Семья – зона ближайшего развития ребёнка
Творогова Наталья Альбертовна, социальный педагог МКОУ «ЦДК «Гармония»
Семья – зона ближайшего развития ребёнка
Древнегреческие философы рассуждали о человеке как о некотором центре многих концентрических кругов. Первый, самый ближайший круг-семья. Второй круг- родственники, третий круг – сограждане, четвёртый – человечество. Эти четыре круга, окружающие человека, выступают в качестве условий и обстановки, формирующей духовный мир и поведение.
На семинаре «Формирование образа семьи в глазах ребёнка. Наши дети – будущие родители», мы с социальными педагогами г. Курска обнаружили: тенденция постоянного отдаления поколения друг от друга стала ослабевать. И это радует. В последнее время наука генетика обратила свой взор на генеалогическое древо семей. Учёные считают, что исследования «корней» семьи поможет справиться с рядом наследственных заболеваний и поможет формированию у юношей и девушек не только социальной потребности в создании семьи, но и потребности в материнстве и отцовстве.
Следует признать, что в современной действительности школа всё больше превращается в учреждение, предоставляющее образовательные услуги и контроль за ними в ущерб формированию личности и воспитанию ребёнка. Наступили времена, когда мы – взрослые с изумлением обнаружили: дети другие, голова работает «как то иначе» (мой внук Ваня совсем не играет с «детскими игрушками» для своего возраста). Анализирую рисунки на тему «Моя семья», рефлексию «Ладошка» в группе семиклассников из 32 человек только у 9-ти эмоционально-тесные связи между членами семьи, 5 из них- с «воскресным» отцом. О чём говорят эти тревожные результаты? Наверное, специалисты в разных областях ответят по-разному. Исследуя досуговую деятельность детей и подростков, стало очевидным, что время, проведённое с ребёнком катастрофически уменьшается (и качественно и количественно!) Нарушается принцип доступности. Для семей 21 века он особенно актуален. Быть доступным это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, работу и прочее, и «подключиться» к ребёнку. От общения с ребёнком нельзя отмахиваться «переносить на потом» нельзя. Нестабильность общества, социальная напряжённость, экономическое давление и целый ряд причин ведут к ослаблению связей между членами семьи.
Социально- педагогический анализ жизни современных детей позволяет выявить, что они более раскованы и свободны, чем это было раньше. Казалось бы ,это хорошо; но при отсутствии стабильности приводит к выраженной психологической неуравновешенности, усилению немотивированной спонтанной агрессии, увеличению числа младших школьников, не умеющих сосредоточиться, удерживать внимание.
Первичную зону стабильности даёт детям семья. Именно, в семье идёт формирование не осознаваемых регуляторов, ранних фиксированных установок, регулирующих поведение. В раннем детстве преобладают неосознаваемые способы воздействия окружения (особенно родителей) на ребёнка – внушение, подражание, идентификация. Ребёнок воспроизводит черты и образцы поведения, демонстрируемого родителями. Отождествляя себя с родителями (до определённого возраста), он репродуцирует поведение, мысли, чувства старших. Рациональный компонент сознания и самосознания в раннем возрасте ещё не сформированный, и в силу этого ребёнок не способен выработать оценочные отношения к семейным нормам. В семье происходит первый опыт общения, закладываются коммуникативные навыки, формируется эмоционально-волевая сфера ребёнка, основа его поведения. Роль коммуникативных воздействий родителей, несомненно, велика. Родитель удовлетворяет потребности ребёнка во внимании, сотрудничестве, уважении и сопереживании. Через общение с близкими взрослыми ребёнок научается устанавливать социальные контакты, ценить другого, соотносить своё поведение с мнением других людей. В соответствии с образами родителей у ребёнка складывается представление о себе, самооценка. Любовь и бескорыстная забота, которые в идеале ребёнок получает в семье, сохраняет у него общую положительную самооценку, что поддерживает его дальнейшее развитие.
В социально – педагогической практике приходится сталкиваться с тем, что семья может иметь не только социализирующее, но и десоциализирующее влияние, мешающее ребенку адаптироваться в социуме искажающее процесс социализации. Речь идет о социально неблагополучных семьях: неполные семьи, аморально - алкогольные, конфликтные и т.п. Семья, являясь первым проводником социального влияния, вводит ребёнка во всё многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» дети пользуются не только в текущий момент; многое из усвоенного в детстве определяет его качества будущего семьянина.
В ответ на вопрос «С кем ты живёшь?» большинство детей называют мать и отца. Но, мы видим, что некоторый процент детей выделяют бабушку и дедушку как членов семьи. Это связано, возможно, с большим влиянием прародительской семьи на родительскую, а также с частым взаимодействием прародителей и внуков.
Нужны ли семейные традиции и связь поколений? Семейный обед, безудержный смех, светлая грусть, тихая радость.… Скажите, такие ли чувства вы испытываете, когда вспоминаете своё детство, просматривая уже пожелтевшие от времени фотографии. Здесь вы с дедушкой пытаетесь ловить рыбу, у него, конечно же, получается, а вот у вас как-то не очень. А вот на этом снимке вы с родителями гуляете в осеннем парке. Смотрите, а вот ещё снимок, на нём вы с мамой у моря. Да, память хорошая штука. А задумывались ли вы, что будет вспоминать ваш ребёнок? Папу, вечно пропадавшего на работе или маму, постоянно куда-то спешащую? И не надо говорить, что вы очень заняты или у вас не хватает воображения придумать что-нибудь этакое. Думаете, вашим родителям было легко или они были меньше заняты? А, тем не менее, семейные традиции передавались от бабушек вашим родителям, от родителей вам. Что передадите вы в виде «островков надёжности» своим детям? Здесь на помощь приходят, своего рода, ритуальные действия, которые и вселяют чувство безопасности. Достаточно просто читать ребёнку перед сном добрые сказки, давать пить малышу из его собственной чашки (со слоником). Именно такого рода ритуалы позволяют чувствовать себя уверенно и стабильно. Семейные традиции могут быть разнообразными при этом совсем не важно, будет это чаепитие или виртуальная поездка, ну, например, в Китай. Достаточно приготовить открытки, видеофильм, одно Китайское блюдо и домашнее путешествие обеспечено! Договоритесь, куда «поедете» в следующий раз. Ребёнку, в равной степени, как и взрослому необходимо чувствовать принадлежность к какой либо группе. Так пусть этой группой станет для него семья, которая объединит поколения, раскроет таланты и ребёнка, и старика.