Презентация структура современного урока с пояснениями


Структура современного урока в рамках ФГОС
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
Слайд 2
Верзилин Николай Михайлович (1943 – 1984) писатель – натуралист, педагог, член-корреспондент Академии наук, член союза писателей сказал : «Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.   Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться, поддерживаться и развиваться.
В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.
Что главное в уроке? Что же такое современный урок?
Слайд 3
Еще В.А.Сухомлинский говорил : « « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции»
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
 Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Итак, совершенно очевидно, что на урок надо взглянуть по-новому.
Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний. Какова же структура современного урока?
Слайд 4
I этап. Мотивирование к учебной деятельности
II этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
III этап. Выявление места и причины затруднения
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
V этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
VII этап. Включение в систему знаний и повторение
VIII этап. Рефлексия учебной деятельности (итог)
Рассмотрим подробно каждый этап урока
Слайд 5
I этап. Мотивирование к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока.
Слайд 6
II этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
Слайд 7
III этап. Выявление места и причины затруднения
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,
или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
Слайд 8
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.
• 7-8 мин;
• способы: диалог, групповая или парная работа:
• методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
Для лучшего их запоминания, там, где это возможно,
используется приём перевода правил на язык образов.
Слайд 9
V этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Слайд 10
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• выполняется письменно;
• методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Слайд 11
VII этап. Включение в систему знаний и повторение
• 7-8 минут;
• сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются
игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования.
Это создаёт положительный эмоциональный фон,
способствует развитию у детей интереса к урокам.
Слайд 12
VIII этап. Рефлексия учебной деятельности (итог)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Совершенно очевидно , что данные структурные элементы урока обусловлены требованиями новых стандартов. Но главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
Слайд 13
«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление
«комфорт» – это обстановка,. обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.
Слайд 14
 Можно подобрать ассоциации словосочетанию «современный урок», опираясь на каждую букву слова «комфорт»
К Компетентность Критичность Креативность Культура
О Органичность, основательность Отдача , оптимальность Открытие
Ответственность Образованный, осознанный
М моделирование мотивация методика мастер
Ф Фантазия формирование функциональный фундамент
О Отдых, осмысленный Открытие, организованный обучение Опора, озарение
РРадость развитие Рост Результат, рефлексия
Т Тепло Творчество Талант темп
Слайд 15
Америк. Философ и педагог Джон Дьюи сказал: « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Можно долго говорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.
Слайд 16
Мне хотелось бы закончить свое выступление такими словами:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Слайд 17
Хочу пожелать всем в нашем нелегком труде :не бояться, не ждать, когда кто-то изменит тебя. Быть мобильным и находить что-то новое – это должно быть девизом каждого педагогического коллектива.