Рабочая программа по дисциплине Психология делового общения
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Жирновский нефтяной техникум»
Рабочая программа
дисциплины Психология делового общения
2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
15.02.01Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «ЖНТ»
Разработчик:____________ Л.В.Бородай
преподаватель
Технический эксперт: ___________ В.И.Майорова
старший методист ГБОУ СПО «ЖНТ»
Рецензенты: Г.А.Коромысленко
методист ГБОУ СПО «ЖНТ»
__________ О.Н.Порубай
заведующий отделением ГБОУ СПО "Жирновский педагогический колледж", преподавателя психолого-педагогических дисциплин
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии,
протокол от «____12___» ____05_____2014____ г. №9_______
Рекомендована Методическим советом техникума,
протокол от «___14____» ____05_________ г. №6_______
Согласовано: ____________ зам. директора по УР А.П. Шаповалов
Утверждена приказом №298-од директора техникума от «_25_»___08____2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология делового общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
15.02.01Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
для подготовки к вступительным экзаменам для поступления в ВУЗ выпускников техникума.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина Психология делового общения входит в цикл ОГСЭ
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения вариативной части по дисциплине «Психология делового общения» обучающийся должен уметь:
- применять полученные знания по психологии делового общения в практической деятельности, в общении с коллективом;
-владеть навыками коммуникативной, интерактивной и перцептивной речевой деятельности применительно к сфере делового общения;
-использовать психологические приемы влияния на партнера;
-пользоваться приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
-передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;
-применять конструктивные способы выхода из конфликта
знать:
-различные виды и формы делового общения;
-основные функции деловой беседы;
-основные характеристики делового общения;
-психологические приёмы и принципы делового общения;
-нормы и правила профессионального поведения и этикета;
-невербальные аспекты делового общения;
-культуру ведения споров;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
-основные правила делового этикета
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формировать общие компетенции (ОК):
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
OK 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся к овладению профессиональными компетенциями :
ВПД 5.2.3. Организация деятельности коллектива исполнителя
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Максимальная учебная нагрузка: 55 часов, в том числе:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка:51 час;
Самостоятельная работа:4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 55
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 51
Практические занятия 18
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 4
В том числе: разработка сообщений 0,8
подготовка опорного конспекта по теме в виде схемы 0,2
составление выступления по теме занятия 0,3
составление и решение ситуационных задач 0,3
подготовка к аудиторной практической работе 2,4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология делового общения
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Введение в деловое общение. Цели, задачи, содержание дисциплины. Связь с профессиональной деятельностью. 2 1
Раздел 1. Общение как социально – психологическая проблема. 6,4(6+0,4) Тема 1.1 Психология человека и общение. Понятие об общение. Виды общения. Стили общения. Структура и средства общения. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения. 2 2
Самостоятельная работа: подготовка опорного конспекта по теме в виде схемы 0,20 Тема 1. 2.Особенности делового общения. Перцептивная сторона общения. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. 2 2
Самостоятельная работа: подготовка к аудиторной практической работе
0,20 Практическая работа №1: Анализ структуры делового общения. Коммуникативные барьеры. 2 Раздел 2 Деловое общение, его виды и формы. 8,4(8+0,4) Тема 2.1.Личность в деловом общении. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Типологические характеристики личности в деловом общении. 2 2
Самостоятельная работа: подготовка к аудиторной практической работе
0,20 Практическая работа №2:Личность в деловом общении.
2 Тема 2.2. Деловая беседа. Деловая беседа как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их деловая сущность. Парирование замечаний собеседников. Психологические приёмы влияния на партнёра. Умение слушать в деловом общении. Деловые беседы по телефону 2
2
Самостоятельная работа: подготовка к аудиторной практической работе
0,20 Практическая работа №3: Технология делового общения 2 Раздел3. Психологические аспекты переговорного процесса. 6,5(6+0,5) Тема 3.1. Деловые переговоры. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Выслушивание партнёра как психологический приём. Техника и тактика аргументирования. 2 2
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение «Типологические характеристики личности в деловом общении». 0,20 Тема3.2.Формирование переговорного процесса. Переговорный процесс. Правила способствующие успеху переговоров. Национальные стили введения деловых переговоров. 2 2
Самостоятельная работа: подготовка к аудиторной практической работе
0,30 Практическая работа№4:Основные формы делового общения. 2 Раздел 4. Психологические особенности публичного выступления. 6,6(6+0,6) Тема 4.1.Мастерство публичного выступления.
