Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4кл ПНШ
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Автор курса: Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина.-М.: Дрофа, 2015.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. - М.: Дрофа, 2015.
1 час в неделю (всего 34 часа)
№ п/пТема урока
Кол-во часов Дата Элементы
содержания Планируемые результаты
план факт Предметные УУД
1 Рисование на тему «Летний пейзаж». Фронтальная и угловая перспектива 1 Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства Знать понятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта».
Уметь; рисовать на тему; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) Личностные: эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.
Метапредметные:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
Предметные: понимание значения искусства в жизни человека и общества.
2 Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры скворечника 1 Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей Знать, что штриховка - это нанесение штрихов различной толщины и силы нажима.
Уметь; рисовать с натуры скворечник, используя технику штриховки; использовать художественные материалы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в рисунке 3 Рисование с натуры цилиндра 1 Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей. Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима Знать: последовательность рисования цилиндра; понятия «свет», «тень», «полутень», «рефлекс», «блик», «падающая тень».Уметь: рисовать с натуры цилиндр, используя технику штриховки; называть картины художников, где ярко видны оттенки светотени; рассматривать натюрморты Ж. Б. С. Шардена и И. Т. Хруцкого и определять на изображенных предметах светотени; использовать различную штриховку для выявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы Личностные: способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.
Метапредметные:
Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.
Предметные:
умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.
4 Рисование по памяти «Бабочка над цветком» 1 Использование раз-
личных, художественных материалов (гуашь, акварель, карандаш). Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги Знать: понятия «симметричные фигуры», «ось симметрии»; цветовой круг; контрастные цвета, родственные цвета.
Уметь: рисовать по памяти; передавать в рисунке строение бабочки; чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; использовать тоновые и цветовые контрасты; выполнять поиск гармоничного сочетания цветов 5 Беседа «Жанры изобразительного искусства» (пейзаж, натюрморт). Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К.Коровин «Натюрморт Цветы и фрукты», В. Перов «Охотники на привале», А..Герасимов «Розы» 1 Представление о роли изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства Знать: основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; понятия характеристики цвета: «цветовой тон», «светлота», «насыщенность цвета».
Уметь: рассказывать на примере одной из картин о цветовом тоне, светлоте, насыщенности цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать знания для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) Личностные: навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений. Метапредметные:
Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов.
Предметные:
Умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику.
6 Рисование с натуры натюрмортов из фруктов и овощей, предметов быта 1 Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение групп предметов на плоскости листа бумаги Уметь: выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом; использовать новые и цветовые контрасты; работать акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом 7 Мозаичное панно «Солнце над морем» ( аппликация) 1 Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации Знать, из каких, материалов выполняется аппликация.
Уметь: выполнять мозаичное панно; использовать закономерности линей- ной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств аппликации; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) Личностные: навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений. Метапредметные:
Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов.
Предметные:
Умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику.
8 Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара 1 Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета Знать: три основных уровня (плоскости) горизонта; что светотень - это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т. п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.Уметь; рисовать с натуры шар; использовать различную штриховку для выявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы 9 Рисование по памяти на тему «Осень в саду» 1 Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых контрастов Уметь: рисовать по памяти; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении
2четверть
10 Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти грузовых машин, тракторов 1 Форма, конструкция, соотношение размеров частей Уметь: рисовать современные машины; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы Личностные:
способность к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
Метапредметные:
Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно – творческую и предметно – продуктвную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Предметные:
Умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности.
11 Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти экскаваторов, самосвалов I Форма, конструкция, соотношение размеров частей Знать последовательность рисования экскаваторов, самосвалов по памяти.
Уметь работать акварелью 12 Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной доски 1 Создание моделей
предметов бытового окружения человека Иметь представление о видах современного декоративно- прикладного искусства.
Уметь: выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски 13 Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко» 1 Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой Знать, чем отличается рисование на тему от рисования с натуры; чем отличается иллюстрирование литературного произведения от декоративного рисования.
