Социальный проект Помним и гордимся!
Амурская область Белогорский район
МОБУ СОШ с. Никольского
2392326215841000
Проект
«ПОМНИМ И ГОРДИМСЯ!»
Руководитель проекта:
Никишина Елена Вячеславовна,
зам. директора по ВР,
учитель русского языка и литературы
Участники проекта:
20 чел., 14-15 лет, 8 класс,
родители
с. Никольское
2016
Содержание
Паспорт проекта
Механизм реализации проекта
Актуальность
Гипотеза
Цель проекта
Задачи проекта
Миссия проекта
Концепция проекта
Основополагающий вопрос
Проблемные вопросы
Вопросы, направляющие проект
Этапы реализации проекта
Паспорт проекта
Полное наименование проекта: «Помним и гордимся!» посвящается 71-ой годовщине Победы Советской армии в Великой Отечественной Войне.
Авторы проекта: Никишина Елена Вячеславовна, зам. директора по ВР, учитель русского языка и литературы, обучающиеся 8 класс, 20 чел., 14-15 лет.
Руководитель проекта: Никишина Елена Вячеславовна, зам. директора по ВР, учитель русского языка и литературы.
Кадры: родители, школьный библиотекарь, учитель музыки, представители Совета общественности с. Никольского.
Район, село, представившее проект: Белогорский, с. Никольское.
Адрес организации: Белогорский, с. Никольское, пер. Школьный, 2
Телефон: 95-3-21
Вид, тип проекта: внеучебный (в рамках реализации внеклассных занятий и мероприятий, краткосрочный.
Направления проекта:
1. Этих дней не смолкнет слава (Воспитание чувства долга перед народом, Отчизной, осознание увековечения памяти воинов, павших в Великой Отечественной войне).
2. Героизм и современность (Воспитание чувства ответственности и гордости за свою страну на примере подвига героев локальных войн и вооруженных конфликтов, ветеранов боевых действий).
10. Краткая аннотация проекта: Проект направлен на расширение, обобщение представления о жизни своего народа, поддержание познавательных интересов к истории своей Родины у обучающихся. Обучающиеся знакомятся с художественной литературой (рассказами, стихотворениями), песнями на военную тему, приобщаются к прошлому и настоящему своей страны через связь поколений. Создают различные продукты деятельности: рисунки, видеофильм, «Книгу Памяти», презентации, «Письма Победы». Принимают участие в добровольческой деятельности на благо своей малой родины. Данный проект вызывает у детей желание активно участвовать в подготовке к празднованию 71 – ой годовщины Победы.
11. Место проведения: МОБУ СОШ с. Никольского.
12. Сроки проведения: апрель-май 2016 учебного года.
13. Количество участников проекта: 203 обучающихся, зам. директора по ВР, родители, школьный библиотекарь, учитель музыки, представители Совета общественности с. Никольского.
14. Форма проведения: групповая.
15. Ожидаемый результат:
- Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
- Осознание родителями важности патриотического воспитания школьников.
Механизм реализации проекта
№ п/п Описание видов деятельности Дата проведения Результаты
«История устами ветеранов» Обучающимися 5-11 классов собран материал в папку памяти «Дети войны», которая хранится в школьном музее (ребята провели интервью, собрали информацию о жизни детей войны и тружеников тыла, оформили материалы в печатном виде).
Акция «Аллея памяти»
06.05.2016 Обучающиеся 8 класса, в рамках областного заочного конкурса проектов «Память и гордость в сердцах поколений» навели порядок на аллее, где в 2015 году жителями села были высажены березы «Памяти» в честь односельчан., погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Акция-флешмоб «Помните! Пока сердца стучат, помните!»
На общешкольной линейке учащиеся 8 класса зажгли свечи памяти в память о погибших на полях сражений в годы войны.
Акция-флешмоб «Бессмертный полк»
На общешкольной линейке обучающиеся 8 класса призвали прийти на мероприятие, посвященное Дню Победы и принять участие в акции «Бессмертный полк». Акция призвана сохранить в каждой семье, в каждом доме память о солдатах и офицерах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, о каждом, кто, не жалея жизни, боролся за освобождение Родины.
9 мая обучающиеся школы прошествовали в колонне с портретами родственников-фронтовиков.
Акция-флешмоб «День Победы»
В фойе школы, обучающиеся 8 класса совместно с обучающимися школы и педагогами спели гимн Победы – песню Давида Тухманова и Владимира Харитонова «День Победы». В мероприятии принимали участие все желающие вне зависимости от того, какими вокальными данными они владеют.
