Урок гражданственности Донбасса Все профессии важны, все профессии нужны (1 класс)
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ТОРЕЗА
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 8 им. Д.А. Рыбалко
города Тореза
муниципальный этап Республиканского конкурса методических разработок «Методический шедевр»
номинация «Методическая копилка»
направление «Открытое мероприятие для детей»
УРОК ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА
1 КЛАСС
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Сытникова Елена Витальевна,
учитель начальных классов
2016-2017 уч. год
Урок гражданственности Донбасса, 1 класс
Макросфера «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Трудом славен человек»
Тема «Все профессии нужны, все профессии важны».
Цель деятельности педагога: формирование представлений первоклассников о различных профессиях, специальностях, необходимых для развития Донецкой Народной Республики; родного города, поселка, содействие трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников
Планируемые результаты:
Предметные: умение структуировать и систематизировать изученный материал о мире профессий
Личностные: развивать познавательный интерес к истории родного края, умение выделять существенные и несущественные признаки объекта, умение сравнивать, обобщать
Метапредметные :Познавательные УУД: знакомство с рабочими профессиями Донецкой Народной Республики, почетным трудом шахтераРегулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проявлять самостоятельность и инициативность
Коммуникативные УУД: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме, умение делать выводы на основе полученной информации; умение работать в паре, группе
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Образовательные ресурсы: проектор, презентация, карточки для парной и групповой работы, выставка книг с произведениями о труде, глыба угля, видеофизминутка, клей, ножницы, смайлы
Сценарий урока
1.Организационный момент. Введение в урок
Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем-
И урок наш начинаем.
Психоэмоциональный настрой. Упражнение «Ладошки»
Обучающиеся дотрагиваются друг к другу ладошками, желают успехов, учитель образно дотрагивается своими ладонями ко всем обучающимся класса
Представление девиза
Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно!
II. Сообщение целей, задач. Мотивация учебной деятельности.
Игра Деда Буквоеда- Ребята, для того, чтобы узнать, какая будет тема сегодняшнего нашего урока, я предлагаю собрать рассыпавшиеся буквы Деда Буквоеда.
Профессия труд
Обучение детей формулировать цели, задачи урока
-Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О мире профессий)
- Что бы вы хотели узнать о профессиях?(Ответы детей)
- Сегодня мы узнаем, что такое профессия, познакомимся с некоторыми из них, узнаем, какая ведущая отрасль нашего региона, какие специалисты нужны нашей молодой Республике, нашему городу Торезу, попробуем ответить на вопрос - какая профессия самая важная?
В конце урока, я думаю, нам удастся увидеть прекрасный город Мастеров, который вы создадите сами.
- Итак, тема нашего урока гражданственности - «Все профессии нужны, все профессии важны». Трудом славен человек.
Знакомство с выставкой литературы о мире профессий
III. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений
Вступительная беседа. Применение межпредметной связи (русский язык). Работа с толковым словарем
- Ребята, что такое профессия? (Ответы детей)
-Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова.
- А для чего нам нужен толковый словарь? На каком уроке мы с ним работаем?
- В толковом словаре (показываю) есть такое толкование этого слова
- Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.
Проблемный вопрос
- Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор любой профессии?
Рассказ учителя
- В мире существует тысячи различных профессий. Каждый человек выбирает одну, которой он посвящает всю свою жизнь.
- Вы учитесь в начальной школе. Но должны знать, что путь к любой профессии начинается со школьного порога, с 1 класса. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту,- выбор профессии.
- А для этого нам нужно хорошо учиться, овладевать знаниями.
Свободный микрофон «Кем я хочу стать»
Труд строителя всем нужен
Нужен нам и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечить,
Учитель, чтоб учил
Лётчик нужен, чтоб летать
Ну, а кем ты хочешь стать?
- Ребята, а ведь у нас каждого из вас есть мечта. Кем вы хотите стать, когда вырастете? ( Ответ детей )Беседа. Знакомство с профессией родителей
- Ваши родители тоже, когда- то были маленькими и о чем- то мечтали, и в школе выбрали себе профессию, к которой стремились.
-Расскажите, ребята, о профессиях ваших родителей, кем они работают?
Рассказ детей о профессиях родителей
Мини-итог.Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем)
ІV. Усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий
Вступительное слово учителя
- Ребята, издавна любой труд всегда был в почете. Народная мудрость тому доказательство. Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Работа в парах
Собрать «рассыпавшиеся» пословицы, объяснить смысл
Кончил дело а лень портит
Дело мастера не сиди на печи
Хочешь есть калачи, боится
Труд кормит, гуляй смело
Мини-итог. Межпредметная связь (литературное чтение, рус. язык)
- Эти пословицы можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения при написании творческих работ.
Динамическая пауза «Правда или нет?»
Если правда – хлопать в ладоши, если нет – топать.
