С русским языком можно творить чудеса! (Материалы для подготовки внеклассного мероприятия в рамах Декады предметов гуманитарного цикла)
« С русским языком можно творить чудеса!»
(Материалы учителю для подготовки внеклассного мероприятия в рамах Декады предметов гуманитарного цикла)
Казаченко
Крылов
Кузьмич
Кузьмин
КрпштянКондратенко
17,18,10,23,16,5,10 12,16 14,15,6 3 4,16,19,20,10. 2,21,5,6,14
6,19,20,30 17,10,18,16,4. 14,1,26,1.
17,18,10,23,16,5,10 12,16 14,15,6 3 4,16,19,20,10. 2,21,5,6,14
6,19,20,30 17,10,18,16,4. 14,1,26,1.
А! Б, В, Г, Д, Е: Ё, Ж, З. И? Й? К. Л. М. Н. О!! П!! Р? С? Т, У, Ф, Х!!! Ц, Ч, Ш – Щ. Ъ?1 Ы, Ь! Э? Ю? Я!!!
1)Найти словосочетание, в котором неправильно указано главное слово.
(любить Родину, верный друг, жить далеко,в нашем доме,собрал гербарий) 1)Найти словосочетание, в котором неправильно указано главное слово.
(любить Родину, верный друг, жить далеко,в нашем доме,собрал гербарий)
2)Прочитать затранскрибированное слово:
([кат`онак]) 2)Прочитать затранскрибированное слово:
([кат`онак])
3)Разобрать предложение.
По небу стремительно неслась чёрная туча.
3)Разобрать предложение.
По небу стремительно неслась чёрная туча.
4)Вставить пропущенные буквы.
(б..гряный, уд..вительный, ед..ница, д..лина, препод..ватель) 4)Вставить пропущенные буквы.
(б..гряный, уд..вительный, ед..ница, д..лина, препод..ватель)
5)Составить предложение по схеме.
5)Составить предложение по схеме.
6) Найти ошибку в названии букв (заключите их в овал)
(вечер – буквы: “вэ”, “е”, “ча”, “е”, “эр”) 6) Найти ошибку в названии букв (заключите их в овал)
(вечер – буквы: “вэ”, “е”, “ча”, “е”, “эр”)
“Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую”.
“Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую”.
С
У Т К И
С
У Т К И
Косарь Касьян косой косит
Касьян-косарь покоса.
В поле полет Поля просо, а сорняки выносит
Фрося.
А ЗБ У
К А
1.Разминка. (элементы “Слабого звена”)
Чтобы заработать максимальное количество баллов, каждая команда должна выстроить цепочку из семи правильных ответов. За каждый правильный отвнт- 1 балл.
1.Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
2.Есть ли буква “фэ”? (нет)
3.Перед союзом а (ставится запятая)
4.Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1ю букву)
5.Прямая речь выделяется (кавычками)
6.Чем кончается день и ночь? (ь)-
7.Волнистой линией подчёркивается (определение)
8.Главные члены предложения – это (подлежащее и сказуемое)
9.Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? (ая)
10.В конце вопросительного предложения ставится (?)
11.Назовите первую букву алфавита (а)
12.[ч`] – согласный, глухой, (мягкий)
13.Фонетика изучает (звуки)
14. Из главного и зависимого слова состоит (словосочетание)
15.За окном кружился снег. Это предложение или словосочетание? (предложение)
16.Сколько слогов в слове да? (1)
17.Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
18. [г] : [к] = [д] : ( [т] )
19.Заглянуть. В корне слова пишется гласная (я)
20.[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
21 В начале слова буква я обозначает ( 2 звука - [й`а] )
2.(Элементы “Поля чудес”)
Перед вами табло. На нём спряталось хорошо знакомое вам слово. Право ответа получает та команда, чей ход результативнее окажется (крутят барабан). После того как вы услышите вопрос, вы имеете право назвать букву. Если она есть в этом слове, вы получаете возможность назвать следующую букву или слово. В случае неверного ответа ход переходит к другой команде.
Задание. Какое слово состоит из 3х слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)
3.Самый внимательный.
Посмотрим, хорошо ли вы знаете алфавит и насколько вы внимательны. Максимальное количество баллов – 5. Чтобы правильно ответить на вопрос, внимательно слушаем стихотворение Б.Заходера “Песенка-азбука”.
Тридцать три родных сестрицы,Писаных красавицы,На одной живут странице,А повсюду славятся!К вам они сейчас спешат,Славные сестрицы, Очень просят всех ребятС ними подружиться!А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –Прикатили на еже.Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –Дружно вылезли в окно.Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –Оседлали петуха.Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –Все теперь мои друзья.Пять сестрёнок опоздали –Заигрались в прятки.
Вопрос. Какие буквы опоздали? (ё, й, ъ, ы, ь)
4. “С чувством, с толком, с расстановкой”.
Алфавит вы знаете. А вот как вы его прочитаете со знаками препинания?! Оценивание по пятибальной системе (5, 4, 3) От каждой команды по одному представителю. Начинаем с лидера. (выносится алфавит со знаками)
А! Б, В, Г, Д, Е: Ё, Ж, З. И? Й? К. Л. М. Н. О!! П!! Р? С? Т, У, Ф, Х!!! Ц, Ч, Ш – Щ. Ъ?1 Ы, Ь! Э? Ю? Я!!!
5. Шифровка.
Русский – точная наука. Это каждый знает. И это сей предмет с математикой сближает.
Перед вами небольшой текст. Зная порядковый номер каждой буквы (а алфавит у вас перед глазами), за 1 минуту расшифруйте закодированные предложения. Максимальное количество баллов 3. Время пошло.
