В чем состоит новизна прочтения древнего мифа о Сизифе писателем-экзистенциалистом А.Камю.
Урок- исследование
Тема. Альбер Камю «Миф о Сизифе» В чем состоит новизна прочтения древнего мифа писателем – экзистенциалистом?
Цель: помочь ученикам понять, дойти до главной мысли, высказанной писателем –модернистом; вызвать у старшеклассников восхищение перед силой мысли, которая старается пробиться сквозь толщину веков, сквозь наслоение религиозных домыслов к истине о существовании и предназначении человека на земле; обратить их внимание на жанровое своеобразие произведения (эссе-миф), что помогло автору высказать свою правду на уровне завета.
Опережающее задание к уроку.
1.Прочитать миф о Сизифе в книге М.Куна «Легенды и мифы Древней Греции»
2.Выписать из «Литературоведческого словаря» определения МИФ, ЭССЕ.
3. «Миф о Сизифе» критиками назывался как «эссе про абсурд». В чем же абсурдность?
В чем вы видите абсурдность?
4. Чем отличается «Миф о Сизифе» Камю от древне - греческого мифа?
Ход урока
I.Объявление темы урока и цели ученической деятельности.
1. Постановка вопросов:
-Что не устроило Камю в древнем мифе?
-Почему был выбран жанр эссе?
-В чем состоит «новизна» слова писателя?
2. Чтение учителем «Мифа о Сизифе» А.Камю.
3. Возможность осмысления произведения. (На доске открыть, ранее написанные ключевые мысли, которые дадут толчок для ученических размышлений. Эти фразы учащиеся должны будут записать в тетрадь.)
II. Обсуждение. Ответы на вопросы.
1. Что породило размышления автора, что заставило ожить его воображение?
2. Какой именно момент из жизни Сизифа вызвал новую трактовку, новое понимание у А.Камю?
3.Когда Сизиф переходит от великого безграничного страдания к возвышенной радости? Откуда он берет силу для радости?
4.Какая радость открытия озарила самого Камю?
В чем он видит смысл существования и назначения человека на земле?
5. В какой тональности написана концовка произведения?
6.Какую оптимистическую истину, какой завет подарил Камю –философ?
7.Оправдан ли, по вашему мнению, выбор жанра? Вспомните, чем он характеризуется:
-прозаическое произведение небольшого объема;
- свободная композиция;
- не претендует на исчерпанность;
- логичность изложения;
- новизна субъективного слова;
- образность, афористичность, свежие метафоры, разговорная интонация;
- особенность автора стоит на первом плане.
8.Произведение-эссе называется «Миф о Сизифе». А кто главный герой этого произведения? (Мысль, которая рождается)
(Еще О.Потебня обратил внимание на миф, как возможность реконструировать исторический путь развития человеческого мышления).
Писатель продолжил толкование образа Сизифа с точки зрения человека XX столетия.
Двуплановость: герой- сам Сизиф и героем является мысль Камю, мысль, которая рождается. Тут мышление показано как живой процесс.
III. Домашнее задание. Прочитать роман Камю “Чума».Какие мысли вызвал он у вас? Почему его относят к жанру роман-притча?
Материал для записи на доске.
Боги обрекли Сизифа вечно вкатывать на вершину горы огромный камень, откуда онвновь и вновь низвергался
Боги не без оснований полагали
Его винят прежде всего в непозволительно легкомысленном обращении с богами.
Сизиф и есть абсурдный герой.
Мифы складываются для того, чтобы их оживило ваше воображение.
Время, когда , и есть время просветления ума.
он возвышается духом над своей судьбой.
нет такой судьбы, над которой нельзя было бы возвыситься с помощью презрения.
Страдание- радость. Вначале было страдание.
Победа камня.
Гнетущие истины рассеиваются, когда их опознают и признают.
Судьба-дело сугубо человеческое.
Нет солнечного света без мрака,
И ночь надо изведать.
От собственной ноши не избавишься.
Одного восхождения к вершине достаточно, чтобы наполнить до краев сердце человека. Нужно представить себе Сизифа счастливым.
А.Камю
Некоторые признаки эссе:
наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Признаки эссе
Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:
Небольшой объем.
Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.
Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.
Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
Свободная композиция - важная особенность эссе.
Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".
Непринужденность повествования.
Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
Склонность к парадоксам.
не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
Склонность к парадоксам.