Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 9 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по швейному делу для 9-го класса МКОУ УСКОШ-И VIII вида составлена на основании регионального базисного учебного плана, учебного плана школы и программы по швейному делу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос. Сборник 2. 2012 г. Она соответствует Государственным образовательным стандартам для коррекционных школ VIII вида, отвечает государственным требованиям к уровню подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Типовая учебная программа по швейному делу для 9 класса частично изменена с учётом фактического уровня образовательной среды школы-интерната, психофизического состояния обучающихся, а также необходимостью пополнять знания по основам швейного дела и других разделов общетрудовой подготовки.
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской лёгкой одежды. Развитие инициативы, мобильности, социально-трудовой адаптации учащихся специальной коррекционной школы.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических знаний, умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
закрепление и совершенствование технологических приёмов индивидуального и промышленного пошива одежды, белья;
развитие мышления, способности к пространственному анализу;
формирование эстетических представлений и вкуса;
воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.
коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Назначение программы:
для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
Категория обучающихся: учащиеся 9 класса МКОУ УСКОШ- И III вида
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 134 часа.
Режим занятий: 4 часа в неделю.
Основные формы:
урок,
практическая работа,
самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированные,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Участие в конкурсах;
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др. предметах На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Предметом обсуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды, скоростным приёмам труда на швейных машинах. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской лёгкой одежды, но и по пошиву другой продукции с учётом нужд школы. Количество часов, отведенных на изучении той или иной темы, определяется исходя из уровня подготовленности учащихся. По той же причине дается содержание контрольных работ.
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории, естествознания. Эти знания помогают им учитывать расходы материалов понимать процессы изготовления тканей, вникать в положение трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только лёгкой женской и детской одежды, но и по пошиву другой продукции, так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за учащимися позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Содержание программы учебного предмета
I четверть
Вводное занятие
Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.
Особенности обработки изделий из синтетических тканей
Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.
Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер
Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов.
Теоретические сведения. Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блу зок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко».
Умение. Выбор и описание фасона платья.
Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припусков на швы. Прокладывайте копировальных стежков.
Соединение лифа с юбкой
Изделие. Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер.
Теоретические сведения. Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.
Практические работы. Подготовка к примерке платья. Примерка. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обметывание срезов на краеобметочной машине.
Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике
Теоретические сведения. Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно-тепловой обработке изделий. Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих местах.
Экскурсия. Швейная фабрика. Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием.
Трудовое законодательство
Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.
Практическое повторение
Виды работы. Пошив постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки. Выполнение заказов базового предприятия.
Самостоятельная работа
Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе 1 : 2. (Выполняется по готовому крою.)
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть.
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную
величину
Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.
Умение. Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка выкройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке.
Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа.
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды
Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.
Теоретические сведения. Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки.
Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия.
Оборудование швейного цеха
Теоретические сведения. Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва).
Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.
Умение. Работа на универсальной швейной машине.
Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей на универсальной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
III четверть
Вводное занятие План работы на четверть.
Организация труда и производства на швейной фабрике
Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности.
Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.
Правила безопасной работы на швейной фабрике
Теоретические сведения. Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, в других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.
Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием
Теоретические сведения. Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.
Умение. Межоперационный контроль. Ежедневный учет работы (индивидуальный и бригадный). Оценка качества готовых изделий. Подведение итогов выполнения планового задания.
Упражнение. Изготовление пробного изделия индивидуально.
Практические работы. Изготовление изделия с пооперационным разделением труда.
Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, , обработанных на обметочной машине
Теоретические сведения. Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика, подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.
Экскурсия. Швейная фабрика. Швейный цех. Наблюдения за работой швей. Пробное выполнение машинной закрепки шва.
Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом
производстве
Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.
Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.
Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии.
Практическое повторение
Виды работы. Выполнение в производственных условиях машинной закрепки на концах швов деталей, обметанных на обметочной машине. Обметывание срезов в изделиях на специальной машине 51-А класса ПМЗ.
