Доклад на тему: Предпрофильная подготовка в школе.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новоенисейская основная общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
на тему:
Предпрофильная подготовка в школе
Докладчик: Старший вожатый
Елкина Светлана Александровна
с. Новоенисейка 2014
Введение
Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума
Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.Цели
Разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные на рынке труда, создание условий для более успешной социализации выпускников.
.
Задачи:– Координация действий администрации школы, педагогов по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей предприятий и перспективы размещения производительных сил на территории района.– Создание системы взаимодействия школы и предприятий города на основе признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы среди школьников.– Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу методобъединения классных руководителей. Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1по 9 класс, работу школы с семьей и социумом.
Сделан анализ распределения выпускников школы за 5 лет. 80% поступают в Саяногоский техникум, училище по специальностям металлург, электрик, строитель, повар.
Программа осуществляется в 3 направлениях:
- Диагностическая (тесты, опросы, анкетирование)
- Профпросветительская (экскурсии, конкурсы, классные часы)
- Профориентационная (элективные курсы, экскурсии)
Профессиональное воспитание, формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
Начальная школа (1-4 классы).С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
Основная школа (5-7 классы).Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Основная школа (8-9 классы).Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
Структура деятельности педагогического коллектива по реализации плана профориентационной работы
Директор
Зам директора по УВР
Классные руководители
Социальный педагог
Психолог
Библиотекарь
Старшая вожатая
Учителя- предметники
Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
С этой целью составлен школьный планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школе являются заместитель директоров по УВР, старший вожатый. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальный педагог, учитель ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школы с Саяногорским политехническим техникумом, предприятиями города, внешкольными учреждениями, центром занятости.
План профориентационной работы школы
Содержание деятельности Ответственные
Организационная работа в школе 1 Оформление уголка по профориентации.“В мире профессий”“Слагаемые выбора профессии”Оформление стенда (общешкольного): “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”. Зам директора по УВР
2 Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников Зам. директора по учебно-воспитательной работе
3 Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Презентация. Защита планов воспитательной работы по профориентации.“Организация профориентационной работы в классе” Зам. директора по учебно-воспитательной работе
4 Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. Зам. директора по УВР, библиотекарь
5 Участия школьников в работе ученических трудовых десантов Администрация
6 Организация работы кружков на базе школы: декоративно-прикладного творчества, спортивного, художественного Зам. директора по УВР
7 Введение ориентационных курсов по выбору и факультативов: «Твоя профессиональная карьера», «Выбор профессии» и «Мое профессиональное будущее» Зам. директора по УВР
8 Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами Старший вожатый, классный руководитель, социальный педагог
9 Осуществление взаимодействия с техникумом, училищем , Центром занятости Зам. директора УВР, классный руководитель
10 Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками Старшая вожатая
Работа с педагогическими кадрами. 1 Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп Зам. директора по УВР, психолог
2 Организовать для педагогов и классных руководителей цикл семинаров по теме «Теория и практика профориентационной работы» Зам. директора по УВР.
3 Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения. “Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.“Методика профориентационной работы по возрастным группам”;“Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;“Методические основы профориентации во внеклассной работе”;“Работа с учащимися по интересам”;“Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;“Профориентация в процессе изучения основ наук” Руководитель МОПсихолог
4 Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника “Исследование готовности учащихся к выбору профессии”“Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,“Изучение склонностей и интересов”, “Изучение профессиональных намерений и планов учащихся” 5-8 кл9 кл Психолог.
5 Практиковать отчетность учителей-предметников, кл. руководителей, руководителей кружков о проделанной работе Зам. директора по УВР
6 Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе Психолог.
Работа с родителями 1 Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении» Зам. директора по УВР
2 Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов.“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования” Кл. руководитель, Психолог
3 Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий Кл. руководитель Учителя-предметники
4 Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения Кл. руководитель
5 Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).“Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”“Медицинские аспекты при выборе профессии” Зам. директора по воспитательной работе Кл. руководитель
6 Привлекать родителей к оформлению профориентационных стендов, к организации экскурсий Кл. руководитель Учителя-предметники
7 Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации Кл. руководительПсихолог
Работа с учащимися 1 Допрофильная подготовкаКурс “Выбор” и “Твоя профессиональная карьера” Учителя-предметникиКл. руководитель
2 Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения села, города 6-9 кл..Кл. руководитель
3 Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленностиПсихолог.Кл. руководитель
4 Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации Кл. руководительПсихолог
5 Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений Кл. руководитель
6 Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся Психолог.
