Исследовательская работа по литературе Тема абсурда и выражение идей экзистенциализма в повести А.Камю Посторонний
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования
ГО «Город Лесной»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76 Д.Е. Васильева»
Исследовательская работа
«Тема абсурда и выражение идей экзистенциализма в повести Альбера Камю «Посторонний»
Направление: социокультурное («Речь. Язык. Текст»)
Исполнитель: ученица 9 класса Казак Дарья
Руководитель: Вертохина Светлана Валерьевна
Учитель русского и литературы
Первой категории
Содержание
Введение
2
Глава I. Философский смысл повести «Посторонний».
6
I.1. О писателе.
6
I.2. Особенности мира героя.
6
I.3. О понятии экзистенциализма.
7
I.4. Принципы экзистенциализма и их реализация на страницах повести.
8
I.5. Абсурд как способ изображения действительности.
11
Глава II. Практическая часть.
13
II.1. Анкетирование учащихся старшего звена.
13
Заключение
17
Список литературы и Интернет-источников
19
Введение
С давних пор культура Франции была щедра на «моралистов», то есть назидателей, нравоучителей, проповедников добродетели. Прежде всего это мастера пера и мыслители, обсуждающие в своих книгах загадки человеческой природы.
Во Франции XX столетия было множество таких моралистов: Сент-Экзюпери, Мальро, Альбер Камю.
В своем творчестве он рассмотрел концепцию отчуждения личности и общества. В своих произведениях придерживался умозаключений «философии существования», экзистенциализма. Камю всегда выбирал именно тот стиль и именно ту философскую и эстетическую систему, которая наиболее точно соответствовала цели его произведения.
Для научно практической конференции нами была выбрана тема, которая связана с философией XX века.
«Тема абсурда и выражение идей экзистенциализма в творчестве Альбера Камю "Посторонний».
Цель данной работы:
Осмысление проблемы абсурдности человека и идей экзистенциализма в повести Камю «Посторонний».
Задачи:
получить представление об экзистенциализме как философском течении;
проанализировать, как реализуются принципы экзистенциализма на страницах повести;
ознакомиться с понятием абсурда и рассмотреть как способ изображения действительности в повести Камю «Посторонний»;
исследовать мнение учащихся старшего звена для определения начитанности в сфере философской литературы путём анкетирования.
Гипотеза исследования:
Предположим, что в этом произведении тема абсурда является основополагающей.
Актуальность обусловлена недостаточностью изученности зарубежной литературы 20 века и состоит в том, что в наше время человек пытается постичь мир и самого себя, обращаясь к философской литературе.
Методы и приёмы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный, статистический, методы анализа и синтеза. Описательный с привлечением сопоставительных данных помогает обнаружить черты общности рассматриваемых принципов экзистенциализма в философии и в повести А. Камю «Посторонний». С помощью методов анализа и синтеза проведён начальный этап исследования – изучение специальной литературы по теории вопроса, философии.
Практическая значимость исследования определяется необходимостью воспитывать интерес учащихся к художественной литературе, в том числе и к зарубежной, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
Степень изученности темы. Философское произведение Камю «Посторонний» вызывало и вызывает массу споров у филологов, философов, писателей и читателей.
Глава I. Философский смысл повести «Посторонний».
I.1. О писателе.
Альбер Камю - одна из ключевых фигур литературной жизни во Франции послевоенного времени, прозаик, эссеист, драматург, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Альбер Камю pодился в Алжиpе в бедной семье. Eго отец был сельскохозяйственным рабочим, через год погиб на фронте. Мaть зарaбатывала на жизнь уборкой. Поэтому для Альбера Камю «удел человеческий», нечеловеческие условия нищеты, которые не забывались. Именно от этих впечатлений, которые остались у него еще с детства, и происходил его романтический экзистенциализм. Oн хотел написать о своем современнике, который излечился от терзаний долгим созерцанием природы.
В 1999 году французская газета Le Monde составила список лучших книг XX века. Повесть Камю "Посторонний" заняла первое место. Следует отметить, что в черновиках были различные варианты названия повести :«Счастливый человек», «Обыкновенный человек», «Безразличные»
I.2. Особенности мира героя.
"Посторонний" – произведение французской литературы XX века, повесть-исповедь, представляющая собой записки убийцы, ждущего казни после суда.
