Разработка урока по истории на тему Возникновение греческого полиса


Тема: «Возникновение Греческого полиса»
5 класс
Цели:
подвести учащихся к пониманию значения использования железа для развития древнегреческой цивилизации, к пониманию причин возникновения греческих полисов;
обеспечить усвоение понятий «полис», «акрополь», «агора», ««аристократия», «тиран», «Демос»;
Тип урока – комбинированный урок
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
Начинаем мы урок,
Пусть для всех он будет в прок.
Проверка знаний учащихся
Учитель: 
1)Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке, что вам больше всего запомнилось? (ответы учащихся)
2)Кроме изучения 4 параграфа, вы получили задание составить рассказ о жизни греческих богов, проживающих на горе Олимп. Желающие сейчас выступят в роли древнегреческих писателей, побывавших на Олимпе. А мы вас послушаем и оценим. (ответы учащихся, голосование за лучший рассказ)
3) Итак, еще  вам предлагается выполнить несколько заданий. Посмотрите на экран и выберите правильный вариант ответа на поставленный вопрос.
тест
Юная богиня красоты и любви?
а) Гера
Б) Афина
В) Афродита
     2. Чудовища с головой быка и телом человека, обитавшее в критском Лабиринте?
А) Цербер
Б) Минотавр
В) Приам
   
     3.Древнегреческий бог – покровитель торговли?
А) Аполлон
Б) Гефест
В) Гермес
    4. Каким морями омывается территория Греции?
А) Ионическим и Эгейским морями
Б) Красным и Желтым морями
В) Балтийским и Северным морями
 
