Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 6 классе в условиях перехода на ФГОСУО
МОКУ Падунская общеобразовательная школа-интернат психолого- педагогической поддержки.
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 6 классе в условиях перехода на ФГОСУО.
Составила;
Кутькина Т. В.
2016 год.
216281036639540000200002016 год.
Содержание
1. TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка. PAGEREF _Toc445644027 \h 32. Общая характеристика учебного предмета. PAGEREF _Toc445644028 \h 43. Описание места учебного предмета. PAGEREF _Toc445644029 \h 54.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. PAGEREF _Toc445644030 \h 65.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. PAGEREF _Toc445644031 \h 66.Содержание учебного предмета. PAGEREF _Toc445644032 \h 77.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. PAGEREF _Toc445644033 \h 138.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности. PAGEREF _Toc445644034 \h 219. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. PAGEREF _Toc445644035 \h 21
1. Пояснительная записка.Рабочая программа по швейному делу для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основе приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 года , № 29/2065-п «Об утверждении учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; Закон РФ “Об образовании” №122-ФЗ в последней ред. от 22.08.2004 года” примерной учебной программы основного общего образования по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 6 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В. В. Воронковой М., сборник 2: ВЛАДОС, 2012.
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
-развитие познавательно-трудовой активности;
-формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы;
-формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
-воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда,
-обучение культуре труда и служебных отношений.
Основные формы:
• урок,
• практическая работа,
• самостоятельная работа,
• фронтальная работа.
Основные технологии:
• личностно-ориентированное,
• деятельностный подход,
• уровневая дифференциация,
• информационно-коммуникативные,
• здоровьесберегающие, игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
• Беседа (диалог).
• Работа с книгой.
• Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
• Самостоятельная работа
• Работа по карточкам.
• Работа по плакатам.
• Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
• Демонстрация натуральных объектов;
• НТК
• Дифференцирование, разноуровневое обучение;
• Наглядные пособия, раздаточный материал;
• Создание увлекательных ситуаций;
• Занимательные упражнения;
• Экскурсии;
• Декады трудового обучения;
• Участие в конкурсах;
• Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно - образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
-выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму;
-планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально - личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция развития речи:
- коррекция монологической речи;
- коррекция диалогической речи;
- обогащение словаря.
2. Общая характеристика учебного предмета.Программа представляет собой общую трудовую подготовку на базе школьной швейной мастерской. Основной задачей обучения является формирование общетрудовых умений и навыков, не требующих значительных мускульных напряжений, а потому доступных для наиболее слабых детей. Работа в швейной мастерской заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков их практического использования. Большое внимание уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда; умению частично анализировать образец, ориентироваться в задании с помощью учителя, работать по предложенному плану, контролировать текущие и итоговые результаты труда. Объем работ, выполнение которых запланировано в течение года, невелик, т.к. важно стремиться к тому, что бы дети доводили начатое до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия. Для этого необходимо проводить достаточное количество упражнений, добиваясь уверенного и самостоятельного выполнения детьми предусмотренных программой практических работ.
Чтобы избежать ситуаций неуспеха и неудач в работе учащихся, необходима правильная организация предварительной ориентировки в задании и планирования с опорой на образец изделия и инструкционную (предметную) карту.
Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях. Работа по развитию речи осуществляется при формировании образа изготовляемого объекта, планировании работы.
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и других 0 предметах. На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
3. Описание места учебного предмета.Предмет «Швейное дело» предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской лёгкой одежды.
Программой на изучение швейного дела в 5-9 классах выделяется 1705 часов. В настоящей рабочей программе на уроки швейного дела в 6 классе отводится 272 часов (8 часов в неделю; 34 учебные недели). С учётом специфики нашего образовательного учреждения реализуется программа «Швейное дело» специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (автор Л.С. Иноземцева, под редакцией В.В. Воронковой, 2011).
В рабочей программе выстроена система учебных уроков и педагогических средств, с помощью которых формируются базовые учебные действия.
