Состояние среднего общего образования и тенденции развития педагогического образования в Норвегии. Доклад-презентация по сравнительной педагогике


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Состояние среднего общего образования и тенденции развития педагогического образования в Норвегии Кукаев Николай Алексеевич Магистрант, гр͘ МХО - 14 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Учитель химии МБОУ СОШ № 60 г͘ Н͘Новгорода Норвегия Столица Осло Крупнейшие города Осло, Берген, Тронхейм , Ставангер Форма правления Конституционная монархия Население • Оценка (2013) • Плотность 5 063 709 чел. (114 - е) 13.1 чел./км² Дата независимости 7 июня 1905 26 октября 1905 (признана) (от унии со Швецией) Официальные языки Норвежский ( германская группа ) В Норвегии существует единая школьная система , основанная на общем стандарте Дошкольное образование Норвежские детские сады подразделяются на государственные и частные. В Норвегии более половины детских садов – частные (по другим данным около 40%). Субсидия представляет собой взнос в бюджет детского сада в расчете на число посещающих его детей. С 1998 г. были введены денежные выплаты родителям, которые не пользуются услугами субсидируемых государством детских садов, а с января 1999 года эта программа стала охватывать всех детей 1 — 2 лет Если на одно рабочее место в детском саду есть два желающих, то мужчина всегда имеет больше шансов занять это место. Бережному отношению к природе в Норвегии уделяется особое внимание͘ Работа по экологическому воспитанию норвежцев начинается уже с младшей группы детского сада͘ Дети очень много проводят времени на природе͘ Методы дошкольного экологического воспитания в Норвегии : Воспитатель предлагает детям найти новой применение старым вещам, а не спешить выбросить их в мусорное ведро͘ Обращают внимание детей на то, что сортировать мусор - ответственность каждого добросовестного жителя планеты͘ Детсадовцы регулярно (раз в неделю) отправляются на экскурсии в теплицы, где выращиваются экологически чистые овощи, ягоды и фрукты͘ Прогулки проходят в любую погоду, чтобы приучить детей ценить красоту природы независимо от погодных условий͘ Каждый год в экологическом детском саду выбирается тематическая направленность в воспитательной работе, например, может быть выбрана тема «Моря и его обитателей»͘ В начальных и средних школах Норвегии преподаются следующие предметы : * Религиозное и нравственное образование * Норвежский язык * Математика * Обществоведение * Искусство и ремесла * Естествознание * Английский язык * Иностранный язык * Музыка * Питание и здоровье * Физическое воспитание Обучение с 6 лет . Развивающие игры . Восприятие базовых навыков чтения, письма, счета . Начало изучения английского языка . Начальная школа ( Barneskole ) Со второго класса вводятся математика, история, география, основы естественных наук͘ Преподавание социальных дисциплин с пятого класса . Во время обучения в начальной школе детям не ставятся оценки за успеваемость͘ Успеваемость и оценки, полученные в неполной средней школе, определяют возможность поступления ученика в полную среднюю школу по своему выбору͘ Обучение с 12 - 13 лет͘ С 8 класса ученики могут выбирать один предмет по своему усмотрению ( valgfag ) из числа иностранных языков — немецкого, французского и испанского͘ Неполная средняя школа ( Ungdomsskole ) Полная средняя школа Обучение в полной средней школе носит необязательный характер, но большинство выпускников неполных средних школ решает продолжить образование . Причиной тому является закон от 1994 года, обязывающий образовательные учреждения предоставлять возможность получения полного среднего образования всем гражданам в возрасте от 16 до 18 лет . До реформы 1994 года полная средняя школа разделялась на общий, финансовый и профессиональный профили, но решением правительства они были объединены . Позднее все же было выделено 2 профиля : общеобразовательный и профессиональный . Правительство стремится внедрить информационные технологии в школьное образование, выразившееся в том, что во многих регионах страны официальные власти предлагают студентам общеобразовательных профилей ноутбуки бесплатно или по крайне низкой цене . Большинство учащихся, изучающих дисциплины по выбранной профессии, занимаются с целью получить свидетельство о приобретении специальности . Обучение на