7 Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.Праздник “Город Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным”,“Фестиваль профессий”.Классный час “Есть такая профессия – Родину защищать”.Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”«Мама, папа на работе» 1-4 клСтаршая вожатаяКл. руководитель
8 Организация и проведение с учащимися выставок “В мире профессий”:“Транспорт”, “Военные профессии”“Информационные технологии”.“Строительство и архитектура”, и т. д.Организация и проведение с учащимися викторин, бесед К.л. руководитель, библиотекарь.
9 Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)“Сто дорог – одна твоя”“Как претворить мечты в реальность”“Легко ли быть молодым”“К чему люди стремятся в жизни” 5-9кл. Кл. руководитель
10 Организация и проведение встреч с представителями различных профессий Кл. руководитель
11 Организация экскурсий и встреч со специалистами“Центра занятости” Старшая вожатая
12 Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений 9кл Социальный педагог
13 Расширение знаний учащихся о новых профессиях учителями-предметниками 1-9 клУчителя-предметники
14 Организация экскурсий в «Центр занятости», помощь в определении профиля обучения 9кл. Кл. руководитель, психолог
15 Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда 9кл Старшая вожатаяКл. руководитель
16 Оформление на каждого учащегося профориентационной карты Кл. руководитель, психолог.
17 Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования Кл. руководитель
18 Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся Психолог
19 Организация пятой трудовой четверти. Работа на пришкольном участке:- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;- пришкольный лагерь отдыха (педкласс) 5-9 клУчителя биологии, технологииКл. руководитель
20 Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии 1-9 клКл. руководитель
21 Защита проектов“Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана”“Ступени мастерства”“Мои жизненные планы, перспективы и возможности” Кл. руководитель
У школьников младших классов(1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности(деловые игры, группы по интересам, факультативы, ОПТ, и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.1 уровень. «Профессии моей семьи». 1-4 классы.
Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.Профориентационный курс «Профессий много есть на свете».
Профориентационные минутки на уроках.
Конкурсы
Экскурсии на предприятия, где работают родители (1 в полугодие).
Встречи с родителями – представителями различных профессий.
Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции).
Конкурсы творческих работ.
Интеллектуально-практический марафон «Профессий много есть на свете».
День профориентации.
Мониторинг профориентационной работы.
У подростков(5-8кл.) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
2 уровень. «Я и профессии вокруг меня». 5-8 классы.
Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
Профориентационный курс .Профориентационные минутки на уроках.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
Конкурсы
Экскурсии на предприятия и организации НПР(1 в четверть).
Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций города.
Знакомство с рынком труда города.
День профориентации.
Мониторинг профориентационной работы.У школьников 9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
3 уровень. «Мир профессий». 9 классы.
Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития.
Профориентационный курс «Моя профессиональная карьера».
Профориентационные минутки на уроках.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
Конкурсы
Экскурсии на предприятия и организации НПР, (2 в четверть).
Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций .Знакомство с рынком труда в городе.
Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация).
Трудоустройство подростков в летний период.
Открытые дни в средних специальных учебных заведениях.
День профориентации.
Мониторинг поступления учащихся в Сузы, ПУ, профильные классы ОУ.
Мониторинг профориентационной работы.
Элективные курсы по выбору:
– Дизайн интерьера
- Кулинария
- Основы предпринимательской деятельности
- Основы экономических знаний
- Деловое общение
- Правовая гамотность.
Планируемые результаты:
- повысить стремление учащихся к развитию своих знаний и навыков с целью поступления в учебные учреждения;
- сформировать у учащихся знания о профессиях их значимости и востребованности на рынке труда;
- определить направления профпригодности и успешной адаптации выпускников в социуме.