Календарное планирование представлено ниже в табличной форме.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития учащихся, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде).В результате именно здесь могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной , творческой работе.
Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.Программа обеспечивает достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень.
Правила работы в мастерской и уметь организовывать своё рабочее место;
Правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине;
Изделия, которые изготовляются из льняных тканей и их применение;
Подбирать инструменты необходимые для работы;
Выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
Достаточный уровень.
Правила подготовки швейной машины к работе;
Процесс изготовления льняных тканей;
Правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения;
Основные механизмы швейных машин с электроприводом;
Название деталей и контурных срезов плечевого, поясного и головного белья.
6.Содержание учебного предмета.6 КЛАСС I четверть
Вводное занятие.
Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.
Обработка обтачкой среза ткани
Теоретические сведения. Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения.
Умение. Ориентировка по операционной предметной карте.
Упражнение. Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.
Практические работы. Раскрой и стачивание долевых, поперечных и косых обтачек с опорой на операционную предметную карту. Обработка деталей обтачкой одинарной и двойной.
Обработка долевой обтачкой косого среза ткани
Изделие. Косынка для работы.
Теоретические сведения. Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев),учет свойств при обработке изделия.
Практические работы. Складывание ткани для раскроя косынки. Определение правильности косого среза на ткани. Определение размера долевой обтачки для обработки среза. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачкой косынки. Обработка сборок.
Изделие. Отделка изделия (сборки).
Теоретические сведения. Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок.
Упражнения. Прокладывание на образце двух параллельных строчек на швейной машине и ручным способом ( мелкими сметочными стежками).
Практические работы. Выполнение и равномерное распределение сборок.
Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии
Изделие. Фартук с закругленным срезом на поясе.
Теоретические сведения. Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение.
Свойства хлопчатобумажной ткани. Фартук: ткани для пошива, детали,
названия контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Контрольная линия.
Умение. Распознавание вида хлопчатобумажной ткани.
Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных тканей по внешнему виду, на ощупь , по особенности горения нитей.
Практические работы. Прокладывание контрольной линии на основной детали.
Определение размера и изготовление из отделочной ткани косой обтачки. Обработка закругленного среза основной детали двойной косой обтачкой.
Прокладывание машинных строчек для образования сборок по верхнему срезу.. Равномерное распределение сборок.
Обтачивание концов пояса. Смётка одного среза пояса, определение его середины, совмещение с серединой основной детали. Приметывание и соединение пояса с основной деталью. Отделка и утюжка фартука.
Ремонт одежды
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ.
Упражнение. Пришивание заплаты ручным способом на образце.
Практические работы. Подбор ткани для заплаты из гладко-крашенной ткани и с рисунком.
Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Подгибание и заметывание срезов заплаты.
Наложение с изнаночной стороны изделия и приметывание заплаты. Подравнивание и подгиб на изнаночную сторону краев поврежденной ткани изделия. Подшивание подогнутых краев изделия и заплаты вручную косыми стежками. Утюжка заплаты.
Самостоятельная работа
Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой. Выполнение машинным способом сборок по поперечному срезу.
II четверть
Вводное занятие.
План работы на четверть. Правила безопасной работы с электроутюгом.
Запошивочный шов
Теоретические сведения. Виды соединительного шва, ширина в готовом виде (0,7 см),
конструкция, применение. Запошивочный шов.
Умение. Выполнение запошивочного шва.
Упражнение. Выполнение запошивочного шва на образце.
Практические работы. Сложение ткани с выпуском одного среза. Вкладывание одной детали в подогнутый срез второй.
Сметывание детали с соблюдением установленной
ширины шва. Выполнение запошивочного шва.
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закругленным срезом.
Изделия. Нижняя сорочка с круглым вырезом. Фартук детский с круглым вырезом.
Теоретические сведения. Понятие масштаб. Масштабная линейка, применение, приемы работы. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Размеры изделия. Оформление чертежа изделия. Мерки для построения чертежей
плечевого бельевого женского изделия. Название деталей изделия и контурных срезов.
