Выпускная работа Формирование представлений об области применения компьютерной графики
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc413782389" 14Введение 13 PAGEREF _Toc413782389 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc413782390" 14Основная часть 13 PAGEREF _Toc413782390 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc413782391" 14Место темы «Компьютерная графика» в изучении предмета «Информатика и ИКТ» 13 PAGEREF _Toc413782391 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc413782392" 14Методы и формы работы, применяемые на уроках информатики. 13 PAGEREF _Toc413782392 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc413782393" 14Разработки уроков. 13 PAGEREF _Toc413782393 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc413782394" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc413782394 \h 14281515
13 LINK \l "_Toc413782395" 14Список использованной литературы. 13 PAGEREF _Toc413782395 \h 14301515
15
Введение
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Умение ориентироваться в мире компьютерных технологий становится немаловажным для современных школьников. Вполне естественно, что дети сейчас получают большой объем информации за пределами урока. Одна из задач образования – научить школьников находить в мире информации актуальную и отсеивать лишнее, видеть вокруг себя практическое применение изученного на уроках и уметь применять навыки.
На сегодняшний день тяжело представить себе мир без компьютерной графики. Ведь в любой области жизни общества компьютерная графика находит свое применение. Архитекторы используют графику при проектировании зданий, мультипликаторы – при создании новых мультфильмов. Графика применяется в печатных изданиях: книгах, журналах или газетах. Чтобы привлечь внимание читателей, создаются красочные обложки книг и журналов, а так же иллюстрации, которые помогают читателю наиболее полно представить себе содержание прочитанной информации. Так же графика используется для оформления документов. Это всевозможные логотипы фирм, предприятий и организаций. Очень широко компьютерная графика используется для создания рекламы, без которой уже трудно представить нашу жизнь. Это реклама на телевидении, создаваемая в виде анимации, реклама в газете. И чем ярче реклама, тем больше шансов привлечь к себе внимание.
Цель работы: на основе методики преподавания информатики разработать практический учебный материал по формированию представлений об области применения компьютерной графики.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить программу по информатике и ИКТ, блок «Компьютерная графика».
Рассмотреть материал учебников по информатике и ИКТ по теме «Графика».
Изучить методику преподавания информатики.
Проанализировать конспекты уроков по теме «Компьютерная графика и области ее применения», размещенных в сети Интернет.
Разработать уроки по теме.
Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы и приложений.
Основная часть
Место темы «Компьютерная графика» в изучении предмета «Информатика и ИКТ»
Изучение вопросов графики невозможно без представления учащимися тех областей жизнедеятельности человека, где может применяться графика. Работа с графикой неразрывно связана с пониманием детей, что компьютерная графика в современном мире присутствует в различных областях нашей жизни.
Программа предмета «Информатика и ИКТ» предусматривает изучение различных аспектов компьютерной графики и представлено на всех ступенях обучения. При работе по программе Л.Л.Босовой с темами графики учитель встречается в 5, 6, 7, 8, 9 классах как при изучении теоретического материала, так и при проведении компьютерного практикума. Это отражено и в учебниках по курсу «Информатика и ИКТ» Л.Л.Босовой, и в тематическом планировании.
В 5 классе представлены темы: «Компьютерная графика», «Графические редакторы», «Устройства ввода графической информации», «Создание движущихся изображений». Параграфы 2.10., 2.11. учебника знакомят обучающихся с тем, где может применяться компьютерная графика, вводится понятие «графический редактор», подробно разбираются инструменты и способы работы в графическом редакторе Paint, дается представление об устройствах ввода графической информации. Компьютерный практикум предусматривает выполнение работ по темам: «Знакомство с инструментами рисования графического редактора», «Начинаем рисовать», «Создаем комбинированные документы», «Работаем с графическими фрагментами», «Создаем анимацию на заданную тему», «Создаем анимацию на свободную тему». В соответствии с требованиями к подготовке в области информатики и ИКТ учащиеся должны будут научиться применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков.
В 6 классе темы, связанные с графикой, изучаются в блоке «Человек и информация» при организации компьютерного практикума по темам: «Таблицы. Размещение текста и графики», «Таблицы. Построение диаграмм», «Графический редактор Paint», «Графические возможности текстового процессора Word», «Рисунок на свободную тему». Учащимся необходимо будет научиться применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков; создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений. При этом учащиеся знакомятся с таким понятием как «деловая графика» при построении диаграмм.
В 7 классе в блоке «Информационное моделирование» изучаются такие темы как «Модели объектов и их назначение», «Информационные модели», «Графики и диаграммы», «Наглядное представление о соотношении величин», «Визуализация многорядных данных», «Многообразие схем». Компьютерный практикум предусматривает выполнение работ на темы: «Создание диаграмм и графиков», «Схемы, графы и деревья», «Графические модели». Учащиеся научатся понимать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных; знать виды диаграмм, создавать круговые, столбчатые, ярусные и другие типы диаграмм; строить графики математических функций; представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков.