В акциях приняли участие члены Совета общественности с. Никольского.
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Обучающиеся всей школы с 1 по 11 класс приняли участие в субботнике по уборке школьной рощи и уборке территории вокруг памятника односельчанам, погибшим в годы Вов.
Акция «Нет в России земли такой, где не памятен был свой герой!»
Обучающиеся привели в порядок территорию школьного парка и территорию вокруг памятника односельчанам, погибшим в ВОВ.
Девочки 8 класса побелили деревья в школьном парке возле памятника к празднику.
«Вахта памяти»
6.05.2016 Обучающиеся изготовили сувениры и открытки своими руками и вручили их ветеранам трудового фронта, вдовам, детям войны, бывшим учителям школы 9 мая; обучающиеся 9 класса изготовили гирлянду памяти, которую возложили у памятника односельчанам, погибшим в годы войны на мероприятии, посвященном Великой Победе, обучающиеся 1-4 классов изготовили цветы для возложения к памятнику в день Победы.
Работами обучающихся оформлена праздничная выставка в ДК.
Поздравительная акция ветеранов «Великий май! Победный май!»
09.05.2016 За обучающимися 5-11 классов закреплены ветераны трудового фронта, вдовы и дети войны, ребенок войны, а также бывшие учителя школы (19 человек: 1 ребенок войны, 12 участников трудового фронта, 2 вдовы, 4 учителя). 9 мая обучающиеся навестили своих подопечных вручили им свои подарки и поздравили их с Днем Победы, зачитали поздравительные открытки, сделанные своими руками.
Акция "Бессмертный полк" Уже в третий раз, жители и гости села приняли участие в акции "Бессмертный полк". Держа в руках фотографии погибших в годы Второй мировой войны, участников Великой Отечественной, не доживших до Победы, транспаранты, шествовали по селу.
Возглавляла «Бессмертный полк» и мероприятие копия Знамени Победы, которая является непременным атрибутом всех общешкольных мероприятий, носящих военно-патриотическое направление в школе.
Мероприятие, посвященное Великой Победе «Живет Победа в поколеньях»
Мероприятие прошло в школьном парке возле памятника, односельчанам, погибшим во время ВОВ, который подготовлен педагогами и учениками школы совместно с Советом общественности с. Никольского. Почетным гостем мероприятия стал представитель администрации Белогорского района Виноходов Александр Геннадьевич, начальник отдела транспорта, связи и местной промышленности.
«Подарок ветерану» Дошкольники и обучающиеся школы приняли участие в театрализованном выступлении и праздничном концерте, посвященном Победе.
Урок мужества «Крупицы памяти» 20.05.2016 Представление результатов проекта на открытом Уроке мужества (классном часу).
Риски и пути преодоления:
Риски Пути преодоления
Трудности во взаимодействии с участниками проекта, отсутствие у них мотивации, желания сотрудничать.
Повышенная загруженность педагогов. Консультирование участников проекта, повышение мотивации у участников реализации проекта.
Низкая компетентность родителей в данном вопросе. Педагогическое консультирование
Отсутствие мотивации у обучающихся Повышение мотивации (подбор мультимедийного сопровождения)
Неисправности в работе техники (проектор, фотоаппарат, ноутбук) Подбор мероприятий без использования техники
Ресурсы и условия реализации проекта:
1.Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием)
2.Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование кадров по реализации проекта)
3.Обеспечение кадровых условий (подбор и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта, воспитанников группы, родителей воспитанников)
4.Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, внесение позиций в положение о стимулировании педагогов, занимающихся реализацией проекта, повышение мотивационных условий детей группы и их родителей).
5.Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка соответствующих документов).
6.Обеспечение научно-методических условий:
различных методических памяток и рекомендаций;
сценариев мероприятий по тематике;
дидактических ресурсов с готовыми мероприятиями по тематике
ИКТ – ресурсы.
7. Наличие у педагогов (участников проекта) педагогических компетенций (владение технологиями личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями возрастных особенностей учащихся.
Актуальность проекта:
Вот уже несколько поколений мало знает о тяготах войны. Наверное, это и хорошо. Но мы должны помнить о том, какой ценой нас достался мир, счастливое детство. Помнить — это хранить память.
Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
Память бессрочна. В веках осталась и по сей день живёт добрая память о русском воине, о его ратном подвиге во имя Отчизны. 71 год отделяют нас от войны, как это далеко и как это близко…
Год 1945 – год 2016. Между ними 71 год мира и памяти.
Память – не стереть годами.
Память - это чтить и уважать.
Память – это вместе с нами
Родину беречь и прославлять!
Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины, умерших от ран, не доживая свой век, участников Великой Отечественной.
Одна война, одна судьба, одна строка… Все вместе – память…
Гипотеза:
Наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
Цель проекта
расширение и углубление своих представлений и знаний о легендарном прошлом нашей Родины о героическом подвиге русского народа и о героях своей семьи в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
изучить факты истории Великой Отечественной войны, жизни участников, переживших войну;
собрать и систематизировать информацию о суровых годах жизни своих предков, участниках Великой Отечественной войны, об их вкладе в освобождение нашей страны от фашизма.
увековечение памяти своих родственников, через оформление «Книги Памяти».
реализация направлений «Эстафета добрых дел», «Мы этой памяти верны».
Миссия проекта:
Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и мы должны задуматься, какой след оставила война в наших семьях. Мы должны помнить, знать о жизни родственников в годы войны, гордиться ими.
Концепция проекта:
Реализация проекта проходила по трем направлениям:
- «Эстафета добрых дел» - реализация добрых дел;
- «Найди героя в своей семье» - увековечение памяти своих родственников.
- «Мы этой памяти верны» - проведение акций, флешмобов, военно- патриотических мероприятий для учащихся школы.
Основополагающий вопрос:
- Пока мы помним - герои живы?
Проблемные вопросы:
- Почему нельзя забывать прошлое?
- Для чего человеку память?
- Почему День Победы – это праздник со слезами на глазах?
Вопросы, направляющие проект
- Почему люди помнят о Великой Отечественной войне?
- Как память потомков может сберечь мир?
- Почему для нас важна связь поколений?
- Почему память о погибших нужна не мертвым, а нам живым?
Этапы реализации проекта:
На I.Подготовительном этапе реализации проекта мы:
- обсудили проект, выяснили возможности и средства, для его реализации;
- определили цели и задачи;
- составили план работы.
На 2 этапе – Основном
- подбирали литературу, иллюстративный и музыкальный материал по теме;
- собрали информацию о жизни родственников в годы войны: провели интервью с родителями, встретились со своими родственниками участниками войны, систематизировали полученную информацию, создали презентации, «Книгу Памяти».
- реализовывали мероприятия подпроектов «Эстафета добрых дел», «Мы этой памяти верны».
На 3 этапе – Заключительном
Сопоставив выводы с целями и задачами, познакомившись с судьбами своих родственников, на Уроке мужества (открытом классном часу) мы представили свои результаты работы.
На 4 этапе - оценили процесс и результаты своей работы, поделились своими впечатлениями о работе над проектом.
Проект «Помним и гордимся» - это возможность узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине её сыновей и дочерей.
Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.
Долг памяти можно отдать по-разному. Мы решили сделать то малое, что нам под силу. Нам захотелось всем вместе зажечь костёр добра (каждое дело – пламя костра)
Одним из направлений проекта является «Эстафета добрых дел» – это наш, может быть, и не очень значительный, но все же важный вклад в дело сохранения памяти о войне, дань уважения к ветеранам войны.
Ко дню Победы в рамках областного заочного конкурса проектов «Память и гордость в сердцах поколений» мы с ребятами навели порядок на аллее, где в 2015 году жителями нашего села были высажены березы «Памяти» в честь односельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Мы побелили деревья возле мемориала памяти в нашем школьном парке, подножие которого украшает плита памяти, с именами наших односельчан, погибших в тяжелые годы войны. А на фронтоне его, в честь 70-летия Победы, жителям сел Никольского сельсовета, «Труженикам тыла», награжденным Медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и жителям сел Никольского сельсовета, имеющим социальный статус «Дети войны», высятся Памятные знаки.
Вторым направлением стало участие в акции «Найди героя в своей семье» по увековечению памяти своих родственников.
Короток век человека, но жизнь его может вместить очень многое. Особенно если жизнь пришлась на переломные, судьбоносные для страны годы. И горько, когда память о былых свершениях, жертвах и победах, память, которая могла бы сделать сильнее духом многих и многих, уходит в небытие...