Переплетение нитей в сатине и сарже. Сравнение этого переплетения с полотняным переплетением.
Практические работы. Снятие мерок. Определение размера изделия. Расчет расхода ткани на изделие. Определение деталей и контурных срезов на выкройке. Проведение вспомогательных линий. Деление отрезков на равные части и обозначение мест деления.
Обработка косой обтачкой закругленного среза
в плечевом бельевом изделии
Изделия. Нижняя сорочка с круглым вырезом. Фартук детский с круглым вырезом и завязками сзади.
Теоретические сведения. Нижняя сорочка, ткани для пошива, детали, швы. Названия контурных срезов. Определение середины деталей путем сложения. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки.
Практические работы. Прокладывание контрольных линий (по середине деталей).
Соединение деталей изделия по образцу. Сметывание деталей. Обработка боковых и плечевых срезов запошивочным швом. Обработка косой обтачкой горловины и пройм изделия с применением различных дополнений ( кружево, тесьма). Утюжка изделия.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление нижней женской и детской сорочки, детского фартука, косынки или другого несложного изделия с прямыми, косыми, закругленными срезами.
Самостоятельная работа
Обработка горловины косой двойной обтачкой (выполняется по готовому крою).
III четверть
Вводное занятие.
Обязанности по сохранению оборудования в мастерской. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин. Правила техники безопасности при обращении с ними.
Бытовая швейная машина с электроприводом
Теоретические сведения. Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом.. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной
машиной с электроприводом.
Умение. Работа на швейной машине с электроприводом.
Упражнения. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта.
Практические работы. Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины.
Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.
Обработка мягких складок
Изделие. Отделка изделия (мягкие складки).
Теоретические сведения. Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья.
Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.
Упражнение. Выполнение на образце мягких незаутюженных складок.
Практические работы. Разметка складок. Заметывание складок по надсечкам или копировальным стежкам.
Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью
Изделие, Накладной карман.
Теоретические сведения. Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот.
Умение. Работа ни лекалу.
Упражнение. Выполнение на образце накладных карманов — гладкого с прямыми углами и закругленного с отворотом.
Практические работы. Раскрой деталей кармана но лекалу. Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом. Обтачивание отворота. Прокладывание мелких прямых стежков по линии подгиба закругленного среза и стягивание проложенной нитки для образования подгиба (или заметывание шва вподгибку с открытым срезом с
закладыванием складочек в местах закруглений). Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. Наметывание и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру Выполнение закрепки по отделочной строчке.
Обработка подкройной обтачкой внешнего угла
Теоретические сведения. Угол в швейном изделии (прямой, острый, тупой), применение.
Подкройная обтачка. Значение надсечек. Обтачки из отделочной ткани.
Упражнение. Обработка прямых и острых углов подкройной обтачкой на образцах.
Практические работы. Раскрой обтачки (по крою изделия и по лекалу). Обработка углов обтачкой на лицевую и изнаночную стороны. Выметывание канта при обработке детали подкройной обтачкой.
Построение чертежа н раскрой фартука для работы
Изделие. Фартук с нагрудником и бретелями, накладными карманами и сборками или мягкими складками по поясу
Теоретические сведения. Растительные волокна (лен). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льянного волокна (длина, прочность). Действие воды и тепла на льняное волокно.
Фартук, фасоны, назначение фасонов ткани для пошива, название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали фартука. Правила экономного расходования ткани при раскрое Умение. Экономия ткани при раскрое изделия. Самостоятельная проверка раскладки выкройки и раскрой.
Лабораторная работа. Изучение свойств льняных волокон.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину с учетом сборок или складок по линии пояса Обозначение мест настрачивания карманов.
Раскладка и крепление выкройки на ткани с учетом рисунка и долевой нити, припусков на швы.
Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой. Изделие. Фартук для работы с нагрудником, накладными карманами, сборками и складками, Теоретические сведения Виды ткани. Отделка тканей. Соединение поясом нижней части фартука и
нагрудника.
