Методическая разработка Творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева для детей и юношества


Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Детская школа искусств N 8
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
преподавателя фортепианного отделения Хасановой И. М.
Тема : «Творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева для детей и юношества»
г. Ульяновск
июнь 2016 г.
Сергей Сергеевич Прокофьев – один из наиболее значимых композиторов XX века и, пожалуй, самый узнаваемый, цитируемый и исполняемый, творчество которого недосягаемо многогранно, разнопланово, с невероятным размахом от простого до сложного, от наивного до философско-трагичного. Он создавал музыку и очень близкую ушедшему «Золотому веку» классики и невообразимо далёкую, непонятную и непонятую своими современниками. Своим новаторством и своеволием когда восхищал, а когда и шокировал публику. Но именно в этом и весь огромный секрет вечной новизны, непрестанного знакомства заново, свежести и аромата будущего всего оставленного им наследия. «Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её. Он прежде всего обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему», - так Прокофьев определял свою роль.
«Солнечный богач», - называл его поэт и современник Константин Бальмонт. «Солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи», - отзывался о нём Геннадий Рождественский. Сам Прокофьев признавался, что яркие сны из детства помнились ему спустя двадцать – тридцать лет. А родился Сергей Сергеевич в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное в Донецкой области на Украине) в семье агронома Сергея Алексеевича Прокофьева. Острое чувствование и любовь к природе, пасторальным картинкам, восхищение отсветами заката и причудливыми узорами облаков подарило счастливое и безмятежное детство. Учитель музыки Серёжи – Рейнгольд Глиер вспоминал: «Много хороших, весёлых минут проводили мы в обществе деревенских ребятишек. Очень любили прогулки по окрестным сёлам. Вечерами до нас доносились гармоничные звуки красивых украинских песен, распевавшихся возвращающимися с полевых работ крестьянами. Мне думается, эти ранние детские впечатления должны были глубоко запасть в душу чуткого ко всему прекрасному мальчика».
И, конечно, запало… Мир светлости и лучистости, наивности и сказочности, мир детства во все, даже самые тяжёлые времена не оставлял замыслы композитора. Детская и взрослая музыка писалась параллельно. Как детский композитор, Прокофьев был не только изобретателен, мелодичен, поэтичен, ярок, говорят, что он умел, сохраняя в собственном сердце частичку детства, создать музыку, понятную и приятную детскому сердцу, а также тем, кто ещё помнит, как это быть ребёнком. Александр Блок говорил: «Прокофьев обладает талантом особого рода подобрать волшебные ключи к детским сердцам, созвучные ребячьему мироощущению и детскому восприятию». «Любовь к трём апельсинам» опера в десяти картинах по мотивам одноимённой сказки Карло Гоцци; не раз менявшаяся в своей ипостаси симфоническая сказка «Петя и волк»; балет «Золушка», вышедший в 1945 году, когда в мире только-только затихал пожар великой войны; посмертно вышедшая музыка к балету «Каменный цветок», где звучные и ни на что не похожие, но почему-то очень близкие многим, вызывающие чувство соприкосновения с чем-то загадочным и прекрасным, мелодии дали жизнь не менее необычным и ни на что не похожим уральским сказкам П.П. Бажова. Сам Прокофьев говорил, что его музыка для детей содержит немало важного и светлого для него самого. Потому она становилась близка детям, чей мир композитор всегда стремился понимать и чувствовать.
Но на ряду с такими грандиозными формами и инструментальными изысками стоит не менее значимое фортепианное творческое наследие для детей. «Прокофьев - светлый гений русской музыки. Любой жанр, за который брался Прокофьев, является в его руках необычным», - так писал о таланте композитора Борис Асафьев. Множество опусов фортепианных пьес различной степени сложности оставил нам композитор. «Сказки старой бабушки», 10 пьес «Ромео и Джульетта», несколько опусов для фортепиано «Золушка» и ещё, и ещё… Но его цикл «Детская музыка» - настоящий дар большого художника самым-самым маленьким.
Цикл состоит из 12 пьес, повествующих в неподражаемой светлой и нежной манере автора о буднях детских дней и тех особенных моментах, которые так резко, ярко и неожиданно способны эти будни превратить в сказку, приключение или просто воспоминание на всю жизнь. Свобода, раскованность, своеобразный восторг, охватывающий ребёнка на природе, - герой его музыкального альбома само движение, он так похож на самого Серёжу Прокофьева. «Я люблю быть в движении», - говорил композитор. Вечная живость, неукротимость в натуре художника сочетались в нём с глубокой человечностью, сердечностью. Нежность души Прокофьева со временем всё больше и больше проявляла себя в лирических темах, покоряя слушателей теплотой, искренностью и спокойствием.
Так, начинает, проводит по всему сочинению и заканчивает его тема природы. Это пьесы – картинки: «Утро», «Радуга и дождь», «Вечер». В этот же ряд можно поставить и «Прогулку». Дмитрий Кабалевский, вспоминая проведённое в компании Прокофьева лето в Доме творчества Союза композиторов под Иваново, рассказывал: «Как любил Сергей Сергеевич прогулки! И, что удивительно, всегда находил на привычном и давно изученном пути какую-нибудь новую интересную подробность, тут же уходя в мир фантазий, которые и воплощал потом в своих сочинениях». Видимо так родились следующие пьесы цикла: «Сказочка» и «Шествие кузнечиков». Детские шалости с последующим «Раскаянием», обязательные для того времени уроки танцев с «Вальсом» и «Тарантеллой», ну, и конечно же радостные, задорные игры с соседской детворой в «Пятнашках» и «Марше», - так проходит один день из жизни ребёнка. Завершает опус пьеса «Ходит месяц над лугами», о которой сам композитор говорил: «…написана она на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поленове в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как гулял месяц по полянам и лугам».
Фортепианный цикл «Детская музыка» стал настоящим сокровищем для педагогов, обучающих детей управляться с клавишами. Сам Прокофьев – гениальный пианист, сумел создать нечто, доступное в полной мере только детям, предназначенное для детей, которые хотят услышать музыку, собственноручно извлечённую из-под чёрной крышки пианино. Он сделал «Детскую музыку» полностью отвечающей не только возможностям, но и потребностям юного пианиста, изучающего секреты звучания. В фортепианном цикле сочетается плавность и резкость, переходы ритмов и гармоний, возможность использовать то самые простые, то сложные сочетания клавиш таким образом, чтобы юный виртуоз мог учиться и, учась, улыбаться своим отличным результатам.
«Детская музыка» - прочувствованная, светлая, наполненная кристальной чистотой и нежностью, необычностью и сказочностью, стала подарком Прокофьева начинающим пианистам и их преподавателям, получившим лёгкое и удобное средство сохранять внимание своего ученика и развивать способности. Наверное, именно от того, как он чувствовал детей и детское, как глубоко понимал инструмент, как постоянно трудился над формой, зная, кто есть самый честный и неподкупный критик в мире, Прокофьев и стал величайшим детским композитором XX столетия и остаётся им быть до ныне.