«Система работы по формированию каллиграфического навыка письма»
«Система работы по формированию
каллиграфического
навыка письма»
Учитель начальных классов
ГКСКОУ «СКО школы-интерната №68»
Барзова Е.А.
Проблема обучения письму была и остается актуальной в современной школе, поэтому ею активно занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты.
Письмо является «базовым» навыком, на котором строится все дальнейшее обучение. Процесс письма психологически и физически очень сложен: в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха, многие мышцы тела. Овладение навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа элемента письма, сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Сложная структура деятельности ребенка, овладевающего письмом, вызывает трудности у педагогов, работающих в начальных классах. Как сформировать правильный и красивый почерк? Почему ребенок допускает так много ошибок? Как преодолеть возникающие при письме сложности? Все эти вопросы становятся предметом исследования учителей-практиков.
Из глубины веков дошло до нас меткое наблюдение Джордано Бруно: «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов». Спустя многие десятилетия ему вторит В. А. Сухомлинский, утверждающий, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая сила детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников очень трудоемкий и чрезвычайно важный. Он будет успешным, если педагог знает и учитывает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма; осознает важность педагогических принципов обучения письму; имеет представление об исторических методах обучения чистописанию; знает различные методики формирования каллиграфических навыков и выбирает эффективные приемы обучения им; анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.С самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд непростых задач. В первые несколько дней обычно происходит ознакомление с приемами письма и первоначальное овладение ими: приемом держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. Эти приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, будут отрабатываться в течение 2-3 лет.
Весь этот период учитель будет реализовывать программу работы по формированию каллиграфического навыка письма. Она включает в себя несколько этапов:
I. Формирование графических навыков письма.Приемы, необходимые для письма:владение инструментом письма;
соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме;
соблюдение правильной позы, посадки при письме;
движение руки вдоль строки во время письма.
Приемы письма:
1)умение сравнивать образец с результатом письма;
2)приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
3)приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);
4)приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);
5)приемы сопоставления букв по высоте - соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
6)письмо букв между линиями строки и на линии;
7)начало письма; заполнение строки;
8)приемы правильного наклонного письма.
II. Применение методических приемов обучения каллиграфическим навыкам письма.
1. Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально - в тетради ученика. Задача ученика - увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова).
Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет. Если часть учащихся не видит, как пишет учитель, надо повторить показ в другом месте доски, встать так, чтобы не заслонять собой образец. Написанное можно еще раз обвести указкой, тем самым повторить показ движения для всех учащихся класса. Такой показ является совершено обязательным тогда, когда учащиеся впервые знакомятся с буквой, и до тех пор, пока они твердо не усвоили способы написания букв.
Необходимо показывать учащимся способы соединения букв, так как если учащийся усвоил, как писать букву, он не всегда догадывается, как она соединяется с соседними буквами. Например, ученик может знать, как писать букву в строчную, но не догадываться, как соединить эту букву с другими (например, ив или ов), что нам, уже усвоившим способ письма, кажется простым и очевидным.
Таким образом, если впервые учащиеся пишут буквосочетание, его надо обязательно показать на доске. В букварный период это приходится делать достаточно часто.
Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Если сначала это делает учитель, то через некоторое время и ученик должен научиться объяснять, как писать, как соединять буквы.
2. Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
Необходимо отличать списывание с прописей от копировального способа, при котором происходит обведение готового образца или его калькирование. При списывании с образца производится его зрительный анализ и сравнение с воспроизведенным. При обведении образца учащийся закрепляет правильное движение в хорошем исполнении. Само же обведение осуществляется при очень ограниченном осознавании. Это не активный, а механический процесс. При списывании же процесс активный, поскольку хорошее исполнение возможно только при анализе и сравнении образца с исполнением.
Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование - это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражено.
Важно, чтобы любые записи учителя в тетради учащегося были выполнены аккуратно, красивым, разборчивым почерком.
При наличии прописей сокращается работа учителя по прописыванию образцов в тетрадях учащихся. Однако полностью прописывание образцов письма в тетрадях не снимается. Образцы письма в тетрадях учеников используются для индивидуальной работы над почерком.
20129524860253. Копировальпый способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца, как мы отметили, осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже ведения формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма - словом, того, чего иногда, зрительно воспринимая, он не может перенести в свое движение во время письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика. В индивидуальной работе для исправления формы отдельных букв может быть проведено такое упражнение. В начале строки точками учитель прописывает две буквы и одну букву прописывает в середине строки:
Учитель старается прописать букву при ученике, чтобы он видел не только результат, но и процесс написания буквы.
Ученик обводит две буквы, далее пишет буквы сам до написанного в середине строки образца. После этого учитель и ученик рассматривают, как написал буквы ученик, чем они отличаются от образца, что и как надо исправить. Затем ученик обводит букву в середине строки и дописывает буквы до конца строки самостоятельно. При обведении образца двигательный образ буквы остается на некоторое время в памяти, обведенное движение запоминается, и одну-две буквы ученик пишет почти без ошибок. Для того, чтобы закрепить правильное движение, в середине строки ученик снова обводит образец буквы и пишет далее самостоятельно.
Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение - закрепление правильного движения.
Очень важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае оно не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального способа тем, что учащийся опирается не просто на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой- то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.
Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема заключается в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движение и форму образца.
Как копировальный способ, так и воображаемое письмо - это вспомогательные приемы, которые помимо прямого влияния - усвоение движения, восприятие формы - привлекают внимание ученика, вызывают интерес к письму, разнообразят форму обучения.
