Программа по Искусству(ИЗО).6 класс (для классов с углублённым изучением предмета).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 208
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Рабочая программа утверждена приказом директора
№ 81/1 от «01» сентября 2014г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________________(Т. С. Чуб)
«29» августа 2014г.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
Художественно-эстетического цикла
Руководитель МО
(В.В. Копытова)
«25» августа 2014г.
Рабочая программа учителя на 2014-2015 учебный год.
Фамилия, имя, отчество
Варганова Елена Олеговна
Категория
высшая
Предмет
Искусство (ИЗО) угл
Класс (ы)
6 Б
Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» Мин. Обр.Р.Ф., Москва «Просвещение» 2010.
1.Изучение ИЗО в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий учащихся;
формирование первоначальных представлений о содержании и роли искусства;
формирование нравственно-эстетической отзывчивости;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной).
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
В результате освоения содержания начального образования учащийся получает возможность познакомиться со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве, познакомиться с кругом общих учебных умений, навыков и способов деятельности: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность.
2.Учебно-методический комплект
Учебник
Методическая литература
1. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского-4-е изд.- М.: «Просвещение» 2010.
3. Общая характеристика учебного предмета ИЗО
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркость души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видив визуально – пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектуру, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, т. е. временными и синтетическими искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность;
Основные виды учебной деятельности – практическая художественно - творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведение искусства.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусство и является необходимым условием формирования личности каждого.
Развитие художественно – образного мышления учащихся строится на единстве двух основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Обсуждение детских работ сточки зрения их содержания , выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает учащимся возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Конечная цель – формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 6 «Б» классе по три часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 105 часов в год (при 3 часах в неделю и 3 резервных в конце года).
При увеличении количества часов на изучение предмета за счет вариативной части, предлагается не увеличение количества тем, а расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся при сохранении самой логики программы. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных так и личностных и метапредметных результатов обучения.
5. Содержание учебного предмета.
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.
Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения; колорит; цвет и цветовой контраст; линейная и воздушная перспектива; пропорции и пропорциональные отношения; фактура; ритм; формат и композиция.
Художественные материалы и возможности их использования.
Жанры изобразительного искусства. Натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический.
Изобразительное искусство и архитектура России. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е. Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И. Мухина, В.А.Фаворский).
Синтез искусств. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.). Книжная графика современности.
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.
Опыт художественной деятельности. Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Плоское и объемное изображение формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса,. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Создание раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому – создание художественного образа.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
6..Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Искусство (ИЗО)
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в среднем звене должны быть достигнуты определенные результаты.
1. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, многонациональность народов России; культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, устойчивых познавательных интересов, а также формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития культуры;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;
6) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения на занятиях изобразительным искусством;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества;
11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
9) умение осознанно использовать различные художественные материалы и средства для для выражения своих чувств и мыслей; планирования и регуляции своей деятельности; владение художественными техниками при создании творческих работ;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных, декоративно-прикладных;
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках (использование красок - гуашь, акварель, графических материалов - карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др., пластилина, глины, коллажных техник, и других доступных художественных материалов.).
7) развитие потребности в общении с произведениями декоративно-прикладного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
7.Тематическое планирование по ИЗО для 6 «Б» класса
п/п
Учебно-тематическое
планирование
Кол-во
час.
Содержание раздела, темы.
Составляющие
качества образования
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Виды контроля
Предметно-информац.
Деят.–коммуник.
Ценн. -ориентац.
1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
25
Познакомить с видами изобразительного искусства
Знать виды и жанры изобразительного искусства, основные средства художественной выразительности
Уметь видеть конструктивную форму предмета
Научить воспринимать произведения искусства и анализировать разные уровни своего
восприятия
1.Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2010.:
1.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2001.
2.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 2001.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 2001. – 80 с.: цв. ил.
Создание линейного рисунка, создание композиций из ритма пятен
2
Мир наших вещей. Натюрморт.
24
Познакомить с жанрами изобразительного искусства (натюрморт).
Знать выдающихся художников и произведения в жанре натюрморта
Овладеть первичными навыками объёмного изображения предметов и группы предметов.
Сформировать умение согласовывать отдельные детали и объединять их в целостную композицию
Научить воспринимать произведения искусства и анализировать разные уровни своего
восприятия
1.Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2010.:
2..Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 2001.
3.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 2001. – 80 с.: цв. ил.
5.Муляжи фруктов и овощей.
Изображение натюрморта в графике, в цвете, аппликацией
3
Вглядываясь в человека. Портрет
33
Познакомить с жанрами изобразительного искусства (портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический)
Знать выдающихся художников и произведения в жанре портрета. Знать общие правила построения головы человека
Уметь передавать пропорции лица человека
Дать представление о разновидностях портретного жанра
1.Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2010.:
1.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2001.
2.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 2001.
3.Наглядные пособия: изображения и фотографии человека
Изображение лица человека, портрет в живописи
Изображение сюжетов олимпийских видов спорта.
