лирического героя. Рефреном звучащие строки со словами «как хороши, как свежи были розы» только усиливают это ощущение).- Каким предстаёт автор этого произведения?
(Футурист Северянин, оказывается, совсем не отрицает классическую русскую литературу: в эпиграфе мы читаем строки из стихотворения XIX века. Душу поэта тревожат воспоминания и размышления о России, на что указывают многоточия в тексте стихотворения. Известно, что после революции Северянин постоянно жил в Эстонии, но слова «моя страна» он говорит о России).V.Итоги урока.Домашнее задание.
Подготовьте к уроку внеклассного чтения устный рассказ на тему «Мой любимый поэт серебряного века». Расскажите, чем привлекло вас творчество одного из поэтов начала XX века, постарайтесь сопровождать свои выступления чтением наизусть строк любимого поэта.