Внеклассное мероприятие по химии для учеников 8 класса Посвящение в химики


МАОУ «Бриентская СОШ»

Внеклассное мероприятие по химии
«Посвящение в химики»
(для учащихся 8 класса)

Учитель химии Митрофанова Т.В.
2017год
Внеклассное мероприятие для 8-го класса «Посвящение в химики"
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Первоначальные химические понятия», «Кислород», «Водород», «Вода». Повысить интерес школьников к предмету. Совершенствовать умения решать расчётные задачи по химии. Создание ситуации успеха для учащихся;
Образовательные задачи:
закреплять в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках химии;
пополнить словарный запас химической терминологией.
осуществление межпредметных связей.
Развивающие задачи:
развивать память, внимания, образное мышления;
повышать самооценку, снижать тревожность.
развивать коммуникативные навыки;
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес и ответственное отношение к изучаемому предмету;
развивать творческие способности учащихся;
самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.
Тип мероприятия: закрепление и систематизация знаний.
Форма мероприятия: командное соревнование.
Методы и приёмы обучения - словесный, наглядный, практический.
Участники - ученики 8 класса.
Оборудование: компьютер, проектор, классная доска, раздаточный материал. Периодическая таблица Д.И. Менделеева. Наборы химической посуды и оборудования.
Члены ученого совета (жюри) – ученики старших классов.
Домашнее задание. Сделать эмблему. Придумать девиз, обращение к соперникам, и жюри. Повторить название и назначение химического оборудования.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Здравствуйте ребята! В этом учебном году Вы начали изучение нового предмета - химия. И первое знакомство с удивительным миром химии уже состоялось. Некоторые исследователи считают, что слово «химия», возможно, произошло от греческих слов «хюмос» – сок или «хюма» – так называлось металлическое литье, или «химевсис» – смешивание. По версии других ученых, в слове «химия» отражен ее практический исток: «chymeia» – наливание, настаивание. В этом – дальний отголосок древней практики восточных лекарей (фармацевтов), извлекавших соки лекарственных растений и изучавших их. Сегодня известны миллионы веществ и химических реакции. А какие вещества знаете вы, юные химики? Вот сейчас мы проверим ваши познания, выясним, достойны ли вы звания «Юный химик»  Желаем вам успеха!
Без химии, как без науки,
Немыслима нам жизнь сейчас,
Ведь каждый день, везде, повсюду
Она поддерживает нас.
Зовет нас к новым горизонтам.
Учи, дерзай и открывай
Законы новые свободно,
Завет ученых продолжай!
В добрый путь!
1.Первая станция – Приветствие. ( Название, девиз, эмблема, обращение к соперникам) Учитель: « Молодцы ребята!»
2 Второе испытание - Викторина.
Один из важнейших элементов жизни. Он входит в состав крови и именно он определяет цвет крови, а также ее основное свойство – способность связывать и отдавать кислород. (Железо)
Химический элемент 1 группы периодической системы Д.И. Менделеева: редкий элемент, в природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках, песках и т.д. Мягкий металл, применяется для изготовления ювелирных и технических изделий. О каком элементе идет речь? (Золото)
Название элемента происходит от латинского слова “кальке”, которым обозначали не только известняк, мел, мрамор, но и др. минералы, содержащие этот элемент. (Кальций)
Самый распространенный элемент на Земле. Он повсюду и везде. Даже в нашем организме в среднем содержится 70%. Роль его велика: окисляет, соединяет, участвует в процессах дыхания, поддерживает горение. (Кислород)
Назовите единственный жидкий металл? (Ртуть)
Самостоятельный химический элемент, входит в состав графита (стержень в карандаше), алмаза, топлива, растительного и животного мира, газа выдыхаемого нами. (Углерод)
Назовите аллотропные модификации кислорода. (Кислород, озон)
Какой элемент носит название части света? (Европий)
Назовите газы, входящие в состав воздуха? (Кислород, азот, инертные газы)
От чего краснеет лакмус? (Кислота)
Назовите вещества, которые мы используем при приготовлении пищи? (Сахар, поваренная соль, сода, уксус, вода)
Учёный, создатель периодической системы химических элементов? (Д.И. Менделеев)
3.Следующая остановка. « Химическое ассорти».
1 задание.
1 Нахождение (водорода, кислорода) в природе и в Периодической системе Д.И. Менделеева.
2. Физические свойства кислорода, водорода.
3. Химические свойства.
2 задание.
Выпишите отдельно оксиды и основания, дайте им названия (выполняют ученики у доски).Na2O, H2O, CaCl2, BaO, NaOH, SO3, LiOH, SO2, Fe(OН)3, HNO3, CO2, Cu(OН)2, P2O5.
3 задание.
К реакциям разложения относится:
а) NaOH + HCl → NaCl + H2O;
б) Ca + Cl2 → CaCl2;
в) Fe + СuSO4 → Cu + FeSO4;
г) 2NH3→ N2 + 3H2.
К реакциям замещения относится:
N2 + O2 → 2NO;
Ca + Cl2 → CaCl2;
Zn + CuSO4 → Cu + ZnSO4;
2Cu(NO3)2 → 2CuO + 4NO2 + O2.
4.«Химическое оборудование»
А) В лотках находится химическое оборудование. Задача команд: назвать предлагаемые предметы и определить, для чего они предназначаются.
I лоток: пробиркодержатель, кольцо, колба, спиртовка, мерный цилиндр, стеклянная палочка.
II лоток: лапка, пробирка, щипцы, ступка с пестиком, химический стакан, штатив для пробирок
В) Расскажите о технике безопасности при работе в кабинете химии.
Оказание первой медицинской помощи при порезах и ожогах.
5 станция. Ты мне, я тебе. (Вопросы готовят заранее) Задают друг другу вопросы.
6. Практическая. Решение задач на растворы.
7. Конкурс капитанов.
Определить с помощью индикаторов растворы кислоты и щёлочи.
Нахождение массовой доли элемента в соединении.
Литературный конкурс для болельщиков:
Вам прочитают отрывки из стихотворений, в которых упоминаются названия металлов. Ваша задача: отгадать название стихотворения и автора.
1.В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой и главой
Возглашают над собой. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
2.На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
3.Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. С.Есенин «Береза»
4.Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
5.Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
6.В слезах отчаянья Людмила
От ужаса лицо закрыла,
Бежит в серебряную дверь. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
Задание (вне конкурса) «Пантомина»
Командам необходимо изобразить:
1 команда – реакция обмена с выпадением осадка,
2 команда – реакция замещения с выделением газа.
Конкурс для болельщиков Перед вами в 7-и пронумерованных склянках находятся вещества, используемые нами часто на кухне - сахар, соль, сода, мука, крахмал, уксус.Внимательно рассмотрев содержимое склянок, как настоящие химики, определите их содержимое. За каждое правильно определённое вещество – один 1б.
8 Станция Финальная. Жюри подводит итоги всех конкурсов.
Учитель Итоги испытаний, которые прошли наши команды, огласит жюри. Поздравляем команды! А теперь настало время для торжественного посвящения в юные химики.Вы жизнь свою решили посвятить
науке царственной великой химии.
Уверена, она научит жить
в согласии с надеждами счастливыми.
 