Самостоятельная работа
Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть.
Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии
Теоретические сведения. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.
Лабораторная работа. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопро-ницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды
Изделия. Юбки разных фасонов из ассортимента фабрики. Брюки подростковые и молодежные из ассортимента фабрики.
Теоретические сведения. Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.
Умение. Влажно-тепловая обработка шва.
Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали
Теоретические сведения. Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривленный край детали. Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва.
Умение. Выполнение окантовочного шва.
Упражнения. Заправка окантовки в приспособление. Выполнение окантовочного шва на прямых срезах. Выполнение окантовочного шва на закругленных срезах.
Практическое повторение (подготовка к экзамену)
Виды работы. Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на стачивающе-обметочной машине при пошиве легкой одежды. Заготовка мелких деталей к легкой одежде.
Контрольная работа
Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов Всего часов Количество часов
теоретические практические
I ЧЕТВЕРТЬ (34ч.)
1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 0
2 ОСОБЕННОСТИ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКИХ ТКАНЕЙ 2 1 1 Л/р3 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ ПО ОСНОВЕ ПЛАТЬЯ И РАСКРОЙ ПЛАТЬЯ, ОТРЕЗНОГО ПО ЛИНИИ ТАЛИИ ИЛИ ПО ЛИНИИ БЁДЕР 4 1 3
4 СОЕДИНЕНИЕ ЛИФА
С ЮБКОЙ 6 0 6
5 ВЛАЖНО-ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ НА ШВЕЙНОЙ ФАБРИКЕ 1 1 0
6 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1 1 0
7 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 17 0 17
8 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 0 2
II ЧЕТВЕРТЬ (30 ч.)
1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 0
2 ГОТОВЫЕ ВЫКРОЙКИ И ЧЕРТЕЖИ ИЗДЕЛИЙ В МАСШТАБЕ И В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ 2 1 1
3 РАСКРОЙ ПО ГОТОВЫМ ВЫКРОЙКАМ ИЛИ ЧЕРТЕЖАМ И ПОШИВ ЛЁГКОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ 11 1 10
4 ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНОГО ЦЕХА 14 1 13
5 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2 1 1
III ЧЕТВЕРТЬ (40 ч.)
1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 0
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВА НА ШВЕЙНОЙ ФАБРИКЕ 2 2 0
3 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА ШВЕЙНОЙ ФАБРИКЕ 1 1 0
4 ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ПРОСТЕЙШИХ ИЗДЕЛИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ БАЗОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6 1 5
5 ВЫПОЛНЕНИЕ МАШИННОЙ ЗАКРЕПКИ НА КОНЦАХ ШВА У ДЕТАЛЕЙ, ОБРАБОТАННЫХ НА ОБМЁТОЧНОЙ МАШИНЕ ВЫПОЛНЕНИЕ МАШИННОЙ ЗАКРЕПКИ НА КОНЦАХ ШВА У ДЕТАЛЕЙ, ОБРАБОТАННЫХ НА ОБМЁТОЧНОЙ МАШИНЕ 2 2 0
6 ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ПРЯМОГО ЦЕЛЬНОКРОЁНОГО ПЛАТЬЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ В МАССОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 9 1 8
7 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 17 0 17
8 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 0 2
IV ЧЕТВЕРТЬ (30 ч.)
1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 0
2 НОВЫЕ ШВЕЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ШВЕЙНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 2 1 1Л/р3 ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ЮБОК И БРЮК, ПРИМЕНЯЕМАЯ В МАССОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ОДЕЖДЫ 9 1 8
4 ОБРАБОТКА ОКАНТОВОЧНЫМ ШВОМ СРЕЗА МЕЛКОЙ ДЕТАЛИ 3 1 2
5 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 13 9 4
6 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2 0 2
ИТОГО: 134 31 103
Календарно-тематическое планирование
№ п\пНаименование разделов и тем Часы
учебного
времени Дата Корректировка
план факт I ЧЕТВЕРТЬ (34)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 Правила техники безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. 1 04.09.15.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКИХ ТКАНЕЙ 2 1 Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон и нитей. Чистка и хранение изделий. 1 04.09.15.