Учащиеся должны будут научиться приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.; знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания. Таким образом, необходимо будет повторить и углубить знания учащихся о деловой графике.
В 8 классе изучению блока «Графическая информация и компьютер» отводится 5 часов: «Компьютерная графика: области применения, технические средства», «Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения», «Растровая и векторная графика», «Графические редакторы и методы работы с ними». Компьютерный практикум проходит по темам: «Работа с растровым графическим редактором», «Работа с векторным графическим редактором», «Создание презентации». Учащиеся ознакомятся с возможностями графического редактора и назначением управляющих элементов; особенностями растровой графики; технологией создания и редактирования графических объектов; научатся создавать изображения в среде графического редактора растрового типа с помощью основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка, графические примитивы, палитра, ножницы, ластик и пр.); познакомятся с работой в среде редактора векторного типа.
Учебный материала раздела "Компьютерная графика" представлен в главе учебника «Обработка графической информации». Вводится понятие о компьютерной графике, как об «области деятельности, в которой компьютеры используются как инструменты создания и обработки графических объектов», а так же как о «разных видах графических объектов, созданных и обработанных при помощи компьютера». Обучающиеся подробно знакомятся со сферами применения компьютерной графики в жизни общества, способами обработки графической информации. Дается понятие «растр», «пиксель» В учебнике рассматриваются три принципа представления изображения: растровый, векторный, фрактальный. Выделяются основные достоинства и недостатки этих принципов. В учебнике достаточно глубоко раскрыта тема «Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, и HSB», приведены задания для самостоятельного выполнения по данной теме. Далее осуществляется переход к работе с графическим редактором растрового типа, представлены возможности графических редакторов, рассматривается среда графического редактора (на примере графического редактора PAINT) и режимы работы.
В 9 классе компьютерная графика является составной частью темы «Информационное моделирование», так как графические модели рассматриваются наряду с вербальными, математическими, имитационными. Учебник дает представление о многообразии графических объектов для визуализации: схемах, картах, чертежах, графиках и диаграммах.
Методы и формы работы, применяемые на уроках информатики.
Одним из самых распространенных приемов обучения на уроках информатики является комбинированное занятие, которое имеет неоднородную структуру и обладает рядом достоинств: обеспечивает многократную смену видов деятельности, обеспечивает обратную связь и управление педагогическим процессом, способствует реализации индивидуального подхода в обучении, создает необходимые условия для быстрого применения новых знаний.
К основным элементам современного урока, по мнению Малеева В.В. можно отнести:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.
2. Проверка домашнего задания, которая в зависимости от поставленной цели проводится разными методами.
3. Изучение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися.
4. Закрепление нового материала. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
5. Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний.
6. Задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, способов и особенностей его выполнения.
7. Подведение итогов урока.
Урок может включать все названные элементы (комбинированный урок), или только некоторые (специализированный урок, направленный на решение определенной дидактической задачи).
На уроках, связанных с компьютерной графикой, можно выделить три основных вида организации работы на уроке: демонстрация, фронтальная работа, практикум. Применяются следующие методы обучения: наглядный, словесный, практический. Во время демонстрации, учитель с помощью мультимедиа проектора показывает различные учебные элементы содержания курса. Основной функцией демонстрации является сообщение школьникам новой учебной информации. Презентации давно стали неотъемлемой частью урока. В настоящее время ученики воспринимаю презентации как одну из составляющих урока, рабочая обстановка не нарушается. Применение презентаций помогает сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным, эффективно решает проблему наглядности обучения, расширяет возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. Фронтальная работа с учащимися осуществляется в форме лекции-визуализации. Одновременно с объяснением теоретического материала, учащиеся соотносят полученные сведения с практикой. Работа проводится пошагово и одновременно со всем классом. Применяемый метод – фронтальная работа учителя с классом. Лекция-визуализация применяется как результат возможности реализации принципа наглядности, которая способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, позволяет проникнуть в суть познаваемых явлений. В отличие от фронтальной работы, когда действия учителя и учащихся во время объяснения нового материала должны быть синхронными, в практической деятельности, учащиеся занимаются в различном темпе. Роль учителя во время данной практической работы – наблюдение за работой учащихся, а также, при возникновении необходимости, оказание им помощи.
