Технологическая карта Экологические факторы: биотические и антропогенные


Технологическая карта урока, реализующего формирование УУДПредмет: Биология. Введение в биологию
Класс: 5УМК: линия «Ракурс» С.Н. Новикова, Н.И.Романова, учебник А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Биология. Введение в биологию»
Тема урока: «Экологические факторы: биотические и антропогенные»
Тип урока: комбинированный
Ресурсы: учебник, презентация, интерактивное учебное пособие, иллюстрации
Цель урока: формирование представлений об экологических факторах и влиянии биотических и антропогенных факторов на природу.
Задачи урока: познакомить учащихся с группами экологических факторов — антропогенных, биотических; сформировать представление о биотических взаимоотношениях живых организмов; продолжить активизацию мыслительной деятельности учащихся; продолжить работу по воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к природе.
План урока:
1 . Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Формирование у учащихся продолжительной мотивации
4 . Формулировка цели и постановка учебных задач
5 . Решение учебных задач: открытие нового знания (изучение нового материала) и включение нового знания в систему знаний (закрепление)
6. Рефлексия и оценивание
Основные понятия: экологические факторы, абиотические факторы, биотические факторы, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция.Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):
Предметные МетапредметныеЛичностные
научатся получат возможность научиться давать определение понятию «экологические факторы», характеризовать экологические факторы.
распознавать абиотические экологические факторы и определять их влияние на живые организмы. Регулятивные УУД:
1. Умение организовать выполнение заданий учителя.
2. Развитие навыков самооценки и самоанализа
3. Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности
Познавательные УУД:
1. Выделять главные экологические факторы;
2. Высказывать суждения;
3. Анализировать связи, гипотезы;
4. Поиск и отбор информации.
Коммуникативные УУД:
1. Сформировать умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
2. Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
3. Оценивать свою работу и работу одноклассников. 1. Умение высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;
2. Анализировать связи, гипотезы.
3. Оценивать свою работу.
Организационная структура урока
(урок открытия нового знания)
Этапы урока Деятельность учителя
(методы и приёмы, задания и упражнения…) Деятельность учащихся
(формирование УУД) Время
Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Приветствуют учителя 1 мин
Актуализация опорных знаний Выполняют работу по вариантам
Вариант 1
1. Что такое абиотические факторы?
2. По отношению к свету какие типы выделяют растение и животные?
Вариант 2
1. Какие 3 главных абиотических фактора выделяют?
2. По отношению к температуре какие типы растений и животных выделяют?
5 мин
Мотивация Давайте обратимся к нашей схеме, которую выполняли на том уроке, мы с вами изучили один из экологических факторов это абиотические, какие не рассмотрели??? Правильно абиотические и биотические факторы. 1 мин
Целеполагание и планирование
(формулировка цели и постановка учебных задач)
Какую тему и цель урока мы сегодня с вами сформулируем?
1. Формулировка темы урока, запись в рабочие листы
- предположения учащихся
2.Формулировка задач урока.
5 мин
Открытие нового знания
(изучение новой темы) Организация работы по поиску информации:
1.Работа с учебником, стр. 97-98
Работа с биологическими терминами
Биотические факторы
Симбиоз
Паразитизм
Конкуренция
Хищничество
2. Просмотр на слайдах биотические взаимоотношения
Более подробно сегодня мы рассмотрим еще один из факторов, антропогенные факторы.
Как вы думаете, что значит антропогенные факторы?
Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, что значит антропогенные факторы!
Физкультминутка (слайд №5)
1. Чтение определения в учебнике
Отвечают на вопросы

20 мин
Включение нового знания в систему знаний (закрепление) А сейчас предлагаю выполнить творческую работу, каждому из вас, нужно нарисовать свой экологический знак в защиту природы, у вас на столах лежат листы, на котором вы будете выполнять рисунок!3) выполнение задания
8 мин
Рефлексия В заключение нашего урока посмотрим небольшой видеофрагмент! 1 мин
Домашнее
задание §26, учить в тетради определения понятий, изученных на уроке, выполнить задания на стр. 100 учебника, написать мини-сочинение на тему: «Как вести себя в природе» записывают домашнее задание в дневник 1 мин