Особенности публичной речи. Подготовка к ораторской речи. Начало выступления. Как завоевать и удержать внимание аудитории. Как завершить выступление. 2
2
Самостоятельная работа: составление выступления по теме занятия 0,30 Тема 4.2. Культура речи делового человека. Этический компонент культуры речи. Основные качества речи. Основные группы формул речевого этикета. Обращение в русском речевом этикете. Словесное оформление публичного выступления. 2 2
Самостоятельная работа: подготовка к аудиторной практической работе
0,30 Практическая работа №5:Речевая норма и культура речи в деловом общении. 2 Раздел 5. Невербальные особенности в процессе делового общения. 6,6(6+0,6) Тема 5.1.Невербальные средства общения Вербальные и невербальные средства общения. Основы графологии в деловом общении. Кинетические средства общения. Проксемические особенности невербального общения. Основные закономерности такесики. 2 2
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение «Манипуляция в общения».
0,30 Тема 5.2. Психологические особенности невербального общения. Визуальный контакт. Фонационные средства общения. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Межнациональные различия невербального общения. 2 2
Самостоятельная работа: подготовка к аудиторной практической работе
0,30 Практическая работа №6:Изучение личности делового партнёра по невербальным признакам. 2 Раздел 6 Искусство спора. 8,6(8+0,6) Тема 6.1.Спор и его виды. Классификация видов спора. Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Культура спора. Предмет спора. Позиции полемистов. Употребление понятий. Поведение участников спора. Индивидуальные особенности участников спора. Национальные и культурные традиции. Уважительное отношение к оппоненту. Выдержка и самообладание в споре. 2 2
Самостоятельная работа: подготовка к аудиторной практической работе
0,30 Практическая работа №7:Критика и её этические аспекты. 2 Тема 6.2. Психологические приёмы убеждения в споре. Приёмы воздействия на участников спора. Вопросы в споре и виды ответов. Нечестные приёмы. Позволительные и непозволительные уловки в споре. 2 2
Самостоятельная работа: подготовка к аудиторной практической работе
0,30 Практическая работа №8:Споры в деловом общении. 2 Раздел 7 Деловые конфликты. 6,6(6+0,6) Тема 7.1. Нормы поведения в конфликте
Разрешение конфликтов. Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов. Типы конфликтных личностей. Причины и последствия конфликтов.
2 2
Самостоятельная работа: составление и решение ситуационных задач для определения типов конфликтов 0,30 Тема 7.2 Разрешение конфликтов Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стрессы и стрессовые ситуации в деловом общении.
2 Самостоятельная работа: подготовка к аудиторной практической работе
0,30 Практическая работа № 9. Разрешение конфликта 2 2
Раздел8 Имидж делового человека. 1,3(1+0,3) Тема 8.1. Психологические детерминанты имиджа делового человека. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека. Модели поведения. Внешний вид в деловых переговорах. Тактика общения.
1 2
Самостоятельная работа: подготовить сообщение «Этикет и имидж делового человека». 0,30 Дифференцированный зачёт Контрольная работа 2 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета психология делового общения;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий «Психология делового общения»;
-комплект инструкционных карт для выполнения практических заданий;
-комплект проверочных заданий для тестирования, контрольной работы,
домашней самостоятельной работы.
Технические средства обучения:
-компьютер с дистанционным программным обеспечением и мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник для студ.
вузов по экономич. спец. - 2. изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 295 с.
Деловое общение: Учеб. пособие / Под ред. Ф.Л. Шарова. – М.: МИ-
ЭП, 2010. – 108 с.
3. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. - М: Издатель-
ство Альфа-Пресс, 2012. - 456 с.
4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. –
СПб.: Питер, 2011. 576 с.
5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под
ред. В.Н. Лавриненко. - 4.изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -
416 с.
6. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления.
Учебник / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 416 с.
Дополнительные источники
1. Адаир Д. Эффективная коммуникация / Джон Адаир. - М. : Эксмо,
2011 - 320 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов — Ас-
пект Пресс, 2011. — 363 с.
