План урока по грамоте закрепление Звук и буква Хх (1 класс) 
Русская грамота
1 класс
Тема: Звуки [х]. [х ]. Буква х ХЦель:  1.  Познакомить учащихся с новыми звуками х  х, и буквами х , 
                 Что одна   буква обозначает два звука. Научить писать строчную 
                 букву х пополнить словарный запас детей .Закрепить знания ребят о        
                  гласных и   согласных звуках и буквах
                                  
Развивать речь, мышление, внимание память учащихся , фонематическую речь
 Воспитывать уважение к сельскому труду , чувство гордости за Родину .  Учить беречь хлеб.
Ход урока
Орг момент
                               Проверь дружок 
                               Готов ли ты начать урок
                              Все на месте , все в порядке
                              Книжки , ручки и тетрадки
                              Встаньте ровно , улыбнитесь
                             И тихонько садитесь.
Объяснение темы урока и постановка целей урока
             Ребята, посмотрите кто к нам прилетел на ковре – самолете 
 Вы узнаете этого старика?  Его зовут  старик- Хоттабыч 
На доске вывешивается картина старика Хоттабыча и ковер самолет с орнаментом «бараний рог»
 -Он недавно побывал в нашей стране. Вкушал один вкусный продукт и хочет увезти его собой, считает, что он самый главный. Но он забыл названия. Поможем ему? А заодно познакомимся с  новыми звуками и буквами, научимся писать строчную букву. Повторим и закрепим то, что уже нам знакомо.
Итак, на поиски загадочного продукта! А вот где же он увидел , продукт сейчас узнаем.
 Я задаю вопрос, за правильный ответ открываем карточку. Мы составим слово.
- Из чего состоит наша речь?                                         С
Из чего состоят предложения?                                      Е  
Из чего состоят слова?                                                      Л
Из чего состоят слоги?                                                      О
Прочитайте  слово – СЕЛО
Словарная работа 
А мы, в каком селе живём?  В селе Винном.
Как по-другому можно сказать село ?   Деревня 
Деревня – это от, того что дома строили из дерева
   На доске появляется рисунок деревни вывешивается слово ДЕРЕВНЯ
Повторение 
 Вот у нас дома не простые, а звуковые. Зеленые, синие, красные.
 
 Я назову звук , а вы должны показать в каком доме живут, поднимите звуковые фишки  (у к т с в э ж й о)
У ребят на парте звуковые фишки. Называть звук ребята поднимают фишку
Какие звуки живут в красном доме?
Какие звуки живут в синем доме?
Какие звуки живут в зеленом доме?
 Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков?
Новая тема
 Звуковым фоном идет запись со звуками животных «Утро в деревне»
Учитель читает текст
Закроите глаза.
               Мы прибыли в деревню. Представьте деревня, лето, август. Утро, запел петух .  Люди просыпаются. Выгоняют коров. Внимательно посмотрите кто гонит коров?
Кто пасет коров и коз
Там где луг травой зарос
                                     Пастух
На доске появляется картина пастуха
Один - пастух, а когда много? Пастухи
На доске появляется картина, где много пастухов.
Давайте у него спросим о главном продукте ? Он нам поможет если справимся с заданием.
Звуковой анализ слова
 Ребята на местах составляют звуковую модель . от каждой группы 1 учащийся  составляют у доски
1 ряд                                                                                    2 ряд
            Пастух                                                                     пастухи
с к с с к с
с         к с с к з к
[П]- согласный, твердый,                                       [П] -согласный, твердый
[А]- гласный, безударный                                      [А] -гласный безударный
[С]- согласный, твердый                                         [С]-согласный, твердый
[Т]- согласный, твердый                                         [Т]-согласный, твердый
[У]-гласный, ударный                                             [У]- гласный , безударный
[Х]- согласный, твердый                                        [Х]-согласный, мягкий
                                                                                     [И]– гласный, ударный
Вопросы группам                
                                                    1 группа                                          2 группа
Сколько слогов?                          2 слога                                     3 слога
Назовите первый слог?                  Пас                                             пасНазовите  второй слог?                   Тух                                              ту
 Назовите третий слог ?                                                                       хи
Ударный слог?                                   Тух                                               хи
                                             
Ударный звук?                                        У                                                и
Есть знакомые звуки? Замените их буквами. 
На месте работают с кассой. Вы ходят по цепочке и заменяют на доске.
 
