Конспект урока по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речи (5 класс). Открытый урок.
Открытый урок русского языка по теме
«Имя прилагательное». 5 А класс
Цели:
Познавательные:
актуализация опорных знаний по теме “Имя прилагательное”, применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях;
находить имена прилагательные в тексте и указывать их грамматические признаки
научить самостоятельно добывать знания по теме “Имя прилагательное”.
Развивающие:
развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса;
интеллектуальное и общее развитие учащихся;
развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, строить аналогии, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;
развитие творческих способностей учащихся;
развитие исследовательских способностей школьников.
Воспитательные:
создание творческой эмоциональной обстановки;
формирование гуманного отношения друг к другу, умения слушать товарища, не перебивать.
Тип урока: объяснение нового материала с учётом знаний, полученных в начальной школе
Оборудование:
1) персональный компьютер;
2) мультимедийный проектор.
3) программные средства: Microsoft PowerPoint; слайд-презентация.Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему
1. Орфографическая минутка: Предложение, расположить, прилагать, располагать, приложение, предположительно, прилагательное.
Сценка о прилагательном.
Г-жа Простакова: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?
Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.
Г-жа Простакова: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?
Г-жа Простакова: Вот эта!
Митрофанушка: Эта? Прилагательна!
Г-жа Простакова: Почему же?
Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.
Г-жа Простакова: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофанушка: И ведомо!
- Что означает слово «Прилагательное»?
- Это слово очень часто встречается в нашей речи. Мы должны дать ему определение или составить его паспорт.
- Вы, наверное, видели паспорт у своих родителей. Какие сведения можно узнать о человеке из этого документа?
- Начнём собирать сведения о прилагательном
3. Повторение сведений о прилагательном, изученных в начальной школе. Работа с тестом. Самостоятельная оценка теста. (Слайд №1,2)
3. Объяснение новой темы
1. В паспорте обязательно есть фотография. У прилагательного тоже есть свой портрет. Вот как представляет себе прилагательное одна девочка.
- Имя прилагательное - это художник с красками и палитрой в руках. Он молодой, высокий, красивый. Краски ему нужны для того, чтобы раскрашивать всё вокруг. Махнёт кистью с голубой краской – появится голубое небо. Возьмёт красную краску - станут румяными щёки у детворы на горке. Прилагательному все рады. Он весёлый, жизнерадостный, добрый.
Очень занимательное - Имя прилагательное.Трудно будет без него,Если пропадет оно.Ну, представь-ка себе это:Как без признаков предметаБудем спорить, говорить,Веселиться и шутить?
2. Поговорим о том, что обозначает прилагательное. В рассказе Таня использовала много прилагательных: молодой, высокий, красивый, голубой, красный, румяный и др.
- Что обозначают прилагательные? (признак предмета)
- Дополните ряды прилагательных, которые обозначают
Качество характера: весёлый,..
Возраст: молодой,...Материал: стеклянный,...Время: вчерашний,...
Цвет: чёрный,...Принадлежность: лисий, мамин,.. (записать)
- На какой вопрос отвечают последние прилагательные? (чей?)
Вывод: прилагательные отвечают на вопросы какой? и чей?
3. Словарно-орфографическая работа. Составление словосочетаний с данными прилагательными. ( Слайды 3-12)
Оранжевый, лиловый, багряный, фиолетовый, лиловый
Лиловая фиалка, оранжевый апельсин, фиолетовый ирис, бирюзовое море, багряный закат.
4. Употребление имён прилагательных в речи, устной и письменной.
Ученическая исследовательская работа (Слайды 13-17)
Мы очень часто пишем сочинения по картинам, где изображена природа. Мне очень понравилась картина И.И.Шишкина “Рожь”. (Слайд №13)
Я решил её описать. Сочинение получилось вот таким. (Слайд 14)
После работы над сочинением я понял, что без прилагательных описать картину невозможно (Слайд 15)
Попробуем удалить все прилагательные из текста. Сочинение стало совершенно другим, в нём нет ни красок, ни простора, ни богатства русской земли (Слайд №16)
Картина без красок теряет свою красоту, и текст без прилагательных становится невыразительным, тусклым, скучным. (Слайд №17)
Таким образом, я согласен со стихотворением:
У существительных подчасНе жизнь, а просто скукаНи цвета нет у них без нас,Ни запаха, ни звукаНо если нас к ним приложить, Им веселее будет жить.
- Почему же мы не можем обойтись без прилагательного?
(Имена прилагательные украшают нашу речь, позволяют выражать настроение, переживания, делиться впечатлениями об увиденном, давать точную характеристику предметам)
Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,Приготовился к зарядке.Повернулся влево, вправо,Приседанье сделал справно,Клювиком почистил пух,И скорей за парту – плюх!
5. Синтаксическая роль имени прилагательного.
Тонкие и прямые берёзы стоят на косогоре. (Берёзы какие?)
Берёзы тонки и прямы. (Берёзы каковы?)
Вывод: прилагательные в предложениях являются определениями и сказуемыми.
Поиграем
А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):
Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)
Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)
2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
1 ряд – трава 3 ряд – море
2 ряд – снег
4. Закрепление изученного.
Прочитайте текст и определите его стиль. Много в тексте прилагательных, почему? (Слайд №18)
- В каком стиле речи прилагательные употребляются в переносном значении? Для чего? (Чтобы ярче, образнее изобразить предмет)
3. Игра: Назвать 4-е лишнее: (Слайд №19)
Итак, ребята, почему лишними оказались слова розоветь, белизна, хорошо, украсить? (Это не прилагательные.)
- Как же вы узнали, что остальные слова - имена прилагательные?
- Назовите морфологические признаки прилагательного.
4. Оформим паспорт прилагательного: (Слайд 20)
- На какие вопросы отвечает прилагательное?
- Что обозначает прилагательное?
- Как изменяются прилагательные?
- С какой частью речи согласуется прилагательное?
- Какова синтаксическая роль прилагательного?
Для поднятия настроения показать фото. По каждому фото можно угадать эмоцию человека и подобрать прилагательные.
5. Домашнее задание:
6. Итог урока. Оценки за урок
7. Рефлексия
Что вам понравилось на уроке?
Что вы узнали о прилагательном?
Если вам понравился урок, похлопайте себе в ладоши.