данном этапе занимает 3 года, так что средний возраст выпускников средней школы — 18 - 19 лет . В конце последнего года учебы (VG 3 ) школьников ожидают выпускные экзамены . Направления учебной и практической подготовки старшей школы͗ * Спорт и физическая культура * Музыка, танцы и драматическое искусство * Дисциплина по специальности * Строительное и конструкторское дело * Дизайн и ремесла * Электротехника * Социальная помощь и здравоохранение * Средства массовой информации и коммуникации * Сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство * Общественное питание * Сфера услуг, транспорт и связь * Техника и Промышленное производство Народная школа В переводе с норвежского Folkehogskole ( Folk high school ) означает "высшая народная школа"͘ Этот тип учебного заведения иногда называют "северным феноменом"͘ Первая такая школа появилась 150 лет назад в Дании͘ Затем они распространились по всей Скандинавии, где сегодня их насчитывается около 400͘ Но диплом такой школы - это не свидетельство о получении специальности͘ Несмотря на то, что около 30% выпускников после окончания школы сразу устраиваются на работу, остальные продолжают образование, диплом народной школы дает его обладателю дополнительные очки при поступлении в университет͘ В задачу народных школ всегда входило не столько обучение, сколько формирование личности и помощь в выборе профессии Первая норвежская народная школа открылась в 1864 году, а сегодня существует 77 народных школ, находящихся по всей стране͘ Примерно 6 000 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, получивших законченное среднее образование, ежегодно посещают народные школы͘ Ряд народных средних школ также предлагают краткосрочное обучение для взрослых, а четыре из них предоставляют специальные программы для людей с физическими или умственными недостатками . В народных школах студентам предоставляется жилье, что является одним из важных составляющих образовательной программы͘ Педагогические программы предоставляют студентам широкие перспективы, и построены таким образом, чтобы позволить им развиваться индивидуально, социально и академически͘ Все школы маленькие, с обычным набором от 60 до 100 студентов͘ При обучении в народных школы не присуждаются научные степени и не сдаются официальные экзамены͘ Студенты оканчивают обучение в народной школе, получая диплом, но школа не дает никаких официальных квалификаций в соответствии с государственной образовательной системой͘ Основными предметами являются музыка, исполнительские виды искусств, жизнь на воздухе, средства массовой информации, информатика, ремесла, международное сотрудничество, спорт и другие, все студенты также обязаны посещать факультативные занятия͘ Высшее образование Университеты Специализирован ные университеты Университетские колледжи Частные высшие школы • Для поступления в высшие учебные заведения Норвегии необходимо получить аттестат по окончании средней школы͘ • Студент должен быть не старше 23 лет и завершить 5 лет учебы в школе, совмещенной с практикой, а так же сдать экзамены по норвежскому языку, математике, английскому языку, естественным и социальным наукам͘ • Поступление на бакалавриат осуществляется через Норвежскую Службу Поступления в Колледжи и Университеты на основе балловой системы͘ • Существует возможность исправить оценки, полученные в средней школе, но, тем не менее, 40% мест в университетах предназначаются для распределения на конкурсной основе среди абитуриентов, не воспользовавшихся вышеописанной возможностью͘ Обучение в ВУЗах Норвегии 3 г о д а от 2 д о 5 л е т Д о 4 л е т бакалавриат Магистратура (после бакалавриата ) докторантура Степени магистра разделяются на 3 типа͗ Магистр наук, Магистр философии Магистр технологии Предполагает проведение научного исследования͘ По многим специальностям необходимым условием является 1 год преподавательской практики Педагогическое образование • Основная цель норвежского педагогического образования состоит в обеспечении профессионального становления и высокого уровня мастерства педагога, способного к творческому осмыслению педагогической ситуации и проектированию собственной деятельности . • В Норвегии каждый преподаватель, в том числе и университетский, обязан иметь педагогическое образование. • Если специалист получает место в университете, и у него нет педагогического образования, то