Конспект урока на тему Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток (2 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью) Шафоростова Ольга Николаевна
Место работы Московская область, город Подольск,
МОУ «Гимназия № 4»
Должность Учитель начальных классов
Предмет Математика
Класс 2
Тема и номер урока в теме «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток» (6)
Предметная программа и её автор «Математика. 2 класс» Б. П. Гейдман,
И. Э. МишаринаЦель урока: 1)Формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний и действий на основе их переноса в новые условия.
2)Познакомить с устными приемами сложения двузначных чисел без перехода через разряд.
Тип урока Комбинированный.
Модель организации УПД младших школьников Необходимое оборудование АРМ учителя, нетбуки для учащихся (13 штук),
электронная система КОКЗ (комплекс оперативного контроля знаний), мультимедийный проектор, карточки для учащихся, смайлики, жетоны с изображением солнышка (для поощрения правильных ответов), учебник, тетрадь.
Структура и ход урока Представлен
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Решаемая задача Деятельность ученика Деятельность учителя
Название используемых ЭОР, гиперссылка
Время
(в мин.)
1
Адаптационный этап.
1)Адаптация учащихся к деятельности на уроке.
2)Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы.
Учащиеся приветствуют учителя, рассматривают комплект принадлежностей к уроку (конверты с заданиями, смайлики).
Рефлексия настроения.
(голосование смайликами).
Работа в паре (карточка с заданием: вписать по буквам имя героя урока, решив примеры на пройденный материал).
Работают с системой КОКЗ (комплекс оперативного контроля знаний).
Приветствует учащихся. Создает условия возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность посредством поддержания в них веры в свои силы.
Стихотворение о солнышке.
Психологический настрой.
Предъявляет электронное тестирование (найти сумму, разность, число большее на столько-то, какой цифрой оканчивается сумма или разность, какая из записей является уравнением, на именованные единицы, выбор буквенного выражения для решения задачи, найти уравнение по его корню, геометрический материал).Презентация (слайд 1)
(слайд 2)
Работа с системой КОКЗ.
10 мин.
2 Основной этап. 1)Формирование знаний, отношений, действий, опыта.
2)Разрешение интеллект. затруднения. Работают в тетради (запись числа).
Учащиеся с карточкой выходят к доске (советуются, решают и самостоятельно встают в порядке возрастания).
Остальные учащиеся находят лишнее число в этом ряду и обосновывают свое решение (7).
Вспоминают пословицы про число 7.
Чистописание (записать все двузначные числа, в записи которых есть цифра 7).
Отвечают на вопросы.
Работа с нетбуками.
Дополняют информацию, выполняют задание со слайда.
Объясняют известные случаи сложения и вычитания в пределах 100. Выборочно раскладывает на парты карточки с числами.
В каком жанре фольклора упоминается число 7?
Дает домашнее задание: вспомнить или поискать в справочной литературе или Интернете интересные факты о числе 7.
Задает вопросы:
Какими числами мы будем оперировать на уроке?
Какие операции мы выполняем с этими числами?
Где в жизни пригодится умение выполнять эти операции?
Сообщает интересные факты из жизни пчел, связанные с числовыми величинами.
Предлагает вспомнить изученные ранее виды сложения и вычитания в пределах 100.
Электронный тренажер «Пчелки» (отрабатывают навык сложения и вычитания без перехода через десяток).
(слайд 3,4,5,6) 20 мин.
Физминутка. Предлагают варианты решения. Самостоятельно формулируют правило.
Выполняют движения за одноклассниками-тренерами. Задает проблемный вопрос о нахождении возможного решения примеров нового вида, когда оба числа двузначные.
Выполняет вместе с учащимися. Музыкальная электронная зарядка «Бурундучки». 3 Творческий этап.
1)Первичное закрепление знаний, действий, отношений, на основе опыта их применения.
Гимнастика для глаз.
2)Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий. Работают с учебником. Выборочная работа.
Взаимопроверка.
Самостоятельно решают задачу.
Выбирают модель решения задачи для общей проверки.
Работают с учебником, решают уравнение (выборочная работа).
Взаимопроверка.
Выполняют дифференцированные задания на карточке (1 уровень - составить задачу по теме;
2 уровень - выбрать уравнение по теме урока; 3 уровень - решить Дает задание: выбрать из предложенных примеры по теме урока (по вариантам – сложение/вычитание).
Предлагает учащимся решить задачу по теме урока и определить количество меда в бочонке для Медвежонка.
