Внеклассное мероприятие на тему КВН. Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку с этнокультурным компонентом (татарским языком).

Тема:
КВН. Открытое  внеклассное мероприятие по русскому языку с этнокультурным компонентом (татарским языком). 5 класс
 
Цель:  развитие познавательного интереса к русскому и татарскому языку.
Задачи: развитие интереса к русскому и татарскому языку;
обогащение словарного запаса учащихся;
развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
укрепление и сплочение детского коллектива.
Оборудование: компьютер, проектор, плакаты с высказываниями о русском и татарском языке, задания для участников КВН, названия команд, эмблемы команд;
Грамоты для награждения;
Карточки  с  заданиями; таблицы с критериями оценок для жюри;


 Учитель.
Учите русский и татарский– годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
 
1 ребенок. Татарча да яхшы бел,
Русча да яхшы бел.
Икесе д‰ безнеS ™чен,
ИS кир‰кле, затлы тел.
2 ребенок. Д™ньяда иS – иS матур ил –
Ул минем туган илем.
Д™ньяда иS – иS матур тел –
Ул минем туган телем.
3 ребенок Мне два крыла вручила не природа,
На них парю я каждый час и миг.
Одно – язык татарского народа,
Второе – русский пламенный язык.”


Учитель. К_бегез ™чен туган тел –татар теле. Без сезнеS бел‰н рус телен ™йр‰н‰без,ч™нки татар аулында яшибез.
Один из постулатов древности гласит: «Врата мудрости никогда не бывают закрытыми». Изучая родной язык,– русский, татарский, вам, возможно, удастся чуть пошире распахнуть эту таинственную дверь мудрости

Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру милой речи,
И уникальность среди равных масс.
Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь,
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов,
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.

Учитель:
Кадерле кунаклар, балалар!
Х™рм‰тле тамашачылар!
Б_ген без бик кызыклы уен,
КВН карарга Gыелдык.
КВН да 5 нче класс катнаша.
Учитель. В нашем состязании принимают участие 2 команды.

Команды готовы, Жюри в ожидании, Призы заготовлены - Начинаем состязание!


Конкурс №1. «Визитка команд» ( команды представляют своё название, эмблему)

1 Команда- “Шук малайлар”
Без шук малайлар.
^ткен малайлар,ут малайлар.
УSганнар,™лгерл‰р,
Fыйнаклар,тыйнаклар.
2- команда “Гел шатлар”
€ мен‰ без Гелшаталар.
j‰рвакыт шатлар.
Матурлар, булганнар,
чиб‰рл‰р, г_з‰лл‰р.

Конкурс №2      «Подбери пару» 
 Нужно  подобрать такие пары  словосочетаний, чтобы из них получились 
 предложения, выражающие законченную мысль.
 
  Крупные капли дождя                            торчали на косогоре
  Последние  снежинки                            весело катались с горки
  Маленькая собачонка                            летела в тёплые страны
  Голые кусты                                           барабанили по крыше дома
  Деревенские ребята                                порхали в холодном воздухе
  Большая стая лебедей                           громко лаяла на прохожих

Конкурс №3  
Тел турында м‰кальл‰рне д‰вам ит_.. Найти правильно пословицу.
Авыз к_рке – тел, ... (тел к_рке с_з.)
БауныS озыны, ... (с_знеS кыскасы яхшы)
€йтк‰н с_з - ... (аткан ук)
Яхшы с_з – Gан азыгы, ... (яман с_з – баш казыгы)
КартларныS с_зен ... (янчыкка Gый)
С™йдерг‰н д‰ тел, ... (к™йдерг‰н д‰ тел)
Авыздагы с_зг‰ син хуGа, ... (авыздан чыккач Gил хуGа)



Учитель.       
Внимание! Внимание! Ждёт вас новое испытание. Ох, и трудное предстоит вам задание! Пассивных сейчас быть не должно-  Помните: “Один за всех, и все за одного!”
 
Конкурс  №4 
«Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)
Вопросы:
1 команде.
Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
   Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу(текст)
Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
Как называется слово, которое отвечает на вопрос: кто? что?
Какое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] глагола мы знаем?
 2 команде.
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько слогов в слове МАШИНА?
Как пишутся имена собственные?
Как называется слово. которое обозначает действие?
 Какая буква не обозначает звука?
 1 команде.
Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
         Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
        Главный член предложения, который обозначает действие
      ( что делает?)  называется(сказуемым)
         Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
     Как переносятся слова с двойными согласными?
2 команде.
Сколько слогов с слове ПЕРЕМЕНА?
        Как пишутся названия городов?
        Если в конце предложения вопрос ,то это.предложение
        Часть речи, обозначает признак предмета, называется
       Что такое грам. основа?
  Конкурс № 5
 «Закончи  пословицу»
  Труд  кормит,  а  лень.. портит.
Как  аукнется,  так  и.. откликнется.
  Семь  раз  отмерь,  один  раз.. отрежь.