4
Человек и пространство в изобразительном искусстве
24
Познакомить с жанрами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический)
Знать выдающихся художников и произведения в жанре пейзажа
Уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы
Дать представление о построении пространства как средства передачи образа пейзажа
1.Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2010.
1.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2001.
2.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 2 Сокольникова Н.М.
3. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 2001. – 80 с.: цв. ил.
4.Наглядные пособия: произведения русских портретистов, пейзажистов и др.
5.Наглядные пособия: изображения и фотографии пейзажей.
Изображение пейзажа, пейзаж – настроение, городской пейзаж
8.Календарно-тематическое планирование
по ИЗО для 6 «Б» класса
Изобразительное искусство в жизни человека
№
Тема урока
Предполагаемая дата проведения.
Примечание
Тема 1: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
25 часов
1
Виды и жанры изобразительного искусства.
2
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
3
Основы языка изображения.
4
Рисунок и его место среди видов изобразительного искусства.
5
Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.
6
Черное и белое – основа языка графики.
7
Рисунок. Ритм линий.
8
Выполнение набросков геометрических тел.
9
Штрих - основной прием в рисунке.
10
Рисунок. Тоновое решение.
11
Сангина, уголь, пастель. Возможности и способы работы.
12
Натюрморт из геометрических тел в технике «графика».
13
Живопись и ее место среди видов изобразительного искусства.
14
Цвет. Основы цветоведения.
15
Цвет в произведениях живописи.
16
Процесс создания картины.
17
Сюжетная композиция (живописные решения).
18
Детали в живописном произведении.
19
Пейзаж в технике «Живопись».
20
Акварель. Возможности краски и особенности работы.
21
Декоративный орнамент «Первый снег».
22
Скульптура и ее место среди видов изобразительного искусства.
23
Объемные изображения в скульптуре.
24
Великие скульпторы (В. Мухина, О. Роден)
25
Скульптурный пластилин. Возможности и способы работы.
Тема 2: «Мир наших вещей. Натюрморт»
24 часа
1
Реальность и фантазия в творчестве художника.
2
Натюрморт как жанр изобразительного искусства.
3
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
4
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
5
Освещение. Свет и тень.
6
Предметная среда человека в натюрморте. П. Сезанн «Натюрморт с гипсовым слепком»
7
Натюрморт в графике.
8
Изображение предметного мира. Натюрморт в интерьере.
9
Натюрморт «Музыкальные инструменты». Графика. Построение.
10
Натюрморт «Музыкальные инструменты». Графика. Тоновое решение.
11
Цвет в натюрморте.
12
Технические приемы живописи в натюрморте.
13
Натюрморт в цвете с натуры.
14
Построение.
15
Тоновые решения.
16
Передача воздушной перспективы.
17
Передача фактуры предметов.
18
Натюрморт из контрастных по цвету предметов.
19
Построение.
20
Тоновые решения..
21
Передача воздушной перспективы
22
Работа цветом.
23
Завершение работы над натюрмортом.
24
Просмотр всех работ за четверть, организация выставки.
Тема 3: «Вглядываясь в человека. Портрет»
33 часа
1
Представление о красоте человека.
2
Красота человека в представлении людей разных эпох.
3
Образ человека – главная тема искусства.
4
Пропорции фигуры человека.
5
Изображение на плоскости фигуры человека в движении.
6
Олимпийские виды спорта: фигура человека в движении.
7
Графическое решение композиции.
8
Цветовое решение.
9
Конструкция головы человека ее пропорции.
10
Изображение головы человека в пространстве.
11
Образные возможности освещения в портрете.
12
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
13
Графический портрет «Мой друг». Построение.
14
Графический портрет «Мой друг». Тоновое, графическое решение.
15
Портрет в живописи особенности техник и исполнения.
16
Великие портретисты.
17
Живописный портрет. Построение.
18
Живописный портрет. Тоновое, цветовое решение.
19
Портрет в скульптуре.
20
Особенности изображения фигуры человека в объеме.
21
Скульптурное выполнение фигуры человека.
22
Скульптурное выполнение фигуры человека в движении. Особенности работы.
23
Бытовой жанр живописи. Творчество К. Брюллова.
24
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры изобразительного искусства.
25
Сюжет и содержание в картине.
26
Процесс работы над тематической картиной.
27
Составление коллективной композиции бытового жанра «Жизнь людей в прошлом».
28
Выполнение эскиза коллективной композиции бытового жанра «Жизнь людей в прошлом».
29
Цветовое решение коллективной композиции бытового жанра «Жизнь людей в прошлом».
30
Завершение работы над коллективной композицией бытового жанра «Жизнь людей в прошлом».
31
Шарж. Сатирические образы человека.
32
Выполнение набросков – шаржей
33
Резерв
Тема 4: «Человек и пространство в изобразительном искусстве»
24 часа
1
Жанры в изобразительном искусстве.
2
Изображение пространства.
3
Правила линейной и воздушной перспективы.
4
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
5
Графический пейзаж. Особенности изображения. А. Остроумова-Лебедева «Виды Петербурга»
6
Пейзаж в жанре «графика». Построение по законам перспективы.
7
Пейзаж в жанре «графика». Тоновое решение.
