Коспект родительского собрания Склонности и интересы ребенка при выборе профессии (10 класс)
Конспект родительского собрания для 10 класса
Родительское собрание в 10 классе «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»
Задачи: показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей десятиклассников; формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.Вопросы для обсуждения: анализ отношения десятиклассников к выбору будущей профессии; значение склонностей и способностей в выборе профессии; влияние семьи на будущий выбор профессии.Подготовительная работа:Примерно за неделю до родительского собрания обучающиеся 10 класса заполняют следующие две анкеты: Анкета №1.1. Выбрал(а) я профессию или нет 2. Зависит ли мое будущее от выбора профессии3. Повлияло ли мнение родителей на мой выборАнкета №2 «5 основных направлений профессиональной деятельности» (приведена в ходе собрания).Оформление: Эпиграф на доске: «Профессия - это тягость, переходящая в радость». Анкеты для родителей «5 основных направлений профессиональной деятельности». Памятка для родителей по выбору профессии.
Ход собрания
Слово классного руководителя 1. Уважаемые мамы и папы!Есть два способа выбора профессии. Первый способ – метод проб и ошибок, кгда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существоанию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойст нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много состовляющих. Но главное – отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым специалистами Центра диагностики и консультирования социологическим исследованиям по выявлению профессиональных намерений около 60-70 % учащихся 10 классов указывают на необходимость получения более точных сведений о средних специальных и высших профессиональных заведениях, приблизительно 50% школьников отмечают необходимость проведения исследований с целью выявления профессионально важных качеств. Таким образом, большинство обучающихся старших классов не имеют достаточных знаний о себе и не владеют необходимыми сведениями о существующих вариантах реализации своих профессиональных намерений. 2. Беседа с родителями. Возможные варианты вопросов. - Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?- Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования?- Доверяете ли вы ребенку самостоятельно сделать профессиональное самоопределение? - Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?- Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?3.Существенную роль в выборе профессии играет психологический тип человека, о которых я вам, уважаемые родители, сейчас напомню. Слушая меня, постарайтесь определить тип вашего ребенка.Итак, психологические типы человекаСангвиник Уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.Холерик Неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.Флегматик Уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Флегматик - спокойный и медлительный человек, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.Меланхолик Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Меланхолика легко ранить, он остро реагирует на внешние события и глубоко их переживает. Ему сложно сдержать эти переживания, они словно выплескиваются наружу. Меланхолики очень (иногда даже чрезмерно) впечатлительны и эмоционально ранимы. 4. Ваши дети заполняли анкету по выбору профессии. Анкеты детей я вам отдавать не буду, так как сейчас вы тоже заполните такую же. Придя домой, попросите своего ребенка показать вам его результаты и сравните со своими. Родителям выдаются анкеты. Анкета «5 основных направлений профессиональной деятельности».Человек - природаМикробиологАгрономЗоотехникМастер-плодоовощеводВетеринарКонтролер-приемщик фруктовМастер-животноводАппаратник выращивания дрожжейАгроном по защите растенийЗооинженерЛетчик-наблюдатель рыбного хозяйстваЕгерьБиолог-исследовательФлористСадовникГеологПчеловодПочвоведЧеловек - техникаСлесарь-сборщикТехник-механикТехник-технолог общественного питанияЭлектрослесарьИнженер-механикИнженер-электрикМастер-диагност техникиСлесарь-ремонтникТокарьОператор прокатного станаРаскройщик верха обувиРаскладчик лекалИнженер-конструкторВодительВодолазРадиотехникШвеяСвязистЧеловек - человекПарикмахерПродавецИнженер-организатор производстваВрачУчительСудебно-медицинский экспертВрачебно-трудовой экспертСоциологПедагогТренерМастер производственного обученияИнженер-педагогЭкскурсоводВоспитательОрганизатор-производстваОрганизатор торговлиСледовательАдвокатДознавательХирургИнспектор милицииПсихологМенеджер по продажамТорговый представительНяняОфициантАдминистраторЧеловек - знаковая системаПрограммистЧертежник-картографМатематикРедактор издательстваЯзыковедФинансистОператор фотонаборного автоматаКорректорБухгалтер-ревизорКонтролер полиграфной продукцииСтенографисткаТелеграфистНотариусРадиооператорФотографПочтовый работникДелопроизводительЛогистМаркетологСпециалист по налогообложениюАудиторРадистПлановикЧеловек - художественный образХудожник-декораторХудожник-рестораторНастройщик музыкальных инструментовКонцертный исполнительАртист балетаАртист театраИскусствоведМузыковедТеатроведЦветовод-декораторЖивописец по фарфоруЛепщик архитектурных деталейДизайнер интерьераКомпозиторИмиджмейкерБренд-менеджерСпециалист по рекламеМалярГраверФотографСтеклодувШлифовальщик камней Человек человек все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг официант, продавец, врач, секретарь, педагог общего профиля, воспитатель.Качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности Человек техника все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор, автослесарь, станочник, электрик, слесарь, оператор, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог, водитель.Качества: способности к геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду.Человек художественный образ все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед, диктор, архитектор, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель.Качества: наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).Человек природа все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог, лесник, полевод, животновод, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник.Качества: наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету наблюдений, потребность в двигательной активности.Человек знаковая система все профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансист, экономист, плановик, чертежник, корректор, наборщик, стенографистка, машинистка, программист, бухгалтер, ученый-теоретик.Качества: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, склонность к обобщениям, к малоподвижной работе (усидчивость).Хочется сказать о том, что выраженный у обучающихся интерес к профессиям типа «Человек-Человек» отражает особенности переходного возраста, когда межличностное общение и сфера отношений становятся в центре внимания обучающихся. В связи с чем, говорить о том, что данный выбор является окончательным, преждевременно. Однако многие подростки уже имеют представление о том, кем хотели бы стать по профессии и могут обосновать свой выбор.Широкий спектр профессий различных типов свидетельствует о хорошей осведомлённости учащихся о современных профессиях и их специфике, но около четверти подростов в каждом классе сомневаются в своём выборе или затрудняются его сделать, что подтверждает актуальность проведения профориентационных занятий с обучающимися. Как показывают полученные результаты, обучающихся в данном возрасте ещё слабо представляют себе своё профессиональное будущее. Прежде всего, это связано с тем, что выбрав интересную для себя профессию, учащиеся слабо представляют себе специфику будущей работы. 5. Подведение итогов родительского собрания (классный руководитель обобщает информацию, формулирует выводы, благодарит родите¬лей за участие).В конце собрания принимается решение, выслушиваются мнения родителей по теме. Каждому родителю выдается памятка.Памятка для родителей по выбору профессииУважаемые папы и мамы!1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. 2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. 3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения. 4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности. 5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами. 6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами. 7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. 8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить. 9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д. 10.Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!Список литературы1. Аблогина С. Л. Кем мне стать?: Материал для проведения классного часа, посвящённого выбору профессии // Читаем, Учимся, Играем. - 20072. Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе: Метод. пособие / Н.В. Немова. – М.: «Сентябрь». 3. Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А. Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт». 4. Профориентация старшеклассников: сб. учебно-методических материалов/ сост., ред. и коммент. Т. В. Черниковой. – Волгоград: учитель
15