17,18,10,23,16,5,10 12,16 14,15,6 3 4,16,19,20,10. 2,21,5,6,14 6,19,20,30 17,10,18,16,4. 14,1,26,1.
(Приходи ко мне в гости. Будем есть пирог. Маша.)Игра со зрителями.
А мы с вами поможем ребятам. Они никак не могут решить, кто из них в списке первый. Вы видите 6 учеников с фамилией на “Ка”. Помогите им построиться в алфавитном порядке.
(Казаченко(1), Крылов(4), Кузьмич(6), Кузьмин(5), Крпштян(3), Кондратенко(2) )6.Ясли.
Все мы когда-то были детьми. И понять нас могли только родители. Вспомним детство. Ваша задача – угадать детские слова. Каждое угаданное слово 1б, максим. – 4б.
Ваши слова: 5В 5Б 5А
сюба(шуба) диси (часы) кулька(курица)
сяпка(шапка) иссё(ещё) каньтинька(картинка)
тани(штаны) сёська(щётка) мася(масло)
миська(мышка) колька(корка) пать(спать)
7. Скороговорки.
С детскими трудностями вы справились. Справитесь ли со своими.
Напомните, что такое скороговорки и для чего они нужны. (отвечают)
Верно. НО! Прежде чем произнести скороговорки, вы должны собрать их. Время пошло. У вас 1 минута.
Игра со зрителями.
Среди болельщиков наверняка есть любители скороговорок. Я медленно читаю вам скороговорку, а вы уже быстро повторяете. (подойти и к гостям-учителям)
Хвала халве.
Легко? А все вместе?
Жутко жуку сидеть на суку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Команды готовы. Что получилось?
1)Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.
2)Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
3)В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
Читаем. 1 человек от команды читает скороговорку соперника. Выбирает соперник.
По 1б. за сбор и 1б. тому, кто лучше прочтёт.
Слово жюри:
Общий счёт:
8. Рисунок.
С трудными звуками разобрались, так что это задание покажется вам лёгким. Вынесите, пожалуйста, рисунки. (На листе картона 4 рисунка: кактус, коробка, кастрюля, кепка)
Четверых школьников попросили нарисовать предметы, названия которых начинаются со звука [к]. Кто не выполнил задание? (кепка [к`])
9. Составь слово.
Вы такие грамотеи, вот задание посложнее. (каждой команде выносят кубик со звуками) Из этих звуков составьте как можно больше слов. Звуки повторяться в слове не могут. Каждое слово 1 балл. Не забудьте, что речь идёт о звуках, а не буквах. У вас 1 минута.
Игра со зрителями.
Назовите слова, в которых есть 100 букв каких-либо.
(СТОг, СТОл, СТОн, СТОй, СТОя, СТОп, СТОк, СТОю)
Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 о.
(дОлОтО, зОлОтО, мОлОкО, хОрОшО)
Команды готовы. Начинаем с пока проигрывающей команды. Выиграет та, у которой окажется больше слов. Слова не должны повторяться. Каждое слово 1б.
[ус], [тус], [сук], [икс], [стук], [сут], [иск], [куст]
10. Чёрный ящик.
А теперь внимание – чёрный ящик.
Внимание вопрос. Какое слово принадлежит только тебе, а произносится чаще другими, чем тобой?
Что находится в ящике? (твоё имя)1балл.
11. Запятая.
Фонетику вы знаете. Надеюсь, что так же хорошо вы знаете синтаксис.
Смотрим на сцену.
(Сценка. Палач и жертва. Предложение: Казнить нельзя помиловать.)
От чего зависит жизнь этого человека? (от , )
Это была разминка. А задание следующее. Вы видите на листочках завещание правителя. Расставьте знаки так, чтобы наследники не разорились.
(Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: “Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую”.)12. Чувства.
Какие чувства может испытывать человек? Вот вам очень маленькое предложение. – Тихо.
Вы должны выразить чувства:
1 команда – радости.
2 команда – удивления.
3 команда – грусти.
По 1баллу.
А какая команда лучше выразит гнев? 1 балл.
Слово жюри:
Общий счёт:
13. Загадки.
Все мы любим отгадывать загадки. Ваша задача не просто отгадать, но и ответить на вопрос: какое синтаксическое явление иллюстрируют эти загадки?
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (звёзды)
На дворе горой, а в избе водой (снег)
Зимой и летом одним цветом.(ель)
По 1б. за правильный ответ.
Какое же синтаксическое явление иллюстрируют эти загадки? (однородные члены) 2 балла.
14. Ступеньки.
И последний конкурс. Эстафета “ Ступеньки”.
6 ступенек. Вы должны подняться на 6 ступенек.
1)Найти словосочетание, в котором неправильно указано главное слово.
(любить Родину, верный друг, жить далеко,в нашем доме,собрал гербарий)
2)Прочитать затранскрибированное слово.
([кат`онак])(котёнок)
3)Разобрать предложение.
(По небу стремительно неслась чёрная туча.)
4)Вставить пропущенные буквы.
(б..гряный, уд..вительный, ед..ница, д..лина, препод..ватель)
5)Составить предложение по схеме.
6) Найти ошибку в названии букв.
(вечер – буквы: “вэ”, “е”, “ча”, “е”, “эр”)
Команда, первая поднявшаяся по ступенькам, получает 1 балл за скорость. Но! Самое главное – правильно выполнить задания. Если команда допускает ошибку на этапе, получает 0 баллов и переходит к следующей ступеньке.
Правильно выполненное задание – 1 балл.