Предлагает модели решения задачи (на доске).
Дает задание гендерное задание: мальчики - выбирают уравнение, которое решается сложением; девочки - уравнение, которое решается вычитанием.
Предлагает карточки с дифференцированным заданием. Интерактивная доска.
Интерактивная гимнастика для глаз. 15 мин.
Рефлексия деятельности. примеры по теме урока.
Презентуют составленные задачи.
Голосуют смайликами.
Поясняют свой выбор.
Зажигают «солнышки» – карточки. Предлагает презентовать свои задания.
Предлагает оценить свою деятельность на уроке.
Просит поднять «солнышки», полученные за правильные ответы и дополнения во время урока.
Передает награду от Медвежонка – бочонок с шоколадными монетками.
(слайд 7) Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.
Оборудование и материалы: учебники, тетради, карточки, компьютер, проектор, нетбуки, интерактивная доска, КОКЗ (комплекс оперативного контроля знаний).
Время реализации: 45 минут.
Задачи:
Образовательные.
Познакомить с новыми случаями сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через десяток: 32+27 и 69-43.
Совершенствование умения решать задачи и уравнения.
Формирование умения работать коллективно, самостоятельно, в паре.
Развивающие.
Развитие логического мышления, творческого воображения, внимания памяти, познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся.
Воспитательные.
Воспитывать положительное отношение к учебному процессу, интерес к предмету и литературе.
Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
Формируемые УУД:
1. Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.2. Познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация, текст, таблица).3.Коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение:
(Слайд )На части не делится солнце лучистоеИ вечную землю нельзя поделить,Но искорку счастья луча золотистогоТы можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. И сегодня в конце урока вы тоже оставите мне на память свое настроение, которое унесете сегодня с урока.
(Показать смайлики)
У каждого из вас будет три смайлика:
один грустный - для тех, что не доволен своей работой на уроке;
другой – с ровными губами – это значит, что вы старались работать, но кое-что вам помогали сделать ваши друзья;
третий – веселый, вам все удалось, вы работали самостоятельно, и помощь вам была не нужна.
II. Психологический настрой.
- Сегодня необычный урок математики. Мы с вами отправимся в сказку. А кто будет главным героем нашей математической сказки попробуйте угадать.
(Работа в парах. Розовая карточка.)-Найдите на столе розовую карточку. Вы - дружные ребята, не бросайте друга в беде. Решите примеры и вставьте буквы на место. Работаем в паре.
35+3 В 47-5 Н 26+3 Е 56-4 Ч 34-3 К
98-2 М 76-3 Т 42+3 Д 84+3 Ж 21+7 0
96 29 45 38 29 87 28 42 28 31
-Как же зовут нашего героя? (Медвежонок)
(Слайд)
- Медвежонок был очень ленивым, но добрым и веселым. Давайте покажем ему, как мы умеем работать.
-Приготовьте пульты, будьте внимательны, мы начинаем разминку.
(Работа с системой КОКЗ)
III. Актуализация, повторение, закрепление и отработка полученных знаний.
1. Чему равна сумма чисел 40 и 30: 10, 80, 70?
2. Чему равна разность чисел 64 и 4: 68, 60, 61?
3. Какое число на 4 больше 13? (9, 16, 17)
4. Какой цифрой оканчивается сумма чисел 34 и 3? (8, 7, 6)
5. Какой цифрой оканчивается разность чисел 67 и 2? (9, 6, 5)
6. Какая из записей является уравнением:
40+20=60 х-6=8 а+30
7. Какая из величин меньше 34 см? (1 м, 3 дм 4 см, 3 дм)
8. В каком числе десятков меньше, чем единиц? (65, 44, 78)
9. В коробке а цветных карандашей и в простых. Сколько всего карандашей в коробке?
а-в а+в в-а
10. Корнем какого уравнения является число 16?
х+3=13 у-7=9 а+6=10
11. В каком многоугольнике четыре стороны, углы прямые и все стороны одинаковые?
(Треугольник, прямоугольник, квадрат)
-Молодцы! Хорошо потрудились.
III. Постановка цели.
Работа в тетради. Запись числа.
(Разложить карточки с числами: 63, 91, 69, 44, 7, 84, 25).
Чистописание.
-Ребята, пока вы писали, я положила некоторым из вас карточку с числом. Выйдите к доске со своей карточкой и встаньте в порядке возрастания ваших чисел.
