Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 8 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УРЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано»
Руководитель МО
__________ О. П. Соловьева
Протокол № 1
от «29» августа 2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
__________ Т. В. Коротина
«29» августа 2014 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ
УСКОШ-И VIIIвида
_____________ Н. В. Шагина
Приказ № 86
от «29» августа 2014 г.
Рабочая программа
по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)
для 8 класса
Автор-составитель:
Соловьева Ольга Павловна
Урень, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основании регионального базисного учебного плана, учебного плана школы и типовой программы по швейному делу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос. Сборник 2. 2010 г. Она соответствует Государственным образовательным стандартам для коррекционных школ VIII вида, отвечает государственным требованиям к уровню подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Типовая учебная программа по швейному делу для 8 класса частично изменена с учётом фактического уровня образовательной среды школы-интерната, психофизического состояния обучающихся, а также необходимостью пополнять знания по основам швейного дела и других разделов общетрудовой подготовки.
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
развитие мышления, способности к пространственному анализу;
формирование эстетических представлений и вкуса;
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Назначение программы:
для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
Категория обучающихся: учащиеся 8 класса МКОУ УСКОШ- И III вида
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 136 часов.
Режим занятий: 4 часа в неделю
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.
Основные формы:
урок,
практическая работа,
самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированные,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
беседа (диалог).
работа с книгой.
Практическая деятельность:
изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению;
самостоятельная работа;
работа по карточкам;
работа по плакатам;
составление плана работ;
планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
демонстрация натуральных объектов;
ИКТ;
дифференцирование, разноуровневое обучение;
наглядные пособия, раздаточный материал;
создание увлекательных ситуаций;
занимательные упражнения;
экскурсии;
участие в конкурсах;
участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на бытовых швейных машинах, технологическая последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции. Согласно действующему учебному плану на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) отводится – 136 часов (4 часа в неделю). Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж.
В процессе обучения используются такие формы урока, как рассказ, практическая работа, лабораторная работа, тестирование. Предусмотрена классно-урочная организация учебного процесса.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, контрольных работ.
В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера. Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только лёгкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 8 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями с учетом третьего варианта специального стандарта.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Содержание программы учебного предмета
I четверть (36 ч.)
Вводное занятие План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.
Вышивание гладью
Изделия. Отделка на изделии (гладь).
Теоретические сведения. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань.
Умение. Вышивание гладью. Перевод рисунка на ткань.
Практические работы. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков.
Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы).
Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.
Умение. Проглаживание копировальных оттисков.
Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы. Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии.
Соединение основных деталей плечевого изделия
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами (горловина и проймы обрабатываются окантовочным швом или косой обтачкой).
Теоретические сведения. Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым срезом, притачным поясом).
Умение. Распознавание шелковой ткани.
Лабораторная работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей.
Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной.
Практические работы. Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Примерка. Устранение дефектов после примерки. Внесение изменений в выкройку. Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего среза. Утюжка и складывание блузки по стандарту.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору. Пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья. Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным разделением труда.
Самостоятельная работа
Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной строчкой. (Выполняется по готовому крою на образце.)
II четверть (28 ч.)Вводное занятие
План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой
Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.
Упражнение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника (выполняется в альбоме в масштабе 1: 4).
Практические работы. Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки.
Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.
Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины
Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.
Практические работы. Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и обработка на краеобметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой или швом вподгибку с закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава) и нижнего среза. (Оборкой можно обрабатывать и горловину путем втачивания ее одновременно с обтачкой.) Утюжка и складывание изделия.
Упражнения. Изготовление образцов горловины разной формы (каре, круглый вырез, вырез углом, с застежкой посередине переда или на спинке). Обработанных подкройной обтачкой горловины.
Умение. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта.
Ремонт одежды
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.
Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.
Практическое повторение
Виды работы. Пошив по готовому крою постельного белья, блузок и платьев (женских, детских), нижнего белья (детского и женского). Выполнение заказов базового предприятия.
Раскрой изделия с использованием готовых лекал.
Контрольная работа
Обработка выреза горловины подкройной обтачкой на образце.
III четверть (40 ч.)Вводное занятие
План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.
Отделка легкой одежды
Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка).
Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Мережка столбиком, пучками.
Умение. Выполнение мережки.
Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом вподгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и
застрачивание деталей изделия со складочками. Выполнение мережки.
Построение чертежа основы платья
Изделие. Выкройка основы платья.
Теоретические сведения. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.
Умение. Распознавание синтетической ткани.
Лабораторная работа. Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.
Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способности смачиваться водой, стойкость при нагревании).
Практические работы. Изготовление чертежа основы платья.
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке
Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.
Теоретические сведения. Основные свойства тканей с примесью лавсана и капроновых (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость). Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. Виды обработки низа короткого рукава. Обработка воротника.
Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке. Обработка на образце низа короткого рукава (имитация манжетов).
Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрой и обработка воротника.
Обработка деталей с кокетками
Изделие. Кокетка.
Теоретические сведения. Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза. Отделка.
Упражнение. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы.
Практические работы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезом. Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с кокетками.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.
Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.
Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям.
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.
Теоретические сведения. Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.
Упражнения. Пробные строчки с применением приспособлений.
Практические работы. Установка линеек и лапок на швейной машине. Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вмётывание, втачивание рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия.
Самостоятельная работа
Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой. (Выполняется по готовому крою.)
IV четверть (32 ч.)Вводное занятие
План работы на четверть.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата
Изделие. Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты. Выкройка отложного воротника.
Теоретические сведения. Общее представление о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Нетканые материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Воротник. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.
Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков.
Обработка бортов подбортами в легком женском платье
Изделие. Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.
Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным рукавом.
Умение. Регулировка швейной машины.
Упражнения. Соединение манжеты с длинным рукавом на образце.
Практические работы. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых срезов. Обработка подборта. Обработка и соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта подбортом: накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой стороной внутрь, обтачивание по полочке от надсечки по длине борта, внизу — по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта наизнанку, выметывание на участке отворотов до первой петли со стороны полочки и от первой петли до подборта. Обработка рукава и соединение его с проймой.
Массовое производство швейных изделий
Теоретические сведения. Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда. Машинные и ручные работы на швейной фабрике.
Экскурсия. Швейная фабрика. Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий.
Практическое повторение
Виды работы. Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда.
Контрольная работа и анализ ее качества
Отдельные операции по изготовлению образца блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом в масштабе 1:2.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов Всего часов Количество часов
теоретические практические
I ЧЕТВЕРТЬ (36 ч.)
1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 0
2 ВЫШИВАНИЕ ГЛАДЬЮ 3 1 2
3 ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ БЛУЗКИ. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РАСКРОЙ 8 2 6
4 СОЕДИНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ 12 4 8
5 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 10 0 10
6 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 0 2
II ЧЕТВЕРТЬ (28 ч.)
1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 0
2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ ЦЕЛЬНОКРОЁНОГО ПЛАТЬЯНА ОСНОВЕ ВЫКРОЙКИ БЛУЗКИ И РАСКРОЙ 5 3 2
3 ОБРАБОТКА ПОДКРОЙНОЙ ОБТАЧКОЙ, СТАЧАННОЙ ПО ПЛЕЧЕВЫМ СРЕЗАМ 11 3 8
4 РЕМОНТ ОДЕЖДЫ 4 1 3
5 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 5 0 5
6 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2 1 1
III ЧЕТВЕРТЬ (40 ч.)
1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 0
2 ОТДЕЛКА ЛЁГКОЙ ОДЕЖДЫ 4 0 4
3 ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ ПЛАТЬЯ 5 3 2
4 ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ ВТАЧНОГО ДЛИННОГО РУКАВА И ВОРОТНИКА НА СТОЙКЕ 8 3 5
5 ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ С КОКЕТКАМИ 3 0 3
6 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ ПО ОСНОВЕ ПЛАТЬЯ И РАСКРОЙ БЛУЗКИ С ЗАСТЁЖКОЙ ДОВЕРХУ 5 1 4
7 СОЕДИНЕНИЕ ВОРОТНИКА НА СТОЙКЕ С ГОРЛОВИНОЙ И РУКАВА С ПРОЙМОЙ 13 1 12
8 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1 0 1
IV ЧЕТВЕРТЬ (32 ч.)