5. Анализ формы букв. Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Например, можно рассматривать, что буква а состоит из овала и палочки с закруглением внизу. Это только формальный анализ. А если мы разберем эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из нескольких элементов.
Мы начинаем писать букву а как овал, а когда ведем руку вверх, то пишем уже обычную соединительную линию с тем наклоном, какой мы всегда употребляем при письме вверх. Это движение и делает первую часть буквы а отличной от овала. Если мы пишем букву а в соединении, то в этом случае в букве а можно действительно выделить овал, соединительную линию, идущую вверх, и черту с закруглением внизу, то есть она в таком случае состоит из трех элементов. Иногда же зрительно выделяемые элементы и движение руки совпадают, как это бывает при письме буквы у.
Очень важно научить детей, у которых еще только устанавливается навык правильного письма, неделимым движениям написания букв.
Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением, например так пишутся буквы в и б. Нужен ли тогда поэлементный анализ вообще? И как его надо проводить?
Прежде всего нужен анализ элементов движения при письме. Как мы уже отмечали, основными элементами движения при письме являются движение вниз на себя и соединительное движение. Эти движения прослеживаются во всех буквах, например в буквах а, в, у.
Увидеть общее, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх - больший наклон, но во всех соединительных движениях он тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв именно так, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв. Однако эти движения не исчерпывают, конечно, формы букв - это основные, ведущие движения.
Так, например, в букве у строчной эти движения очень отчетливо выступают, однако чтобы изобразить петлю, мы делаем поворот влево, и этим движением образуется специфическая форма петли. Зрительно этот элемент узнается в буквах д, з как петля, выходящая вниз за линию строки.
Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не подменяет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов.
Таким образом, анализ формы буквы проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания. Если более легкая по форме буква в букварный период идет после написания более сложной (например, л после м), то достаточно провести сравнение с уже знакомой буквой, назвать состав и количество элементов и предупредить возможные и уже известные ошибки в письме этой буквы. Выясняется, на какую букву похожа новая буква, в чем сходство и разница в их письме.
Первый элемент в буквах л и м одинаковый, но в букве л одна черта с закруглением внизу, а в букве м - две.
6. Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма.
Сознательное усвоение особенно необходимо на том этапе, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматическим. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Правила при письме должны формулироваться очень кратко, и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике.
Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
В I классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма
1)буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
2)необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;
3)писать надо красиво.
Со II класса вводятся такие правила:
1)буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие);
2)слог пишется безотрывно;
3)писать надо быстро и красиво.
Каждое из этих правил заключает в себе определенное содержание, например: каким должен быть наклон, за счет чего у нас получается наклон и т. д. Раскрывать это содержание не требуется, если учитель знает, что для учащихся класса это понятно. Иногда же учитель может спросить, что это значит - одинаковое расстояние букв друг от друга, каким приблизительно это расстояние должно быть и т. д.
Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала ввести правила написания элементов с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добукварный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном, и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходе к письму букв, слогов и слов формулируется правило о наклонном письме.
Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того, как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме слога.
Правило «писать надо красиво» является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить на поля, стараться писать так, как в прописях, писать ровно и с наклоном, не обводить буквы дважды.
В III классе к этому правилу добавляется требование писать не только красиво, но и быстро.
Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.
7. Важным приемом обучения чистописанию является письмо под счет или в такт счету. Этот прием при обучении письму применяется давно. Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмичного письма в определенном темпе. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.
Счет следует вводить так: основной элемент движения - на себя - пишем под счет «раз-два-три» и т. д., соединительное движение - под счет «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути. Под счет следует проводить письмо букв, слогов, иногда слов.
8. Одним из приемов обучения можно считать прием показ ошибочного написания, для того чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно, и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не выносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку, проверить, всели элементы в букве наклонены одинаково. Учитель спрашивает детей, правильно или неправильно они наклонили элементы в букве. Затем можно обратить внимание на то, точно ли расположены буквы между линиями строки или выходят вверх или вниз за линии. Дети поднимают руки и сообщают о том, как они написали. Учитель дает задание - написать следующие три буквы без ошибок. Затем проверяет, как дети соблюдали расстояние между буквами: чтобы буквы были на одинаковом расстоянии друг от друга, как в прописях (учащиеся сличают с прописями свое письмо).
Во II и III классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску, не называя тех, кто допустил ошибку. Например, учитель пишет на доске букву с ошибкой.
Дети сами находят ошибку: петля у буквы отклонилась влево, а должна быть написана прямо. Для исправления ошибок можно прописать букву с дополнительными элементами или изобразить основные элементы буквы и дописать букву. Неправильно написанная буква обязательно стирается. Вариантов работы с ошибочным письмом (букв, соединений, слов) может быть несколько.
Учитель может применять и еще ряд приемов. Так, для того, чтобы учащиеся сами видели свои недочеты и легко исправляли их при письме букв, одновременно пишутся прямые наклонные черточки. Этот прием способствует самоконтролю при отработке форм букв, наклона:
Сравнивая их написание с письмом буквы, ученик сам видит свою ошибку.
Иногда поэтому учитель просит написать буквы на большем расстоянии друг от друга, чтобы можно было вписать между ними еще одну букву: Затем между буквами прописываются прямые наклонные черточки:
Применяются также приемы взаимной проверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто хорошо видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. При задании взаимной проверки детям дают конкретные задания: проверить, как написан тот или иной элемент буквы, проверить какое-то соединение или расстояние между словами и т. п. От класса к классу задания можно усложнять: проверить, не нарушен ли наклон в предложении, в тексте, на всей странице; проверить высоту письма слова, предложения, текста и др.Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, штриховка мелких форм и др.