3. Банько Н.А., Карташов Б.А., Яшин Н.С. / Управление персоналом.
Часть I: Учеб. пособие / ВолгГТУ, Волгоград, 2010 – 96 с.
4. Борг Д. Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей /
Джеймс Борг. - М.: Претекс, 2010. - 265 с.
5. Вердербер Р. Психология общения: полный курс / Р. Вердербер, К.
Вердербер. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. – 412 с.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер,
2011. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
7. Деловое общение: учеб. пособие / авт.-сост. М. А. Поваляева.
- Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 221 с.
Интернет - ресурсы (ИР):
ИР1. Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества -HPSY.RU.
ИР2.Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры PSYLIB. RU.
ИР3.Библиотека www.koob.ru.
ИР4.ЛАБОРАТОРИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_economic_plus_10.html
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий по специальности
15.02.01Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Результаты обучения
(освоение умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате дисциплины освоения обучающийся должен уметь:
- применять полученные знания по психологии делового общения в практической деятельности, в общении с коллективом;
-владеть навыками коммуникативной, интерактивной и перцептивной речевой деятельности применительно к сфере делового общения;
-использовать психологические приемы влияния на партнера
-пользоваться приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
-передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности
-принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;
-применять конструктивные способы выхода из конфликта
В результате дисциплины освоения обучающийся должен знать:
- различные виды и формы делового общения
-основные функции деловой беседы
-основные характеристики делового общения;
-психологические приёмы и принципы делового общения
-нормы и правила профессионального поведения и этикета
-невербальные аспекты делового общения
-культуру ведения споров
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
-основные правила делового этикета
оценка выполнения практического задания №1
оценка выполнения практического задания №2
оценка выполнения практического задания №3
оценка выполнения практического задания №4
оценка выполнения практического задания №5
оценка выполнения практического задания №6
оценка выполнения практического задания №8
оценка выполнения практического задания №9
Оценка выполнения задания
Тестирование, устный опрос по теме 1.1,1.2, домашнее задание (конспектирование)
Оценка выполнения задания
Устный опрос по теме 2.1,
домашнее задание (конспектирование)
Оценка выполнения задания
Устный опрос по теме 2.2, домашнее задание (сообщение)
Оценка выполнения задания
Устный опрос по теме 3.1,3.2, домашнее задание (конспектирование)
Оценка выполнения задания
Устный опрос по теме 4.1,4.2, домашнее задание (Устная интерпретация примеров межличностных отношений)
Оценка выполнения задания
Устный опрос по теме 5.1,5.2, домашнее задание (сообщение)
Оценка выполнения задания
Устный опрос по теме 6.1,6.2, домашнее задание
(конспектирование)
Оценка выполнения задания
Устный опрос по теме 7.1,7.2, домашнее задание (решение ситуационных задач)
Оценка выполнения задания
Тестирование, устный опрос по теме 8.1, домашнее задание (сообщение)
Приложение 1
Конкретизация результатов освоения дисциплины
ВПД 5.2.3. Организация деятельности коллектива исполнителя
Уметь: владеть навыками коммуникативной, интерактивной и перцептивной речевой деятельности применительно к сфере делового общения; Практическая работа№2: Личность в деловом общении. Коммуникативные барьеры.
Знать: основные функции деловой беседы
Деловая беседа как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их деловая сущность. Парирование замечаний собеседников.
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка к аудиторной практической работе Порядок приема эффективного делового общения
Уметь: использовать психологические приемы влияния на партнера Практическая работа №3:
Знать: психологические приёмы и принципы делового общения
Приём « имя собственное». Приём «зеркало отношения». Комплименты. Приём « терпеливый слушатель». Приём «личная жизнь». по телефону.
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка к аудиторной практической работе Порядок техники и приема общения
Уметь: передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи Практическая работа №5:Речевая норма и культура речи в деловом общении.
Знать: нормы и правила профессионального поведения и этикета
Этический компонент культуры речи. Основные группы формул речевого этикета. Обращение в русском речевом этикета. Словесное оформление публичного выступления. Аргументация и её виды. Оратор и аудитория.
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка к аудиторной практической работе
Порядок оформления публичного выступления
Уметь: : принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме
Практическая работа №7:Критика и её этические аспекты.
Практическая работа №8:Споры в деловом общении.
Знать: культуру ведения споров Классификация видов спора. Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Культура спора. Предмет спора. Позиции полемистов. Употребление понятий. Поведение участников спора. Индивидуальные особенности участников спора. Национальные и культурные традиции. Уважительное отношение к оппоненту. Выдержка и самообладание в споре. Приёмы воздействия на участников спора. Вопросы в споре и виды ответов. Нечестные приёмы. Позволительные и непозволительные уловки в споре.
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка к аудиторной практической работе Обрабатывать приемы воздействия на участников спора. Анализировать вопросы в споре и виды ответов
Уметь:применять конструктивные способы выхода из конфликта Практическая работа № 9. Разрешение конфликта
Знать: источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стрессы и стрессовые ситуации.
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка к аудиторной практической работе
Анализировать поведение в конфликтных ситуациях
Технология формирования общих компетенций (ОК)
Приложение 2
Название ОК Технология формирования ОК (на учебных занятиях)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; Действия по инструкции; воспроизводящие и тренировочные упражнения, выстраивание логических связей; все виды самостоятельной работы на практических занятиях (с элементами самостоятельного планирования - в начале работы. и самостоятельного оценивания - в конце)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Планирование деятельности, применение различных методов обучения; определение методов решения профессиональных задач (определение способов решения задач на основе анализа условий и ресурсов в соответствии с заданными условии и имеющимися ресурсами)
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность Проблемное обучение: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная лекция; решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами, выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Поиск и сбор информации (задания на поиск информации в справочной литературе и методических пособиях по организации самостоятельной работы)
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Применение информационно-коммуникационных технологий при подготовке к занятиям, использование ресурсов Интернет при подборе рабочих материалов.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Эффективное общение(монолог): выбор жанра монологического высказывания в зависимости от его цели и целевой аудитории; использование средств наглядности или невербальных средств коммуникации. Эффективное общение (диалог): работа с вопросами в развитии темы; запрос мнения партнера по диалогу; ответы на вопросы, направленные на выяснение мнения.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды подчиненных), результат выполнения заданий. Воспитание ответственности за результат работы; организация текущего контроля и корреляции деятельности группы.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Анализ мотивов и внешней ситуации при принятии решений; Указание причин успехов и неудач в деятельности: Определение трудностей, с которыми столкнутся при решении задач и предложение путей их преодоления
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Ориентация студентов па изучение новых технологий в профессиональной деятельности.
ГБОУ СПО «ЖНТ» Приложение 3
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
________________ А.П. Шаповалов
«_____»_______________ 20 г.
Календарно – тематический план
по дисциплине Психология делового общения
Специальности 15.02.01Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
На 4 семестр 20 - 20 учебного года
Курс ____2______ группа_О-____
Общее количество часов по дисциплине ___55_часов
Дано до начала текущего семестра ______-______ часов
Количество часов по учебному плану на _______20__/___20_______ учебный год __55_______ часов. Из них
Учебная нагрузка обучающихся 4 семестр _______ семестр
Максимальная учебная нагрузка, в т.ч.: 55 Внеаудиторная (самостоятельная) нагрузка 4 -
Аудиторная учебная нагрузка, в т.ч. 51 -
Теоретические занятия -
Лабораторных работ - -
Практических занятий 18 -
Контрольных работ -
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачёт 2 -
Составлен на основании рабочей программы, утвержденной приказом директора техникума от __________________ №___________
Коды формируемых компетенций (ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК5 ОК 6, ОК 7, ОК 8,):______________________________________________
Примечание____________________________________________________________________________________________________
Рассмотрен на заседании ЦК __гуманитарных и социальных дисциплин______от «_____»_июня_________ протокол №______
Председатель ЦК ________Т.М.Дамм
Преподаватель ________ Л.В.Бородай
Наименование разделов, тем МДК,
содержание учебного материала Колво
часов № занятия Вид
занятия Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся Коды формируемых компетенций
Материальное
иформационное
обеспечение
Задания для обучающихся Кол-во часов ОК ПК Введение Цели, задачи, содержание дисциплины. Связь с профессиональной деятельностью. 2 1 . Работа с конспектом лекции ОК 1
ОК4 ОИ 1
Раздел 1.Общение как социально – психологическая проблема. Работа с конспектом лекции Тема 1.1Психология человека и общение.