   5. Кто из богов-титанов передал людям небесный огонь?
А) Зевс
Б) Гермес
В) Прометей
   6. Огромный дворец с множеством комнат и запутанных коридоров?
А) замок
Б) пирамида В) лабиринт
7.Дочь Зевса, богиня мудрости и защитница городов?
А) Афродита
Б) Афина
В) Ника
8.Брат Зевса, бог подземного царства мертвых?
А) Прометей
Б) Посейдон В) Аид
9.Что приносили богам в жертву в особо важных случаях?
А) вино
Б) мясо
В) мед и молоко
10.Назовите самый знаменитый храм в Древней Греции
А) храм Зевса
Б) храм Афродиты
В) храм Посейдона
Изучение новой темы.
Озвучивается тема и цель урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. На экране словарь терминов.
Физминутка. Полет в Древнюю Грецию
Рассказ учителя.
 Нам известно, что вскоре после Троянской войны дорийцы напали на территорию Греции. Завоеватели разрушили все, поэтому греки фактически с самого начала принялись восстанавливать свой мир. Греки потеряли не только все свои внешние торговые связи, культуру и искусство, они стояли на пороге худшего – стала забываться письменность. Но ситуация изменилась в 8 в.до н.э. С чем это было связано, мы узнаем, поработав с текстом учебника.
Деление учащихся на группы:
1 группа – п.1 параграфа 5 учебника.
Как изменилась жизнь древних греков с распространением железа?
2 группа – п.2 параграфа 5 учебника
возникновение и устройство полиса)
3 группа – п.2 параграфа 5 учебника
Назвать права граждан греческих полисов и иноземцев, об устройстве войска.
4 группа – работа с текстом исторического документа
Рассказать и борьбе между богатыми и бедными за власть.
Работа учащихся в группах. Обсуждение материала.
Выступление первой группы. Слайд (ЗНАЧЕНИЕ ОТКРЫТИЯ ЖЕЛЕЗА)
Выступление второй группы. Слайд
Самыми  крупными  полисами Греции были Афины, Спарта и Милеет. 
Выступление третьей и четвертой группы. Слайды
Аристотель. Афинский полис
(Аристотель, знаменитый философ и ученый Древней Греции, живший в 384-322 гг. до н. э., написал этот трактат, содержащий описание государственного строя Афин)
 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатным народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные люди находились в рабстве не только сами, но и их дети, и жены. Назывались они пелатами и обрабатывали поля богачей.
….Вся же земля и власть была в руках аристократии (родовой знати). При этом, если бедняки не отдавали арендной платы за пользование землей, можно было увести в рабство их самих, и их детей...
..Конечно, из тогдашних условии государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей судьбы.
В виду того, что существовал такой государственный порядок, простой народ восстал, взбунтовался против богатых.
Простой народ назывался демос. Демос боролся за власть с аристократами, что приводило к войнам. Иногда представители демоса захватывали власть и правили единолично, жестоко расправляясь с аристократами. Тогда их называли тиранами.
4.        Беседа по вопросам к документу.
Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)
Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, где  есть самые богатые и знатные люди.)
Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках  немногих, то есть в руках богатых.)
Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату?(Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)
Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли то есть не имел собственности и прав тоже.)
К чему могло привести такое положение простых людей? (Hapoд восстал против знатных...)
Кто такие тираны? (Тиран – единовластный правитель.)
Работа учащихся в тетрадях.
Возвращение на родину (полет под музыку на виртуальном самолете)
Итог урока. ВИДЕО.
Меняется все в наш век перемен,
 Меняется звук, меняется слог.
 Казалось изучено все,
 Но выйди за дверь –
 Как много вокруг неизвестных,
                   забытых дорог….
Домашнее задание. & 5, вопросы
Аристотель. Афинский полис
(Аристотель, знаменитый философ и ученый Древней Греции, живший в 384-322 гг. до н. э., написал этот трактат, содержащий описание государственного строя Афин)
 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатным народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные люди находились в рабстве не только сами, но и их дети, и жены. Назывались они пелатами и обрабатывали поля богачей.….Вся же земля и власть была в руках аристократии (родовой знати). При этом, если бедняки не отдавали арендной платы за пользование землей, можно было увести в рабство их самих, и их детей...
..Конечно, из тогдашних условии государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей судьбы.
В виду того, что существовал такой государственный порядок, простой народ восстал, взбунтовался против богатых.
Простой народ назывался демос. Демос боролся за власть с аристократами, что приводило к войнам. Иногда представители демоса захватывали власть и правили единолично, жестоко расправляясь с аристократами. Тогда их называли тиранами.
________________________________________________________________________
Аристотель. Афинский полис
(Аристотель, знаменитый философ и ученый Древней Греции, живший в 384-322 гг. до н. э., написал этот трактат, содержащий описание государственного строя Афин)
 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатным народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные люди находились в рабстве не только сами, но и их дети, и жены. Назывались они пелатами и обрабатывали поля богачей.….Вся же земля и власть была в руках аристократии (родовой знати). При этом, если бедняки не отдавали арендной платы за пользование землей, можно было увести в рабство их самих, и их детей...
..Конечно, из тогдашних условии государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей судьбы.
В виду того, что существовал такой государственный порядок, простой народ восстал, взбунтовался против богатых.
Простой народ назывался демос. Демос боролся за власть с аристократами, что приводило к войнам. Иногда представители демоса захватывали власть и правили единолично, жестоко расправляясь с аристократами. Тогда их называли тиранами.
____________________________________________________________________________
Аристотель. Афинский полис
(Аристотель, знаменитый философ и ученый Древней Греции, живший в 384-322 гг. до н. э., написал этот трактат, содержащий описание государственного строя Афин)
 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатным народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные люди находились в рабстве не только сами, но и их дети, и жены. Назывались они пелатами и обрабатывали поля богачей.….Вся же земля и власть была в руках аристократии (родовой знати). При этом, если бедняки не отдавали арендной платы за пользование землей, можно было увести в рабство их самих, и их детей...
..Конечно, из тогдашних условии государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей судьбы.
В виду того, что существовал такой государственный порядок, простой народ восстал, взбунтовался против богатых.
Простой народ назывался демос. Демос боролся за власть с аристократами, что приводило к войнам. Иногда представители демоса захватывали власть и правили единолично, жестоко расправляясь с аристократами. Тогда их называли тиранами.