На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
III. Формирование качества письма.
Глядя на образцы письменных работ учащихся, мы отмечаем, что у одного учащегося письмо четкое, красивое, аккуратное, приятно смотреть на такую работу. У отдельных учеников в письменной работе буквы неровные, наклон колеблется, письмо заходит за линию строки, работа плохо читается, так как одни буквы похожи на другие. Такое письмо воспринимается как некрасивое, небрежное.
Для того, чтобы письмо было четким, аккуратным, легко читаемым, учителю на уроках чистописания и русского языка надо постоянно работать над отдельными его качествами.
К качествам письма можно отнести его четкость и разборчивость, равнонаклонность, одинаковую высоту букв, соблюдение строки (снизу и сверху), то есть соблюдение линейности, ритмичность, правильность соединения букв и плавность письма при достаточной скорости письма. Стремясь выработать у учащихся качества, учитель работает в следующих направлениях:
Прежде всего надо постоянно, начиная с первых уроков обучения письму, затем на уроках чистописания совершенствовать форму букв в письме учащихся.
Работать над правильностью соединений букв.
Отрабатывать правильный наклон и параллельность штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз).
Работать над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице.
Вырабатывать одинаковые равномерные и пропорциональные расстояния между элементами букв, между буквами, словами.
Надо добиваться того, чтобы письмо детей всего класса было приблизительно одинаковым по скорости.
Необходимо отрабатывать плавность и ритмичность письма.
IV. Анализ элементов шрифта.
Анализ элементов шрифта помогает объяснению учителя и нахождению общих частей в разных буквах, ссылки на определенный элемент буквы (петля, черта с закруглением) помогают быстрой ориентировке, общению учителя и учеников.
От анализа общности и сложности элементов движения можно прийти к делению букв письменного шрифта на группы по их общности и определить характер упражнений в чистописании от более простых движений к их усложнению. Это и будет обучением в соответствии с генетическим принципом, то есть развитием от простых по исполнению букв к более сложным. В связи с этим буквы по общности входящих в них основных и формообразующих элементов разбиваются на группы, в них можно выделить и подгруппы.
В основу деления на группы берется общность движения по форме, сложность движения и направление его по часовой или против часовой стрелки. В каждой последующей группе изучаются какие-то новые элементы движения и повторяются уже изученные в предыдущих группах.
266700-60960
Эту группу составляют самые простые по начертанию буквы, включающие основное и соединительное движения. Письмо букв и и ш осуществляется движением против часовой стрелки, в буквах же И, Ш начальный элемент осуществляется движением по часовой стрелке, далее они пишутся так же, как строчные и, ш, то есть движением против часовой стрелки. В эту же группу входят как подгруппа строчные буквы п, т, р, г, в которых преобладает движение по часовой стрелке, однако последний элемент заканчивается движением против часовой стрелки.
Однако работу над формой букв невозможно вести только на основе генетического принципа. Поэтому одновременно с повторением букв по группам надо отрабатывать и форму наиболее трудных для письма букв, чаще возвращаться к их повторному прописыванию.
При этом надо учитывать, что, находя общие элементы движения в буквах, мы должны учить детей видеть и специфику формы каждой буквы: размер, ширину, пропорции элементов букв, округлость, форму поворота, петли и др.
Для отслеживания результатов можно использовать таблицу, например:
Каллиграфические умения учащихся
1 класс.
Список учащихся Расстояние между буквами в словах Соблюдает ширину букв Соблюдает наклон букв Соблюдает округлость букв Соблюдает связность букв Выдерживает высоту букв Соблюдает гигиенические правила Соблюдает строки
Давыдкин А. разное - - - - + - выход за строку
Лысенко Вразное + - + + + + +
Лысенко С. разное - - - - - + выход за строку
Мамедзаде С. одинаковое + + + + + + +
Шарифянов Дразное - - - + - + выход за строку
2 класс.
Список учащихся Расстояние между буквами в словах Соблюдает ширину букв Соблюдает наклон букв Соблюдает округлость букв Соблюдает связность букв Выдерживает высоту букв Соблюдает гигиенические правила Соблюдает строки
Давыдкин А. разное - + + + + + +
Лысенко Водинаковое + + + + + + +
Лысенко С. разное - - - + - + выход за строку
Мамедзаде С. одинаковое + + + + + + +
Шарифянов Дразное - - + + - + выход за строку
Предложенная система работы по обучению каллиграфическим навыкам письма дает возможность учителю сформировать более качественное письмо учащихся при условии, что работа будет проводиться в комплексе, систематически, с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Библиографический список.
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук и детей /М. Аксенова //Дошкольное воспитание.- 2000 - № 8. – с. 62-65.
2. Ильюхина В. Письмо с секретом / В. Ильюхина //Начальная школа. – 2001. -№ 1-29
3. Михайлова Л. С. Как подготовить ребенка к школе: в 2ч. Ч. 2 /Л. С. Михайлова. – Волгоград: Братья Гринины, 2001.
4. Орлова Т. Что надо знать родителям о навыке письма /Т. Орлова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 10. – с. 75-77.
5. Фролова С. Н., Полуэктова Н. Г. Уроки чистописания. 2 класс: формирование каллиграфического навыка /С. Н. Фролова, Н. Г. Полуэктова. – Волгоград: Учитель, 2011. – с. 9-19.
обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.
При обучении детей письму очень важны методические знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки. Основными из них являются следующие:1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.