Альбер Камю создаёт в своём тексте большое количество пустот и умолчаний, он не обьясняет ни одного поступка своего героя. Эта повесть вышла в свет летом 1942 года и сразу принесла автору известность, так как наполнено актуальными темами сегодняшнего дня. Камю создал зеркало европейского сознания. Название повести «Посторонний» фиксирует мироощущение героя; повествование от первого лица дает возможность познакомиться с его бытием и образом мыслей, понять суть его жизни. У главного героя нет биографии, нет прошлого и нет будущего. Существует трезвое осознание жизни как смысла утраты. Мерсо – новый герой, лишенный инстинкта самосохранения.
История стала культовой для целого поколения молодежи Франции. Он не герой, он не зол и не добр, ни нравственен, ни аморален. Он просто решил избавиться от лжи. И это решение закончилось трагически. Философская структура повести – безучастное, отстранённое отношение героя ко всему. Мерсо на протяжении всей повести твердит одну и ту же фразу: «Мне всё равно, мне безразлично». Он оказывается на обочине жизни, он погружен в пучину безразличия, равнодушия к жизни. Он заменил нравственное самосознание на влечение к приятному: потребности во сне, еде ...
I.3. О понятии экзистенциализма.
Камю в своей повести «Посторонний» обращается к типичному тому времени течению в философии, экзистенциализму.
Философия - (в переводе с греч. sophia - мудрость) - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
Экзистенциали
·зм - (фр. existentialisme от лат. existentia существование), также философия существования особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Направление в философии, которое признает лишь индивидуальную духовную жизнь, «человеческое существование» и стремится доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности.
Экзистенциализм характеризуется как философское выражение глубоких потрясений, которые постигли западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. Его представители решительно отвергают любые попытки превратить человека в послушный инструмент познания или производства. Говорят о том, что такой человек совершенно далёк от науки. Экзистенциалисты утверждают, что важно только его существование. Что человек – это временное, появляющееся в мире, существующее и уже потом становящееся личностью. Есть ремарка Камю, что в мире смысла утраты случайность играет роль единственного закона.
Так же приверженцы экзистенциализма считают, что человек постоянно должен выбирать форму своего поведения, ориентироваться на какие-либо ценности и идеалы. Они подчеркивают, что человек – существо свободное и обладает неограниченной свободой в определении целей и средств для их достижения, и в случае отрицательного развития событий не стоит ссылаться на какие-то особые «обстоятельства». Ситуация личностного выбора - излюбленная тема экзистенциальной философии.
I.4. Принципы экзистенциализма и их реализация на страницах повести.
Применительно к человеку, существование предшествует сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни.
Существование человека это свободное существование. Свобода подразумевается не как «свобода духа», а «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека.
Временное и конечное существование. Человеческое существование это бытие, обращённое в смерть.
Рассматривая первый принцип экзистенциализма, мы можем с уверенностью сказать, что человеческое существование представлено в повести как цепочка случайностей, практически не зависящих от воли героя, который приспосабливается, как может к предлагаемым условиям. Он вскоре понял, что все его мечты в сущности не имели смысла, его устраивает размеренная, механически текущая жизнь, у него нет надежд и целей, он не видит смысла менять образ жизни. В литературе экзистенциализма человек, попавший в трагическую, «пограничную» ситуацию должен «выбрать» самого себя.
Чтобы жить, экзистенциалисты считают, надо видеть, что в мире нет и не может быть никакой надежды. Герой повести Камю осознаёт, что он живет только сегодня и никакого завтра, никакого будущего у него нет. Существует только моё представление о добре и зле.
В философии экзистенциализма А. Камю использует утрату смысла жизни, связанного с отчуждением личности от общества, от истории, он живёт в гармонии только с самим собой.