Наряду с перечисленными методами эффективно использовать метод исследования и метод проектов. В рамках школьного обучения использование проектов можно было бы определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Другими словами, при обучении, основанном на использовании проектов, учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Проектное обучение – это специально организованная дидактическая среда, активизирующая формирование предметных понятий и операций. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают новые знания, учатся пользоваться ими в конкретной ситуации, развивают у себя исследовательские умения и системное мышление. Так, например, рассказав учащимся об областях применения компьютерной графики, можно предложить им найти информацию и оформить ее в виде презентации с небольшим количеством слайдов углубленно об отдельных областях применения компьютерной графики. Для выполнения этого задания учащимся может быть предложена как готовая информация, так и поисковая работа в интернете. На своих уроках отдаю предпочтение самостоятельному поиску информации. С одной стороны, минусом этого является потеря времени. Но положительными моментами считаю формирование умения поиска информации на определенную тему, отбора только необходимой информации. У мальчишек вызывает интерес конструкторская графика, а именно: различные схемы техники, оружия, домов и так далее. Иллюстративная графика более интересна девочкам (эту презентацию можно предложить выполнить интегрировано с уроком литературы, т.е. найти иллюстрации изученных произведений или детских книг). Выполнение поисковой работы по деловой графике можно направить не столько на поиски классических примеров графиков и диаграмм (это демонстрируется на уроке), а на отображение той же деловой информации с чувством юмора. (Приложение № 1) Создание компьютерной презентации дает еще и возможность учащимся отрабатывать практические навыки работы в программе Power Point. Защита проекта формирует навыки публичного выступления.
Первые представления об областях применения компьютерной графики ученики получают в 5 классе. Как показывает практика, самым сложным для пятиклассников является вопрос «Где вы встречаетесь с компьютерной графикой?». Для того чтобы ученики перестали воспринимать понятие «компьютерная графика» как нечто отстраненное, необходимо «заставить увидеть» ее вокруг: в компьютерном классе, в первую очередь, на одежде, в портфелях, в окружающей их повседневности. Ученики вместе с учителем пополняют «графическую копилку». Обычно трудность вызывает именно первый ответ на вопрос, но понимая ту линию ответов, которую им предлагает учитель, дети перестают испытывать затруднения в приведении примеров. Тем более что от пятиклассников еще не требуется глубокое понимание целей использования компьютерной графики. Примеры уроков в 5 классе по теме «Компьютерная графика», опубликованные учителями в сети Интернет можно разделить на две группы. К первой отнесу уроки, построенные в традиционном ключе: повторение изученного – объяснение нового – закрепление - отработка навыков работы с графическим редактором. В уроках второй группы к этой традиционной схеме добавлены игровые элементы. Психология детей в возрасте 10-11 лет еще настроена на игру, поэтому, на мой взгляд, ее применение поможет учащимся в освоении нового материала. Игра и игровые ситуации имеют большой потенциал для общего развития и воспитания ребенка, помогая решать разнообразные педагогические задачи. В игре происходит усвоение ребенком отдельных знаний, умений, навыков, вырабатываются личностные качества. Игровая деятельность, являясь ведущей в дошкольном и младшем школьном возрасте, в средних и старших классах также может рассматриваться как средство стимулирования интереса к учению. Разработка урока для 5 класса, приведенная в данной работе, основана на опыте учителей, использующих игровые элементы на уроке. Примером формирования представления пятиклассников о применении компьютерной графики можно считать выполнение Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы». При объяснении целей и способов выполнения работы приводится пример иллюстративной графики и учащимся предлагается проиллюстрировать одну из известных детских сказок для воспитанников детского сада. Обычно дети выбирают русскую народную сказку «Репка». (Приложение № 2).
В 6 классе при проведении Практическая работа №7 «Таблицы. Размещение текста и графики» учащимся приводится пример иллюстративной графики и предлагается выполнить мини-проект по одной из тем: «Меню нашей школьной столовой», «Домашние животные», «Немецкоговорящие страны». (Приложение № 3).
Примером знакомства обучающихся с конструкторской графикой может служить Практическая работа № 11 «Графические модели» в 7 классе, где не только приводятся примеры графических моделей в различных областях жизни человека, но и формируются навыки работы с графическим редактором Sweet Home. (Приложение № 4).
В 8 классе тема «Области применения компьютерной графики» рассматривается подробно. Из опыта преподавания учителей информатики я бы отметила своеобразие урока учителя информатики 1 квалификационной категории МОУ Средняя общеобразовательная школа № 5, Богданович Свердловской области Шишкиной Анастасии Николаевны, «Экскурсия по виртуальному музею «Компьютерной графики». При этом в данной работе мною разработан скорее традиционный урок по изучаемой теме.
