Состояние среднего общего образования и тенденции развития педагогического образования в Норвегии. Доклад-презентация по сравнительной педагогике
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Состояние среднего общего
образования и тенденции
развития педагогического
образования в Норвегии
Кукаев
Николай Алексеевич
Магистрант, гр͘ МХО
-
14
Нижегородский государственный педагогический
университет имени
Козьмы
Минина,
Учитель химии МБОУ СОШ № 60 г͘
Н͘Новгорода
Норвегия
Столица
Осло
Крупнейшие
города
Осло, Берген,
Тронхейм
,
Ставангер
Форма правления
Конституционная
монархия
Население
• Оценка (2013)
• Плотность
5 063
709
чел.
(114
-
е)
13.1 чел./км²
Дата
независимости
7 июня
1905
26 октября 1905
(признана)
(от
унии со
Швецией)
Официальные
языки
Норвежский
(
германская
группа
)
В Норвегии существует
единая школьная система
,
основанная на общем стандарте
Дошкольное образование
Норвежские детские сады
подразделяются на государственные и
частные.
В Норвегии более половины детских
садов
–
частные (по другим данным
около 40%).
Субсидия представляет собой взнос в
бюджет детского сада в расчете на
число посещающих его детей.
С 1998 г. были введены денежные
выплаты родителям, которые не
пользуются услугами субсидируемых
государством детских садов, а с января
1999 года эта программа стала
охватывать всех детей 1
—
2 лет
Если на одно рабочее место в детском
саду есть два желающих, то мужчина
всегда имеет больше шансов занять
это место.
Бережному отношению к природе в Норвегии
уделяется особое внимание͘ Работа по экологическому
воспитанию норвежцев начинается уже с младшей
группы детского сада͘ Дети очень много проводят
времени
на природе͘
Методы дошкольного экологического воспитания в Норвегии
:
Воспитатель предлагает детям найти новой применение старым вещам, а не спешить
выбросить их в мусорное ведро͘
Обращают
внимание детей на то, что сортировать мусор
-
ответственность каждого
добросовестного жителя планеты͘
Детсадовцы регулярно
(раз в неделю)
отправляются на экскурсии в теплицы, где
выращиваются экологически чистые овощи, ягоды и фрукты͘
Прогулки
проходят в любую погоду, чтобы приучить детей ценить красоту природы
независимо от погодных условий͘
Каждый
год в экологическом детском саду выбирается тематическая направленность в
воспитательной работе, например, может быть выбрана тема «Моря и его
обитателей»͘
В начальных и средних школах Норвегии преподаются
следующие предметы
:
*
Религиозное
и нравственное
образование
* Норвежский
язык
* Математика
*
Обществоведение
* Искусство и
ремесла
* Естествознание
* Английский язык
* Иностранный
язык
* Музыка
* Питание и здоровье
* Физическое воспитание
Обучение с 6 лет
.
Развивающие игры
.
Восприятие базовых навыков чтения, письма, счета
.
Начало изучения английского языка
.
Начальная школа
(
Barneskole
)
Со
второго класса вводятся математика, история, география, основы естественных наук͘
Преподавание
социальных дисциплин с пятого класса
.
Во время обучения в начальной школе
детям не ставятся оценки за
успеваемость͘
Успеваемость и оценки, полученные в неполной средней школе, определяют
возможность поступления ученика в полную среднюю школу по своему выбору͘
Обучение с 12
-
13 лет͘
С 8 класса ученики могут выбирать один предмет по своему
усмотрению (
valgfag
) из числа иностранных языков
—
немецкого,
французского и испанского͘
Неполная средняя школа
(
Ungdomsskole
)
Полная средняя школа
Обучение
в
полной
средней
школе
носит
необязательный
характер,
но
большинство
выпускников
неполных
средних
школ
решает
продолжить
образование
.
Причиной
тому
является
закон
от
1994
года,
обязывающий
образовательные
учреждения
предоставлять
возможность
получения
полного
среднего
образования
всем
гражданам
в
возрасте
от
16
до
18
лет
.
До
реформы
1994
года
полная
средняя
школа
разделялась
на
общий,
финансовый
и
профессиональный
профили,
но
решением
правительства
они
были
объединены
.
Позднее
все
же
было
выделено
2
профиля
:
общеобразовательный
и
профессиональный
.
Правительство
стремится
внедрить
информационные
технологии
в
школьное
образование,
выразившееся
в
том,
что
во
многих
регионах
страны
официальные
власти
предлагают
студентам
общеобразовательных
профилей
ноутбуки
бесплатно
или
по
крайне
низкой
цене
.
