Познавательно-речевое занятие в средней группе В гостях у осени


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Джалильский детский сад № 6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе
«В гостях у осени»
Воспитатель: Халиуллина Р. Р.
2016, октябрь
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе
Тема: В гостях у осени.
Программное содержание: Закрепить представления детей о приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
Учить называть приметы осени.
Расширить словарный  запас по теме “Осень”.
Развивающие:
Развивать связную речь.
Развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы  лица.
Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Формировать умения работать в коллективе.
Активизация словаря: зимующие и перелётные птицы; березовые, кленовые, дубовые листочки; листопад; дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, солнечная погода.Подготовительная работа: Наблюдения за осенней погодой, чтение стихотворений и рассказов об осени; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, отгадывание загадок.
Оборудование и материалы: Экран, проектор, магнитофон; листочки, картинки зимующих и перелетных птиц, мячик, корзинка, шишки, грибы-муляжи. Ход:
В: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте.
В: Ребята, послушайте загадку.
«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».
(Осень!)
В: Осень – это одно из четырех времен года. У каждого времени года есть свои приметы.
(Презентация «Осень», только приметы)
В: Ребята, какие приметы осени знаете вы? (ответы детей)
В: Молодцы, вы очень много назвали примет.
- Посмотрите, к нам залетел осенний листочек! Это не простой листочек. Он приглашает нас в лес, найти приметы осени.
- Вы согласны?
- Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три!
- Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, какая красота нас окружает!
(обращаешь внимание детей на экран, слайд осеннего леса и слайд с опавшими листьями)
В: Ой, ребята, посмотрите, сколько листьев упало на землю.
В: Скажи, Радмир, с какого дерева этот листок?
Радмир: С березы.
В: На березе какие листочки?
Радмир: Березовые листочки.
В: Элина, с какого дерева этот листок?
Элина: С клена.
В: На клене какие листочки?
Элина: Кленовые.
В: Скажи, Альбина, с какого дерева этот листок?
Альбина: С дуба.
В: На дубе какие листочки?
Альбина: Дубовые.
В: Ребята, а какого цвета осенние листочки?
Д: Красные, желтые, оранжевые, коричневые.
В: Молодцы! Когда листики желтеют, что с ними происходит? (Ответы детей)
В: Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы?
Д: Листопад.
(Просмотр слайда с листопадом)
В: Правильно, листопад. Давайте все вместе повторим это красивое слово.
(Раздаю листочки детям)
В: А сейчас подуем на листочки и сделаем красивый листопад.
- Подул легкий ветерок (2-3 раза)
- Сильный ветер вдруг подул
Листики с деревьев сдул.
(Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки)
В: Ребята, давайте соберем красивый букет, когда вернемся в группу поставим их в вазу. ( Собираем листья, поем татарскую песню «Яфрак бэйрэме»)
В: (прикладываешь указательный палец ко рту, призываешь детей прислушаться) Как тихо, опустел осенний лес, не слышно пенья птиц, только капельки дождя шуршат опавшей листвой.
В: Куда улетели птицы?
Д: Птицы улетели в теплые края.
В: Все птицы улетели в теплые края?
Д: Нет, только перелетные птицы улетели в теплые края.
В: Какие перелетные птицы вы знаете?(Дети называют)
В: Какие птицы остались?
Д: Зимующие птицы остались.
В: Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети называют) А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Зимующие и перелетные птицы». В синим обруче живут зимующие птицы, а в красном – перелетные. У кого картинка с зимующей птицей они заходят в синий обруч, а у кого перелетная птица – в красный обруч. Раз, два, три –игру начни.
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
- Ребята, наш новый друг, Осенний листочек, зовет нас дальше.
В: Раз, два, три, четыре, пять
Дальше мы идем гулять.
На носочках мы идем,   (Ходьба на носках)
И на каблучках пойдем. (Ходьба на пятках)
В: Ой, ребята, а здесь корзина. Но прежде чем посмотреть, что в корзине, нужно отгадывать загадки. Молодцы.
(Загадки в презентации)
В: А хотите поиграть еще? Игра называется «Какая погода бывает осенью?» Я буду давать вам шишку и задавать вопрос, а вы отвечаете и шишку обратно мне возвращаете.
-Если идет дождь, погода какая? (Дождливая)
-Если дует ветер, то погода?(Ветреная)
- Если на улице холодно, погода? (Холодная)
-Если пасмурно, то .. (Пасмурная)
-Если светит солнышко, то погода…(Солнечная).
Молодцы, вы все справились с заданием.
В: Давайте продолжим наше путешествие.
Раз – два – три – четыре – пять –
Дальше мы идем гулять.            (Обычная ходьба)
По неровным дорожкам потихоньку мы пойдем.        (Ходьба с высоким подниманием колен)
Может быть, и под листочком
Большой гриб найдем.
Ребята, смотрите, здесь корзинка с грибами. Интересно, чья она? Чтобы это узнать, мы должны вспомнить, кто живет в лесу?
Д: (индивидуальные ответы детей)
В: А вы знаете, как животные к зиме готовятся?
(Презентация)
Значит, кто нам приготовил грибы?
Д: Еж.
В: Давайте, скажем ежу спасибо.
В: Хорошо в лесу, но нам пора возвращаться обратно в детский сад. Раз, два, три. Листочек домой нас проводи.
- Ребята, где мы с вами сегодня были? Вам понравилось в лесу? Мы сегодня с вами нашли очень много примет осени, узнали как животные готовятся к зиме. Молодцы.