2 Л./р. «Определение синтетических тканей по внешнему виду и характеру горения нитей». 1 08.09.15.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ ПО ОСНОВЕ ПЛАТЬЯ И РАСКРОЙ ПЛАТЬЯ, ОТРЕЗНОГО ПО ЛИНИИ ТАЛИИ ИЛИ ПО ЛИНИИ БЁДЕР 4
1 Ткани, фасоны и детали платья отрезного по линии талии или по линии бёдер. 1 08.09.15.
2 П.р. Использование выкроек блузки и юбки для изготовления выкройки платья отрезного по линии талии или по линии бёдер. 1 11.09.15.
3 П.р. Выбор и описание фасонов отрезного платья. Правила раскладки выкройки на ткани с изменением фасона юбки. 1 11.09.15.
4 П.р. Раскрой с учётом припусков на швы. Прокладывание копировальных стежков. 1 15.09.15.
СОЕДИНЕНИЕ ЛИФА
С ЮБКОЙ 6
1 П.р. Планирование пошива платья отрезного по линии талии. Подготовка к примерке. Примерка. Внесение изменений в платье после примерки. 1 15.09.15.
2 П.р. Обработка вытачек и плечевых срезов отрезного платья. 1 18.09.15.
3 П.р. Обработка выреза горловины, боковых срезов и соединение лифа и юбки отрезного платья. 2 18.09(1)
22.09(1) 4 П.р. Обработка и втачивание рукавов в проймы.
1 22.09.15. 5 П.р. Обработка нижнего среза, застёжки и влажно-тепловая обработка платья. 1 25.09.15. ВЛАЖНО-ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ НА ШВЕЙНОЙ ФАБРИКЕ 1 1 Оборудование, организация рабочего места и техника безопасности при работе в отделочном цехе. 1 25.09.15. ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1
1 Кодекс законов о труде. Охрана труда. Труд молодёжи. 1 29.09.15. ПРАТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 17 1 П.р. Пошив постельного и детского белья. 2 29.09(1)
02.10(1) 2 П.р. Пошив детской юбки.
3 02.10(1) 06.10 (2) 3 П.р. Пошив детского платья.
4 09.10 (2) 13.10 (2) 4 П.р. Пошив прихваток.
8 16.10 (2)
20.10 (2)
23.10(2)
27.10(2) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 1 Выполнение отдельных операций по пошиву образцов швейных изделий. 2 30.10.15.
30.10.15. II ЧЕТВЕРТЬ (30 ч.)
ВВОДНЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 Правила техники безопасности при работе в шв. мастерской. 1 10.11.15. ГОТОВЫЕ ВЫКРОЙКИ И ЧЕРТЕЖИ ИЗДЕЛИЙ В МАСШТАБЕ И В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ 2 1 Готовые выкройки в натуральную величину и в уменьшенном масштабе. 1 10.11.15. 2 П.р. Описание фасона изделия по рисунку с использованием инструкций к выкройке. Подгонка выкройки на свой размер. 1 13.11.15.
РАСКРОЙ ПО ГОТОВЫМ ВЫКРОЙКАМ ИЛИ ЧЕРТЕЖАМ И ПОШИВ ЛЁГКОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ 11 1 П.р. Выбор фасона, правила подбора отделки, раскрой блузки с воротником и рукавами с учётом рисунка и экономного использования ткани. 2 13.11(1)
17.11(1) 2 Планирование обработки блузки. 1 17.11.15. 3 П.р. Обработка вытачек, плечевых и боковых срезов блузки. 1 20.11.15. 4 П.р. Обработка и втачивание воротника в горловину блузки. 2 20.11(1)
24.11(1) 5 П.р. Обработка бортов блузки подбортами. 1 24.11.15. 6 П.р. Обработка и втачивание рукавов в проймы блузки. 2 27.11.15.
