Статья Экологическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности
Экологическое воспитание в рамках внеурочной деятельности
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения»
А.А.Плешаков
В наши дни, как никогда ранее, перед человечеством остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном мире противоречий и кризиса экологические проблемы приобрели глобальный характер, возникла потребность оптимизации взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой в условиях усиливающегося экологического кризиса, проявляющегося на всех уровнях: от регионального до глобального. Формирование экологической культуры каждого гражданина и общества в целом является необходимым условием обеспечения выживания человеческого общества в будущем. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Это привело к необходимости активизации экологической науки и повышения эффективности экологического образования и воспитания для спасения человечества, природы, растительного и животного мира, среды жизни от нарастающего общепланетарного кризиса.
Сейчас просто «экологического мышления» недостаточно. Насущная задача – сформировать экологическое мировоззрение. Для этого необходим экологический всеобуч – образование на экологической основе, экологизация знаний.
Исходя из психолого-педагогических особенностей возраста младших школьников – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Основы экологической культуры, как, впрочем, и любой другой, закладываются уже в детском возрасте. Поэтому всё более актуальной становится проблема экологического образования младших школьников.
Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассмотрения экологического образования как непрерывного и систематического процесса в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.
Учебные предметы начальной школы составляют основу экологического воспитания младших школьников. Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:
Теоретические знания о природе
Практическая связь Экологическое Воспитание добрых
с природой воспитание чувств
Физическое совершенствование Воспитание экологического
· мышления
В нашей школе разработана программа внеурочной деятельности «Лесовичок».
Цель программы:
– формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста через углубленное изучение природы родного края, её ресурсов.
Задачи программы:
1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;
2. Развитие интереса к изучению природы родного края.
3. Формирование простейших экологических понятий у обучающихся;
4.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.
Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала, причем учитывается имеющийся материал, который усложняется и углубляется. Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.
Второе непременное условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, подкормка птиц. Учащиеся являются активными участниками природоохранных акций, организованных Приозерным лесничеством и министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Экологическое воспитание даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На занятиях окружающего мира, экологии, внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Результатами являются учебно-исследовательские работы, которые представлены на различных конференциях и природоохранные проекты.
Формирование экологической культуры обучающихся - важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Формировать экологическую культуру личности ученика, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана школа. Только по-настоящему экологически образованное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы – сферы разума.
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда ,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
Список литературы:
1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. –М.: Просвещение, 2011. – 342с.
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / М.: Просвещение, 2011.- 111с. (Стандарты второго поколения).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009г.
5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.- 159с.
6. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России,2000.
7.Экологическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]