Технологическая карта урока по технологии 5 класс учебник Н.В. Синица на тему Швейная машинка
Новикова Ю.А., учитель технологии
МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа»
Покровский район
Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.
Предмет – Технология.
Класс - 5
Тема - «Работа на швейной машине. Охрана труда».
Тип урока - комбинированный
_____________________________________________________________________________________
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут
- рассказать об истории создания швейной машины;
- перечислить основные составляющие швейной машины;
- разделить понятие « промышленная швейная машина» и « бытовая швейная машина» швейная машина с электроприводом, ручным приводом и ножным приводом;
- научиться соблюдению правил безопасного труда;
- научиться подготавливать машину к работе - наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижние нитки
- дать характеристику профессии швея, портной;
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать работу с текстовым и слайдовам планами, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль, оценивать качество выполнения изделия в соответствии с имеющимися критериями; определить последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, знаково-символические действия, включая моделирование;
коммуникативные: рационально организовывать рабочее место, продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение; умение вести сотрудничество с учителем, познавательный анализ, синтез, обобщение, классификация, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут
- сформулировать собственное мнение о значении швейной машины и навыках умения шитья на швейной машине в жизни человека;
- самоопределение - умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- с уважением относится к труду и профессиональной деятельности человека в целом.
_____________________________________________________________________________________
Словарь урока:
Швейная машина – основное технологическое оборудование для изготовления швейных изделий
Привод – устройство, с помощью которого рабочая часть машины приводится в движение
Регулятор длины стежка – вращающийся диск с цифрами, которые задают длину стежка в пределах от 0 до 6 мм
Переключатель вида строчек – вращающийся диск на передней панели швейной машины, на котором каждой букве соответствует определённый вид строчки;
Клавиша шитья назад – приспособление, при помощи которого машина может шить в обратном направлении, что даёт возможность закреплять строчку в начале и в конце, чтобы она не распускалась.
Основные узлы швейной машины с электрическим приводом: платформа машины, лапка, прорези для нитки, регулятор натяжения верхний нитки, нитепритягиватель, устройство для натяжения нитки, штыри для катушек, моталка, маховик, стопорное кольцо, переключатель вида строчек, таблица выбора строчек, главный выключатель, клавиша шитья назад, регулятор длины стежка, педаль привода. Шпулька.
______________________________________________________________________________
Ресурсы урока:
- рабочие листы для учащихся, технологические карты (на каждого ученика или на пару в зависимости от содержания урока);
- листы самооценки (на каждого ученика) или взаимооценки (для оценивания учащихся в парах или группе);
- учебник технология. Технологии ведения дома. авторы Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.
-рабочая тетрадь к учебнику
- компьютер;
- швейная машина Comfort 14;
-коробка со швейными принадлежностями;
- Инструкция «Правила техники безопасности при работе на швейной машине с электроприводом»
-образцы (эталоны) строчек.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся время
1 этап
Орг. момент
- приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем месте. Создание позитивного настроя .- проверяют наличие учебных материалов на рабочем месте. не более
1 мин.
2 этап.
Мотивация - Добрый день, ребята! Я желаю вам удачного дня и хочу начать урок с загадок.
Они обычно для шитья; И у ежа их видел я.Бываю на сосне, на ёлке,А называются? (Иголки)Шагает мастерицаПо шёлку да по ситцу,Как мал её шажок!Зовётся он - стежок(Иголка и нить)
Инструмент бывалый -Не большой, не малый.У него полно забот, Он и режет, и стрижет.(Ножницы)На поляне шерстяной Пляшет тонконожка.Из-под туфельки стальной Выползает стежка.(Швейная машинка)
Задаёт вопрос классу:
- Как вы думаете, что общего между этими загадками?
Формулирование проблемы: мы много знаем о ручных швах, но не умеем быстро и качественно выполнять швейные работы
- На прошлом уроке мы изучили ручные швы. Напомните, как они называются и для чего предназначены? (Слайд 2)
Раздаёт образцы швов
- Сравните швы
-Скажите, какие из них ручные, а какие машинные?
- Какой шов прочнее?
- Хотелось бы вам научиться шить на швейной машине?
- Как вы думаете пригодиться ли вам в будущем умение работать на швейной машине?
- Формулирование темы урока: Скажите, как вы думаете, какая сегодня тема урока?
Помогает сформулировать тему урока.
(Слайд 3) - участвуют в обсуждении;
- отвечают на проблемные вопросы;
-отгадывают загадки.
-высказывают своё мнение, объединяя ответы на загадки в связующее звено.
Ответы учащихся:
- Все эти предметы предназначены для швейных работ.
1.Временное ниточное соединение двух деталей- сметывание.
2. Временное ниточное закрепление подогнутого края- заметывание.
3. Предохранение среза детали от осыпания с помощью иглы и нитки -обметывание.