Умение» Ориентировка в работе по образцу изделия. Коллективное обсуждение последовательности операций пошива на основе предметной технологической карты.
Краткая запись плана работы. Уточнение плана в процессе работы. Анализ качества.
Практические работы. Настрачивание кармана. Собирание сборок или закладывание мягких складок. Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой, верхнего среза карманов — швом вподгибку. Соединение обтачным швом парных деталей нагрудника с одновременным втачиванием бретелей. Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука. Заметывание шва Выполнение отделочной строчки на ширину лапки. Утюжка изделия.
Практическое повторение
Вид работы. По выбору изготовления фартука с нагрудником или без нагрудника для дежурного в столовой. Фартука для работы в столярной и слесарной мастерских. Нарядного фартука для участницы драмкружка.
Самостоятельная работа:
Изготовление по готовому крою накладного прямого кармана размером 12x14 см, шириной отворота 3 см. Обработка и соединение кармана с основной деталью. Выполнение отделочной строчки с ориентиром на лапку.
IV четверть
Вводное занятие.
Виды предстоящих работ.
Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья
Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу.
Теоретические сведения. Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления,
Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и контурных срезов.
Умение. Снятие и запись мерок.
Упражнение. Построение чертежа в масштабе 1:4 под руководством учителя.
Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа в натуральную величину. Изготовление и подготовка выкройки к раскрою. Выкройка накладной ластовицы. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. Обработка нижних срезов двойной косой обтачкой.
Пошив поясного спортивного белья
Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу*
Теоретические сведения. Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам:
способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, способность впитывать влагу (гигроскопичность),, действие воды, тепла, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании.. Виды отделок нижних срезов трусов-плавок.
Умение. Распознавание льняной ткани.
Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду. разрыву, на ощупь.
Практические работы. Прокладывание прямых стежков по линии подгиба верхнего среза.
Обработка накладной ластовицы и соединение ее накладным швом с основной деталью.
Соединение запошивочным швом боковых срезов. Заготовка и соединение в кольцо по размеру нижнего среза косой обтачки. Обработка нижнего среза двойной косой обтачкой.
Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Вкладывание в подгиб эластичной тесьмы (резинка). Утюжка изделия.
Ремонт одежды
Изделия. Заплата. Штопка.
Теоретические сведения. Эстетика одежды.
Умение. Штопка изделия.
Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор нитки тканей. Раскрой заплатки.. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.
Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора.
Изделие. Кепи. Берет.
Теоретические сведения. Кепи и берета: назначение, фасоны, названия деталей и контурных срезов. Использование журналов мод для выбора фасонов. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Количество клиньев в зависимости от формы изделия.. Расход ткани в зависимости от фасона изделия к рисунка ткани.
Умение. Учет рисунка ткани при раскрое изделия.
Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа клина и козырька под руководством учителя. Вырезание выкройки,, раскладка ее на ткани и раскрой.
Пошив летнего головного убора
Изделие. Кепи из хлопчатобумажной ткани.
Теоретические сведения. Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия (пуговицы, пряжки, эмблемы, тесьма).