Второй принцип экзистенциализма рассматривается как свободное существование, «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека. «Посторонний» - проповедь Камю абсолютной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Свой выбор Мерсо определяет для себя сам. Он погружается в свободу выбора. Живёт в гармонии с собой. И дома, и в тюрьме он часами, не ведая скуки, упоенно следит за игрой солнечных лучей, переливами красок в небе, смутными шумами, запахами, колебаниями воздуха. Изысканно-точные слова, с помощью которых он передает увиденное, обнаруживают в этом осмыслении дар лирического живописца. К природе он, оказывается, открыт настолько же, насколько закрыт обществу. Здесь он не сторонний зритель, а самозабвенный поклонник стихий – земли, моря, солнца. Солнце словно проникает в кровь Мерсо, завладевает всем его существом и превращает в загипнотизированного исполнителя неведомой космической воли. Солнце играет роль метафоры судьбы. В момент, когда Мерсо убивает араба, он и находился во власти солнечного наваждения, в 6 главе 1 части. Жизнь, считает Мерсо, не поменять и та или иная жизнь равноценна. Мерсо говорит: «Жизнь, как ни крути, её не переменишь». Жизнь алжирца сводится Камю до уровня непосредственно чувственных ощущений. Мерсо отказывается лгать, лицемерить, притворяться, даже если это идет в противовес его выгоде, он желает просто быть, жить и чувствовать сегодня. Чужой для всех по своей природе, он отказывается играть в общепринятую игру с обществом, не понимает необходимости следовать положенному принципу и создать хотя бы видимость, иллюзию сострадания и траура. участники похоронной процессии напоминают ему механических кукол, стремительно сменяющих друг друга в нелепой игре. Жизнь для него представляется игрой. Так же как и в зале суда, он ощущает себя третьим лишним в игре защиты и обвинения, где ставкой служит его жизнь, но правила, которые ему не понять. Мерсо – новый герой, лишённый инстинкта самосохранения. Неприметный обыватель попадает на скамью подсудимых. Он и не собирается ничего скрывать, даже охотно помогает следствию. Но запущенной судебной машине простого признания мало. Обезоруживающее нежелание лгать и притворяться Мерсо кажется всем крайне подозрительным – особо ловким притворством, а то и посягательством на устои. И опять Мерсо идёт против общества с устоявшимися правилами и законами. Так, обстоятельства из биографии героя, обращают против него, как улики: он превращается в черствого нравственного урода из-за сухих глаз перед гробом матери.
Общество его осуждает за то, что он не соблюдает всю процедуру прощания и занимается тем, что ему приносит радость. Не подумав об общественном мнении, он пошел с девушкой на пляж, проведя с ней ночь, и этот факт представляют как святотатство. Мерсо кажется, что судят совсем не его, ведь трудно признать себя в этом выродке, как его представили на суде.
Рассматривая третий принцип, где говорится, что человеческое существование это бытие, обращённое в смерть. Главный герой не боится смерти и говорит о том, что рано или поздно человек умрёт, и неважно где это случится и когда. Жизнь и смерть всегда находятся рядом. Смерть может прийти каждое мгновение, и никто от неё не застрахован. Часть общества готовы прятаться от реальности и жить иллюзиями. Мы не готовы принять смерть, следовательно, мы откладываем её на будущее. Вероятно, если мы откажемся признавать смерть центром нашей жизни, то тогда смерть можно понять. Смерть - единственное, что в жизни гарантировано.
Данное латинское изречение “Mors serta , hora inserta ” («Самое определенное в жизни-смерть, самое неопределенное ее час») ярко показывает философию жизни нашего главного героя, повести Камю «Посторонний». Наш герой совершенно равнодушен ко всему, что происходит вокруг. По словам прокурора, у клерка Мерсо нет души, ему недоступны человеческие чувства, неведомы никакие принципы морали. В ужасе перед бесчувственностью преступника прокурор требует для него смертной казни.Автор показывает безучастность главного героя, его отрешенность, обьясняя это тем, что человек оголен перед абсурдом.
I.5. Абсурд как способ изображения действительности.
Камю в своём произведении показывает прежде всего человека свободного от всех социальных норм, всех социальных табу, человека, проповедующего мораль трезвой ясности. Мерсо знает и осознаёт абсурдность жизни, и именно это является его философией жизни. Все разговоры о «прекрасном будущем» это химера.
Заботой о будущем человек может жить лишь до встречи с абсурдом. Только абсурд кладет конец самым восхитительным, а потому и самым опасным иллюзиям и заблуждениям.
Он учит человека смотреть на мир открытыми глазами, не смиряясь и не покоряясь судьбе. Абсурд – (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] absurdus, «нестройный, нелепый»; от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ad absurdum, «исходящий от глухого») Нечто [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Абсурд – (от лат. absurdum - нелепость, бессмыслица – способ изображения действительности, для которого характерны подчеркнутое нарушение причинно-следственных связей, гротескность, продиктованные стремлением продемонстрировать нелепость и бессмысленность человеческого существования.
