Урок музыки в 3 классе Древнейшая песнь материнства


Тема урока музыки: «Древнейшая песнь материнства».
Класс: 3
Тип урока: интегрированный.
Цель урока: познакомить обучающихся с образами матери, воспетыми в церковной музыке, в стихах поэтов, картинах художников.
Задачи.
Обучающие. Формировать знания о духовной музыке русских и зарубежных композиторов, пробуждать интерес к церковной музыке, выявлять интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику, распевность.
Развивающие. Совершенствовать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал в процессе изучения темы, развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные произведения с поэтическими текстами, художественными полотнами.
Узнают понятия песнопение, молитва, икона.
Воспитательные. Развитие духовно-нравственных и этических чувств, понимание и сопереживание. Почитание Богородицы; внимательное, заботливое отношение и уважение к матери в семье. Формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким людям, забота).
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
– эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных  произведений в собственных поступках;
– формирование системы нравственных ценностей (доброту, любовь к матери).
Метапредметные:
Познавательные УУД:
– овладеть способностью понимать учебную задачу урока;
– выделять из содержания урока известные знания и умения;
– отвечать на поставленные вопросы;
– планировать работу на уроке.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
– принимать учебную задачу и следовать указаниям учителя;
– вносить необходимые корректировки в действия.
– оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные УУД:
– понимать сущность и содержание поставленных вопросов;
– вступать в речевое общение;
– строить высказывания в соответствии с учебной ситуацией;
– допускать существование разных точек зрения.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор.
УМК: учебник «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия.
Художественный материал: портреты композиторов: С. Рахманинова, Ф. Шуберта; С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», Ф. Шуберт «Ave Мария!»; картины В. Васнецова и Рафаэля; мультимедийная презентация.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность детей
Организационный момент. Приветствие
Изучение нового материала
Итог урока Читает эпиграф к уроку:
Слайд 1 Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках.
(Сергей Островой)
-Вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем с вами говорить?
Слайд 2 Тема нашего урока: «Древнейшая песнь материнства». И это не случайно. В последнее воскресенье ноября в России, как и во многих других странах, будет отмечаться праздник – День матери. Поэтому уроки музыки в ноябре мы посвятим матери.
- Сейчас прозвучит музыка, посвященная матери. Подумайте, где можно услышать эту музыку?
(Звучит молитва С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»)
- Как можно назвать это музыкальное произведение, которое исполнялось в церкви, храме.
- Есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, а есть музыка, которая отражает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром, музыка, которая очищает душу, просветляет её. Это музыка – духовная.
-Послушайте эту музыкальную молитву ещё раз и постарайтесь ответить на вопросы (Слайд 3):
- Кто исполняет эту музыкальную молитву?
- Есть ли музыкальное сопровождение?
- К кому она обращена?
(Повторное слушание молитвы С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»)
-Итак, кто исполняет эту музыкальную молитву?
-Есть ли музыкальное сопровождение?
-Такое исполнение хора без сопровождения называется «a capella» Слайд 4
- К кому она обращена?
- Это музыкальное произведение написал великий русский композитор С.В. Рахманинов и оно называется «Богородице Дево, радуйся!» Слайд 5
-Царица небесная, Всепетая, Дева Мария, Мадонна, так по-разному называют Богородицу.
-А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете?
- Богородица – это, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающей матери.
- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Её родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трёх лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели её в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу. Спустя много лет Архангел Гавриил принес Марии благую весть о том, что избрана она между жёнами, и от неё воплотиться Сын Божий. Слайд 6 Ангел сказал ей такие слова: «Радуйся, Мария, Господь с тобою благословенна ты в женах и Благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила ты всех душ наших!»
-Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию?
- Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за кроткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.
-Именно эту молитву о Богородице воплощает С. Рахманинов в своей музыке. Это музыкальное прочтение молитвы.
- Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Ей посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Всмотритесь в картину русского художника Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем». Слайд 7
-Что вы видите на картине?
-Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Виктора Васнецова. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет её лик.
- Эту великолепное произведение можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве.
- Скажите, ребята, а без чего мы себе не можем представить храм?
-Слово «икона» по-гречески – образ. Образы святых людей сопровождали человека повсюду – в храме, в доме, в дороге…
Что зажигают перед иконой? (свечу)
Физкультминутка
-Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи. Представим, что перед нами свеча, будем дуть на её пламя. Но так, чтобы оно не погасло. (упражнение повторить 2 раза).
Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза)
-А в западных странах с католической верой Богородицу называют Девой Марией, Мадонной.
-Посмотрите, пожалуйста, еще одну всемирно известную картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Слайд 8
- Художник рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у неё есть на свете, сына. Её глаза светятся любовью и нежностью.
-Какой может быть музыка, выражающая чувства художника (или какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства)
-Им такую музыку написал австрийский композитор Ф.Шуберт. Сейчас мы послушаем его произведение «Аве Мария». Слайд 10 (Показ видеоклипа «Аве, Мария»)
-Что вы можете сказать об этой музыке?
- Ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С. Рахманинова и Ф. Шуберта. Давайте попробуем их сравнить. Что между ними общего и в чем различие? используя средства музыкальной выразительности.
Чем похожи эти музыкальные молитвы двух композиторов?

-Созвучны ли картины В. Васнецова и Рафаэля музыке, которая прозвучала на уроке?

Духовные произведения всегда песенные. Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвященные Богоматери. Слайд №11
-Образ Богородицы близок образу матери, тема материнства для многих композиторов, художников, поэтов – вечная тема. Она волновала, и будет волновать многие и многие века. Эта тема близка каждому человеку, потому, что самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Любите и берегите своих матерей!
Исполнение песни о маме.

-Наверное, у каждого из вас, после прослушивания и исполнения музыки на уроке остались свои впечатления. Найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам. Прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующем уроке.
Прощание.
(Личностные УУД: понимание музыкально-эстетического чувства, его функций в жизни человека; познавательное УУД: восприятие музыки, размышление о ней, эмоциональный отклик, оценка музыкального произведения; регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя
-Такая музыка звучит в церкви, в соборе
-Молитва
-Хор
-Нет, звучали только голоса
-К Божьей матери
(ответы детей)
(Информационное УУД: картины В. Васнецова, Рафаэля)
(ответы детей)
-Без иконы
(технология арт-терапии и здоровье сбережения)
-Напевная, задумчивая, проникновенная, чистая, светлая, мягкая Слайд 9
-Красивая, близка сердцу каждого человека,
величественная
- распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом. Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта.
(ответы детей)
-Доброта, любовь, спокойствие, умиротворенность, благородство, сердечность