1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 0
2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ ПО ОСНОВЕ ПЛАТЬЯ И РАСКРОЙ ХАЛАТА 6 3 3
3 ОБРАБОТКА БОРТОВ ПОДБОРТАМИ В ЛЁГКОМ ЖЕНСКОМ ПЛАТЬЕ 13 4 9
4 МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ 3 1 2
5 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 7 0 7
6 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЁ КАЧЕСТВА 2 1 1
ИТОГО: 136 ч. 36 100
Календарно-тематическое планирование
№ п\пНаименование разделов и тем Часы
учебного
времени Дата Корректировка
план факт I ЧЕТВЕРТЬ (36 ч.)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской. 1 02.09.14. ВЫШИВАНИЕ ГЛАДЬЮ 3 1 Виды вышивки (гладь).
Инструменты и приспособления для вышивки. 1 02.09.14. 2 П.р. Выполнение гладьевых стежков. 2 05.09.14.
05.09.14. ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ БЛУЗКИ. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РАСКРОЙ 8
1 Общие сведения о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шёлка. 1 09.09.14. 2 Фасоны блузок без рукавов и воротника: детали, контурные срезы, ткани и мерки для построения чертежа основы блузки. 1 09.09.14.
3 П.р. Построение чертежа блузки без рукавов и воротника в М 1:4. 2 12.09.14.
12.09.14. 4 П.р. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). 2 16.09.14.
16.09.14. 5 П.р. Изготовление выкройки и раскрой блузки с припусками на швы. 1 19.09.14.
6 П.р. Прокладывание копировальных стежков по контуру выкроенных деталей блузки. 1 19.09.14.
СОЕДИНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ 12 1 Свойства тканей из натурального и искусственного шёлка. 1 23.09.14. 2 Лаб. раб. «Определение тканей из натурального и искусственного шёлка по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения нитей». 1 23.09.14.
3 Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроёного рукава блузки. 2 26.09.14.
26.09.14. 4 Планирование пошива блузки без рукавов и воротника. 1 30.09.14.
5 П.р. Правила проведения примерки. Примерка. 1 30.09.14. 6 П.р. Обработка вытачек и плечевых срезов. 1 03.10.14.
7 П.р. Обработка горловины косой обтачкой и боковых срезов блузки. 2 03.10.14.
07.10.14. 8 П.р. Обработка пройм и нижнего среза блузки. 2 07.10.14.
10.10.14. 9 П.р. Влажно-тепловая обработка блузки. 1 10.10.14.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 10
1 П.р. Пошив блузки более сложного фасона.
6 14.10(2)
17.10(2)
21.10(2) 2 П.р. Пошив пододеяльника.
4 24.10(2)
28.10(2) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2
1 Обработка закруглённого среза косой обтачкой на образце. 2 31.10.14.
31.10.14. II ЧЕТВЕРТЬ (28 ч.)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 Бережное отношение к инструментам и оборудованию в швейной мастерской. 1 11.11.14. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ ЦЕЛЬНОКРОЁНОГО ПЛАТЬЯНА ОСНОВЕ ВЫКРОЙКИ БЛУЗКИ И РАСКРОЙ 5 1 Понятие «силуэт» в одежде. 1 11.11.14. 2 Фасоны цельнокроёного платья. 1 14.11.14. 3 П.р. Моделирование выреза горловины в платьях без воротника в М 1:4. 1 14.11.14.
4 Детали цельнокроёного платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии. 1 18.11.14.
5 П.р. Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскрой. 1 18.11.14.
ОБРАБОТКА ПОДКРОЙНОЙ ОБТАЧКОЙ, СТАЧАННОЙ ПО ПЛЕЧЕВЫМ СРЕЗАМ 11
1 Отделка тканей. Дефекты.
1 21.11.14. 2 Виды обтачек. Способы раскроя, обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки. 1 21.11.14. 3 П.р. Изготовление образцов горловины разной формы. 1 25.11.14.
4 П.р. Обработка образца выреза горловины в форме «каре» подкройной обтачкой. 1 25.11.14.
5 Планирование пошива цельнокроёного платья. 1 28.11.14. 6 П.р. Обработка вытачек цельнокроёного платья. 1 28.11.14.
7 П.р. Обработка плечевых срезов платья. 1 02.12.14. 8 П.р. Обработка горловины платья подкройной обтачкой. 1 02.12.14. 9 П.р. Обработка боковых срезов платья. 1 05.12.14. 10 П.р. Обработка пройм платья. 1 05.12.14. 11 П.р. Обработка низа платья оборкой и в. т. о. изделия. 1 09.12.14.