Выполнение Практической работы № 7 «Работа с растровым графическим редактором» основываю на работе с графическим редактором Photoshop. Для учащихся не секрет, что красивые фотографии знаменитых людей, которыми мы часто восхищаемся, глядя на обложки журналов, зачастую подвергаются тщательной и профессиональной компьютерной обработке. Делается это для того, чтобы приблизить изображение к идеалу и как раз и заставить зрителей восхищаться. Конечно, в основном, в профессиональной среде используются сложные программы, для освоения которых необходимо проходить специальное обучение. Для более простой работы по улучшению изображений существует Photoshop. С помощью фотошопа можно сделать свой портрет куда более привлекательным или даже выполнить групповой снимок, добавив к одному человеку изображения других. На уроке ученики получают основы работы в фотошопе. (Приложение № 5)
Разработки уроков.
В качестве примеров уроков, направленных на формирование представления об областях использования компьютерной графики, предлагаю рассмотреть уроки в 5 и 8 классах. При проведении урока необходимо помнить, что распределение подачи материала по времени опирается на исследования устойчивости внимания на уроке:
0–7 мин. урока внимание рассеянное. Требует определенных усилий со стороны учителя на его концентрацию;
8–23 мин. урока период наибольшей устойчивости и концентрации внимания;
24–30 мин. урока устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок. Требуется снижение напряжения работы, расслабление внимания (переход от теории к практике);
31–45 мин. урока концентрация внимания в связи с поставленной целью (произвольное внимание).
Урок в 5 классе
Путешествие в страну «Компьютерная графика»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок – путешествие.
Цель: обобщить представления учащихся о способах работы в текстовом редакторе; ввести понятия «компьютерная графика», «графический редактор»
сформировать представление об областях применения компьютерной графики, изучить возможности графического редактор Paint, отработать навыки работы в графическом редакторе Paint.
Задачи урока:
Образовательные: введение новых понятий, знакомство учащихся с графическим редактором Paint;
Развивающие: развитие навыков работы с графическим редактором Paint, управления с помощью мыши, познавательного интереса;
Воспитательные: воспитание информационной коммуникативной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оздоровительные: соблюдение допустимого количество времени работы за компьютерами учениками 5 класса (не более 20 мин); следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке; следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером.
Методы обучения: словесный метод, метод, практическая работа, применение элементов здоровье сберегающих технологий.
Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор.
Программное обеспечение: ОС Windows 7, графический редактор Paint.
Учебно - методический комплект: Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса;
Структура урока:
Организационный момент (2 мин).
Мотивация (3 мин).
Повторение ранее изученного материала (5мин).
Изучение нового материала (10 мин).
Первичная проверка понимания изученного (3 мин.)
Физкультминутка (2 мин).
Закрепление новых знаний (15 мин).
Постановка домашнего задания (2 мин).
Подведение итогов (2 мин).
Рефлексия (1 мин).
Ход урока:
Организационный момент. Проверка отсутствующих, рабочих мест.
Мотивация
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране «Компьютерная графика». Вам понадобится багаж с вашими знаниями и умениями, хорошая память и смекалка. Нам встретятся сложные задания и
· опасные приключения. Чтобы проложить маршрут нашего путешествия, мы воспользуемся сказочной картой. В дороге путешественники обязательно встречают что–то новое для себя. Как вы думаете, мы встретим что-то новое? Конечно.
Повторение изученного (остров «Повторение»)
Для контроля ваших знанийБуквы мы печатать станем.Коль клавиатуру знаешь,Времени не потеряешь!
Чтоб большую написать, Надо нам ... нажать;
Чтоб малютку получить
Надо отключить (Caps lock)
Перейти на русский шрифт
Нам помогут и
(Alt, Shift)
Со строчки на строчку чтоб перейти
Клавишу .. надо найти
(Enter)
У Del альтернатива есть
Это клавиша .
(Backspais)
В конец строчки прыгнуть всем поможет без проблем!
(End)
Молодцы! Удивили вы жителей острова.
Изучение нового материала (остров «Компьютерная графика»)
Итак, мы отправляемся дальше. Следующий остров «Компьютерная графика». Ребята, а как вы считаете, что такое графика? (учащиеся пытаются дать ответ)
Как вы думаете, что такое компьютерная графика? (Создание изображений с помощью компьютера). «Где вы встречаетесь с компьютерной графикой?» Давайте пополним графическую копилку (учащиеся приводят примеры компьютерной графики, с которой они встречались)
Мы рассмотрим два вида компьютерной графики:
Растровая – изображение состоит из множества маленьких точек, у каждой из которых свой цвет. Точки выстроены как в таблице: по строкам и столбцам. Эти точки называют пикселями, а всё изображение – растром. Благодаря маленькому размеру, точки не видны или малозаметны.
Векторная – изображение состоит из простых геометрических фигур, которые хранятся в памяти компьютера в виде математических формул.
Первичная проверка понимания изученного
Ребята, давайте выполним задание (на слайде).