Настрочной и расстрочной швы; характеристика. Использование при пошиве головных уборов.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата Домашнее задание Примечание I четверть 1-2 Вводное занятие 2 Стр. 233-8 кл 3-4 Профессия швеи-мотористки. 2 5-6 Задачи обучения и план работы на четверть 2 7-8 Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест. 2 Стр. 4-5 Обработка обтачкой среза ткани 9 Обтачки. Долевая и поперечная обтачки. 1 Стр. 25 10 Раскрой долевых и поперечных обтачек. 1 Стр. 26 11-12 Обработка среза долевой обтачкой на изнаночную сторону. 2 Стр.27 13-14 Обработка среза поперечной обтачкой на лицевую сторону. 2 Стр. 29 15-16 Косая обтачка 2 Стр. 30 17-18 Раскрой косых обтачек. 2 Стр.31 19-20 Соединение косых обтачек 2 Стр. 32 21-22 Обработка закругленного среза одинарной косой обтачкой. 2 Стр. 32 23-24 Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой 2 Стр. 34 Обработка долевой обтачкой косого среза ткани 25-26 Косынка. Раскрой и пошив косынки. 2 Стр. 35, 37 27-30 Обработка долевого среза косынки швом вподгибку с закрытым срезом 4 Стр. 39 31-34 Обработка поперечного среза косынки швом вподгибку с закрытым срезом 4 35-38 Обработка косого среза долевой обтачкой 4 Стр. 40 Обработка сборок
39-40 Сборки. Выполнение сборок ручным способом. 2 Стр. 41,42 41-42 Выполнение сборок машинным способом. 2 Стр. Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии
43-44 Хлопок. Получение и свойства х/б тканей. 2 Стр. 20,21-5 кл 45-46 Фартук на поясе. 2 Стр. 63 47-48 Подготовка деталей кроя фартука к обработке. 2 Стр. 70 49-52 Заготовка косой обтачки для обработки нижней части фартука. 4 Стр. 71 53-56 Обработка боковых и нижней части фартука двойной косой обтачкой 4 Стр. 72 57-58 Обработка пояса. 2 Стр. 73 59-60 Обработка поясом нижней части фартука. 2 Стр. 74 Ремонт одежды
61-62 Ремонт одежды. 2 Стр. 160 63-64 Изготовление образца заплаты круглой гладкокрашеной ткани. 2 Стр. 161 65-66 Изготовление образца заплаты квадратной формы из ткани с рисунком. , 2 Стр. 162 67-68 • Изготовление образца заплаты прямоугольной формы из ткани с рисунком 2 ' Стр. 162 Самостоятельная работа
69-70 Обработка закругленного среза двойной косой обточкой. 2 71-72 Выполнение машинным способом сборок по поперечному срезу. 2 II четверть
1-2 Вводное занятие 2 Запошивочный шов
3 Запошивочный шов 1 Стр.50 4 Выполнение запошивочного шва первым способом. 1 Стр.50 5-6 Выполнение запошивочного шва на образце вторым способом 2 Стр.51 Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закругленным срезом (сорочка, фартук)
7 Сантиметровая лента. 1 Стр.7-5кл 8 Масштабная линейка. 1 Стр.60 9-10 Снятие мерок. 2 Стр.78 11 Запись мерок. 1 Стр.79 12 Размер изделия. 1 Стр.78 13-14 Обозначение точек и линий чертежа. 2 15-16 Мерки для построения чертежей плечевого бельевого женского изделия. 2 17-18 Расчет расхода ткани на изделие. 2 Стр.83 19-20 Полотняное переплетение. 2 Стр.12 21-22 Саржевое переплетение. 2 Стр.15 23-24 Сатиновое переплетение 2 Стр.16 Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии (сорочка, фартук)
25 Сведения о плечевых изделиях. 1 Стр.77 26 Сорочка с круглым вырезом. 1 Стр.77 27-28 Подготовка деталей кроя сорочки к обработке. 2 Стр.85 29-30 Обработка плечевых срезов сорочки запошивочным швом. 2 Стр.86 31-32 Обработка среза горловины обтачкой. 2 Стр.88 33-34 Обработка боковых срезов запошивочным швом. 2 Стр.89 35-36 Обработка срезов проймы косой обтачкой. 2 Стр.89 37-38 Обработка нижнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. 2 Стр.90 39-40 Окончательная отделка изделия. 2 Практическое повторение