Большинство
учащихся,
изучающих
дисциплины
по
выбранной
профессии,
занимаются
с
целью
получить
свидетельство
о
приобретении
специальности
.
Обучение
на
данном
этапе
занимает
3
года,
так
что
средний
возраст
выпускников
средней
школы
—
18
-
19
лет
.
В
конце
последнего
года
учебы
(VG
3
)
школьников
ожидают
выпускные
экзамены
.
Направления учебной и практической
подготовки старшей школы͗
* Спорт и физическая культура
* Музыка, танцы и драматическое искусство
* Дисциплина по специальности
* Строительное и конструкторское дело
* Дизайн и ремесла
* Электротехника
* Социальная помощь и здравоохранение
* Средства массовой информации и коммуникации
* Сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство
* Общественное питание
* Сфера услуг, транспорт и связь
* Техника и Промышленное производство
Народная школа
В переводе с норвежского
Folkehogskole
(
Folk
high
school
)
означает
"высшая народная
школа"͘ Этот тип учебного заведения иногда
называют "северным феноменом"͘ Первая
такая школа появилась 150 лет назад в
Дании͘ Затем они распространились по всей
Скандинавии, где сегодня их насчитывается
около 400͘
Но диплом такой школы
-
это не свидетельство о получении специальности͘
Несмотря на то, что около 30% выпускников после окончания школы сразу
устраиваются на работу, остальные продолжают образование, диплом народной
школы дает его обладателю дополнительные очки при поступлении в университет͘
В
задачу народных школ всегда входило не столько обучение, сколько
формирование личности и помощь в выборе профессии
Первая норвежская народная школа открылась в 1864 году, а сегодня существует 77
народных школ, находящихся по всей стране͘ Примерно 6 000 студентов в возрасте от
18 до 25 лет, получивших законченное среднее образование, ежегодно посещают
народные школы͘ Ряд народных средних школ также предлагают краткосрочное
обучение для взрослых, а четыре из них предоставляют специальные программы для
людей с физическими или умственными недостатками
.
В народных школах студентам
предоставляется жилье, что является
одним из важных составляющих
образовательной программы͘
Педагогические программы
предоставляют студентам широкие
перспективы, и построены таким
образом, чтобы позволить им
развиваться индивидуально,
социально и академически͘ Все
школы маленькие, с обычным
набором от 60 до 100 студентов͘
При обучении в народных школы не
присуждаются научные степени и не
сдаются официальные экзамены͘ Студенты
оканчивают обучение в народной школе,
получая диплом, но школа не дает никаких
официальных квалификаций в соответствии
с государственной образовательной
системой͘ Основными предметами являются
музыка, исполнительские виды искусств,
жизнь на воздухе, средства массовой
информации, информатика, ремесла,
международное сотрудничество, спорт и
другие, все студенты также обязаны
посещать факультативные занятия͘
Высшее
образование
Университеты
Специализирован
ные университеты
Университетские
колледжи
Частные высшие
школы
•
Для поступления в высшие учебные заведения
Норвегии необходимо получить аттестат по окончании
средней
школы͘
•
Студент
должен быть не старше 23 лет и завершить 5
лет учебы в школе, совмещенной с практикой, а так же
сдать экзамены по норвежскому языку, математике,
английскому языку, естественным и социальным
наукам͘
•
Поступление
на
бакалавриат
осуществляется через
Норвежскую Службу Поступления в Колледжи и
Университеты на основе балловой системы͘
•
Существует
возможность исправить оценки,
полученные в средней школе, но, тем не менее, 40%
мест в университетах предназначаются для
распределения на конкурсной основе среди
абитуриентов, не воспользовавшихся вышеописанной
возможностью͘
Обучение в ВУЗах Норвегии
3
г
о
д
а
от
2
д
о
5
л
е
т
Д
о
4
л
е
т
бакалавриат
Магистратура (после
бакалавриата
)
докторантура
Степени магистра разделяются на 3
типа͗
Магистр наук,
Магистр философии
Магистр технологии
Предполагает
проведение научного
исследования͘ По многим
специальностям необходимым
условием является 1 год
преподавательской практики
Педагогическое образование
•
Основная цель норвежского педагогического образования состоит в обеспечении профессионального
становления и высокого уровня мастерства педагога, способного к творческому осмыслению
педагогической ситуации и проектированию собственной деятельности
.
•
В
Норвегии каждый преподаватель, в том числе и университетский, обязан иметь педагогическое
образование.