Уметь: анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения 14 Сюжетная аппликация по мотивам сказки «По щучьему велению» 1 Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой Уметь: выполнять сюжетную аппликацию; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликации Личностные:
способность к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
Метапредметные:
Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно – творческую и предметно – продуктвную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Предметные:
Умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности.
15 Беседа. Изображение животных в произведениях художников 1 Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства Знать понятие «анималистический жанр».
Уметь: изображать животных в рисунке; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства 16 Декоративная работа. Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия. 1 Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях Уметь: выполнять эскиз лепного пряника и роспись готового изделия; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи 17 Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия 1 Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи 3четверть
18 Рисование с натуры фигуры человека 1 Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек) Уметь: рассматривать рисунки А. Дюрера и X. Голъбейна; называть известные геометрические тела, составляющие основу строения головы человека; рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно- анатомическое строение фигуры человека Личностные:
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
Метапредметные:
формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные:
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
19 Рисование с натуры человека 1 Первичные навыки
рисования с натуры,
по памяти (человек). Освоение основ рисунка, живописи Уметь: рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека 20 Лепка тематической композиции на тему труда человека «Сталевар», «Кузнец», «Пожарный», «Пограничник» 1 Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека Уметь: выполнять лепку тематической композиции; передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека 21 Рисование с натуры вороны 1 Элементарные основы рисунка. Изображение с натуры животных Уметь; рисовать с натуры ворону; передавать конструктивно- анатомическое строение животных 22 Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и Лисица» 1 Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке Уметь: применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы Личностные:
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
Метапредметные:
формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные:
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
23 Экскурсия в «Музей изобразительных искусств» 1 Жанры изобразительного искусства
(портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Ведущие худ музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А, С. Пушкина Знать известные центры народных художественных ремесел России.
Уметь: узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства); рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства 24 Лепка героев русских народных сказок 1 Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции Знать: понятие «керамика»; пластичные свойства глины; чем отличается конструктивный способ лепки от пластического.
Уметь: выполнять лепку героев русских народных сказок; передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение животных; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно прикладного искусства) 25 Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина 1 Освоение основ рисунка, живописи. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой Уметь: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы
Личностные:
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
Метапредметные:
формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные:
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
4 четверть 26 Декоративная работа. Выполнение эскиза сказочного стульчика 1 Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов Уметь: сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи 27 Выполнение росписи готового изделия сказочного стульчика 1 Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов Уметь: выполнять эскиз сказочного стульчика; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи 28 Рисование на тему «Песни нашей Родины» 1 Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Освоение основ рисунка, живописи Знать понятие «воздушная перспектива».
Уметь: рисовать на тему; работать акварелью; определять, с какой точки зрения (высокой или низкой) выполнены изображения на картинах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека Личностные:
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
Метапредметные:
формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные:
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
29 Рисование с натуры белки 1 Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей, отношения к природе Уметь: передать конструктивно- анатомическое строение животных; различать основные и составные, теплые и холодные цвета 30 Рисование на тему «Праздник 9 Мая -
День Победы» 1 Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции Знать термины «эмблема», «символ».
Уметь: передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета 31 Беседа « Прославленные центры народных художественных промыслов» 1 Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа Знать известные центры художественных ремесел России.
Уметь: сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); рассказывать о последовательности выполнения декоративного рисунка; называть художественно-выразительные средства и художественные материалы, которые применяются в декоративных работах Личностные: способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.
Метапредметные:
Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.
Предметные:
умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.
отношение к природе, человеку, обществу.
32 Декоративная работа. Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы 1 Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь: выполнять эскиз лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи 33 Выполнение росписи готового изделия лепной свистульки в виде сказочной птицы 1 Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно- конструктивной деятельности Уметь: выполнять эскиз лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять
приемы народной кистевой росписи 34 Иллюстрирование сказки Д.Свифта «Путешествие Гулливера» 1 Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино Уметь; иллюстрировать сказки; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики. живописи, декоративно-прикладного искусства); применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы