Рабочая программа по ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Любимский аграрно-политехнический колледж
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО:
на методическом совете
протокол №_ от __ ______2015 г
председатель МС
______Т.М. Смирнова УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ОД
_______И.В. Самойлова
«____»_________2015г.
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы культуры профессионального общения
по профессии: 43.01.02 Парикмахер
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года 10 месяцев
На базе основного общего образования
г. Любим 2015 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной общеобразовательной программы учебной дисциплины «Основы культуры профессионального общения» от 2010 года, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС, приказ Минобрнауки России № 730 от 02.09.2013 с изменениями от 02.09.2015) рекомендованной Федеральным институтом развития образования по профессии 43.01.02 Парикмахер
Организация-разработчик: ГПОАУ ЯО Любимский аграрно-политехнический колледж
Разработчик:
Трофимова М . А. - преподаватель специальных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы культуры профессионального общения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.02 Парикмахер
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать правила профессиональной этики;
- применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- правила обслуживания населения;
- основы профессиональной этики;
- эстетику внешнего облика парикмахера;
- психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности парикмахера;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: практические занятия 23
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе: самостоятельная внеаудиторная работа 16
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы культуры профессионального общения»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Этика и психология общения в сфере обслуживания 26 (11) Тема 1.1.
Культура общения в профессиональной деятельности
Содержание учебного материала: 10 (7) 1 Понятие о деловом общении.
Средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности. Межличностное общение, вербальное общение, культура речи. Саморегуляция. Саморефлексия. 1 2
2
Правила обслуживания населения. Основы профессиональной этики парикмахера.
Понятие профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции парикмахера. 1 2
3 Эстетика внешнего облика парикмахера. Подготовка к встрече с клиентом. Обсуждение запросов клиента, как вести беседу с клиентом во время обслуживания. Окончание визита клиента. Правила обслуживания населения. 1 Практические занятия: 7 4 Соблюдение правил профессиональной этики. Ролевая игра (мастер-клиент) 1 5 Применение различных средств, техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности 1 6 Анализ профессиональных компетенций парикмахера 1 7 Выделение критериев успешной профессиональной деятельности парикмахера 1 8 Использование способов и приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения 1 9 Тренинг «Навыки межличностного общения» 1 10 Составление портфолио будущего парикмахера 1 Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка сообщения на тему «Влияние культуры речи на эффективное профессиональное общение»
- составление профессиограммы «Парикмахер»;
- составление коллажа «Положительный имидж парикмахера». 4 Тема 1.2
Успех профессионального общения Содержание учебного материала: 7 (4) 11 Психологические особенности делового общения и его специфика в сфере обслуживания и деятельности парикмахера.
Сущность социальной перцепции (воображение), функции и механизм социальной перцепции. 1 2
12 Механизмы взаимопонимания в общении. 1 13 Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения. 1 Практические занятия: 4 14 Ролевая игра «Взаимодействие с коллегами и клиентом» 1 15 Тренинг «Навыки эффективного делового общения» 1 16 Тренинг «Сценарии управления разговором» 1 17 Диагностика и развитие соответствующих личных и деловых качеств как основы для формирования профессиональных компетенций будущего парикмахера. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка сообщения на тему «Формы взаимодействия мастера и клиента»;
- подготовка реферата на тему «Виды общения»;
- самостоятельная тренировка необходимых профессиональных компетенций. 5 Раздел 2.
Конфликты в деловом общении 21 (12) Тема 2.1.
Конфликт и его структура Содержание учебного материала 14 (12) 18
Источники, причины, виды конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности. 1 2
19 Способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.
Определение тактики поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности. Средства достижения взаимопонимания. 1 Практические занятия: 12 20-21 Диагностика стиля поведения в конфликтной ситуации. 2 22-23 Ролевая игра «Разрешение конфликтных ситуаций». 2 24-25 Определение тактики поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности 2 26-27 Расширение спектра стратегий поведения в конфликте. 2 28-29 Ролевая игра «Психологическая защита в конфликте». 2 30-31 Развитие навыков извлечения позитивных моментов из конфликта. 2 Самостоятельная работа обучающихся:
- чтение дополнительной литературы на тему «Эмоции, проявляемые в конфликтах»;
- составление таблицы: навыки эмоциональной и физической саморегуляции;
- упражнения по различным видам психотехники. 7 32 Зачет 1 Всего: 48 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете общепрофессиональных дисциплин.
Оборудование кабинета общепрофессиональных дисциплин:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов.
Основные источники:
Шеламова Г.М. Этикет делового общения: Учеб. Пособие.- М.: ИЦ «Академия», 2010-192 с.
Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия: Учеб. Пособие.-М: ИЦ «Академия», 2015. – 64с.
Интернет- ресурсы:
http://www.ipk-resurs.narod.ruhttp:// www.pedlib.ruhttp:// www.conflictologiy.narod.ruhttp:// www.i-e.ruhttp:// www.dvo.sut.ruhttp:// www.psyfactor.org4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Уметь: соблюдать правила профессиональной этики; Практическая работа, самостоятельная работа
применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; Практическая работа, самостоятельная работа
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; Практическая работа, самостоятельная работа
определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности; Практическая работа, самостоятельная работа
Знать: правила обслуживания населения; Фронтальный опрос на занятии, практические работы
основы профессиональной этики; Фронтальный опрос на занятии, практические работы
эстетику внешнего облика парикмахера, Фронтальный опрос на занятии, практические работы
психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности парикмахера Фронтальный опрос на занятии, практические работы
механизмы взаимопонимания в общении; Фронтальный опрос на занятии, практические работы
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; Фронтальный опрос на занятии, практические работы
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности. Фронтальный опрос на занятии, практические работы