2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.
3. Обведение образца буквы (копировальный прием).
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.
5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
6. Письмо под счет.
7. Прием показа ошибочного написания.
Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность учащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму.
В последнее время обращается внимание и на "Прописи", которые являются основными помощниками учителю и детям. Они составляются в соответствии с букварем и содержат образцы букв. "Прописи" облегчают работу учителя, а для учащихся служат образцом, в котором нет ошибок.
В "Прописях" также реализуется очень важное свойство письма – это его безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку от бумаги отрывать не приходится. В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв.
Сейчас некоторые "Прописи" содержат также и дополнительную разлиновку, помогающую разрабатывать ровный почерк, что является важнейшим качеством каллиграфического письма.
Данная тема достаточно широко освещается как в методической педагогической литературе, так и в периодических изданиях, особенно в журнале «Начальная школа». Из методической литературы хочется выделить такие труды как «Методика обучения русскому языку в начальных классах» группы авторов Рамзаевой Т.Г., Львова М.Р; «Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения» под ред. Соловейчика.М.С.; «Методика преподавания русского языка в начальных классах» группы авторов Львова М.Р., Горецкого В.Г., Сосновской О.В.
Предлагаемая работа состоит из шести глав, которые рассматривают не общие аспекты чистописания, но также как и общую методику каллиграфической работы, так и новинки, внедряемые в свою практику некоторыми учителями начальных классов. Некоторые новые методики будут как рассмотрены в данной работе, так и показаны их применение на практике.
1. Задачи обучения письму
В течение 3—3,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. За это время школьники должнаы:
а) научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля;
б) научиться писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в письменный;
в) уметь записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи;
г) Описывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания;
д) записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.
Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода, соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву, читают тексты, а на уроке письма» пишут эту букву и слова с ней.
Такой порядок письма приводит к нарушению принципе генетического: нет постепенного перехода от «легких» букв к «трудным». Первая буква, которую дети пишут,— буква а,— не является самой легкой по начертанию. Самыми легкими для письма, вероятно, должны быть признаны буквы и, ш, о, л. Можно было бы также определить градацию легкости и трудности букв по их соединениям с другими буквами.
. Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.
Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма,
Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил — графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи собственных мыслей, чувств, намерений.
Как видим, третье является наиболее важным, так как составляет единственную цель письма, тогда как первое и второе — лишь вспомогательные задачи пишущего человека, лишь средства, а не цели.
Следовательно, чем скорее дета будут в состоянии осознать и осуществить эту цель — передачу на письме собственных мыслей,— тем успешнее, тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи. Однако в период обучения грамоте дети пишут еще очень медленно, и передача на письме собственных мыслей, хотя бы и в виде всего лишь одного слова, становится возможной отнюдь не сразу, а лишь на третьей-четвертой неделе обучения грамоте. На втором месяце дети могут записать предложение из двух-трех слов, взятое из их собственных рассказов, а на третьем месяце — два или даже три небольших предложения.
Для формирования правильного навыка письма очень важно, чтобы первое слово, которое напишут ученики, было уже своим собственным словом, выражающим их наблюдения, их чувства, их жизненный опыт.
Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. е. для развития орфографических навыков.
Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее.
Велико значение как для письма, так и для чтения также и общего речевого развития школьника: богатства словаря, умения .строить предложения, разнообразия используемых синтаксических конструкций, логических связей в связной речи. Позднее, когда дети уже овладеют более или менее устойчивым навыком письменного выражения собственных мыслей, письменный навык будет оказывать существенное воздействие на речь, на мышление, на процесс выражения мыслей в речевых формах.
Вернемся, однако, к двигательной стороне письменного навыка. В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:
а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;
б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в пр. (эта ступень не является обязательной);
в) письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения с другими буквами;
г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки навыка соединения букв.
Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке? плавных и быстрых, ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, в соответствии с каждой отдельной буквой.
Но в период обучения грамоте учитель не может еще ставить перед учащимися такой задачи. Здесь зрительный образ каждой буквы определяет порядок ее начертания. Прежде чем писать букву, ученик мысленно представляет себе, как он ее напишет, а нередко делает нужные движения рукой без бумаги — «обводит» букву в воздухе. Ученик копирует образцы букв, анализирует их состав, устно говорит, в каком порядке он «чертит» букву; учительница садится рядом с учеником, берет его руку в свою и пишет букву (или буквы) его рукой, передавая таким образом ему свое умение.
Двигательный навык письма (как, впрочем, и орфографический навык), в отличие от навыка чтения, за три года начального обучения не может быть сформирован; для этого требуется 7—9 лет обучения. Беглым, скорописным, с устоявшимся почерком орфографически грамотным письмом школьники овладевают лишь к .концу восьмилетней школы, да и то отнюдь не все в одинаково удовлетворительной мере.
В период обучения грамоте ребенок затрачивает на техническую сторону письма огромные физические усилия, а неизбежные на этом этапе неудачи переживаются школьником очень остро.
К концу букварного периода учащиеся успевают в течение урока записать до 20 слов, т. е. приблизительно до 100—120 знаков или письменных букв (если учесть, что непосредственно письмо на уроке занимает примерно 2/3, времени, т. е. 30 минут, то скорость письма составляет примерно до четырех букв в минуту).
2. Организационные и гигиенические условия обучения письму
Основным орудием письма в школе является авторучка, причем, как правило, шариковая. Дополнительные .орудия — мел (для письма доске), а также карандаш, обычно с мягким графитом.