Ответы: РГ – 2, 4 ВГ – 1, 3, 5, 6
Для создания рисунков существуют специальные программы. Они называются графическими редакторами. Мы с вами будем работать в графическом редакторе Paint (в переводе с английского – «РИСУНОК»). Для того чтобы открыть программу, необходимо зайти в меню ПУСК, затем все программы – стандартные и Paint. После запуска графического редактора Paint на экране компьютера открывается его окно. Рассмотрим его основные элементы.
Физкультминутка (остров «Физкультминутка»)
Вы, наверное, устали? Давайте немного отвлечемся и пройдемся по острову.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали! (шагают на месте)
Вверх на солнце посмотрели, (поднимают головы, смотрят вверх)
И их лучики погрели. (опускают головы)
Бабочки летали, (машут руками)
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, (хлопают в ладоши)
Нам пора букет собрать. (приседают, имитируют сбор цветов)
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
7. Закрепление новых знаний (остров «Практикум»)
На этом острове для вас еще одно задание. Нужно создать свой рисунок с использованием графического редактора Paint. На этом рисунке должно быть море, небо, солнце, остров и на острове растет пальма. (Ученики выполняют задание).
Ребята, нам пора плыть к последнему острову нашего путешествия.
8. Домашнее задание (остров «Домашнее задание»)
Итак, наше путешествие подходит к концу, и мы не были только на одном острове – «Домашнее задание». Запишем домашнее задание:
§2.10(стр.95-101) РТ: №51-52- стр.84
нарисовать рисунок на тему «Весна» в редакторе Paint.
9. Подведение итогов урока
Наше путешествие подошло к концу. Все вы получили огромный клад знаний. (Оценки за урок).
Скажите ребята, на каких островах мы сегодня побывали?
А какой из островов самый главный? Почему?
Что нового мы узнали на этом острове?
10. Рефлексия
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я могу только догадываться. Поэтому выберите один из предложенных смайликов и оставьте его на своем столе. Спасибо вам за прекрасный урок!
Урок в 8 классе по теме «Компьютерная графика и области ее применения» в своей рабочей программе ставлю первым уроком из пяти по теме «Компьютерная графика».
Урок в 8 классе.
Тема урока: «Компьютерная графика и области ее применения»
Цель: изучить типы компьютерной графики, определить достоинства и недостатки растровой и векторной графики, области применения компьютерной графики; основные программные средства для работы с графикой;
сформировать умение характеризовать и сравнивать растровые и векторные изображения
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о компьютерной графике;
выяснить области применения компьютерной графики;
Развивающие: развивать логическое мышление, память, умения выделять главное в изучаемом материале;
развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать: и т.д.
Воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся, развивать навыки самостоятельной работы, алгоритмического, критического мышления, умения анализировать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы обучения: иллюстративно-словесный(беседа, обсуждение, проблема, рассказ, пример, демонстрация презентаций), наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, исследовательский, практический, опережающее обучение.
Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, доступ к сети Интернет, карточки-слова рефлексии.
Программное обеспечение: ОС Windows 7
Структура урока:
Организационный момент (2 мин).
Постановка цели урока (3 мин).
Изучение нового материала (13-14 мин).
Закрепление новых знаний (работа над проектом) (15 мин).
Защита проектов (6-7 мин)
Постановка домашнего задания (2 мин).
Подведение итогов (2 мин).
Рефлексия (1 мин).
Организационный момент: (1 мин)
проверка списочного состава класса
проверка готовности учеников к уроку
Слово учителя и Постановка цели урока (3 мин):
«Близ испанской деревни Альтамира сохранилась пещера – жилище
первобытного человека. Скалистые выступы на потолке очерчены линиями и покрыты краской. Это изображение бизонов. Ранние формы графики были первыми попытками передачи информации об окружающем мире последующим поколениям. Они представляли собой своеобразный учебник жизни. Люди начали рисовать задолго до того, как научились писать. В Сибири, в Кузнечном Алатау найден рисунок, возраст которого – 34 тысячи лет! Наскальные росписи выполнялись земляными красками, черной сажей и древесным углем с помощью расщепленных палочек, кусочков меха и просто пальцев.
С тех пор прошли многие тысячи лет, появились письменность и книгопечатание, человек овладел энергией атомного ядра и вышел в космическое пространство, а что изменилось в технике рисования? Стали лучше краски, кисти, появились перья, карандаши, фломастеры, но в принципе все осталось тем же самым, та же цепочка: глаз – рука – инструмент – изображение, те же требования к способностям художника.
Но вот появилась вычислительная техника»
Постановка цели урока
Демонстрация слайдов презентации 1-6 (кадры из кинофильмов,
мультипликации, рекламы, фотографии, визитные карточки, иллюстрации в книге, графические модели).
Что объединяет представленные вам слайды?
(предполагаемый ответ: компьютерная графика, спецэффекты)
А теперь подумайте, какую тему и цель мы можем поставить перед собой на нашем уроке?