В каждой семье есть своя маленькая история войны, есть те, кто внес посильный вклад в Великую Победу… Они смотрят на нас с фотографий, обращаются строчками старых писем. Поколение победителей, уходящее, чтобы раствориться в ныне живущих благодарной памятью…... Каждое имя – это наша жизнь, наше счастье, наше благополучие. Мы помним Вас…
Мы с ребятами класса, решили собрать хотя бы те крупицы памяти о войне, которые сохранились в наших семьях, и вот что из этого получилось.
Кожевникова Ксения – «Мой прадедушка – труженик тыла»
Пашкова Кристина – «Мои прадедушка и прабабушка – труженики тыла»
Никишин Тимур – «Мой прадедушка участник ВОв»
Волкова Наташа – «Моя бабушка – узница конлагеря»
Очень часто мы говорим, вспоминаем о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Но среди нас живут люди или память о тех, кто прошел “ад” Афганистана и Чечни.
Загоруйко Виктория «Мой отец – участник боевых действий в Чечне»
Еще один наш земляк, который погиб в 2002 году в Чечне, награжден медалью "За воинскую доблесть" и посмертно орденом Мужества, чья фамилия высечена на гранитной плите мемориального комплекса рядом с селом Васильевка.
Абакумова Лида – «Мой дядя - Павел Абакумов».
Результатом нашей акции является создание «Книги Памяти», в которой описаны истории родственников учеников нашего класса в годы Великой Отечественной войны и локальных войн.
Спасибо родителям, которые помогли нам записать интересные истории.
Таких героев, как ваши прадедушки и прабабушки, у России много. Их нужно знать, ими нужно гордиться. Благодаря их самоотверженности, доблести, мы одержали Победу.
Четыре года - много это или мало? Кому, как не солдату знать об этом? Что же помогало выжить, не ожесточиться сердцем? Наверное - письма, которые им говорили о том, что их любят, ждут. Эти письма грели душу, даря сердцу солдат свет любви и тепла. Они давали силы дойти до Берлина, дарили надежду.
В канун 71-ой годовщины мы провели еще одну акцию «Письма Победы».
Волкова Наташа оформила письма со словами благодарности за подвиг, а девочки 9 мая доставили эти послания вместе с подарками к празднику очевидцам Великой Отечественной.
«Вы — наш источник света, яркое пламя Победы, спасибо за мир на моей Земле!», «Мне кажется, пока вы рядом, нам ничего не грозит. Пожалуйста, не болейте и живите долго!», «Я хочу, чтобы это письмо согрело Вам душу, как тогда, на войне, когда Вы получали заветный конверт».
О том, как русский солдат спас целый мир от катастрофы, помнить, какой ценой досталась она нашим отцам и дедам, мы должны не просто знать. Мы обязаны сохранить народную гордость за эту Победу, чтобы не стиралась память. Память сердца.
«Мы этой памяти верны» - третье направление нашего проекта. В рамках которого мы провели три акции-флешмоба для обучающихся школы.
Флешмоб «Свеча памяти»
Победные раскаты отгремели
Во славу жизни я теперь зажгла свечу.
Мы многое сказать хотели,
Но в заключенье тихо прошепчу.
Спасибо Вам, времён военных дети,
Что сил хватило все невзгоды победить.
Вы научили нас важней всего на свете
Учиться, верить, жить, творить, любить.
И многолетья Вам желаем мы с любовью
И крепости, и сил, покоя и добра.
А главное – здоровья и ещё здоровья.
Поклон Вам до земли и славное: «Ура!»
Флешмоб «Бессмертный полк»
Бессмертный полк – он снова с нами,
Как будто вновь он был в бою.
Они Отчизну защищали
И отдавали жизнь свою.
Мы никогда не забывали
Тот страшный день, и ту войну.
Мы скажем им, побудьте с нами,
В Великий день, вы вновь в строю!
Ушли ветераны, но память осталась
О них и ужасах войны.
«Бессмертный батальон», - та малость,
Которую мы им отдать должны.
Флешмоб «День Победы»
Накануне Великой Победы
Я песню про Победу спою,
Вспомню подвиг я прадеда, деда,
Погибших на фронте, в бою.
Тысячи славных героев
Сражались на страшной войне,
Они защищали Отчизну,
Мир и покой на Земле.
Вечная память солдатам,
Погибшим в смертельных боях
За Родину за свободу,
За счастье в наших домах!
Солдатам успей поклониться,
Дожившим до наших времен!