Пишут учащиеся в тетрадях и на доске. Очень существенным является вопрос о разлиновке тетрадей. И в нашей стране и за рубежом использовались в разное время самые разнообразные способы разлиновки тетрадей для обучения первоклассников:
от совершенно гладкой бумаги, лишенной какой-либо разлиновки, до тройной линии с густой наклонной сеткой.
В настоящее время в школе приняты тетради с двумя линиями:
Соответствующим образом подготавливается и классная доска, которая используется в I классе. В тетрадях с двумя линейками дети пишут в течение всего первого года, а со II класса переходят на одну линию.
Ведение тетради воспитывает у детей аккуратность, они привыкают оставлять поля, соблюдать строчку, выдерживать одинаковые размеры букв, тщательно, симметрично располагать текст на строчках, ясно и четко выделять заголовки, рационально использовать пространство листа.
Школьник заводит две тетради: в одной выполняются работы текущего дня, а другая находится на проверке у учителя. На обложке тетради делается надпись: «по письму» (во втором полугодии — «по русскому языку»). В тетради имеется листок промокательной бумаги, он подкладывается во время письма под руку, чтобы не пачкалась бумага. Учитель делает записи в тетрадях учащихся красными чернилами, отчетливо, по образцам прописей. Записи учителя в детской тетради — это исправления, замечания, а если нужно (при индивидуализированном подходе) — задания и образцы прописей букв, их сочетаний.
Согласно современным образцам-шрифтам, дети обучаются наклонному письму под углом в 65° к строке. Наблюдения показали, что именно такой наклон благоприятствует скорописи. Такой наклон при письме определяется самим механизмом движения пишущей руки, а также наиболее удобным положением тетради на парте, на столе. Письмо с наклоном затрудняет некоторых учащихся. Многие пишут перпендикулярно строке; некоторые делают наклон, неодинаково, в их тетрадях буквы «падают». Поэтому учитель должен объяснить детям, чем отличается наклонное расположение букв от прямого.
Обучая детей наклонному письму, учитель с первых дней в школе следит, чтобы тетрадь на парте лежала под углом в 25°, чтобы в ходе письма кисть находилась в одном и том же положении относительно предплечья, а движение руки по строке обеспечивалось сгибанием руки в локтевом суставе и в плече. При этом правая рука свободно движется по листу, а левая лежит на листе, придерживая его. Тетрадь на парте лежит так, чтобы начало строки приходилось на середину груди пишущего. По мере заполнения страницы, тетрадь продвигается вверх, но начало заполняемой строки по-прежнему находится напротив центра груди пишущего.
Велика роль доски в обучении письму. На черном или темно-коричневом фоне доски учитель и дети пишут, как правило, белым мелом (для "подчеркивания и выделения букв, слогов используются цветные мелки). В I классе на доске делается разлиновка, которая совпадает с разлиновкой страницы в тетради. Нередко бывает, что на доске школьники пишут хуже, чем в тетрадях, так как у них быстро устает поднятая рука, они плохо придерживаются строки, буквы оказываются разной величины. Поэтому приходится специально обучать детей письму на доске, в том числе и в индивидуальном порядке, после уроков. В период обучения грамоте не рекомендуется вызывать детей для письма на доске образцов букв, так как эта задача для них непосильна. Образцы пишет учитель.
В период обучения грамоте наблюдения учителя за правильной посадкой, за положением тетради, за тем, как школьник держит ручку (тремя пальцами), каков наклон ручки (она должна быть направлена концом в правое плечо пишущего), за правильным положением рук, головы, ног, за расстоянием между тетрадью и глазами пишущего, за линией спины — задача огромной важности, от ее решения зависит очень многое в дальнейшем обучении письму, а также и в здоровье ребенка, в развитии его осанки, зрения.
Помимо общих правил письма, в школе соблюдаются еще некоторые гигиенические требования: соответствие парты росту и пропорциям тела ученика, во избежание нарушений осанки. Парта подбирается в соответствии с существующими нормативами, по фабричному номеру (по маркировке). Расстояние от первой парты до доски — не менее 2 м, от последней парты — не более 8 м. Свет падает с левой стороны сидящих учеников- Освещенность на поверхности парты — 75—80 люксов. У доски должны быть дополнительные светильники с отражателями. Высота доски нижнего края — 85 см от пола, доска матовая.
Бумага в тетради матовая, белая, цвет обложки и промокательной бумаги мягкий голубой, желтый, розовый или фиолетовый, цвет чернил обеспечивает контрастность изображения.
Продолжительность непрерывного письма в период обучения грамоте не должна превышать пяти минут. После каждого «сеанса» письма дети должны переменить форму деятельности и обязательно посмотреть вдаль, например на доску.
Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму обеспечит не только эффективность обучения и работоспособность учащихся на уроках, но и их правильное физическое развитие, их нормальное зрение, правильную осанку.
3. Приемы обучения письму букв
Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составных элементов, сравнению букв ошибки учащихся до составу и по начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв.
Хотя буквы русского письменного алфавита и не могут быть «расчленены» на какое-то количество строго определенных элементов, тем не менее часто повторяющиеся элементы могут быть выделены: это палочка короткая в букве п и длинная в букве р, палочка с закруглением внизу — элемент букв и, ш; прямая с петлей в буквах у, д; овал и полуовал в буквах о, с, палочка с двумя закруглениями — внизу и вверху в букве г, малая петля в буквах ц и щ.
В системе обучения грамоте детей обычно выделяется несколько уроков, специальная цель которых — обучение письму важнейших элементов: палочек, закруглений, петель, овалов.