Герой и абсурд в произведениях русской литературы и зарубежной зачастую находятся рядом, если рассматривать произведения конца XIX – первой половины XX века. «Посторонний» - роман об абсурде, в котором автор описывает обнаженность душевную. Мерсо живёт в своём ирреальном мире, отстаивая свою правду. Главный герой несёт наказание за своё поведение и несогласие жить по законам общества. Общество его не принимает. Он выброшен за борт жизни, бродит в стороне от всех, живя по своим правилам, не играя в игру окружающих. Мерсо открыто говорит то, что есть на самом деле, избегая маскировки. Абсурдизм с человеческим лицом и телом. Мерсо – инструмент исследования философских идей Камю о том, как живёт человек в современных условиях жизни.
Ведь роман об абсурде – абсурдное произведение, в нём не отражено привычное видение мира. Главный герой не желает лгать и притворяться, и именно поэтому он кажется всем крайне подозрительным. Общество считает, что он посягает на устои, нарушая общепринятые законы и правила.
Равнодушный, инертный Мерсо – это человек, которого не вывело из сонного равновесия даже совершенное им убийство. Но в заключительной сцене повести, когда тюремный священник попытался вернуть веру в героя, клерк впадает в неистовство. Этот гнев вызвал священник, потому что только он призывал уповать на божественное милосердие, довериться Богу. Священник показал картину бытия гармоничного, закономерного. Данная картина жизни, представленная священником, угрожала поколебать представление о мире - царстве абсурда, мире, который представлялся первозданным хаосом. Тема абсурда в произведении А. Камю «Посторонний» ярко представлена читателю и заставляет задуматься и поразмышлять над многими проблемами, поднятыми в данном тексте.
Глава II. Практическая часть.
II.1. Анкетирование учащихся старшего звена.
Философские произведения подразумевают размышления при прочтении. Для более глубокого исследования степени начитанности и заинтересованности мы решили провести анкетирование среди учащихся старшего звена, 10-11 классов.
Большинство школьников интересуется зарубежной литературой и считают ее интересной.
Вопрос № 1
«Читаете ли вы или читали произведения зарубежных авторов?»
Нами было опрошено 102 человека, из них:
29%-не читали
71%-читали произведения зарубежных авторов
Самым популярной книгой, названной школьниками была «Гарри Поттер», Джоан Роулинг, более известная под псевдонимами Дж. К. Роулинг
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Вопрос № 2 «Нравятся ли вам философские произведения?»
46%-да54%-нет
Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что ребята знакомы с философской литературой.
Философская литература очень сложна для восприятия и понимания. Несмотря на это 54% читают данную литературу и 46% не читают.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вопрос № 3.
«Чему учат нас философские произведения?» большая часть детей, 77%, смогли сформулировать ответ на вопрос, а 23% испытывали затруднения. Ребята рассуждали на заданную тему, где высказали свое мнение.
Наиболее развёрнутыми ответами были:
Философские произведения учат нас жизни, преодолению препятствий, возникающие на жизненном пути. Такие произведения раскрывают важные вопросы и заставляют задуматься над ними.
Философские произведения меняют или корректируют мировоззрение, что положительно влияет на поведение в целом
В философских произведениях описываются множество людских пороков. Авторы описывая их, решения избавления от них, учат нас как нам не допустить ошибок, происходивших с героями произведения.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Вопрос № 4
«Важно ли их читать в подростковом или зрелом возрасте?»
44%-считают, что читать данную литературу важно в любом возрасте:
Эти произведения нужно читать в любом возрасте, книги с философским уклоном всегда актуальна. Эти произведения помогать всем открыть в себе новые горизонты познания, истины жизни.
Книги нужно читать в любом возрасте, т.к помогают развиваться человеку, познавать мир.
не делать поспешных выводов, уметь думать и рассуждать, принимать верные решения, чтобы развиваться, как личность.
38% - считают, что читать данную литературу важно в подростковом возрасте:
философские произведения важно читать в подростковом возрасте, чтобы не допустить в будущем каких-либо ошибок, воспринять информацию, стать мудрым и просто насладится чудесной книгой в прекрасном возрасте.