Понятие об общение. Структура и средства общения. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения. 2 2 урок - подготовка опорного конспекта по теме в виде схемы 0,20 ОК 4 ОИ 2
Тема 1. 2.Особенности делового общения.
Речевая коммуникация. Перцептивная сторона общения. Первое впечатление. Длительное общение. Наши поступки в общении. Самоподача в общении. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Стили общения.. 2 3 урок подготовка к аудиторной практической работе 0,20 ОК 3 ОИ1
Практическое занятие№1. Анализ структуры делового общения. 2 4 Практическое занятие Завершение оформления аудиторной практической работы ОК 2 ВПД 5.2.3. МТО 1
Раздел 2. Деловое общение, его виды и формы. Тема 2.1 Деловая беседа.
Деловая беседа как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их деловая сущность. Парирование замечаний собеседников. 2 5 урок подготовка к аудиторной практической работе 0,20 ОК 3
ОК 4 ОИ 2
Практическая работа №2. Личность в деловом общении. 2
6
Практическое занятие Завершение оформления аудиторной практической работы ОК 2
ВПД 5.2.3. МТО 2
Тема 2.2. Психологические приёмы влияния на партнёра.
Приём « имя собственное». Приём «зеркало отношения». Комплименты. Приём « терпеливый слушатель». Приём «личная жизнь». по телефону. 2
7
урок
- подготовка сообщения: «Типологические характеристики личности в деловом общении». 0,20 ОК 3 ОИ 1
Практическая работа №3. 2 8 Практическое занятие Завершение оформления аудиторной практической работы ОК 2
ВПД 5.2.3. МТО 3
Раздел 3. Психологические аспекты переговорного процесса. Тема3.1. Деловые переговоры.
Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Выслушивание партнёра как психологический приём. Техника и тактика аргументирования. 2 9 урок Работа с конспектом лекции 0,20 ОК 3 ДИ 1
ОИ1
Тема3.2.Формирование переговорного процесса. Переговорный процесс. Правила способствующие успеху переговоров. Национальные стили введения деловых переговоров. 2 10 урок подготовка к аудиторной практической работе 0,30 ОК 4
ДИ 1
ОИ2
Практическая работа №4. Основные формы делового общения. 2
11
Практическое занятие Завершение оформления аудиторной практической работы ОК 2
ОК6
ОК7 ВПД 5.2.3. МТО 4
Раздел 4. Психологические особенности публичного выступления. Тема 4.1.Мастерство публичного выступления. Особенности публичной речи. Подготовка к ораторской речи. Начало выступления. Как завоевать и удержать внимание аудитории. Как завершить выступление. 2 12 урок составление выступления по теме занятия 0,30 ОК 3
ОК 4
ОК5 ДИ 1
ОИ1
ОИ 2
Тема 4.2.Культура речи делового человека.
Этический компонент культуры речи. Основные группы формул речевого этикета. Обращение в русском речевом этикета. Словесное оформление публичного выступления. Аргументация и её виды. Оратор и аудитория. 2 13 урок подготовка к аудиторной практической работе 0,30 ОК 3
ОК 4
ОК5 ДИ 1
ОИ1
ОИ 2
Практическая работа №5. Речевая норма и культура речи в деловом общении. 2 14 Практическое занятие Завершение оформления аудиторной практической работы ОК 2
ВПД 5.2.3. МТО 5
Раздел 5.Невербальные особенности в процессе делового общения. Тема 5.1.Невербальные средства общения.
Вербальные и невербальные средства общения. Кинетические средства общения. Проксемические особенности невербального общения. Визуальный контакт. 2 15
урок подготовка сообщения: «Манипуляция в общении».
0,30 ОК 3
ОК 4 ДИ 1
ОИ3
ДИ 1
ОИ3
Тема 5.2.Психологические особенности невербального общения.
Фонационные средства общения. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Межнациональные различия невербального общения.
2 16 подготовка к аудиторной практической работе 0,30 ОК4
ОК8 ДИ 1
ОИ3
ДИ 1
ОИ3
Практическая работа №6.Изучение личности делового партнёра по невербальным признакам. 2
17
Практическое занятие Завершение оформления аудиторной практической работы ОК 2
ОК6 ВПД 5.2.3. МТО 6
Раздел 6 Искусство спора Тема 6.1.Спор и его виды.