(7, 25, 44, 63, 69, 84, 91)
-Как вы думаете, какое число в этом ряду будет лишним? (Число 7)
-Почему? (Оно однозначное)
-В русском фольклоре существует много пословиц, в которых упоминается цифра 7. Вспомните их.
(Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз - отрежь.)А домашним заданием будет вспомнить или поискать в интернете интересные факты о цифре 7.
Запись числа 7 в тетрадь.
Запишите все возможные двузначные числа, в записи которых встречается цифра 7.
(17, 27, 37, 47, 57, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 87, 97).
-С какими числами мы будем сегодня работать?
(С числами в пределах 100)
-Какие операции мы выполняем с этими числами?
(Сложение и вычитание в пределах 100)
-Скажите, где нам в жизни может пригодиться умение прибавлять и вычитать?
(При покупке товара, при составлении чертежей, для дальнейшего обучения)
- Целью нашего путешествия будут испытания, которые ждут нашего героя и нас, так как мы должны будем ему помогать своими знаниями.
- Сегодня мы познакомимся с новыми случаями сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через десяток, будем решать уравнения и задачи.
-А чтобы меньше ошибаться при сложении и вычитании без перехода через десяток, давайте закрепим наши вычислительные навыки и поможем Медвежонку.
(Работа с нетбуками. Тренажер «Состав числа 10».)-Какая героиня помогла нам в этом задании? (Пчела)
-Верно. А к какому классу она относится? (Насекомое)
-А знаете ли вы?
Cлайд Интересные факты из жизни пчел.
Для получения ложки меда ( 30 г ) 200 пчел должны во время взятка собирать нектар в течение дня.
Слайд
Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать до 4500 вылетов и взять нектар с 10 млн цветков.
Слайд
Пчеловод при помощи дыма не успокаивает пчел, а создает как бы имитацию пожара. Пчелы, являясь древними обитателями леса, при появлении дыма набрасываются на мед, чтобы запастись им на дальнюю дорогу. Когда же брюшко пчелы заполнено медом и не гнется, она не может пустить в ход жало.
Cлайд Многие медведи очень любят мед и наш Медвежонок не исключение. Но чтобы его получить нужно выполнить задания, которые ему приготовили пчелки. Вот одно из них.
IV. Работа над новым материалом.
-Вспомните случаи сложения и вычитания, которые мы уже умеем решать:
43+5 79-6 54+30 96-40
Посмотрите на пример: 42+36
-Как бы вы его решили?
(Дети пробуют предложить решение этого примера, учитель направляет ход мыслей учащихся.)
Работа по учебнику, с. 82 №4. Выберите пример, который подходит к нашей теме урока.
(54+35)
–А как вы решите пример, если в нем поменяется знак действия? (87-25)
Работа по учебнику, с. 82 №5. Выберите пример, который подходит к нашей теме урока.
(68-43)
V. Динамическая физминутка.
Вы устали, засиделись?Вам размяться захотелось?Отложите вы тетрадки,Приступаем мы к зарядке.
- Трудолюбивые пчелки придумали для Межвежонка новое испытание.
5. Решение задачи № 8, стр. 82
-Пчелки пообещали Медвежонку за хорошую работу бочонок с медом. А сколько в бочонке меда придется определить вам.
6. Решить уравнение (выборочная работа):
Мальчики. Выберите уравнение, которое решается действием сложением. Решите его.
Девочки. Выберите уравнение, которое решается действием вычитанием. Решите его.
в+4=24 у-7=13 28-а=8
VI. Гимнастика для глаз.
7. Дифференцированная работа с карточками.
-Перед вами три карточки. Посмотрите на карточку, оцените задания и выберите ту, которая вам по плечу. Приступайте к работе.
(Доп. №10, стр. 82)
VII. Итог урока.
Рефлексия
-Давайте оценим свою работу.
-Вспомним, что удалось повторить за урок?
- Что показалось трудным?
- Какое задание было самым интересным?
- А с каким настроением вы уходите с урока?
- А теперь оцените каждый сам себя. Сосчитайте, сколько вы заработали солнышек и поставьте себе оценку.
- Давайте поднимем все солнышки, которые вы получили за правильные ответы на уроке. Посмотрите, как светло стало в нашем классе.
-Вы - молодцы! Помогли Медвежонку выполнить все задания. За хорошую работу Медвежонок получил целый бочонок с медом, а вам за помощь он передал подарочек (волшебная корзиночка с шоколадными медальками).
Слайд
- Я вам тоже хочу сказать за такое удивительное общение - спасибо.