Мы ими должны гордиться,
Их подвигу – низкий поклон!
О войне снято много фильмов, написано много книг. На уроке литературы мы познакомились с произведением Твардовского «Василий Теркин». И для учеников начальных классов мы провели литературно-музыкальную композицию «Прочти книгу о войне – стань ближе к Победе».
Нам, российским людям, свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где мы выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
Уже прошел 71 год с того времени, когда закончилась самая страшная и кровопролитная Великая Отечественная война. А поэма продолжает жить и всегда живым остается в нашей жизни весельчак и балагур Василий Теркин.
Он смело ходит в бой.
И дух солдат поддержит он,
Подняв в атаку батальон.
Пойдет он в бой и поведет
Ребят, друзей, отцов.
И песню весело споет
Про взвод свой удальцов.
Пускай в бою и свищут пули,
И пушка бьет в который раз,
Но не сломить в бою их души,
Тех юных преданных солдат.
Медаль получит за отвагу,
За доблесть и веселый нрав!
И удаль всем свою покажет,
Товарищ лучший - наш Солдат!
Последняя страница нашего проекта - музыкальный привал.
Идет война – до песен ли! Зачем они в страшное военное время? Выжить бы… Но надо выстоять и победить! И народ поет военные песни. Песни о войне – это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни.
На открытом классном часу «Крупицы памяти» мы исполнили песню «Шел солдат».
В результате реализации проекта мы достигли следующих результатов:
-у нас появился интерес к изучению истории своей Родины на примерах участия родственников в войне;
-мы сохранили память о своих родственниках, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны и добывал Победу в тылу;
-приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
-получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Рефлексия «Долг памяти» на открытом классном часу «Крупицы памяти»
Память по песчинкам, по крупицам
Мы о наших предках собираем.
Желтые истории страницы
Мы сегодня бережно листаем.
Многое утратилось, забылось,
Кануло в обыденность, как в омут.
Только помнить то, что с нами было,
Наши деды, прадеды помогут.
Нам решать, как время отзовется.
О родстве ль непомнящих Иванов
Нам напомнят деды, иль придется
Их могилам быть среди бурьяна?
И война прошедшая осколком
Бередит, как рана, и порою
Болью отзовется нам, потомкам,
Если вдруг затронем мы былое.
Но забыть нельзя своих героев,
Каждая семья их вспоминает.
Кое-что забылось, и не скроем,
По крупинкам память собираем.
Козлова Е.В.
-Для чего люди зажигают вечный огонь?
-Что значит слово вечный?
Значит, память о людях, отстоявших мир, свободу и жизнь потомков должна быть вечной, как свет далеких звезд.
Дети крепят на доске звезды памяти, написав на них чему бы они хотели научиться у героев и очевидцев войны, какие черты характера перенять.
Какие чувства вы испытали в ходе работы над проектом? (радость, печаль, огорчение, тревогу, гордость)
Но какие самые важные? (ГОРДОСТЬ и РАДОСТЬ)
Отныне и навсегда пусть в ваших сердцах поселятся ГОРДОСТЬ И ПАМЯТЬ о тех славных страницах истории нашей Родины.
Проведение еще одной акции «Голубь мира». Я предлагаю на крыльях голубей написать свои пожелания Мира и также прикрепить их на наше панно!
Пусть голуби в небе летают,
Пусть солнце светит в вышине.
Пускай весной снега растают.
И нет здесь места злой войне.
И если в душе человека
Будет немного добра,
То зло исчезнет навеки,
И счастье будет всегда!
Звучит запись “Адажио” Альбинони. Учащиеся со свечами замирают в различных позах спиной к классу, они по очереди поворачиваются и читают
Мы – поколение, которое называет себя будущим!
Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века!
Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
Мы, помним о цене Великой Победы! Мы выражаем глубокую признательность поколению фронтовиков, поколению победителей.
Мы гордимся ими! И, гордимся этой Великой Победой!
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно походят года,
Пусть не будет войны никогда!
В весенние майские дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь, как дорога она нам. И понимаем, что за всё, что мы имеем – жизнь и праздник в нашей жизни, - мы обязаны тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить.
Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига. Память о войне… Её не сотрёшь с годами… Она вечна. И пока мы помним ушедших от нас, они рядом, они с нами. А значит, жива связь поколений. А значит, жива Россия.
Спасибо всем, кто был с нами в этом проекте! Спасибо за внимание!