он в течение двух лет после начала работы обязан прослушать курс по университетской педагогике. • Педагогическое образование ориентировано на развитие общей эрудиции. • Для студентов первого года обучения обязательным является курс «Драма», который позволяет глубже понять смысл человеческих отношений, духовные символы культурного развития, формирующие ментальность норвежского общества. • На протяжении последующих двух лет учебы студент углубляет свои знания в области двух или трех школьных предметов, включая и методико - дидактические аспекты преподавания предметов. • Характерная особенность: студент совершенно произвольно, исходя из своих интересов и желаний, выбирает комбинацию изучаемых предметов. При этом важно только, чтобы он набрал требуемое количество баллов (120 — за первые два года, 120 — за последующие два года). • Современная структура системы педагогического образования Норвегии представлена образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку учителей различного уровня квалификации͗ • • первый уровень системы педагогического образования - региональные педагогические колледжи, колледжи университетского уровня, осуществляющие подготовку учителей дошкольных образовательных учреждений (3 года), учителей начальных классов (2 - 3 года), учителей среднего звена (3 - 4 года)͖ • • второй уровень системы педагогического образования - высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку школьных учителей по двум уровням͗ бакалавр и магистр͖ • • третий уровень системы педагогического образования - докторантура͘ • Диалоговый, деятельностный , личностный подходы определяют специфику педагогического взаимодействия педагога и студентов в образовательном процессе͘ • Для реализации названных подходов норвежские педагоги руководствуются принципами, мотивирующими активность студентов в освоении теоретического и практического материала, позволяющими интегрировать процесс теоретической и практической подготовки обучающихся с их личностным развитием (активность личности в процессе обучения, включение ее в значимую деятельность, уважение и принятие права студента на индивидуальный способ самовыражения, вера в возможности и способности обучающегося, сотрудничество в образовательном процессе)͘ • В основе организации процесса педагогической подготовки норвежских студентов, будущих учителей, лежат теоретические концепции • Л͘С͘ Выготского, • А͘ Джоанасена , • Дж͘ Дьюи , • У͘ Килпатрика , • А͘ Маслоу , • К͘ Роджерса , • Б͘ Скиннера͘ • 1͘ образовательные программы обучения предусматривают изучение общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно - методических и организационно - управленческих задач͖ • 2͘ предметные блоки, предлагаемые для дополнительного изучения (например, «Образовательная теория»), представлены в виде модулей («Теория науки», «История образования», «Этика и современность», «Педагогическая психология»), что способствует глубокому и разностороннему рассмотрению проблем учебно - воспитательной деятельности учителя͖ • 3͘ учебные курсы предполагают выполнение студентами научно - исследовательских проектов, ориентирующих процесс обучения на развитие педагога - исследователя͖ • 4͘ педагогическая деятельность учителя рассматривается в образовательных программах по тематическим блокам (например, «Учитель, ученик и образовательная среда»), интегрирующим знания различных учебных дисциплин͘ Содержание учебных программ обусловливает выбор активных образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи педагогической подготовки школьных учителей͘ Среди них͗ компьютерное обучение, • временная работа в группах, • проектный метод, • мозговой штурм, • деловая и ролевая игра, • написание учебных пособий, эссе, • портфолио͘ Названные педагогические технологии, активно используемые преподавателями норвежских университетов, направлены на развитие творческих способностей студентов в процессе поиска нового знания͘ Источники͗ • http:// doshvozrast.ru/roditeli/detturizm06.htm • http://www.norge.ru/norgesuddannelsessystem / • https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Норвегия • http:// www.russisk.org/forum/content.php/264 - Образовательная - Система - Норвегии • http:// www.ocm.perm.ru/stat/stat_12.htm • http://www.dissercat.com/content/podgotovka - shkolnogo - uchitelya - v - sisteme - pedagogicheskogo - obrazovaniya - norvegii