Классификация видов спора. Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Культура спора. Предмет спора. Позиции полемистов. Употребление понятий. Поведение участников спора. Индивидуальные особенности участников спора. Национальные и культурные традиции. Уважительное отношение к оппоненту. Выдержка и самообладание в споре. 2 18 урок подготовка к аудиторной практической работе 0,30 ОК 3
ОК 4
ОК8 ОИ 2
Практическая работа №7. Критика и её этические аспекты. 2 19 Практическое занятие Завершение оформления аудиторной практической работы ОК 2
ОК6 ВПД 5.2.3. МТО 7
Тема 6.2Психологические приёмы убеждения в споре.
Приёмы воздействия на участников спора. Вопросы в споре и виды ответов. Нечестные приёмы. Позволительные и непозволительные уловки в споре.
2 20 урок подготовка к аудиторной практической работе 0,30 ОК 3
ОК8 ОИ1
Практическая работа №8.Споры в деловом общении. 2 21 Практическое
занятие Завершение оформления аудиторной практической работы
ОК 2
ОК6 ВПД 5.2.3. МТО 8
Раздел 7. Деловые конфликты. Тема 7.1. Нормы поведения в конфликте.
Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Причины и последствия конфликтов. 2 22 урок - составление и решение ситуационных задач для определения типов конфликтов. 0,30 ОК 3
ОК 4 ОИ2
Тема 7.2.Разрешение конфликтов.
Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стрессы и стрессовые ситуации. 2 23 урок подготовка к аудиторной практической работе 0,30 ОК 3
ОК 4
ОК8 ОИ2
Практическая работа № 9. Разрешение конфликта 2 24 Практическое занятие Завершение оформления аудиторной практической работы ОК 2
ОК6
ОК7 ВПД 5.2.3. МТО 9
Раздел 8.Имидж делового человека. Тема 8.1. Психологические детерминанты имиджа
делового человека.
Что такое имидж ? Модели поведения. Телесный имидж. Внешний вид. Тактика общения. 2 25 урок Выполнение домашнего задания по теме 0,30 ОК 3 ОИ2
Дифференцированный зачёт 2 26 ОК 2 МТО 10
Материально-техническое обеспечение занятий
Таблица 2а
№
п\п Материально-техническое обеспечение занятий
МТО 1 комплект инструкционных карт для выполнения практических заданий
МТО 2 комплект инструкционных карт для выполнения практических заданий
МТО 3 комплект инструкционных карт для выполнения практических заданий
МТО 4 комплект инструкционных карт для выполнения практических заданий
МТО 5 комплект инструкционных карт для выполнения практических заданий
МТО 6 комплект инструкционных карт для выполнения практических заданий
МТО 7 комплект инструкционных карт для выполнения практических заданий
МТО 8 комплект инструкционных карт для выполнения практических заданий
МТО 9 комплект инструкционных карт для выполнения практических заданий
МТО 10 ФОС для проведения дифференцированного зачёта
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
Таблица 2б
№
п\п Наименование Автор Издательство,
год издания
ОИ 1 Психология делового общения Бороздина Г.В. -М.: ИНФРА,2012.
ОИ 2 Деловое общение Зельдович Б.З - М: Издательство Альфа-Пресс, 2012.
ОИ 3 Невербальное поведение Лабунская В.А. Ростов н/Д.,2011
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 2в
№
п\п Наименование Автор Издательство,
год издания
ДИ 1 Ораторское искусство и деловое общение. Баева О.А.
Минск, 2011.
ДИ 2 Этика делового общения. Браим М.Н. Минск, 2010.
ДИ 3
Руководство по ведению переговоров. Бройнинг Г.
- М., 2010.
ДИ 4 Этика делового общения.
. Бульгина А. Новосибирск, 2010.
ДИ 5 Культура и искусство речи. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Интернет - ресурсы (ИР):
ИР1. Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества -HPSY.RU.
ИР2.Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры PSYLIB. RU.
ИР3.Библиотека www.koob.ru.
ИР4.ЛАБОРАТОРИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_economic_plus_10.html