РЕМОНТ ОДЕЖДЫ 4 1 Виды ремонта. Определение способа ремонта. 1 09.12.14.
2 П.р. Соединение заплаты с изделием стачным швом. 1 12.12.14. 3 П.р. Соединение заплаты с изделием накладным швом. 1 12.12.14.
4 П.р. Использование зигзагообразной строчки и петельных стежков для заплаты-аппликации. 1 16.12.14.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 5
1 П.р. Раскрой изделий с использованием готовых лекал. 1 16.12.14.
2 П.р. Пошив постельного белья по готовому крою. 2 19.12.14.
19.12.14. 3 П.р. Пошив нижнего детского белья по готовому крою. 2 23.12.14.
23.12.14. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2 1 Обработка выреза горловины подкройной обтачкой на образце. 2 26.12.14.
26.12.14. III ЧЕТВЕРТЬ (40 ч.)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской. 1 13.01.15. ОТДЕЛКА ЛЁГКОЙ ОДЕЖДЫ 4 1 П.р. Правила раскроя, раскрой и настрачивание, притачивание, втачивание рюш, воланов. 2 13.01.15.
16.01.15. 2 П.р. Правила выполнения и выполнение мережки столбиком, пучками. 2 16.01.15.
20.01.15. ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ ПЛАТЬЯ 5
1 Общее представление о получении синтетических волокон. 1 20.01.15. 2 Л. р. «Изучение свойств синтетических волокон». 1 23.01.15.
3 Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. 1 23.01.15. 4 Детали, название контурных срезов и мерки для построения чертежа основы платья. 1 27.01.15. 5 П.р. Построение чертежа основы платья. 1 27.01.15.
ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ ВТАЧНОГО ДЛИННОГО РУКАВА И ВОРОТНИКА НА СТОЙКЕ 8 1 Свойства тканей с примесью лавсана и капрона. 1 30.01.15. 2 Фасоны воротников: детали, контурные срезы и мерки для построения чертежа воротника на стойке. 1 30.02.15. 3 П.р. Построение чертежа воротника на стойке в М 1:4. 1 03.02.15. 4 П.р. Раскрой и обработка образца воротника на стойке. 1 03.02.15. 5 Фасоны рукавов: детали, контрольные и контурные срезы, мерки для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. 1 06.02.15. 6 П.р. Построение чертежа втачного длинного прямого рукава. 1 06.02.15.
7 П.р. Раскрой и обработка образца длинного прямого рукава манжетой на образце. 2 10.02.15. 10.02.15. ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ С КОКЕТКАМИ 3
1 П.р. Виды кокеток. Элементарное моделирование кокеток.
1 13.02.15. 2 П.р. Изготовление и обработка образцов кокеток: прямой, овальной и фигурной формы. 2
13.02.15.
17.02.15. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ ПО ОСНОВЕ ПЛАТЬЯ И РАСКРОЙ БЛУЗКИ С ЗАСТЁЖКОЙ ДОВЕРХУ 5
1 Фасоны блузок: выбор и описание. 1 17.02.14.
2 П.р. Раскладка выкройки на ткань и раскрой блузки с воротником и короткими рукавами с учётом припуска на швы. 2 20.02.14.
20.02.14. 3 П.р. Прокладывание копировальных стежков по контурным срезам и контрольным линиям. 2 24.02.15.
24.02.15. СОЕДИНЕНИЕ ВОРОТНИКА НА СТОЙКЕ С ГОРЛОВИНОЙ И РУКАВА С ПРОЙМОЙ 13
1 П.р. Выполнение пробных строчек с применением приспособлений. 1 27.02.15. 2 П.р. Подготовка кроя блузки к примерке. Проведение примерки. 1 27.02.15. 3 Планирование пошива блузки с воротником и рукавами. 1 03.03.15. 4 П.р. Обработка вытачек и подбортов. 2 03.03.15.
06.03.15. 5 П.р. Обработка плечевых и боковых срезов. 1 06.03.15.
6 П.р. Обработка и втачивание воротника. 2 10.03.15.
10.03.15. 7 П.р. Обработка и втачивание рукавов в проймы. 2 13.03.15.
13.03.15. 8 П.р. Обработка нижнего среза блузки. 1 17.03.15.
