Внеклпассное мероприятие по химии Посвящение в химики
Внеклассное мероприятие по химии
«Посвящение в химики"
(для учащихся 8-х классов)
Автор: Гатина Гульнара Шавкатовна, учитель химии « МБОУ СОШ №65 с углубленным изучением английского языка», г. Пермь.
Цель: формирование общеучебных умений и навыков, применяя игровые формы обучения.
Задачи:
Образовательные: выявить и закрепить знания учащихся об основных классах неорганических веществ ,о первоначальных химических понятиях.
Воспитательные: формировать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.
Познавательные: развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применяя свои знания на практике.
Наглядные пособия: электронная презентация PowerPoint «Юные химики»
Раздаточный материал: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; карточки с заданиями.
Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, мензурка, холодильная установка, шпатель, воронка, спиртовка, химический стакан, пипетка, носовой х/б платок, кристаллизационная чаша, щипцы, демонстрационный столик, стеклянная палочка, халат, мензурки на 100 мл, спички, демонстрационный столик.
Реактивы: вода, спирт, H2SO4 (конц.), сахар, KMnO4, фенолфталеин, метилоранж, лакмус, безвод. медный купорос, K2CrO7.
Ход мероприятия
Организационный момент
Мы рады приветствовать всех участников мероприятия. Сегодня вам предстоит показать не только свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания. Мы желаем вам успехов и пусть победит сильнейший!!!
Визитная карточка команды
Каждая команда представляется ( название команды и девиз)
2. Разминка
1 команда
Назовите оксид, который одновременно может находиться в трех агрегатных состояниях (вода)
Наука о веществах, их свойствах и превращениях (химия)
Кислота, содержащая в своем составе атом серы в степени окисления +6 (серная)
Название солей угольной кислоты (карбонаты)
Сложные вещества, состоящие из ионов металла и одной или несколько гидроксогрупп (основания)
Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (простые вещества)
Элементы, атомы которых имеют на внешнем энергетическом уровне от одного до трех электронов (металлы)
2 команда
Газ, "сухой лед", диоксид углерода, оксид углерода (IV). Предложите другое название (углекислый газ)
Определенный вид атома (химический элемент)
Кислота, содержащая в своем составе атом азота в степени окисления +5 (азотная)
Название солей серной кислоты (сульфаты)
Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков (кислоты)
Вещества, состоящие из атомов разных химических элементов (сложные)
Химическая связь между ионами металлов и неметаллов (ионная)
Опыт «Несгораемый платок»
3.Конкурс знатоков химического оборудования.
Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Кого же из вас можно считать успешным химиком?
Командам предлагается назвать предложенную химическую посуду и лабораторное оборудование, а также рассказать об их предназначении. Посуда по очереди демонстрируется командам. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к команде соперников. Если не отвечает ни одна из команд, то право ответа передают зрителям. Ответивший получает орден Химического умника.
Примерный набор посуды и оборудования:
Пробирка, плоскодонная колба, пробиркодержатель, тигельные щипцы, штатив для пробирок, коническая колба, мензурка, фарфоровая ступка с пестиком, холодильная установка, шпатель, воронка, спиртовка, химический стакан, пипетка.
1)Я – Фарфоровая чашка,Из меня, увы, не пьют,Для еды не варят кашу,Во мне опыты ведут.
Из стакана струйкой звонкой:Жидкость будем наливать.Если лить через Воронку,Можно будет фильтровать.
Я – Шпатель, наблюдаю строго,Чтоб веществ не брали много.Довольно горстку зачерпнуть,Потом водицей сполоснуть.
Фитилек мой зажигайИ что хочешь нагревай.Спирт во мне сгорает ловко,А зовут меня Спиртовка.
2)Чтобы опыт был красивым,Нам поможет великан:Из стекла, для реактивов,Сам Химический Стакан.
Химик знает об одном:
Что есть Колба с круглым дном,Также есть и непреклонная –Колба, только плоскодонная.
Химик капает растворАккуратно, очень метко.А помощница ему –Я – стеклянная Пипетка.
Химикам известно многим:Целым будет реактивВ их пробирке, ведь, как ноги, У пробирок есть Штатив.
4.Конкурс капитанов
Составьте как можно больше слов из химического слова «Хромотография»
Опыт «Самовозгорание спиртовки»
5.Тёмная лошадка
«Тёмная лошадка» - зашифрованный химический элемент. Командам задаются вопросы об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д.
1 команда.
1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.
2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.
5. В честь него назван век.( Железо).
2 команда.
1. Этот металл известен человеку с глубокой древности.
2. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.
3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
4. Из этого металла делают украшения, монеты.
5. Этот металл – символ Солнца.( Золото).
Опыт « Выведение пятен»
6. Конкурс агент 007
Команда должна расшифровать послание агента 007 с помощью ПСХЭ Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клетки под цифрами первые буквы их названий
1 команда:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
24
49
12
49
63
16
19
49
63
88
63
18
19
52
49
74
11
18
Ч
ы
2 команда:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
74
19
16
84
88
76
5
76
74
18
52
11
63
3
79
у
Ь
ь
я
!
Ответ: Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!
Опыт «Пирог»
Игра со зрителями
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
а) Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).
б) Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
в) Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).
г) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).
д) Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).
е) С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).
Песни в тексте которых присутствует слова вода и ее агрегатные соединения!
Опыт «Напитки»
7. Подведение итогов
Жюри подводит итоги
НЕШУТОЧНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе с веществамиНе берите их рукамиИ не пробуйте на вкус.Реактивы – не арбуз:Слезет кожа с языка,И отвалится рука.
Задавай себе вопрос,Но не суй в пробирку нос.Будешь кашлять и чихать,Слезы градом проливать.Помаши рукой ты к носу –Вот ответ на все вопросы.
С веществами неизвестнымиНе проводи смешивания неуместные:Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай,Не сливай в одну посуду, не мешай, не поджигай.
Если ты работаешь с твердым веществом,Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.Ты возьми его немножко – одну восьмую чайной ложки.
При работе с жидкостью каждый должен знать:Мерить надо в каплях – ведром не наливать.
Если на руку тебе кислота попалаРуку быстро ты водой промой из крана.И, чтоб осложнений себе не доставить,Не забудь учителя в известность поставить.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Чистота – друг человека.Не забывай - никогда.И пользуйся чистой посудойНа практических работах всегда!
Жюри объявляет результаты
Клятва химика
Я. Юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать
Помнить химические свойства любого вещества на свете
Знать все 110 элементов периодической системы наизусть
Порошкообразные вещества не просыпать
Жидкие не проливать
Газообразные не выпускать наружу
Не тратить зря спирт в спиртовке
Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев
А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука химии
Опыт «Вулкан»
15