вдумчиво читать
помогают найти ответы на вопросы
подсказывают, как действовать в различных обстоятельствах
меняют или корректируют мировоззрение, что положительно влияет на поведение в целом, описываются людские пороки, над которыми стоит задуматься
9%-нет, неважно
Нет. Каждый сам решает, когда для него приходит время для таких книг и приходит ли вообще.
Философские книги не из легких, нужно вчитываться и во все вдумываться, а у подростков для этого не всегда хватает усидчивости и начитанности.
9% респондентов считают, что читать нужно в зрелом возрасте.
задуматься о смысле жизни, что есть человек, взглянуть на реальность под другим углом. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Заключение
«Посторонний» А. Камю – это повесть о герое своей эпохи в такой же степени, как Печорин был героем своего времени; это художественное воплощение тезиса Камю о том, что свобода – это «право не лгать».
Весь текст переполнен ощущениями героя, писатель не стремится привести их в систему, а лишь хочет преподнести их в «сыром» виде читателю. В этом заключается функция экзистенциализма. Таким образом, мы доказали, Камю хочет показать своего героя не механической куклой, выполняющей ритуалы, а личностью мыслящей, существующей по своим законам, и именно поэтому общество изолирует Мерсо. Так и в современном обществе всем хочется спокойной жизни. Мы видим лишь роботов, запрограммированных по одному и тому же сценарию, чья жизнь протекает размеренно от рождения до самой смерти. А тех, кто отходит от «намеченного плана» общество либо старается опять же подчинить себе, либо попросту уничтожает. Несомненно, всегда находится и так называемая золотая середина. Это своеобразное связующее звено между одноликим обществом и теми, кто идет против него.
Мы ставили перед собой цель – осмыслить проблемы абсурдности человека и выражение идей экзистенциализма в повести Камю «Посторонний». Выдвинув гипотезу, предположили, что в этом произведении тема абсурда является основополагающей.
Итак, наша гипотеза подтвердилась.
Тема абсурда в повести А. Камю «Посторонний» ярко представлена
В существовании абсурда не действуют привычные нормы. Единственное, в чем уверен герой данной повести - это то, что скоро придет к нему смерть. Смерть как проявление абсурдности существования – вот основа освобождения героя Камю от ответственности перед людьми. Он раскрепощен, ни от кого не зависит, ни с кем не хочет себя связывать. Он – посторонний в отношении к жизни, которая ему представляется нелепым собранием всевозможных ритуалов, и он отказывается выполнять эти ритуалы.
В ходе исследования мы
получили представление об экзистенциализме как философском течении;
проанализировали, как реализуются принципы экзистенциализма на страницах повести, рассмотрев на примере главного героя повести А.Камю «Посторонний» и согласны с тем, что свою сущность он обретает по ходу существования. 1.Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни. 2.Доказали, что существование человека это свободное существование. Свобода подразумевается не как «свобода духа» и «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека. 3. Человеческое существование это бытие, обращённое в смерть.Для А.Камю в его произведении важно временное и конечное существование. Герой умирает непобежденным, со своей жизненной философией.
ознакомились с понятием абсурда и рассмотрели его как способ изображения действительности в повести Камю «Посторонний»;
исследовали мнение учащихся старшего звена для определения начитанности в сфере философской литературы путём анкетирования.Уровень начитанности и заинтересованности в прочтении зарубежной литературы учеников 10-11 классов отражён в диаграммах, которые представлены в проекте. Также было выявлено, что старшеклассники читают философскую литературу, но с данным произведением не знакомы.Именно поэтому мною было принято решение презентовать философское произведение Альбера Камю «Посторонний» ученикам 10-11 классов. Часть ребят заинтересовались данной повестью и изъявили желание прочитать. Видеоматериал с презентацией данного произведения приложен к данной работе.
Список литературы и Интернет-источников:
С. Великовский «Проклятые вопросы Камю». М, издательство «Правда», 1990
А. Камю «Посторонний». Перевод Н. Немчиновой М., Прометей, 1989
Ж.-П. Сартр. Объяснение «Постороннего» Published on noblit.ru ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Перевод c французского Л. Андреева и Г. Косикова
Светлая Т. «Система философско-эстетических взглядов Альбера Камю»
М. Солнцева. «Посторонний» Камю, или жизнь в «обессмысленном мире» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
13PAGE 15
13PAGE 141015