Урок Древнейшая песнь материнства


Технологическая карта урока
"Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов".
УУД:
- личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости к близким; учебно-познавательный интереса к новому материалу.
- метапредметные:
регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; развитие умения осмысливать полученную информацию; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.
коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.
познавательные: учатся использовать специальную терминологию различных видов искусства; обобщать.
- предметные: эмоционально и осознанно воспринимать различных жанров искусства , размышлять о них как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
Технология обучения
Этапы
урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность
учащихся
1-й этап. “Организационный момент”.  Самоопределение к деятельности. Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”.  Подготовка учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности. Активизирует знания учащихся (беседа).
- В ноябре наша страна отметит добрый праздник - День Матери.  Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого. Не даром говорят: мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать…
- Итак, наш урок посвящаем (ответы) нашим мамам, а тему нашего сегодняшнего урока вам подскажет музыка, которая сейчас прозвучит.
Слушаюм музыку.
Отвечают и делают выводы.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. 
( проблемы) Актуализация субъективного опыта учащихся. Звучала необычная музыка - Тропарь Владимирский иконе Божией матери, тема урока:"Образ Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве".
-Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?
- Кто исполняет это музыкальное произведение?
- Есть ли музыкальное сопровождение?
- Называется такое исполнение хора, без сопровождения «acapella».
- Хорошо. А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на стр.42. Давайте вместе вслух прочитаем текст внизу страницы.
- Ребята, это стихи или молитва?
- К кому она обращена?
- Это текст церковного песнопения обычно исполняемого на определенный глас, т. е. имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. Автор мелодии неизвестен.  Записывают тему урока.
Ответы (возможные варианты):
- В церкви (в концертном зале....).- Хор.
- Нет.
Записывают определения понятий ( тропарь, «acapella»).
Разбор текста.(хрестоматия музыкального материала)
Работа с учебником.
- Молитва.
- К Богородице!
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”.  Построение плана достижения цели, определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). - А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете?
-И так наша задача....
- Правильно - узнать о Богородице
и о том, как её образ передают в различных видах искусства: музыке, живописи и поэзии.
Самостоятельные предположения - высказавания учащихся.
Совместное построение плана урока.
5-й этап. “Первичное закрепление” Устанавка осознанности восприятия, организация первичного обобщения. Сообщение по теме, беседа.
- Много прекрасных праздников на Руси, и среди них - праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (отмечается 7 апреля).  В основе праздника Благовещения.евангельская история. В этот день архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве Марии «благую весть» о том, что она избрана между женами и от нее воплотится Сын Божий. Он сказал ей такие слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Как мы понимаем эти слова?
Этот же текст, несколько измененный, является и текстом молитвы русского композитора С. В. Рахманинова.
- Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время благородны и величественны. Как точно они подчеркивает величие картины В.Васнецова "Богородица с младенцем".
Одной картины я желал бы вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах....
- В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям. А сейчас мы еще раз очень внимательно и сосредоточено послушаем музыкальную молитву Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!».
-На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название о того о чем молятся этой иконе.
- Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона.
( проверка домашнего задания: иллюстрации иконы с изображением Богородицы на доске)
- На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой?
- Вспомним знаменитую «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля (стр. 41 учебника).
- Нужно заметить, что на картине лицо мадонны может быть чьим-то портретом, а икона пишется по канону (церковному установлению, правилу), и лик на ней не несет чьих-то индивидуальных черт.
Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи.
- К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы. Есть музыкальная молитва « Аве Мария» и у композитора Ф. Шуберта. Она написана на текст Вальтера Скотта. Откройте стр.40 хрестоматии. Давайте прочитаем слова (Дети читают).
- В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди. Послушаем внимательно «Аве Марию» Шуберта в исполнении Робертино Лоретти. Слушают, воспринимают, отвечают.
- У девы Марии родится Сын Божий.
Выразительное чтение ( индивидуальное)
-Богородице Дево, радуйся.Благодатная Марие, Господ с Тобою.Благословенна Ты в женах,И благословен плод чрева Твоего.Яко Спаса родила еси душ наших.
Работа с учебником ( стр. 43) Рассматривают репродукцию. Чтение текста.
Слушают, интонируют первую фразу по нотам (при повторном слушании).
Анализируют музыку.
Определяют особенности мелодии (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота..)Работа с учебником. просмотр видео.
Восприятие музыки.
6-й этап. "Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону" Организация деятельности по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. -Итак, для нас звучала музыка великого композитора Франца Шуберта.. -Какое настроение у вас вызвала эта музыка? (грустное, светлое).
-Какая по характеру она была? (спокойная, душевная )
-Какие чувства наполнили вас во время просмотра?
- Почему?
- Немецкий композитор Франц Шуберт посвятил это музыкально произведение Деве Марии – матери Иисуса Христа. - “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Это молитва, которая звучит в католической церкви и созвучна образу музыки картина Рафаэль «Сикстинская Мадонна».
- Итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с образом Богоматери, в том числе двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.
- Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? И поможет нам в этом наш музыкальный цветик - семицветик.
После детального разбора интонации обоих произведений, следует сравнить их и найти общие черты сходства и различия. Анализ музыки.
Групповое задание (класс делится на две команды, работа с карточками, где написаны элементы интонации: мелодия, динамика, лад, темп, регистр; выясняют вместе с учителем, какие средства выразительности использует Шуберт в своём произведении «Аве Мария» и какие средства музыкальной выразительности использует Рахманинов в «Богородице Дево, радуйся").
7-й этап. “Рефлексия деятельности" (итог урока).
Рефлексия, самооценка деятельности, соотношение цели и результата.
Итог:
-На этом уроке мы прикоснулись к тайнам матери Иисуса Христа и Марии.
- Что узнали?
-Почему эту женщину все знают на земле? Почему ей посвящают композиторы музыкальные произведения, поэты – стихи, художники – картины? Что она такое сделала, что ее все прославляют?
- Посмотрим на доску, кто это перед вами? Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку. Возьмите и отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу. (В зависимости от того кто - что просил, дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов).
Озвучивает д/задание.
(Звучит и дети под музыку выходят из класса). Самооценка деятельности, выводы.
Записывают задание на дом.