В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма,—в этом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивного письма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы, конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструирования нет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их к самостоятельности, к поиску, к творчеству.
Например, дети уже умеют писать букву а, и им нужно научиться писать букву д. Они сами подходят к способу письма буквы д: нужно у буквы а оставить полуовал, а палочку с загибом заменить на длинную палочку (черту) с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д такое же, как и при письме буквы а.
При обучении письму очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению почерка ученика. Что же здесь имеется в виду?
Какое расстояние нужно оставлять между словами? (Примерно равное букве и строчной.) На каком месте должно быть пересечение петли у букв у, д? (На нижней строке.) На какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы м? (На середине строки, если пишут по двойной разлиновке.) На какой высоте следует соединять буквы мил? (Примерно треть высоты буквы.) Какой высоты должно быть нижнее закругление у буквы в? (Примерно две трети высоты буквы). Какой, высоты должна быть петля у буквы е? (Чуть больше половины высоты буквы.) И т. д.
Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании с подражанием образцу: копированием прописей, многократным переписыванием буквы, слова.
4. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников
1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.
Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например петли у букв у и д. Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.
2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей;
горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов:
пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).
3. Искажение овалов, полуовалов и Других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.
4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м — л, вместо д — а.
Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.
Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.
Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:
а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;
б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;
в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном. Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:
а) недостаточная округлость полуовалов;
б) полуовалы закруглены чрезмерно;
в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;
г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.
5. Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству”
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.
С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой.
Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлении.
Предлагаемые примерные виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в «минутки чистописания». Они будут способствовать выработке контроля за ходом двигательного акта письма. Желательно начинать подобные упражнения не с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составе слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи.
Рассмотрим метод списывания слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаем следующие виды «шифровок»:
Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованные предложения.
Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.
Предлагаемые «шифровки»:
Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:
Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.
Рассмотрим «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:
Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.
Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.
Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.
Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:
Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.
Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.
6. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски
В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое количество трудностей. Для усвоения новой буквы детям со средним и низким уровнем развития способностей прицелится прописывать по несколько строчек одинаковых букв и их элементов. Однообразной работе, как правило, сопутствует нарастание мышечной и эмоциональной усталости, ведущее к перегрузкам, возникновению дидактогенных неврозов и фобий, к негативному отношению к урокам письма.
В результате невозможности постепенной качественной отработки написания сложных букв по степени нарастая их трудности, характерной для букварного периода, нередки случаи закрепления У учащихся неверного начертания буквенных знаков и порядка их написания Га-кие ошибки обычно исправляют в после букварный период, затрачивая на это больше усилий.
Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико-синтетических способностей, а также мелкой мускулатуры руки 6-7-летних детей часто превращает урок письма для среднего ученика в мучительный процесс. Именно эта проблема привела меня к мысли о создании собственной прописи.
Проанализировав характер трудностей первоклассников, возникающих на первом этапе обучения письму, можно придти к выводу о необходимости организации работы, направленной на выработку автоматизированного навыка письма на основе поэлементной, четко алгоритмированной графики с использованием элементов занимательности, что, по-моему, должно было решить проблему перегрузки учащихся в процессе овладения навыком письма. С этой целью была использована пропись-раскраска, предназначенная для обучения письму детей 6-7-летнего возраста в школе, детском саду в домашних условиях. Пропись рекомендуется в качестве дополнительного учебного пособия перед работой в программных прописях для 1 класса или в тетрадях по письму с заданиями прописанными по усмотрению учителя.
Целью данного пособия является выработка автоматизированного навыка письма и каллиграфического почерка в период первичного усвоения буквенных знаков на основе поэлементного восприятия букв и рационального порядка их написания в процессе многократного повторения с использованием элементов занимательности.
Содержание прописи-раскраски дает возможность учителю проводить уроки письма более интересно и разнопланово, что в значительной степени снижает перегрузку учащихся на первом этапе обучения письму, способствует развитию графических навыков и интереса к урокам, а наличие большого количества заданий для самостоятельной работы позволяет осуществить качественный индивидуальный подход к учащимся в процессе отработки необходимых для первоклассников умений и навыков.Небольшой формат прописи удобен в работе и очень нравится детям, превращая пособие в книжку-игрушку. Для удобства ориентировки в прописи-раскраске предметные рисунки и изучаемые буквы расположены в алфавитном порядке, а не в порядке их изучения.
В начале работы по прописи-раскраске, во время разгадывания загадки, проводится работа по развитию речи учащихся, а во время поиска нужной страницы дети учатся ориентироваться в прописи, а также повторяют цифры, изученные на уроках математики.
Задания, во время которых ученики обводит рисунок по контуру, заполняют его плоскость элементами и буквами, а затем заштриховывают цветными карандашами, способствуют развитию мелкой мускулатуры руки первоклассника, умению правильно держать ручку в руке, развивают глазомер и композиционные навыки. В то время, как дети выполняют вышеуказанную самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое внимание на правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки (карандаша) в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ее элементов.
Параллельно с работой по практическому запоминанию новой буквы идет отработка умения выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети записывают звуковую модель слова-картинки в отведенных для этой цели прямоугольниках, дают характеристику выделенному в схеме звуку и соотносят его с изучаемой буквой.
Работа по изучению начертательной техники буквы проводится в несколько этапов: анализ элементного состава и порядка написания буквы (над звуковой моделью слова), отработка графики ее элементов и написание буквы целиком (в плоскости рисунка). Выполнение данной работы облегчают образцы букв и их элементов, которые необходимо обвести, а также знаки, показывающие начало и направление письма (точки, черточки, стрелочки).