41 Раскрой фартука на поясе. 1 Стр.68 42 Подготовка деталей кроя фартука к обработке. 1 Стр.70 43 Заготовка косой обтачки для фартука. 1 Стр.71 44-45 Обработка боковых и нижнего срезов фартука двойной косой обтачкой. 2 Стр.72 46 Обработка пояса. 1 Стр.73 47-48 Обработка верхнего среза нижней части фартука поясом. 2. Стр.74 49 Утюжка готового изделия. 1 50 Раскрой косынки. Подготовка кроя косынки к обработке. 1 Стр.37 51-52 Обработка поперечного и долевого срезов косынки швом вподгибку с закрытым срезом. 2 Стр.39 53-54 Обработка косого среза косынки долевой обтачкойи утюжка готового изделия. 2 Стр.40 Самостоятельная работа
55-56 Обработка горловины косой двойной обтачкой (выполняется по готовому крою) 2 III четверть
1-2 Вводное занятие 2 Стр.91 Бытовая швейная машина с электроприводом
3-4 Сведения о бытовых швейных машинах. 2 Стр.92 5-6 Устройство электропривода. 2 Стр.93 7-8 Правила безопасности работы на машине с электроприводом. 2 Стр.95 9-10 Бытовая швейная машина «Чайка» класса 142М с электроприводом 2 Стр.97 11-12 Рабочие механизмы бытовой швейной машины с электроприводом. 2 Стр.98 13-14 Устройство челночного комплекта. 2 Стр.101 15-16 Механизмы регулировки швейной машины. 2 Стр. 102-103 17-18 Регулировка натяжения верхней и нижней ниток. 2 Стр.44 Обработка мягких складок
19 Мягкие складки. 1 Стр.47 20 Разметка мягких складок, заложенных в разные стороны. 1 21-22 Разметка и закладывание односторонних мягких складок. 2 Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью.
23-24 Виды накладных карманов. 2 Стр.107
25-26 Обработка гладкого накладного кармана. 2 Стр.108
27-28 Соединение карманов с основной деталью. 2 Стр.109 29-30 Изготовление образца гладкого накладного кармана прямоугольной формы. 2 Стр.110 31 Обработка накладного кармана с отворотом. 1 Стр.111
32 Обработка отворота. 1 Стр.112 33-34 Обработка боковых и нижнего срезов кармана овальной формы с отворотом. 2 Стр.113 Обработка подкройной обтачкой внешнего угла
35 Сведения о подкройных обтачках. 1
Стр.104
36 Изготовление выкройки подкройной обтачки. 1 Стр.104 37-38 Обработка углов подкройной обтачкой. 2 Стр.106 Построение чертежа и раскрой фартука для работы
39-40 Лен. Льняное волокно. 2 Стр.19
41 Фартук с нагрудником. 1
Стр.114 42 Фартук для работы в швейной мастерской. 1 Стр115 43-44 План работы по изготовлению фартука. 2 Стр.117
45-46 Снятие мерок. 2
Стр.117 47-48 Построение чертежа фартука. 2 Стр.118 49 Подготовка ткани к раскрою. 1 Стр.123 50 Раскладка деталей выкройки фартука на ткани и раскрой. 1 Стр.123 Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой
51-52 Виды тканей. Отделка тканей. 2 Стр.9-10 53-54 Способы перевода контурных линий. 2 Стр.76 55-56 Подготовка кроя фартука к обработке. 2 Стр.125 57 Обработка бретелей. 1 Стр.126 58 Соединение бретелей с нагрудником. 1 Стр.127 59-60 Обработка боковых и нижнего срезов нижней части фартука. 2 стр. 128 61 Обработка карманов. 1 Стр.129 62 Соединение карманов с нижней частью фартука. 1 Стр.130 63 Обработка пояса. 1 Стр. 131 64 Обработка верхнего среза нижней части фартука. 1 Стр. 132 65 Соединение деталей фартука. 1 66 Окончательная отделка фартука. 1 Стр. 132 Практическое повторение
67 Подготовка ткани к раскрою. 1 Стр.123 68 Раскрой фартука с нагрудником. 1 Стр.123 69 Подготовка деталей кроя к обработке. 1 Стр.125 70 Обработка бретелей обтачным швом. Обработка нагрудника. 1 Стр. 126-127 71 Обработка боковых и нижнего срезов нижней части фартука. 1 Стр.128 72 Обработка карманов. 1 Стр.129 73 Соединение карманов с нижней частью фартука. / Стр.130 74 Обработка пояса обтачным швом. 1 Стр.131 75 Обработка верхнего среза нижней части фартука. 1 Стр.132 76 Соединение деталей фартука и окончательная отделка изделия. 1 Стр.132 Самостоятельная работа