8
Пейзаж в жанре «живопись». Особенности перспективы цвета и изображения.
9
Городской пейзаж. Эскиз.
10
Городской пейзаж. Цветовое решение.
11
Сельский пейзаж. Эскиз.
12
Сельский пейзаж. Цветовое решение.
13
Пейзаж «Весна пришла». Построение по законам перспективы.
14
Пейзаж «Весна пришла».Цветовое решение.
15
Пейзаж - настроение. Природа и художник.
16
Пейзаж «Гроза». Джордоне «Гроза».
17
Пейзаж «Гроза». Цветовое решение.
18
«Живая зыбь». Пейзаж с изображением водной стихии.
20
Пейзаж с изображением моря. Марина. И. Айвазовский «Черное море».
21
Составление композиции «Море спит» Построение по законам перспективы.
22
Композиция «Море спит» Цветовое решение.
23
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
резерв
24
Просмотр всех работ за год. Обобщение тем года, организация выставки.
резерв
Итого
105 часов
9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2012.
2. Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )
3. Авторская программа Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-9 классы. М., «Просвещение», 2011;
4. Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2012 ;
5. Н.А. Горяева. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки для 5 класса – М.: Просвещение,2012
6. Изобразительное искусство.5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся/авт.-сост. М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова.-Волгоград: Учитель,2012.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
8. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас.-М.: Просвещение,2009.
9.Неменский Б.М. Твоя Мастарская.-М.: Просвещение,2010.
4. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2001
8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 2001
9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: в 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 2001
10. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009.
11. Энциклопедия для детей. Том 7 «Искусство»Ч.1,2.Глав.ред. М. Д. Аксёнова.-М.: Аванта +,1997
12. Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер архитектура среда. М., 1988.
13. Киреева Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. М., 1970.
14. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя / Б. М. Неменский. М., 1987.
15. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. М., 2012.
10. Материально-техническое обеспечение.
1. Печатные пособия:
Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы по цветоведению,изображения и фотографии человека, произведения русских портретистов, пейзажистов и др., изображения и фотографии пейзажей. Муляжи фруктов и овощей.
2. Цифровые образовательные ресурсы:
Обще пользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций.
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
4. Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?
brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде):
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для 5-7 классов.
Видеофильмы: по цветоведению, по видам декоративно -прикладного искусства и художественных промыслов России.
Модели и натурный фонд:
Вышитые полотенца, глиняные игрушки, предметы современных народных промыслов.
5.Технические средства
Мультимедийный комплект, интерактивная доска, цифровой фотоаппарат, видеокамера.
11. Планируемые результаты.
В результате изучения Искусства (ИЗО) у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- будут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- проявится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполняется конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственность за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (своего региона) и мира;
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять рисунки и орнаментальные композиции.
12. Контроль и оценивание.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов.
Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ, тестов.
Критерии и нормы оценок по изобразительному искусству.
Самостоятельность
«5»-«4»- работа выполнена самостоятельно (без помощи учителя, выбрана композиция, определены размеры, пропорции, форма, пространственное расположение, цвет изображаемых объектов, последовательность выполнения рисунка);
«3»- несамостоятельно (весь ход работы выполнен с помощью учителя).
«2»-учащийся допускает грубые ошибки; не справляется с поставленной целью урока.
Выразительность рисунка
«5»-«4» - выразительная передача изображаемого (удачный, наиболее отвечающий теме сюжет, пространственное расположение предмета, выбранный формат, оригинальная компоновка, четко выделено использование в композиции контрастов цвета, света, тени, ритма, динамики, гармоничное сочетание цветов, яркости, звучности цвета, гибких, изящных линий);
«3» - невыразительная передача изображаемого в рисунке (рисунок очень мелкий, сдвинут, неудачная компоновка, отсутствует композиционное единство между элементами сюжета, не используется линия симметрии, ритм, динамика, линия рисунка отличается однообразием, отсутствует гармоническое сочетание цветов, оттенков.
«2»-учащийся допускает грубые ошибки; не справляется с поставленной целью урока.
Способ выполнения рисунка
«5»-«4»-правильный (эффективный) способ выполнения рисунка - от общего к частному, от частного снова к общему, выполнение предварительного эскиза, использование схемы, линий построения рисунка.
«3»- неправильный способ выполнения рисунка - рисование ведется отдельными частями, деталями, отсутствует использование схемы, линий построения рисунка.
«2»-учащийся допускает грубые ошибки; не справляется с поставленной целью урока.
Эмоционально-эстетическое отношение
«5»-«4» - ярко выраженное эмоционально-эстетическое отношение, проявляющееся в стремлении аккуратно и красиво выполнить рисунок, во внимательном наблюдении и изображении натуры, всех элементов композиции, учащийся с увлечением работает над созданием композиции, неоднократно отставляет свой рисунок и любуется им;
«3»- отсутствие эмоционально-эстетического отношения, проявляющееся в пассивности наблюдения и изображения, поисках композиции, в неаккуратном выполнении рисунка, в отсутствии интереса к работе.
«2»-учащийся допускает грубые ошибки; не справляется с поставленной целью урока.
Заголовок 1Заголовок 215