·  Нет  друга  -  ищи,  а  нашёл.. береги.
  Сам  погибай,  а  товарища.  Выручай.
              Мир строит, а война..(разрушает).
  Без труда ... (не вытащишь и рыбку из пруда)             Век живи - ... (век учись)              Нет друга - ... (ищи, а нашел - береги)
Друзья ... (познаются в беде)             За двумя зайцами ... (погонишься, ни одного не поймаешь)             Поспешишь - ... (людей насмешишь)              Семеро ... (одного не ждут)              Красна птица пером, а ... (человек умом)              Цыплят по ... (осени считают)




















++3333333 Беречь как зеницу ока. К_зд‰н утлар к_рен_
Бездонная бочка. Аяз к™нне яшен суккандай
Волосы встают дыбом. Теле кычыта
Взорваться как порох. Т™псез мичк‰
Отвечать головой. К_з карасы кебек саклау
Бросать слова на ветер. С_зне Gилг‰ ташлау
Гнаться за двумя зайцами. К_керт кебек кабыну
Впитать с молоком матери. Ч‰чл‰ре _р‰ тора
Краем уха. Канат астына алу
Как гром среди ясного неба. Ана с™те бел‰н керг‰н
Искры посыпались из глаз. Ике куян артыннан куу
Зуд в языке. БашыS бел‰н Gавап бир_
Замыкаться в своей скорлупе. Куенда таш й™рт_
Закинуть удочку. Озын телле
Закрывать глаза. Тиресен тунау
Драть шкуру. Яман к_з
Дурной глаз. К_з йому
Длинный язык. Кармак салып карау
Держать камень за пазухой. ^з кабыгына кереп бикл‰н_
Взять под свое крылышко. Колак читем бел‰н












 Конкурс № 7  «Посчитай-ка». Устно сосчитать, сколько глаголов в н.ф. есть в стихотворении.
«Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить..»
 
 Конкурс  №8  «Восстанови справедливость» 
   (Восстановите справедливость – верните определения своим   владельцам)
 
Неуклюжий как крот                             Верный как слон
Неповоротливый как собака                 Хитрый как бык
Слепой как пёс                                       Длинный как заяц
Трусливый как медведь                        Вороватый как жираф
Злой как лиса                                         Упрямый как сорока
 
Конкурс  №9 «Театральный» (команды читают стихи М. Джалиля)   
 
Конкурс № 10  «Путаница» Каждой команде выдается карточка со стихотворением К.И.Чуковского.  Ребята  должны прочитать его, разделить на предложения, расставить знаки препинания.
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там, на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержаться в порядке.
 
Конкурс  №11 «ПОКАЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (команды должны изобразить это предложение)
Задание: Выучи русский язык! Вертит языком, что корова хвостом. Язык до Киева доведет. Без грамматики не выучишь, и математики       Мы с радостью учим татарский язык, читаем литературу. 

Конкурс  №12 «Конкурс телефонистов»
Команда встает в линейку. Ведущий сообщает скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последний должен сказать переданную им “по телефону” скороговорку.
Конкурс  №13 «Слово – змейка»
 Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого. Например: адрес, салют, тетрадь, деревня
 
Конкурс №14 «Можем мы диктант писать на «4» и на «5»(Исправить ошибки в диктанте)
Текст диктанта
 
Русский язык
     Я лублю уроки руского язика. На этих уроках мы учимса понимать силу и красату радного языка.
     Типлотой веет от блиских с детства слов: ручей, рощя, паляна, трапинка.
     Таржественно произносим мы слава: Родина, мир, трут, свобода.
     Русский язык памогает нам дружыть.
 
Конкурс №15 «РЕБУС»
1
У А Р Н О  К М Г З Р  И М Й О О  Т А А Ш Х  (Хорошо знай грамматику)
 
2
К Й Г А И  Ы И О Н Б З Ч М Е Ю Я У Ш Т Л  (Любите наш могучий язык)



Учитель:
Закончен КВН.               
 Пришла пора итоги подвести:  Все баллы подсчитать.
 И лидеров назвать.
Вердикт жюри

(Награждение команд)


Б_генге кич‰безне шуныS бел‰н т‰мамлыйбыз.
Татар телен яратыгыз, шул телд‰ аралашыгыз, бер-берегез бел‰н дус яш‰гез.

 
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!



Fирне саклап кала алмабыз,
Дуслашмаган килеш без.
ШуSа к_р‰ барыбыз да,
Дус булырга тиеш без.
Без яшибез бер _к Gирд‰,
Без – к_ршел‰р,
Без, ‰йд‰гез, дуслар булыйк,
Без – кешел‰р.
^ск‰чтен д‰ дошман булмыйк
Беребез д‰.
“Дуслык” с_зе булсын безнеS
Телебезд‰, - дип яза шагыйрь Роберт МиSнуллин.
Сау булыгыз! Кил‰се очрашуларга кад‰р.