27.11.15. 7 П.р. Обработка нижнего среза, разметка и обмётывание петель, пришивание пуговиц, влажно тепловая обработка блузки. 2 01.12.15.
01.12.15. ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНОГО ЦЕХА 14 1 Универсальные и специальные швейные машины, автоматы и полуавтоматы, приспособления к ним. 1 04.12.15. 3 П.р. Заправка верхней и нижней нитки в универсальной машине. 1 04.12.15. 6 П.р. Пошив изделий по готовому крою.
12 08.12(2)
11.12(2)
15.12(2)
18.12(2)
22.12(2)
25.12(2) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2 1 Обработка узлов швейных изделий по готовому крою. 2 29.12.15.
29.12.15. III ЧЕТВЕРТЬ (40 ч.)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИ 1 1 Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской. 1 12.01.16. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВА НА ШВЕЙНОЙ ФАБРИКЕ 2 1 Основные этапы, цеха, организация труда, норма времени, норма выработки, оплата труда швеи при производстве одежды на швейной фабрике. 2 12.01.16.
15.01.16. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА ШВЕЙНОЙ ФАБРИКЕ 1
1 Законодательство охраны труда. Правила безопасности труда на швейной фабрике. Электробезопасность. 1 15.01.16. ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ПРОСТЕЙШИХ ИЗДЕЛИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ БАЗОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1 Виды тканей, используемых для простейших изделий. Основные детали изделий. Технические условия на готовые изделия. Межоперационный контроль, оценка качества готового изделия. 1 19.01.16. 2 П.р. Выполнение соединительных швов на стачивающей машине. 1 19.01.16. 3 П.р. Изготовление рукавиц индивидуально. 4 22.01(2)
26.01(2) ВЫПОЛНЕНИЕ МАШИННОЙ ЗАКРЕПКИ НА КОНЦАХ ШВА У ДЕТАЛЕЙ, ОБРАБОТАННЫХ НА ОБМЁТОЧНОЙ МАШИНЕ 2
1 Экскурсия: «Пробное выполнение закрепок машинным способом в условиях швейной фабрики». 2 29.01.16.
29.01.16. ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ПРЯМОГО ЦЕЛЬНОКРОЁНОГО ПЛАТЬЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ В МАССОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 9
1 Правила работы в раскройном цехе. Маркировка и хранение кроя. 1 02.02.16. 2 П.р. Раскрой и планирование пошива цельнокроёного платья на швейной фабрике. 1 02.02.16. 3 П.р. Заготовка переда платья с использованием отделки. 1 05.02.16. 4 П.р. Соединение плечевых срезов, обработка горловины платья. 2 05.02(1)
09.02(1) 5 П.р. Втачивание рукавов в открытую пройму платья. 2 09.02(1)
12.02(1) 6 П.р. Соединение боковых срезов платья. 1 12.02.16. 7 П.р. Обработка нижнего среза платья. Влажно-тепловая обработка платья. 1 16.02.16. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 17
1 П.р. Выполнение соединительных швов с закрепками на концах швов деталей на швейной машине 1022 кл.
10 16.02(1)
19.02(2)
26.02(2)
01.03(2)
04.01(2)
11.03(1) 2 П.р. Обмётывание срезов изделий на швейной машине 51-А кл.
7 11.03(1)
15.03(2)
18.03(2)
22.03(2) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 1 Выполнение отдельных операций по пошиву изделий без предварительного смётывания. 2 25.03.16.