Ученики: С тобою, химия, мы многого добьемся.
И от тебя мы никогда не отречемся.
и перед лицом друзей, учителей
торжественно клянемся:
Клятва юного химика (шуточная):
“ Я, вступая в ряды юных химиков, торжественно клянусь:любить химию, слушать учителя и следовать его советам! Никогда не употреблять в пищу химические препараты, никогда не использовать свои знания по химии в плохих целях. А если я нарушу свою клятву, то пусть меня разъест серная кислота! Клянусь! -3р”
Учитель вручает каждому нагрудный знак « Юный химик» Итак, ребята, вы прошли посвящение. Я желаю вам Любить уроки химии и всегда их посещать.Знать все 116 элементов Периодической системы .Соблюдать правила ТБ.Помнить химические свойства любого вещества на Земле.Не тратить зря химические реактивы.
Учитель . Ребята давайте оценим свою работу и работу своих товарищей.
( красная звёздочка - отличная оценка: зелёная - хорошая: синяя - удовлетворительная) Учитель: Всем, большое спасибо! Отличной учебы, друзья! До свидания!
Литература
Урок окончен – занятия продолжаются. Под.ред. Э.Г. Злотникова, М.; «Просвещение» 1992
Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
Приложение 1. Выпишите отдельно оксиды и основания, дайте им названия (выполняют ученики у доски).Na2O, H2O, CaCl2, BaO, NaOH, SO3, LiOH, SO2, Fe(OН)3, HNO3, CO2, Cu(OН)2, P2O5.
К реакциям разложения относится:
а) NaOH + HCl → NaCl + H2O;
б) Ca + Cl2 → CaCl2;
в) Fe + СuSO4 → Cu + FeSO4;
г) 2NH3→ N2 + 3H2.
К реакциям замещения относится:
N2 + O2 → 2NO;
Ca + Cl2 → CaCl2;
Zn + CuSO4 → Cu + ZnSO4;
2Cu(NO3)2 → 2CuO + 4NO2 + O2.
1ученик пишет на доске). Задача 1. К 200 г раствора, массовая доля вещества в котором 20%. Вычислите массу воды и соли.
Задача 2. Сахар - массой 40г растворили в воде, массой 160 г. Вычислите массовую долю растворённого вещества в растворе
7. Конкурс капитанов.
А) Определить с помощью индикаторов растворы кислоты и щёлочи.
Б) Нахождение массовой доли элемента в соединении.
Вычислить массовую долю кислорода в гидроксиде натрия (1) и в гидроксиде калия (2)
Приложение 2.
Оценочный лист
Название конкурса Приветствие Викторина Хим ассорти Хим оборудование Ты мне, я тебе Практический Конкурс капитанов ИТОГО
Команда Колба Молекула Название конкурса Приветствие Викторина Хим ассорти Хим оборудование Ты мне, я тебе Практический Конкурс капитанов ИТОГО
Команда Колба Молекула Название конкурса Приветствие Викторина Хим ассорти Хим оборудование Ты мне, я тебе Практический Конкурс капитанов ИТОГО
Команда Колба Молекула Название конкурса Приветствие Викторина Хим ассорти Хим оборудование Ты мне, я тебе Практический Конкурс капитанов ИТОГО
Команда Колба Молекула