Сообщение темы урока.
Постановка целей урока:
«Сегодня на уроке мы познакомимся с историей развития компьютерной графики; выясним, где применяется компьютерная графика; проведем небольшое исследование по применению компьютерной графики».
Изучение новой темы (13-14 мин):
Сообщение ученика (история развития компьютерной графики) – задание дано на предыдущем уроке.
Результатами расчетов на первых компьютерах являлись длинные колонки чисел, напечатанных на бумаге. После этого человек вручную производил графическую обработку результатов: чертил графики, диаграммы, чертежи. В таком виде результаты становились более понятными. Возникла идея поручить графическую обработку самой машине. Программисты научились получать рисунки в режиме символьной печати. На бумажных листах с помощью звездочек, точек, крестиков, букв печатались графики функций, изображались физические процессы, получались художественные изображения. В редком компьютерном центре стены не украшались распечатками с портретами Эйнштейна, репродукциями Джоконды и другой машинной живописью. Затем появились специальные устройства для графического вывода на бумагу – графопостроители (плоттеры). С помощью такого устройства на лист бумаги чернильным пером наносятся графические изображения: графики, диаграммы, технические чертежи и прочее. Для управления работой графопостроителей стали создавать специальное программное обеспечение. Появление графического дисплея – настоящая революция в компьютерной графике. На экране стало возможным получать рисунки, чертежи в таком же виде, как на бумаге с помощью карандашей, красок, чертежных инструментов. Рисунок из памяти компьютера может быть выведен не только на экран, но и на бумагу с помощью принтера.
(лекция-визуализация)
Слово учителя: Области применения компьютерной графики
Во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности используются построенные с помощью компьютера схемы, графики, диаграммы, предназначенные для наглядного отображения разнообразной информации. Конструкторы, разрабатывая новые модели автомобилей и самолетов, используют трехмерные графические объекты, чтобы представить окончательный вид изделия. Архитекторы создают на экране монитора объемное изображение здания, и это позволяет им увидеть, как оно впишется в ландшафт.
Можно рассмотреть следующие области применения компьютерной графики.
Научная графика
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Первые компьютеры использовались лишь для решения научных и производственных задач. Чтобы лучше понять полученные результаты, производили их графическую обработку, строили графики, диаграммы, чертежи рассчитанных конструкций. Первые графики на машине получали в режиме символьной печати. Затем появились специальные устройства – графопостроители (плоттеры) для вычерчивания чертежей и графиков чернильным пером на бумаге. Современная научная компьютерная графика дает возможность проводить вычислительные эксперименты с наглядным представлением их результатов.
Деловая графика
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Деловая графика – область компьютерной графики, предназначенная для наглядного представления различных показателей работы учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки – вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.
Конструкторская графика
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Конструкторская графика используется в работе инженеров–конструкторов, архитекторов, изобретателей новой техники. Этот вид компьютерной графики является обязательным элементом САПР (систем автоматизации проектирования). Средствами конструкторской графики можно получать как плоские изображения (проекции, сечения), так и пространственные трехмерные изображения.
Иллюстративная графика
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Иллюстративная графика – это произвольное рисование и черчение на экране компьютера. Пакеты иллюстративной графики относятся к прикладному программному обеспечению общего назначения. Простейшие программные средства иллюстративной графики называются графическими редакторами.
Художественная и рекламная графика
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Художественная и рекламная графика – ставшая популярной во многом благодаря телевидению. С помощью компьютера создаются рекламные ролики, мультфильмы, компьютерные игры, видеоуроки, видеопрезентации. Графические пакеты для этих целей требуют больших ресурсов компьютера по быстродействию и памяти. Отличительной особенностью этих графических пакетов является возможность создания реалистических изображений и "движущихся картинок". Получение рисунков трехмерных объектов, их повороты, приближения, удаления, деформации связано с большим объемом вычислений. Передача освещенности объекта в зависимости от положения источника света, от расположения теней, от фактуры поверхности, требует расчетов, учитывающих законы оптики.
Одним из первых известных фильмов был фильм «Звездные войны». Он был создан с помощью суперкомпьютера Сгау. Этапы дальнейшего развития компьютерного кинематографа можно проследить по таким фильмам, как «Терминатор-2», «Вавилон 5», и др. До недавнего времени технологии компьютерной графики использовались для спецэффектов, создания изображений экзотических чудовищ, имитации стихийных бедствий и других элементов, которые являлись лишь фоном для игры живых актеров. В 2001 году вышел на экраны полнометражный кинофильм «Финальная фантазия», в котором все, включая изображения людей, синтезировано компьютером – живые актеры только озвучили роли за кадром.