Запись новой буквы и ее элементов в плоскости рисунка превращает монотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие — «раскрашивание картинки». Дети с увлечением прописывают несколько десятков одинаковых элементов и букв, практически усваивая не только силуэт, но и порядок написания изучаемой буквы, достигая определенной степени автоматизации письма уже в период ознакомления с новой буквой, после чего работа в программной прописи для I класса сводится к соотнесению размеров буквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими буквами.Ученики, выполнившие работу раньше других, имеют возможность заняться штриховкой рисунка цветными карандашами, а учитель занимается индивидуальной работой с остальными учащимися. (Хотя работа по штриховке рисунка обычно планируется в качестве домашнего задания.)
По окончании работы в прописи-раскраске учитель проводит обобщение, еще раз обращая внимание учащихся на силуэт изученной буквы (в большом овале) и ее звуковой состав, предлагая записать звуки, которые обозначает данная буква, в окружностях (гласные) или квадратах (согласные), расположенных рядом.
Приведу фрагмент урока письма с использованием прописи-раскраски.
Тема урока: Письмо строчной буквы б.
1. Вводная чисть. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Инструктаж о различии правильной посадки при письме и во время выполнения устных заданий.
2. Работа над новым материалам. Ознакомление со строчной буквой б с использованием прописи-раскраски.
1) Актуализация знаний учащихся. — Давайте вспомним скороговорку, которую мы учили на уроке чтения. (Белые бараны били в барабаны.)
Кто из вас сможет сказать эту скороговорку быстрее всех?
А кто догадался, какую букву мы будем учиться писать на этом уроке?
Как вы узнали, что сегодня мы научимся писать именно букву б?
Найдите печатную букву б в разрезной азбуке и поставьте ее на наборное полотно. Какие звуки обозначает буква б?
В каком слове из нашей скороговорки буква 6 встречается дважды?
2) Поиск слова-картинки в прописи-раскраске.
— На наборное полотно мы поставили печатную букву б, а какую букву мы будем искать в прописи-раскраске?
Правильно. Но найдете письменную букву 6 вы только тогда, когда разгадаете мою загадку:
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Найдите в прописи страничку с изображением бабочки. Назовите номер странички.
3) Составление слого-звуковой модели слова бабочка и выделение звука |б|.
— Произнесите звук, выделенный в нашей схеме.
Б А Б О Ч К А
Есть ли в слове бабочка еще такой же звук [б]? В каком слоге он находится? Какой по счету (в слоге и в слове)?
Выделите второй звук [б] так же, как он выделен в начале схемы.
4) Инструктаж о положении прописи на парте, ручки в руке и правильной посадке во время письма.
5) Ознакомление со строчной буквой б и ее элементами.
— А сейчас внимательно рассмотрите букву б и ее элементы над схемой слова бабочка. Потом я задам вопросы и проверю, все ли были внимательны.
Какую букву мы будем изучать: строчную или заглавную? Почему вы так решили?
Из каких элементов состоит строчная буква б и в каком порядке они пишутся? Как вы думаете, нужно ли делать отрыв при написании строчной буквы б? (Овал. переходящий в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону.)
Напишем букву б (поэлементно и целиком) сначала в воздухе, а затем последовательно обведем элементы и букву целиком по образцу над звуковой схемой.
6) Упражнение в написании буквы б и ее элементов в плоскости рисунка прописи-раскраски.
— Теперь мы знаем, что строчная буква б состоит из овала, переходящего в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону, и можем поупражняться в написании новой буквы.
Как вы думаете, какой элемент мы будем прописывать сначала? (Овал, так как он является первым элементом строчной буквы 6.)
Сначала пропишите овал. переходящий в короткую прямую линию в верхнем крылышке бабочки. Начинайте с выделенной точки и ведите овал в левую сторону. После того, как вы обведете все овалы, напишите несколько таких же элементов самостоятельно, так, чтобы получился красивый узор.
Теперь пропишите прямые линии с плавным поворотом вправо. Обязательно начинайте с выделенной точки и не забудьте, что этот элемент буквы б нужно писать снизу вверх!
А теперь нам нужно нанести узор на нижнее крылышко нашей бабочки. Этот узор будет состоять из очень красивых (букв б). Давайте еще раз пропишем букву б в воздухе, чтобы у нашей бабочки получились красивые крылышки.
А сейчас положите пропись наклонно и нанесите узор на второе крылышко бабочки. Сначала обведите образцы, а затем напишите несколько букв самостоятельно.
Не забудьте, что первый элемент у буквы б— это овал! Начинайте писать с выделенной точки! Если вы забудете, как нужно правильно писать строчную букву б, еще раз рассмотрите порядок написания ее элементов над звуковой схемой.
Кто закончит узор на крыльях бабочки, может обвести рисунок цветными ручками и «раскрасить» карандашами. Но не торопитесь: заштриховать рисунок вы сможете и дома, а вот исправить неаккуратный узор будет уже невозможно!
7) Соотнесение буквы б со звуками |б| и |б'|.
— Из элементов какой буквы мы составляли узор на крыльях бабочки? Какие звуки обозначает буква б?
Запишите обозначения звуков [б] и [б'] в квадратиках, обведите строчную букву б в овале, закройте пропись и приготовьтесь к превращениям.
3. Физкулыппауза.
1) Разучивание новой физкультминутки «Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
Утром солнышко проснётся
Бабочка кружит и вьется
Шевелятся у цветка
Все четыре лепестка!
— В кого мы с вами сейчас превратимся?
Разучим слова и движения физкультминутки.