-  Посмотрите,  ни все звуки открыты, прочитайте и выделите голосом  не знакомы й звук.
  ПАСТУ –             Какой он?  Согласный, твердый 
   ПАСТУ      И     Какой он? Согласный  мягкий     Почему?
 Что общего у этих звуков?    Они согласные, глухой
.Чем отличаются эти звуки?    Твердые  и мягкий
Знакомство с буквой Х
 Мы познакомились с двумя звуками [х ]и [х] , а я открою тайну что 2 звука мы обозначаем одной буквой Х
На что похоже:
Х- забавная игрушка
Деревянная вертушка
Деревянная вертушка
       Ветру вольному подружка
 показать вертушку «флюгер»
 показать  карточку с печатной буквой Х 
Найдите у себя в кассе и замените в слове звук на букву Х
Прочитайте, какие слова у нас получились? Так какой главный продукт для пастуха? 
Показываем картину  «МОЛОКО».  
     Вывешивается  словарное слово МОЛОКО
Нет,  Хоттабыч не этот продукт кушал. Но зато мы познакомились с новой буквой Х.
Какое главное слово начинается с буквы Х
ХЛЕБ
Посмотрите, как Хоттабыч обрадовался?
Он вспомнил название – это вкусный, главный продукт называе6м  «хлеб»
Чтение слогов 
 на доске слова- междометия 
-Как он рад? Что он кричит от радости? Прочитайте слова.
-Читаем  с радостью тихо, радостно громко.
 Ах, ох, ух, их, ех, эх
Ха, хо , хе, хэПрочитайте 1 группа- открытые слоги, 2 группа - закрытые слоги
Физминутка 
Мы изучили 2 звука, познакомились с буквой. Отдохнем.
Если слова с твердым согласным [х] - вы прыгаете.
Если слова с мягким согласным [х ]- вы топаете, хлопаете.
Хор , хитрый, хорек, хурма, хилый, хищник
Письмо в прописи
    -Звуки мы знаем, буквы знаем , а сейчас научимся писать письменную строчную букву Х 
    - Старик –Хоттабыч прилетел на ковре самолете. Посмотрите
ковер – самолет составлен из узора «Кос –муиз » какую букву вам напоминает ?
 Учитель пишет на доске строчную письменную букву х
-Состоит и з двух полуовалами пишется с отрывом
Прописать букву х воздухе указательными пальце.
 -Допишите строчку строчной буквой х
Работа в учебнике
Прочитайте слова по цепочке
Халат        хобот        хлеб         мех
Халва        холод      хвост       смех
Читаем хором
Упражнение:  Запишите слово, обозначающую  сладость, одежду, продукт, эмоцию.
 Учащиеся записывают в пропись   Халва, халат,  хлеб, смех
 
Работа с текстом 
Хоттабыч хочет узнать, откуда берется хлеб на нашем столе 
Чтение по цепочке
ХЛЕБ НА НАШЕМ СТОЛЕ
   Люди сеют пшеницу, рожь и овес. Когда зерна в колосьях поспевают, косари их скашивают. Колосья собирают в снопы и просушивают. Зерна хранят в зернохранилище. Из зернохранилища зерна везут на мельницу. Здесь их перемалывают в муку. Мука поступает на хлебозаводы и пекарни. Пекари пекут хлеб и другие кондитерские изделия.
Таким образом хлеб оказывается на нашем столе.
Анализ текста 
 Кто растит хлеб? Одним словом  хлеборобы – вывешивается словарное слово 
Что пекут из муки?
Заключительное слово 
-Где мы живем ?В Казахстане , а хлеб это национальная гордость , ведь даже на государственном флаге изображены зерна . олицетворяющие богатство народа.
показать государственный флаг Казахстана
 Запишем предложение
Хлеб – наше богатство
Итог 
          Мы помогли Хоттабычу?
         Что нового мы узнали?  Какие словарные слова вы узнали?
Рефлексия . 
У нас лежат красные и желтые колоски если у вас хорошее настроение – возьмите желтый, если – отличное настроение , возьмите красный
            Всем спасибо за урок у на с все получилось, теперь понимаете как     
            трудно достаётся хлеб , сегодня в столовой должны съесть сой хлеб.