Компьютерная анимация
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Компьютерная анимация – это получение движущихся изображений на экране дисплее. Художник создает на экране рисунке начального и конечного положения движущихся объектов, все промежуточные состояния рассчитывает и изображает компьютер, выполняя расчеты, опирающиеся на математическое описание данного вида движения. Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с определенной частотой, создают иллюзию движения. Мультимедиа – это объединение высококачественного изображения на экране компьютера со звуковым сопровождением. Наибольшее распространение системы мультимедиа получили в области обучения, рекламы, развлечений.
Графика для Интернета
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Появление глобальной сети Интернет привело к тому, что компьютерная графика стала занимать важное место в ней. Все больше совершенствуются способы передачи визуальной информации, разрабатываются более совершенные графические форматы, ощутимо желание использовать трехмерную графику, анимацию, весь спектр мультимедиа.
Работа над проектом (проводится индивидуально)
План работы: найти материал по исследуемой теме и подготовить мини-проект (презентацию), на котором будут представлены цели и образцы применения графики в той или иной области. Защита проекта - 1-2 минуты.
(учитель выслушивает вопросы учащихся)
Работа над проектом, оформление результатов проекта (15 мин)
Защита проектов (6-7мин)
Домашнее задание (2 мин)
Параграф 3.2.1 стр.110, стр.118 вопросы 1-2. Подготовить иллюстративный материал (по 1 примеру) на каждую область применения компьютерной графики (в электронном варианте)
Итоги урока (2 мин)
Рефлексия Учащимся предлагается таблица для заполнения
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Заключение
В данной выпускной работе, целью которой является разработка практического учебного материала по формированию представлений об областях применения компьютерной графики на основе методики преподавания информатики, была проанализирована программа по информатике и ИКТ, блок «Компьютерная графика». Выявлено, что знакомство обучающихся с компьютерной графикой происходит на протяжении всего обучения в основной школе. Это происходит как непосредственно при изучении темы (5 класс, 8 класс), так и опосредованно при выполнении практических работ (6 класс, 7 класс, 9 класс). Был рассмотрен материал учебников Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» по теме «Графика».
Изучение методики преподавания информатики и анализ разработок уроков позволили сделать вывод, что уроки информатики строятся в соответствии с основными элементами современного урока, к которым можно отнести организационный момент, проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, контроль результатов учебной деятельности, оценка знаний, задание на дом и подведение итогов урока. При этом, урок может включать как все названные элементы (комбинированный), так и отдельные (специализированный).
На уроках, связанных с компьютерной графикой, можно выделить три основных вида организации работы на уроке: демонстрация, фронтальная работа, практикум. Применяются следующие методы обучения: наглядный, словесный, практический. Наряду с фронтальными методами работы с обучающимися, эффективно применять метод проектирования и исследования, которые формируют навыки поиска и обработки информации, публичных выступлений при защите проектов.
Итогом выпускной работы являются разработки уроков в 5 и 8 классах, так как именно в этих классах есть темы, непосредственно формирующие представление учеников об областях применения компьютерной графики.
Список использованной литературы.
Бородин М.Н.Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: Бином, 2010. – 84 с.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5 класс: учебник. – М.: Бином, 2012 . – 199 с.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 6 класс: учебник. – М.: Бином, 2010. – 208 с.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 7 класс: учебник. – М.: Бином, 2011. – 229 с.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 8 класс: учебник. – М.: Бином, 2012. – 220 с.
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 9 класс: учебник в 2 ч., Ч 1 . – М.: Бином, 2011. – 244 с.
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 9 класс: учебник в 2 ч., Ч 2 . – М.: Бином, 2011 . – 78 с.
Кузнецов А. А. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 207 с.
Малеев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ 2005. - 271 c.
Проблемы методики преподавания информатики и ИКТ в общеобразовательной школе: сборник статей по итогам научно-практической Интернет-конференции/ Под общ. ред. Ю.А. Лобашовой. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. – 144 с.
Информационные технологии в образовании. Педагогическая сеть с мультимедийными возможностями. / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Теория и методика обучения и воспитания информатике. /[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок». /[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт учителя информатики Натальи Солдатовой. /[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Социальная сеть работников образования. Статья по теме: Использование презентаций на уроках. / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение № 1
Работы учащихся 8 класса
Проект «Области применения компьютерной графики»
Выполнил: Татарский Андрей
Выполнила: Мотлох Анна
Приложение № 2
Работы учащихся 5 класса
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Работы приведены без редактирования.
Выполнил: Трофимов Дима
Репка.
Посадил тенул не вытянул. Позвал тянут потянут вытянуть немогут . позвала
тянут потянут вытянуть немогут . позвала
Выполнила: Матвеева Лиза.
Репка.
Посадил .
Выросла Большая пребольшая.
Тянул не вытянул.
Позвал
Тянут, потянут вытянуть не могут.