Правда ли, что пекарь доит корову?
Правда ли, что таксист перевозит людей?
Правда ли, что парикмахер стрижёт волосы?
Правда ли, что кондитер печёт торты и пирожные?
Правда ли, что библиотекарь разносит почту?
Правда ли, что садовод ухаживает за садом?
Правда ли, что полицейский ловит бандитов?
Игра «Доскажи словечко». Проблемный вопрос
-Какие из услышанных профессий нужны нашему молодому государству?
Трактор водит … тракторист
Электричку …машинист
Стены выкрасил … маляр
Доску выстрогал … столяр
В доме свет провел … монтер
В шахте трудится … шахтер
В жаркой кузнице … кузнец.
Кто все знает … молодец!
Мини – итог. Это все рабочие профессии и они нужны нашей Республике.
Знакомство с почетной профессией шахтера
- Ребята, сегодня вы мне рассказали о том, что у многих из вас родители работают на шахте, потому что ведущая отрасль нашего Донецкого края – угольная промышленность и основная профессия угольной промышленности – профессия шахтера.
- О почетной и тяжелой профессии шахтера сложено немало песен. Предлагаю послушать одну из них, которая называется «В чистом небе Донецком»
Прослушивание песни «В чистом небе Донецком». Проблемный вопрос- А где вы могли слышать эту песню? Как называется праздник, на котором чествуется труд шахтера?(День шахтера).
- Когда отмечается этот праздник? (Ответы детей)
Рассказ учителя с элементами беседы. Межпредметная связь (окружающий мир, литературное чтение)
- В этот день звучат песни о славном и доблестном труде шахтера у нас на поселке, а также во всех шахтерских городах Донецкой Народной Республики.
- Почему автор считает «трудные шахтерские дороги»?
- Немало сложено о почетной профессии шахтера стихотворений, рассказов, повестей, собрано легенд. Все это нам подарили и дарят в своем творчестве писатели родного края и города - Александр Кузьменко, Павло Байдебура, Иван Костыря, Виктор Головач. С некоторыми из них вы можете познакомиться, они сегодня представлены на выставке.
- Скажите, ребята, а где еще добывают уголь? В какой соседней республике, которая граничит рядом с нашей? (В Луганской Народной Республике).
- Посмотрите, для нас, это простой глыба угля.
- А знаете ли вы, что это природное ископаемое, образовавшееся из частей древних растений под землей без доступа кислорода.
- Первые ученые обнаружили уголь в Донецком бассейне более 3 веков назад, когда через дикие Донецкие степи проезжал царь Петр Первый, его солдаты бросили неизвестные камешки - уголья в костер, а они загорелись. Ученые всерьез заинтересовались этими чудными каменьями, дающими тепло, начали разрабатывать схемы добычи угля.
- Какой цвет флага ДНР символизирует цвет «черного золота» - угля? (Черный)
-О работе шахтера несколько веков назад и развитии угольной промышленности очень хорошо освещено в музее ДК им. Кирова. Там показано с помощью макетов, как раньше добывали уголь, какие жилища были у шахтеров, одежда, орудия труда шахтера.
Мини-итог. Итак, для чего сегодня шахтеры добывают уголь? (Тепло в наших домах, уголь возят на тепловые электростанции, которые дают свет нашему молодому государству. Ближайшие электростанции- Зугресс «Зуевская ТЭЦ», Старобешево )
Беседа
- К сожалению, очень неспокойно на нашей родной земле. Война принесла Донецкому краю разрушенные дома, больницы, школы. Поэтому, какая сегодня профессия не менее актуальна, чем профессия шахтера? (Строитель, военный, врач, медицинский работник)
-Кто хотел бы стать строителем? А кто военным? Врачом, медсестрой?
Мини-итог. Нам с вами, ребята, предстоит строить не только школы, больницы, дома, но и наше будущее. Все в наших руках.
Танцевальная физминутка «Все профессии нужны!»
V. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.- А сейчас пришло время узнать, какие нужны еще специальности, как для развития нашей молодой Республики, так и для нашего родного города Тореза
Работа в группах. Инструктаж по БЖ при работе с ножницами, клеем. Распределение ролей
Творческое задание – узнать по картинкам, предложенному стихотворению, загадке, о какой профессии идет речь, составить коллаж и представить классу.
Защита профессий. В процессе работы на доске составляется коллаж
VI.Рефлексия «Город Мастеров»
- Итак, посмотрите, ребята, какой славный Город мастеров мы с вами построили! А ведь все эти профессии нужны нашему молодому государству, нашей молодой Республике!
- Ребята, если вам понравился сегодня наш урок, заселите наш Город человечками, которые улыбаются. Поднимите картинки со смайлами. Если вы чем - то огорчены или не совсем у вас что - то получалось, выберите грустного человечка и поселите его в городе.