•
Если
специалист получает место в университете, и у него нет педагогического образования, то он в
течение двух лет после начала работы обязан прослушать курс по университетской педагогике.
•
Педагогическое образование ориентировано на развитие общей
эрудиции.
•
Для
студентов первого года обучения обязательным является курс «Драма», который позволяет глубже
понять смысл человеческих отношений, духовные символы культурного развития, формирующие
ментальность норвежского общества.
•
На
протяжении последующих двух лет учебы студент углубляет свои знания в области двух или трех
школьных предметов, включая и методико
-
дидактические аспекты преподавания предметов.
•
Характерная
особенность: студент совершенно произвольно, исходя из своих интересов и желаний,
выбирает комбинацию изучаемых предметов. При этом важно только, чтобы он набрал требуемое
количество баллов (120
—
за первые два года, 120
—
за последующие два года).
•
Современная структура системы педагогического
образования Норвегии представлена образовательными
учреждениями, осуществляющими подготовку учителей
различного уровня квалификации͗
•
• первый уровень системы педагогического образования
-
региональные педагогические колледжи, колледжи
университетского уровня, осуществляющие подготовку
учителей дошкольных образовательных учреждений (3
года), учителей начальных классов (2
-
3 года), учителей
среднего звена (3
-
4 года)͖
•
• второй уровень системы педагогического образования
-
высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку
школьных учителей по двум уровням͗ бакалавр и магистр͖
•
• третий уровень системы педагогического образования
-
докторантура͘
•
Диалоговый,
деятельностный
, личностный подходы
определяют специфику педагогического
взаимодействия педагога и студентов в
образовательном процессе͘
•
Для реализации названных подходов норвежские
педагоги руководствуются принципами,
мотивирующими активность студентов в освоении
теоретического и практического материала,
позволяющими интегрировать процесс
теоретической и практической подготовки
обучающихся с их личностным развитием
(активность личности в процессе обучения,
включение ее в значимую деятельность, уважение и
принятие права студента на индивидуальный
способ самовыражения, вера в возможности и
способности обучающегося, сотрудничество в
образовательном процессе)͘
•
В основе организации процесса педагогической подготовки
норвежских студентов, будущих учителей, лежат теоретические
концепции
•
Л͘С͘ Выготского,
•
А͘
Джоанасена
,
•
Дж͘
Дьюи
,
•
У͘
Килпатрика
,
•
А͘
Маслоу
,
•
К͘
Роджерса
,
•
Б͘ Скиннера͘
•
1͘ образовательные программы обучения предусматривают
изучение общетеоретических дисциплин в объеме,
необходимом для решения педагогических, научно
-
методических и организационно
-
управленческих задач͖
•
2͘ предметные блоки, предлагаемые для дополнительного
изучения (например, «Образовательная теория»),
представлены в виде модулей («Теория науки», «История
образования», «Этика и современность», «Педагогическая
психология»), что способствует глубокому и
разностороннему рассмотрению проблем учебно
-
воспитательной деятельности учителя͖
•
3͘ учебные курсы предполагают выполнение студентами
научно
-
исследовательских проектов, ориентирующих
процесс обучения на развитие педагога
-
исследователя͖
•
4͘ педагогическая деятельность учителя рассматривается в
образовательных программах по тематическим блокам
(например, «Учитель, ученик и образовательная среда»),
интегрирующим знания различных учебных дисциплин͘
Содержание учебных программ обусловливает выбор
активных образовательных технологий, позволяющих
эффективно решать задачи педагогической подготовки
школьных учителей͘ Среди них͗
компьютерное обучение,
•
временная работа в группах,
•
проектный метод,
•
мозговой штурм,
•
деловая и ролевая игра,
•
написание учебных пособий, эссе,
•
портфолио͘
Названные педагогические технологии, активно
используемые преподавателями норвежских
университетов, направлены на развитие творческих
способностей студентов в процессе поиска нового знания͘
Источники͗
•
http://
doshvozrast.ru/roditeli/detturizm06.htm
•
http://www.norge.ru/norgesuddannelsessystem
/
•
https://
ru.wikipedia.org/wiki/
Норвегия
•
http://
www.russisk.org/forum/content.php/264
-
Образовательная
-
Система
-
Норвегии
•
http://
www.ocm.perm.ru/stat/stat_12.htm
•
http://www.dissercat.com/content/podgotovka
-
shkolnogo
-
uchitelya
-
v
-
sisteme
-
pedagogicheskogo
-
obrazovaniya
-
norvegii