9 П.р. Разметка и обмётывание петель, пришивание пуговиц. 1 17.03.15. 10 П.р. Влажно-тепловая обработка блузки. 1 20.03.15. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1 1 Обработка воротника или рукава с манжетой по готовому крою на образце. 1 20.03.15. IV ЧЕТВЕРТЬ (32 ч.)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 1 Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской. 1 03.04.15. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ ПО ОСНОВЕ ПЛАТЬЯ И РАСКРОЙ ХАЛАТА 6
1 Общее представление о нетканых материалах. 1 03.04.15.
2 Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. 1 07.04.15.
3 Особенности изготовления выкройки основы халата на основе платья. Виды подбортов. 1 07.04.15. 4 П.р. Раскладка выкройки и раскрой деталей халата с учётом рисунка и припусков на швы. 1 10.04.15.
5 П.р. Прокладывание копировальных стежков. 2 10.04.15.
14.04.15. ОБРАБОТКА БОРТОВ ПОДБОРТАМИ В ЛЁГКОМ ЖЕНСКОМ ПЛАТЬЕ 13 1 Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. 1 14.04.15. 2 Виды неполадок в работе промышленной швейной машины. 1 17.04.15. 3 Технологические свойства х/б, льняных, шерстяных и шёлковых тканей (в сравнении). 1 17.04.15. 4 П.р. Подготовка к примерке и примерка халата. 1 21.04.15.
5 Планирование пошива халата. 1 21.04.15. 6 П.р. Обработка вытачек, плечевых и боковых срезов халата. 1 24.04.15. 7 П.р. Обработка и втачивание воротника в горловину халата. 2 24.04.15. 28.04.15. 8 П.р. Обработка подбортов и притачивание их к бортам халата. 1 28.04.15. 9 П.р. Обработка и втачивание рукавов в проймы халата. 1 05.05.15. 10 П.р. Обработка нижнего среза халата. 1 05.05.15. 11 П.р. Разметка и обмётывание петель, пришивание пуговиц. 1 08.05.15. 12 П.р. Влажно-тепловая обработка халата. 1 08.05.15. МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ 3
1 Понятие о пооперационном разделении труда при массовом изготовлении швейных изделий. 1 12.05.15. 2 Экскурсия «Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий на швейной фабрике». 2 12.05.15. 15.05.15. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 7 1 П.р. Пошив постельного белья по готовому крою с пооперационным разделением труда. 3 15.05(1)
19.05(2) 2 П.р. Пошив детских и женских изделий по готовому крою с пооперационным разделением труда. 4 22.05(2) 26.05(2) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЁ КАЧЕСТВА 2 1 Выполнение отдельных операций по изготовлению образца блузки с воротником, подбортами и короткими рукавами. 2 29.05.15.
29.05.15. ИТОГО: 136 ч. Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
По окончании VIII класса учащиеся должны знать:
строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение, полную характеристику стачных (взаутюжку и в разутюжку) и обтачных швов: ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.
Должны уметь:
- распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, составлять план пошива легкой одежды, состоящей из основных деталей, выполнять мелкий ремонт одежды.
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;
- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; - контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты освоения обучающимися 8 класса выделенных образовательных областей, исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, а именно:- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;
- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
- овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.

Формы и средства контроля
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
Учебно-методические средства обучения
№ п/п Тип пособия Автор Наименование Издательство, год
Учебник
для 8 класса Г. Г. Мозговая
Г. Б. Картушина Технология
Швейное дело М.:
«Просвещение», 2011.
Рабочая
тетрадь Н. А. Бородкина Контрольно-измерительые материалы, вариативные тестовые задания Волгоград: «Учитель», 2013.
Пособие для учителей И. П. Арефьев Занимательные уроки технологии для девочек, 8 класс. М.: - Школьная пресса, 2006
Практикум по обработке тканей Л. В. Осипова М. «Просвещение», 1999
Электронная презентация «Блузка без рукавов и воротника» 2013 г.
Электронная презентация «Вышивка», «Мережка» 2013 г.
Электронная презентация «Халат», «Ремонт одежды» 2013 г.
Электронное тестирование «История швейной машины» Ресурсы Интернета
Электронное тестирование «Цельнокроёное платье» 2013 г.
Электронное тестирование «Рюшы, как вид отделки» 2013 г.