2) Игра «Твердый-мягкий» (с приседаниями).
3) Заключительное упражнение.
4. Повторение и закрепление изученного.
Письмо строчной буквы б, слогов и слов с буквой б в тетради или программной прописи.
Заключение
Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.
Графические навыки относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую, либо в спортивную деятельность, графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В этом заключается специфика и сложность их формирования.
Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.
У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.
Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.
В последнее время в методике русского языка особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.
При обучении детей письму очень важны методические знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки. Основными из них являются следующие:1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.
2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.
3. Обведение образца буквы (копировальный прием).
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.
5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
6. Письмо под счет.
7. Прием показа ошибочного написания.
Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность учащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму.
В последнее время обращается внимание и на "Прописи", которые являются основными помощниками учителю и детям. Они составляются в соответствии с букварем и содержат образцы букв. "Прописи" облегчают работу учителя, а для учащихся служат образцом, в котором нет ошибок.
В "Прописях" также реализуется очень важное свойство письма – это его безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку от бумаги отрывать не приходится. В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв.
Сейчас некоторые "Прописи" содержат также и дополнительную разлиновку, помогающую разрабатывать ровный почерк, что является важнейшим качеством каллиграфического письма.
Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски
Содержание прописи-раскраски дает возможность учителю проводить уроки письма более интересно и разнопланово, что в значительной степени снижает перегрузку учащихся на первом этапе обучения письму, способствует развитию графических навыков и интереса к урокам, а наличие большого количества заданий для самостоятельной работы позволяет осуществить качественный индивидуальный подход к учащимся в процессе отработки необходимых для первоклассников умений и навыков.Небольшой формат прописи удобен в работе и очень нравится детям, превращая пособие в книжку-игрушку. Для удобства ориентировки в прописи-раскраске предметные рисунки и изучаемые буквы расположены в алфавитном порядке, а не в порядке их изучения.
В начале работы по прописи-раскраске, во время разгадывания загадки, проводится работа по развитию речи учащихся, а во время поиска нужной страницы дети учатся ориентироваться в прописи, а также повторяют цифры, изученные на уроках математики.
Задания, во время которых ученики обводит рисунок по контуру, заполняют его плоскость элементами и буквами, а затем заштриховывают цветными карандашами, способствуют развитию мелкой мускулатуры руки первоклассника, умению правильно держать ручку в руке, развивают глазомер и композиционные навыки. В то время, как дети выполняют вышеуказанную самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое внимание на правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки (карандаша) в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ее элементов.
Параллельно с работой по практическому запоминанию новой буквы идет отработка умения выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети записывают звуковую модель слова-картинки в отведенных для этой цели прямоугольниках, дают характеристику выделенному в схеме звуку и соотносят его с изучаемой буквой.
1. Задачи обучения письму
В течение 3—3,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. За это время школьники должнаы:
а) научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля;
б) научиться писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в письменный;
в) уметь записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи;
г) Описывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания;
д) записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.
В последнее время в методике русского языка особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.
При обучении детей письму очень важны методические знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки. Основными из них являются следующие:1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.
2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.
3. Обведение образца буквы (копировальный прием).
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.
5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
6. Письмо под счет.
7. Прием показа ошибочного написания.
Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность учащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму.
В последнее время обращается внимание и на "Прописи", которые являются основными помощниками учителю и детям. Они составляются в соответствии с букварем и содержат образцы букв. "Прописи" облегчают работу учителя, а для учащихся служат образцом, в котором нет ошибок.
В "Прописях" также реализуется очень важное свойство письма – это его безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку от бумаги отрывать не приходится. В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв.
Сейчас некоторые "Прописи" содержат также и дополнительную разлиновку, помогающую разрабатывать ровный почерк, что является важнейшим качеством каллиграфического письма.
. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски
Содержание прописи-раскраски дает возможность учителю проводить уроки письма более интересно и разнопланово, что в значительной степени снижает перегрузку учащихся на первом этапе обучения письму, способствует развитию графических навыков и интереса к урокам, а наличие большого количества заданий для самостоятельной работы позволяет осуществить качественный индивидуальный подход к учащимся в процессе отработки необходимых для первоклассников умений и навыков.Небольшой формат прописи удобен в работе и очень нравится детям, превращая пособие в книжку-игрушку. Для удобства ориентировки в прописи-раскраске предметные рисунки и изучаемые буквы расположены в алфавитном порядке, а не в порядке их изучения.
В начале работы по прописи-раскраске, во время разгадывания загадки, проводится работа по развитию речи учащихся, а во время поиска нужной страницы дети учатся ориентироваться в прописи, а также повторяют цифры, изученные на уроках математики.
Задания, во время которых ученики обводит рисунок по контуру, заполняют его плоскость элементами и буквами, а затем заштриховывают цветными карандашами, способствуют развитию мелкой мускулатуры руки первоклассника, умению правильно держать ручку в руке, развивают глазомер и композиционные навыки. В то время, как дети выполняют вышеуказанную самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое внимание на правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки (карандаша) в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ее элементов.
Параллельно с работой по практическому запоминанию новой буквы идет отработка умения выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети записывают звуковую модель слова-картинки в отведенных для этой цели прямоугольниках, дают характеристику выделенному в схеме звуку и соотносят его с изучаемой буквой.
1. Задачи обучения письму
В течение 3—3,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. За это время школьники должнаы:
а) научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля;
б) научиться писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в письменный;
в) уметь записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи;
г) Описывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания;
д) записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.