Проект Мы помним, мы гордимся тобой, Волгоград
МОУ гимназия № 6 Красноармейского района г. Волгограда
Кузьменко Оксана Николаевна, учитель начальных классов
Патриотическое воспитание младших школьников - одна из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, к своему народу, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Воспитывать в детях гражданина страны невозможно в отрыве от ее истории. Без знания героической истории Отечества невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств, научить восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество, воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за Родину.
Мы живем в городе – герое Волгограде. Наш город имеет богатую историю. Именно здесь в годы Великой Отечественной войны советские солдаты показали пример мужественности, героизма, патриотизма.
Для воспитания гражданственности и патриотизма можно использовать метод проектов. По мнению А. И. Савенкова «проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта». Этот метод позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
В пример хочется привести один из проектов, который был проведен с детьми четвёртого класса и назывался «Мы помним, мы гордимся тобой, Волгоград». Он включал в себя поисковую работу учащихся по сбору информации об основных датах и событиях Сталинградской битвы, о её героях, о своих прабабушках и прадедушках - участниках битвы, тружениках тыла или детях Сталинграда, оформление учащимися своих работ в «Листках Памяти», оформление боевых листков, создание презентации «Сталинградская битва», поход к памятникам боевой славы, проведение Урока Мужества на тему «Никто не забыт, ничто не забыто».
Цель проекта:
- воспитание младших школьников гражданами своей Родины, уважающих свои корни, героическое прошлое своих предков и земляков.
Задачи проекта:
- стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
- формировать представление об историческом подвиге Сталинграда в период Великой Отечественной войны;
- собрать и записать воспоминания в семьях о прабабушках и прадедушках ветеранах, участниках войны и Сталинградской битвы в частности;
- формировать способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание;
- заложить основы формирования личности как представителя своего поколения;
- способствовать сохранению преемственности поколений;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости к защитникам Сталинграда;
- воспитывать в детях активную гражданскую позицию.
Время реализации проекта: 1 учебный месяц.
Вид проекта: творческий, среднесрочный, семейно-групповой.
Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.
ПЛАН РАБОТЫ В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА.
Содержание работы
Продукт
1. Составление хронологической таблицы событий Сталинградской битвы.
2. Выяснить, кто из родственников воевал в 1941-1945 гг., был участником битвы под Сталинградом, тружеником тыла.
2.Создание « Листов памяти».
3.Написание сочинений о своих предках-участниках ВОВ.
4.Написание письма – обращения в 1941 год.
5.Нахождение наград, писем, фотографий воинов-героев.
6.Подготовка выступлений учащихся.
Хронологическая таблица.
Презентация «Сталинградская битва»
Фотографии, письма, награды, встречи с ветеранами.
«Книга памяти».
Сочинение «Мой прадедушка в годы Великой Отечественной войны».
Презентация.
Урок Мужества.
По окончании работы над данным проектом у учащихся должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленны знания по истории своей семьи, Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы. В результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях. Учащиеся должны научиться выполнять поручения, вести поисково-исследовательскую работу, творчески подходить к любому заданию. У детей должны быть сформированы общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности.
В результате проведенной поисково-исследовательской работы четвероклассниками был собран необходимый материал и создан в классе музейный уголок, в котором были размещены семейные реликвии-военные фотографии участников ВОВ, их наград и писем. Собранную информацию о славном героическом прошлом своих прадедушек и прабабушек учащиеся оформили в виде «Листков Памяти», которые были выставлены на стенде. Дополнили выставку рисунки ребят и сочинения на военную тематику. Создание такого уголка в классе произвело на ребят большое впечатление. Учащиеся начали понимать, что любовь к Родине, патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых.
Список использованных источников:
Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: «Первое сентября», 2010.