Ответы учащихся:
Ручные швы менее прочные, ими временно соединяют детали одежды.
- Машинные швы прочнее ими соединяют детали одежды.
Делают вывод, что эти швы более прочные, ровные, красивые
Формулируют тему урока:
- Мы будем изучать швейную машину.
не более
3 мин.
3 этап.
Актуализация знаний. 1. Как вы думаете, для чего людям нужна швейная машинка?
2.Что нам необходимо узнать прежде чем начать работу на швейной машинке?
3. У кого дома есть швейная машинка?
4. Кто уже пробовал шить на швейной машине? -отвечают на вопросы учителя
- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;
- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) не более
1-2 мин.
4 этап. Целепола-
гание и планирование
Цели урока: после урока вы сможете
- дать определение понятию «швейная машина» и основных узлов швейной машины;
- знать историю изобретения швейной машине;
-знать охрану труда при работе на швейной машине с электрическим приводом
- осваивать технологию намотки нижней нитки на шпульку и заправку верхней и нижней нитки;
- продолжить формирование умений отвечать на поставленный вопрос, анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос; - отвечают на вопросы
«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,
«Какие вопросы касаются темы «Работа на швейной машине. Охрана труда» не более 1 мин.
План.
1. История создания швейной машины.
2. Основные узлы швейной машины с электрическим приводом. Охрана труда.
3. Технология намотки нижней нитки на шпульку и заправка верхней и нижней нитки. - задают уточняющие вопросы;
- узнают последовательность учебных действий 6 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся время
1 вопрос.
История изобретения швейной машины.
1. Делает сообщение по истории изобретения швейной машины. Знакомит с профессией швея.
2. Работа с схемой «Виды швейных машин» (слайды 18-22)
Назовите преимущества и недостатки типов швейных машин
- мозговой штурм;
- знакомство с другими ответами;
- дополнение списка;
-запись в таблицу названий наиболее распространённых видов швейных машин.
3. Организует работу с определением «швейная машина».
- запись в тетради (с доски или из презентации) - участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;
- сравнивают варианты ответов, делают выводы;
- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях. не более 4-5 мин.
не более 2-3 мин.
1-2 мин.
2 вопрос
Основные узлы швейной машины с электрическим приводом. Охрана труда.
Предлагает открыть учебник на стр. 120 и рассмотреть рис. 69 рассмотреть основные узлы швейной машины с электрическим приводом.
Предлагает записать определения «переключатель вида строчек», «Регулятор длины стежка», «клавиша шитья назад» в тетрадь.
Предлагает учащимся подойти к швейной машине показать на ней узел и назвать его.
Доводит до учащихся информацию о охране труда при работе на швейной машине с электрическим приводом.
(слайд).
Оформляет записи в журнале по охране труда. - работа с разными источниками информации – поиск и извлечение нужной информации;
- оформление записей в тетрадях и таблицах;
- оформляют записи в таблицах 3-4 мин.
3-4 мин
3 вопрос
Технология намотки нижней нитки на шпульку , заправка верхней и нижней нитки. 1.Объясняет технологию намотки нижней нитки на шпульку и заправку верхней и нижней нитки.
Раздаёт инструкции
(приложение 1) Работают с учебником и инструкциями
Регулируют собственное речевое поведение. 3-4 минуты
4. Использование здоровьесберегающих технологий на уроке. Оздоровительный момент. Гимнастика для рук, ног, глаз.
Выполняют упражнения. 1 мин
7 этап. Включение нового знания в систему знаний Организация работы по «выполнению намотки нижней нитки на шпульку и заправки верхней и нижней нитки». (приложение 4)
Цель – освоить технологию намотки нижней нитки на шпульку и заправки верхней и нижней нитки. Работают с инструкциями. Работают со швейной машиной :- наматывают нижнюю нитку на шпульку
-заправка верхней и нижней нитки
-выведение нижней нитки наверх 7- 9 мин.
- Организация проверки выполнения задания и контроль за выполнением задания. - проводят презентацию результатов своей работы , фиксируют итоги работы других, задают вопросы. 2-3 мин.
8 этап. Рефлексия и оценивание. Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли? Достигли ли мы поставленных целей? Когда это знание будет вам необходимо?
Как вы открыли новое знание?
Оцените свою работу на уроке.
- организация самооценивания или взаимооценивания (Приложение 4)
Выставление оценок за урок. Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.
Ученики оценивают степень достижения цели.
Отвечают на вопросы
-заполняют оценочные таблицы 2-3 мин.
9 этап.
Домашнее задание Домашнее задание.
Задание для всех
П.19 с.119-127 (обязательно для всех), РТ задание 1,4 стр.46-47
Подготовить ткань и коробку с рабочими инструментами
Задание дополнительное (по желанию)
Найти в интернете
А)информацию о современных видах швейных машинок;
Б) информацию о знаменитых российских портных и модельерах 1-2 мин.