Позвала
Тянут, потянут вытянуть не могут.
Позвала
Тянут, потянут вытянуть не могут
Позвала
Тянут, потянут вытянуть не могут
Позвала
Тянут, потянут и вытянули
Выполнила: Колимбет Софья.
Репка.
Посадил .Выросла большая при большая . Тянул и не вытянул позвал тяну по тянут вытянуть не могут позвала бабка тянут по тянут вытянуть не могут позвала Жучка
Приложение № 3
Работы учащихся 6 класса
Практическая работа №7 «Таблицы. Размещение текста и графики».
Работы приведены без редактирования.
Выполнила: Степаненко Ангелина
Понедельник
Вторник
Среда
Йогурт
Бутерброд
Окрошка
Борщ
Суп
Картофельное пюре
Шашлык
Сосиска в тесте
Салат
Салат
Салат
Кофе
Сок
Чай с лимоном
Пироженое
Фрукты
Конфеты
Выполнила: Татарская Кристина
Понедельник
вторник
среда
Персик
ананас
клубника
мороженое
Пироженое
Королевский салат
бутерброды
Корейский салат
лимонад
Сок
кофе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выполнила: Гуренко Анастасия
Немецкоговорящие страны
ФРГ
Австрия
Швейцария
1.Флаг
2.Герб
3.Карта
4.Площадь
357 168 км
83 855 кмІ
41 285 км
5.Население
80,62 млн
8,474 млн
8,081 млн
6.Столица
Бонн
Вена
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.
Достопримеча-
тельности
Замок Гогенцоллерн
Бельведер
Женевское озеро
Выполнил: Левков Дмитрий
котенок
Домашние гуси
Собака
Пекинская утка
Кролик
Коза
Домашний хорек
Свиньи
Приложение № 4
Работы учащихся 7 класса
Практическая работа № 11 «Графические модели».
Работы приведены без редактирования.
Выполнил: Безвесельный Влад
Выполнил: Воробьев Максим
Приложение №5
Работы учащихся 8 класса
Практическая работа № 7 «Работа с растровым графическим редактором».
Работы приведены без редактирования.
Выполнила: Никитина Кристина
Выполнила: Петухова Валерия
Выполнила: Цыганова Анастасия
13PAGE \* MERGEFORMAT144515
[]
Учитель информатики и ИКТ
МКОУ Кучеряевская ООШ
Солодунова В.В.
Формирование представлений об области применения компьютерной графики.
(Выпускная работа при прохождении переподготовки по предмету информатика и ИКТ)
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 5Рисунок 3Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 2Рисунок 43Рисунок 44Рисунок 45Рисунок 47Рисунок 49Рисунок 26Еда и Напитки - pic Meals фото 310095Рисунок 52Еда и Напитки - pic Meals фото 310095Рисунок 29СУПЫ кулинарный клуб - 24mixРисунок 55СУПЫ кулинарный клуб - 24mixРецепт сосиски в тесте жареныхРисунок 58Рецепт сосиски в тесте жареныхРисунок 35Рисунок 17Рисунок 20Рисунок 23АНОНСЫ, СТОПы, АКЦИИ по закупкам - на городском сайте Тамбова - tamboffРисунок 67АНОНСЫ, СТОПы, АКЦИИ по закупкам - на городском сайте Тамбова - tamboff.ruРисунок 68Притча. Персики - Лучшие легенды и притчи.Рисунок 41Рисунок 17Рисунок 5Рисунок 11
Coffe_Tim_CookРисунок 9Описание: Coffe_Tim_CookРисунок 7Описание: https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR6Z_bNogSoRB8V2DR2XWcjDF7SkHAXYWPzzeZCWHSodCkC8BT_Si-CsKIРисунок 16Описание: https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRkwgUFyuixgXEu-WzijGj2SMgTxOpkMyDWlxa63zXAqVOTqmm8GrS76gРисунок 19Описание: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcST8djflcIoeRDto7X4eGzTBMFpmnjLYAwgioqPiGB_Knq8mrSdQarYWD4Рисунок 22Описание: https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSYWUPb1frrnu8WO-Z6NksVLzb5JYqga_2DnXeMFqVt6UeNYGlPchN52CGiРисунок 25Описание: https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSP1W-z4txH0MFcvvjs1YkKGWJ0MEXdFCjxyFb-zvabb_JdALj9eC5Y6M4 Zamok-gogentsollernРисунок 34Описание: Zamok-gogentsollernРисунок 31Описание: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTSMcyF2zgKkeYzer57dntoOPAP3vWO95fNlRx6-BKEZ7g5N7zVРисунок 28Описание: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ_StbYaoIEa3fp0NSgJOpDr4rih5P6ajSJLliC8jcDXWtrUztbДомашние животныеTimes New Roman котенокРисунок 1Описание: котенок