Методическая разработка классного часа на тему: Тайны комнатных растений
Тема: Тайны комнатных растений
Цель: сформировать представление об уходе за комнатными растениями.
Задачи: -образовательные: закрепить знания об основных потребностях комнатных растений; обобщить представление о способах ухода;
-развивающая: развивать навыки практической деятельности, исследования, работы в группе.
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь. Формировать понимание значимости порученного дела. Воспитать бережное отношение к природе.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока. Материалы: живые комнатные растения с названиями.
Ход занятия
Выращивая комнатные цветы, такие привычные для нас, мы уже и не задумываемся, что эти растения из иных стран и даже климатических зон.
Наши комнатные растения это тоже живой организм, они рождаются, размножаются, умирают. Мы разговариваем с ними и стремимся понять, чтобы сделать их жизнь комфортнее, но самое удивительное, что под их незаметным влиянием меняемся и мы сами Для того, чтобы вырастить некоторые комнатные растения требуется особые знания и умения. Уход за комнатными растениями зависит от множества факторов, которые обязательно необходимо учитывать каждому цветоводу. Соответствующей литературы о комнатных растениях очень много, но ответы на свои вопросы найти не так просто.Комнатные растения издавна украшали жилище человека.
Комнатные растения – постоянные обитатели кабинетов нашего техникума. Хорошо приживаются обитатели тропических лесов и болот, которые на родине имеют условия, сходные с комнатными: бегония, бальзамин, фикус, традесканция.
Выносливые растения пустынь – амаралис, кливия, алое, хлорофитум. Некоторые субтропические – герань, аспедистра.
Комнатные растения оздоравливают микроклимат помещения, в котором находятся: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.
Что значит «комнатные растения»?
- Такие растения люди выращивают дома, их ставят в комнате на подоконник или специальную полку. Эти растения привезены из тёплых стран, где не бывает холодной зимы. Комнатные растения приносят пользу людям. Некоторые из них обладают лечебными свойствами.
- Посмотрите за окно. Что вы видите? ( Зима. Растения спят до весны).
- Где мы можем видеть растущие и цветущие неспящие растения? ( В тёплых помещениях.)
- Как называют растения, которые живут и растут в комнатах? (Комнатные)
Молодцы, а для чего человек выращивает комнатные растения?
(комнатные растения украшают жилище, радуют своей красотой, очищают воздух от грязи и пыли).
Что, ребята, необходимо для жизни комнатных растений?
(свет, вода, почва).
Ребята, как вы думаете, что же нужно знать любителям комнатных растений? (особенности растений, как ухаживать за комнатными растениями).
А как вы считаете, что значит ухаживать за комнатными растениями?
(следить за тем, чтобы растения имели доступ к свету, им было тепло, поливать и опрыскивать растения).
Ребята, а как называется профессия человека, ухаживающего за цветами? (цветовод).
Ребята, как узнать, что растение нужно полить?
(земля сухая, листья опущены)
Какой водой мы поливаем?
(отстоявшейся водой комнатной температуры)
Для чего нужно рыхлить землю?
(чтобы лучше поступал воздух)
Кроссворд «Комнатные растения».[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Зелёный паучок» - растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают растеньица-детки. (Хлорофитум)
Растение, которое имеет прозвище «Ванька мокрый». (Бальзамин)
Растения со свисающими ветками. (Традесканция)
Растение, которое похоже на зелёного ёжика. (Кактус)
Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ)
Очень распространённое комнатное растение с цветами розового, белого, красного цвета, которые собраны в зонтик. (Герань)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слова по горизонтали: 1 – кактус, 5 – сенполия, 6 – сансевьера, 10 – хлорофитум,13 – каланхоэ, 14 – традесканция.
Слова по вертикали: 1 – колеус, 2 – аспарагус, 3 - монстера, 4 – толстянка, 7 – бегония, 8 – алоэ, 9 – азалия, 11 – фикус, 12 – плющ.
Ты должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
Хрустит за окошком морозный денёк.Стоит на окошке цветок-огонёк.Малиновым цветом цветут лепестки,Как будто и вправду зажглись огоньки. Его поливаю, его берегу,Его подарить никому не могу!Уж очень он ярок, уж очень хорош,Уж очень на мамину сказку похож!
Отгадайте загадки и ответьте на вопросы:
На окне цветок колючий
Смотрит за околицу.
Вы его не троньте лучше:
Очень больно колется. (Кактус.)
Рано утром поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей моя (фиалка).
Лист растёт косой,
Не умыт росой;
У него на спинке
Белые пестринки;
А цветы горстями,
Красными кистями. (бегония)
С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза. (фикус)
У какого растения лист «одет в рубашку»? (У фикуса)
У какого растения кончик молодого листа завёрнут как улитка? (У папоротника)
У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (У герани)
Как называются по научному «тёщин язык» и «щучий хвост»? (Сансевьера)
Это растение помогает при глазных заболеваниях, им лечат язву желудка, астму, ожоги. (Научное название – Алое). Как оно называется по-русски и почему? (Столетник. Название связано с крайне редким цветением этого растения в комнатной культуре)
Игра - викторина
- Ребята, а теперь давайте поиграем.
1. хлорофитум
2. фиалка
3. алоэ (столетник)
8.бальзамин
«Комнатные растения»
4.герань (пеларгония)
7.нефролепис
6.бегония
5.сансевьера
Вопросы:
При правильном ответе на экране открывается название растения и следом его изображение.
1. Хотели детишки от мамы удрать, Но мама сумела их всех удержать. Вот так и висят те пучки - малолетки. На нитях – зелёные растения-детки. (Хлорофитум)
Это растение выделяет большое количество кислорода, очищая воздух.
2. Из листка на удивленье Можно вырастить растение. Я сорву цветок, не жалко, Будет новая. фиалка.
Второе название этого красивоцветущего растения – сенполия, можно размножать листочками (Фиалка).
3. Стебли древовидные,
листья мечевидные,
Может он живёт сто лет?
Что вы скажите в ответ? (Алое)
А в народе его называют столетник, ранник, лечебник.
4. Цветы и листья этого растения имеют резкий характерный запах. Пахнет стебель и цветочки,Опушённые листочки.Ты пораньше утром встань -И полей свою (Герань).
- Как ещё называют это растение? (Пеларгония)
5. В народе это растение называют «щучий хвост».
Плоский, длинный, а не брус
Полосат, но не арбуз (Сансивьера)
6. Всю зиму и все лето
В красное платье одета.
Ответ: (Бегония).
7. Среди листьев – огоньки, Ваньки мокрого цветки. Так назвал его народ – Много он водички пьёт. А как правильно назвать, Постарайся нам сказать! (Бальзамин).
И последняя загадка.
8. В нашей комнате растёт, Никогда он не цветёт. Листья у него, как перья, А в народе есть поверье – Где в лесу он зацветёт, Человек там клад найдёт.
(Нефролепис, папоротник).
Литература:Белозерская Э. «Домашний цветник», М., Феникс, 2003 г.
Гордиенко Е., Эльфа П.Д. «Всё о комнатных растениях», М., Владис, 2009 г.
Приходько С.Н. «Лечебница на подоконнике», Киев, «Научная мысль», 1968 г.
Цветкова М.В. «Азбука цветовода», М., Феникс, 2002 г.
кроссворд в картинкахкр 215