25.03.16. IV ЧЕТВЕРТЬ (30 ч.)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 Правила безопасной работы в швейной мастерской. 1 05.04.16. НОВЫЕ ШВЕЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ШВЕЙНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 2
1 Новые ткани из натуральных волокон. Окраска, технические свойства и использование новых материалов для изготовления одежды. 1 05.04.16. 2 Л/р «Изучение прорубаемости и др. свойств в новых тканях». 1 08.04.16. ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ЮБОК И БРЮК, ПРИМЕНЯЕМАЯ В МАССОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ОДЕЖДЫ 9
1 Ассортимент поясных изделий на фабрике. Выбор модели и подбор ткани для поясного изделия. 1 08.04.16. 2 П.р. Раскрой поясного изделия по готовым лекалам.
Планирование обработки брюк или юбок. 2 12.04.16.
12.04.16. 3 П.р. Обработка поясных изделий.
6 14.04(2)
19.04(2)
22.04(2) ОБРАБОТКА ОКАНТОВОЧНЫМ ШВОМ СРЕЗА МЕЛКОЙ ДЕТАЛИ 3
1 Особенности обработки, дефекты и причины их появления при окантовке деталей с закруглёнными срезами. Приспособления к универсальным машинам для выполнения окантовочной операции. 1 26.04.16. 2 П.р. Обработка круглого кармана окантовкой. 2 26.04(1)
29.04(1) ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 13 1 Трудовое законодательство.
Охрана труда. 1 29.04.16. 2 Универсальные машины, спец. машины, автоматы и полуавтоматы на швейной фабрике. 1 03.05.16. 3 Ткани и их свойства. Отделка изделий. 1 03.05.16. 4 Плечевые изделия (название деталей, срезов и мерок). 1 06.05.16.
5 Поясные изделия (название деталей, срезов и мерок). 1 06.05.16. 6 Планирование обработки и обработка плечевых и поясных изделий. 4 10.05(2)
13.05(2)
7 П.р. Обработка мелких деталей изделия (карманы, пояс, воротник, кокетка). 4 17.05(2)
20.05(2) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2 1 Самостоятельный пошив заданного изделия. 2 24.05.16.
24.05.16. ИТОГО: 134 ч. Требования к уровню подготовки обучающихся Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностямиК концу обучения в IX классе учащиеся должны знать:
ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей;
особенности влажно-тепловой обработки изделий из синтетических тканей;
фасоны отрезного платья;
готовые выкройки;
технологию пошива прямого цельнокроѐного платья, применяемую в массовом производстве;
знать приспособления к швейным машинам;
трудовое законодательство;
терминологию влажной тепловой обработки.
правила безопасной работы;
основные качества квалифицированного портного.
Учащиеся должны уметь:
определять волокнистый состав тканей;
использовать выкройки основ платья, юбки, блузки для изготовления выкройки отрезного платья;
ориентироваться в задании по образцам;
составлять план изготовления изделия по текстовой и инструкционной картам;
строить чертежи выкроек в натуральную величину;
работать на машине с различными приспособлениями;
выявлять и устранять неполадки, возникшие при работе;
выполнять чистку и смазку швейных машин;
рационально организовывать рабочее место швеи-мотористки;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельностии повседневной жизни:
мелкого ремонта изделий из различных материалов;
создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
обеспечения безопасности труда.

Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты освоения обучающимися 9 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных линий, включают в себя:
овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;
овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.
Формы и средства контроля
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п Тип пособия Автор Наименование Издательство, год
Учебник
для 9 класса Г. Г. Мозговая
Г. Б. Картушина Технология
Швейное дело М.: « Просвещение», 2011.
Рабочая
тетрадь Н. А. Бородкина Контрольно-измерительые материалы, вариативные тестовые задания Волгоград: «Учитель», 2013.
Пособие для учителей И. П. Арефьев Занимательные уроки технологии для девочек, 8 класс. М.: - Школьная пресса, 2006
Практикум по обработке тканей Л. В. Осипова М. «Просвещение», 1999
Электронная презентация «Блузка без рукавов и воротника» 2013 г.
Электронная
презентация «Цельнокроёное платье» 2013 г.
Электронная презентация «Вышивка», «Мережка» 2013 г.
Электронная презентация «Халат», «Ремонт одежды» 2013 г.