77-80 Изготовление по готовому крою накладного прямого кармана размером 12/14, шириной отворота 3 см 4 Итого:
IV четверть
1-2 Вводное занятие 2 Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья
3-4 Трусы - плавки. 2 Стр135 5-6 Мерки для построения чертежа плавок 2 Стр136-137 7-8 Построение чертежа в М 1:4. - 2 Стр138 9-10 Снятие и запись мерок. 2 Стр140 11-12 Построение чертежа в натуральную величину. 2 Стр140 13-14 Изготовление и подготовка выкройки к раскрою. 2 Стр140 15-16 Выкройка накладной ластовицы. 2 Стр141 17-18 Накладка выкройки на ткани и раскрой. 2 Стр142 Пошив поясного спортивного белья
19-20 Сравнение льняных и х/б тканей по свойствам. 2 21-22 Определение х/б и льняных тканей. 21 Стр.22 23-24 Подготовка кроя трусов-плавок к обработке. 2 Стр.144 25-26 Обработка накладной ластовицы. 2 Стр.145 27-28 Обработка боковых срезов трусов. 2 Стр.146 29-32 Обработка нижнего среза трусов двойной косой обтачкой. 4 Стр. 146 33-34 Обработка верхнего среза трусов. 2 Стр.147 Ремонт одежды
35-36 Выполнение штопки. 2 Стр.165 37-40 Практическая работа. Выполнение штопки на трикотажной ткани. 4 Стр.165 Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора
41 Летние головные уборы. 1 Стр.148 42 Детали кроя. 1 Стр.149 43-44 Снятие мерок. 2 Стр.151 45-46 Кепи. Построение чертежа. 2 Стр.152 47-48 Построение чертежа деталей кепи в натуральную величину. 2 Стр.154 49-50 Изготовление выкройки. 2 Стр. 154 51-52 Раскладка деталей выкройки на ткани и раскрой кепи. 2 Стр.156 Пошив летнего головного убора
53 Ткани для изготовления летних головных-уборов. 1 54 Материал для отделки изделия. 1 55 План пошива кепи. 1 56 Соединение клиньев верха и подкладки. 1 57-58 Обработка козырька. 2 59-60 Соединение верха, подкладки и козырька. 2 Контрольная работа
61-64 Пошив головного убора по готовому крою. 4 Итого: 272 часа. 8.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности.Оформление кабинета по предмету.
Сменное оформление в соответствии с темой изучаемого материала.
Демонстрационные таблицы по темам.
Учебно - дидактический материал ( индивидуальные раздаточные задания, карточки, учебники и т.д.).
Мебель, швейные машины, телевизор, гладильная доска, утюг электрический.
Инструменты и приспособления для выполнения ручных швейных работ.
9. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.Основная литература:
1.Картушина, Г. Б. Швейное дело: [Текст]: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.
Дополнительная литература:
1. Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 6 класс. [Текст]: пособие для учителей. /под редакцией И. А. Арефьев. М.: - Школьная пресса, 2006г.
2.Баженов, В.И. Материалы для швейных изделий. [Текст]: И. В. Баженов. М.: -Легпромбытиздат, 1993.
3. Ильина, Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. [Текст]: пособие для учителей / Н. Н. Ильина. - М.: ООО «Дельта», 2005г .
4. Исаев, В.В. Оборудование швейных предприятий. [Текст]: учебное пособие / В. В. Исаев. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998 г.
5. Максимова, М.В. Кузьмина, М.А. Лоскутики. [Текст]: пособие для учителей / М. В. Максимова. М. А. Кузьмина. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998г.
6. Труханова, А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. [Текст]: учебное пособие / А. Т. Труханова. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.