Методический доклад Знакомство с традиционными народными художественными промыслами как один из способов формирования художественной культуры дошкольников
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 1 Чердаклинского района
Ульяновской области
Методический доклад
«Знакомство с традиционными народными художественными промыслами как один из способов формирования художественной культуры дошкольников»
Разработала:
Абрамова Елена Вениаминовна,
преподаватель художественного отделения
МУ ДО ДШИ № 1 Чердаклинского района,
высшая квалификационная категория
Чердаклы
Март 2017
Знакомство с традиционными народными художественными промыслами как один из способов формирования художественной культуры дошкольников.
Первые годы жизни ребёнка – самый важный этап его воспитания. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Именно в этом возрасте закладывается понятие «малой Родины», основы социальной и национальной идентичности. И основы эти - в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.
Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине в полной мере. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастить ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через сказку, родную песню, игрушку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры.
Знакомство с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогами в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширению и развитию у детей художественных представлений, духовных потребностей, становлению художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Для более успешного формирования художественной культуры средствами декоративно – прикладного искусства желательно делать всё это поэтапно, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Например, для самых младших ребят из группы раннего эстетического развития знакомство с народным декоративно-прикладным искусством начинается с глиняной игрушки. Филимоновская, каргопольская, дымковская игрушки – обширное поле деятельности на занятиях рисованием. Первоначально можно работать по готовому шаблону, раскрашивая в определённой технике картонную фигурку лошадки, птички или петуха. Данные виды народного творчества наиболее просты для ребёнка, орнамент носит геометрический характер, цвета используются яркие и красочные.
Затем можно переходить к изучению народных росписей по дереву: хохломской, городецкой, мезенской, полхов-майданской Здесь я тоже предлагаю работать с картонными шаблонами – ложка, тарелка, доска. Конечно, довольно сложно освоить с детьми сюжетную роспись, но элементы росписи – цветы, травки, ягодки и др.- по силам практически каждому ребёнку.
Знакомятся дети и с другими видами декоративно-прикладного искусства: роспись по металлу, керамика, резьба по дереву, текстильные промыслы, кружевоплетение Многообразие народной культуры тем и хорошо, что предлагает бесконечное множество тем для работы.
Следует помнить, что мы живём в многонациональной стране, поэтому наряду с русским промыслами изучаются и татарские, мордовские, чувашские орнаменты. Работаем мы и с национальными костюмами, рисуем , например, платки или фартуки разных народов, используя характерные детали орнамента той или иной национальности. Это помогает детям ощутить себя частью огромной страны с разнообразием народов и культур, почувствовать себя причастным к той или иной культуре.
Народное искусство не поддается моде, не зависит от нее, оно более традиционно, им полностью управляют неизменные законы, и, главное, оно открыто и сильно выражает идеалы красоты, таящиеся в душе народа, благодаря чему и является самым непосредственным и прямым свидетельством его талантливости, его творческой мощи.
Время не щадит старины. Но и оно отступает перед неповторимой красотой народного искусства, которое всегда будет нас волновать своим художественным совершенством, многовековым опытом и мудростью народа, возвышать душу идеалам прекрасного.