Новые подходы и тенденции во взаимодействии методических служб и учреждений образования
Новые подходы и тенденции во взаимодействии методических служб и учреждений образования
Тимофеева Л.А.
Качественное образование, его ценности, мастерство и профессионализм педагогов определяют будущее общества. В современных условиях проблемы взаимодействия учреждений образования и методических служб требует новых подходов, позволяющих выявить и использовать резервы повышения эффективности и совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Сегодня у школы появились новые возможности для творчества, у учителя есть свобода выбора средств, форм, содержания образования. Все эти преобразования вносят существенные изменения в процесс взаимодействия методических служб и учреждений образования. Меняется и сама роль методических служб, в них включаются новые структурные элементы, появляются нестандартные формы работы. Образовательный процесс во многом приобретает творческий характер, каждый педагог имеет возможность опробовать усовершенствованный, модифицированный им самим или его коллегами вариант образовательной программы. Появляются новые подходы и направления:
-углубленное изучение методики преподавания предмета, опережающее рассмотрение вопросов, вызывающих затруднения у педагогов;
регулирование учебно-воспитательного процесса на основе анализа проверочных работ, проведения различных опросов, тестирования и т.д.;
планирование работы на основе диагностики затруднений, возникающих у учителей в процессе реализации обновленных вариантов содержания образования.
Отойдя от авторитарного управления, назидательных рекомендаций, школа начала работать над созданием нетрадиционных, альтернативных методик, программ, курсов, учебных пособий, активизировался поиск новых педагогических технологий. Расширяется само понятие взаимодействия, взаимовлияния, его сущность, содержание, способы распространения достижений науки, методическая работа обретает качественно новый уровень, в основе которого лежит личностный подход к субъектам образовательного процесса, развивается идея сотрудничества, углубляется содержательное наполнение образования, формируется особая, человеческая позиция.
Определяются следующие условия успешного взаимодействия, внедрения новых технологий и форм методической работы:
социальные;
морально-психологические (формирование у педагогов потребности в освоении нового, развитие творческой инициативы);
научно-теоретические (наличие теоретических разработок и научно-педагогических рекомендаций по проблемам, которые предстоит решить практическим работникам;
научно-методические (обеспеченность методическими рекомендациями, положениями, разработками в соответствии с возможностями педагога).
Эти условия создаются постепенно, что требует системной, постоянной работы с педагогами, разумного внедрения научно-теоретических положений, идей, концепций, программ в практику школ и методических служб. Взаимодействие и внедрение предполагают отражение современного уровня развития науки, обоснование рекомендуемых мер данными передового опыта, лучшей работы педагогов, логической последовательности системы педагогической деятельности при внедрении опыта, рекомендаций.
Образование можно рассматривать как процесс и результат педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и интересах общества. В настоящее время на смену учебно-дисциплинарной модели образования пришла личностно-ориентированная модель, основанная на подходе к школьникам как к полноправным партнерам в условиях сотрудничества, ориентирующаяся на демократизацию социальных институтов образования, его гуманизации, на возвращение к национальным, культурно-историческим традициям, на тесном взаимодействии поколений.
Новым подходом является гуманизация, основывающаяся на переориентации образовательного процесса на личность, усиление внимания к жизненным интересам, мотивам поведения человека. Индивидуализация, учет уровня развития, возможность включения каждого участника в систему межличностных отношений, интеграция, объединение всех воспитательных сил общества, единство деятельности школы, семьи, всей социосферы стало важным и актуальным явлением в культурно-образовательной деятельности.
В образовательную практику внедряются новые педагогические технологии, отмечается активное стремление к творческому поиску. Во многих школах отмечается интенсивность разработки учителями собственных вариантов программ, ими предлагается модификация курсов, занятий, школы, и в целом коллективы пытаются найти собственный путь развития.
Так, интересен опыт школа № 52 г. Улан-Удэ, где организация воспитывающей деятельности основана на музейной педагогике, что предполагает формирование гражданских чувств, воспитание бережного отношения к памяти, приобщение к историческому прошлому, наследию своего края, отечества. Интересен опыт работы классного руководителя Л.С. Орловой (шк. №46 г. Улан-Удэ) по воспитанию духовной культуры старшеклассников. Примечателен опыт работы педагога дополнительного образования С.Р. Сотниковой (школа-интернат для слабослышаших № 62 г. Улан-Удэ), воспитание и приобщение детей к народным ремеслам через символические знаки, обереги, которые бытовали и бытуют на протяжении многих поколений народов, через заучивание закличек, поговорок, пословиц, народные игры, их восстановление и возрождение.
Коллективы школ № 26, 51, 56 г. Улан-Удэ, определили содержание образовательной деятельности на технологии включения школьников в сферу традиционного уклада жизни, народного фольклорного творчества, национального восприятия мира, формировании личности, любящей свой край, знающей его историю, на которой осуществляется духовное развитие подрастающего поколения. Перспективой данных школ является активизация поликультурного воспитания и развития толерантности, открытости к разным культурам мира.
В тесном взаимодействии, непрерывном образовании заключено научно-техническое развитие, под воздействием которого происходят крупные перемены, меняются функции и направленность традиционных учебных заведений, возникают новые принципы общедоступности, открытости, гибкости, вариативности, многофункциональности. Определяются новые контуры образовательных систем, открывающих педагогу широкие возможности для саморазвития и самосовершенствования.
Сегодня сложилась тенденция поддержки творческих начинаний учителя. Именно такой путь взаимодействия стимулирует поиск новых идей, средств, способов деятельности. Потому у методических служб должна быть ориентация на стимулирование способностей педагогов к осознанному личностному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, к последовательному целеустремленному обогащению своей профессиональной и духовной культуры.
Наметился новый подход, который предполагает осознание взаимовлияния, глубокий анализ рисков и ошибок, ожидаемых в будущем, осуществление совместных проектов и разумное решение конфликтов, т.е. их коллегиальное, демократическое решение.
Демократическому началу во взаимодействии методических служб и школ, в определении структуры, содержания деятельности большое значение придает педагогическое образовательное общение, реализующееся в повышении квалификации педагогов, в системе методической работы.
При рассмотрении вопроса о новых тенденциях, подходах, путях взаимодействия, методической работы представляют интерес исследования Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщикова по определению учебно-методического комплекса по следующим аспектам:
макроуровень, который рассматривает формулировку и обоснование сущности систематизирующей педагогической идеи, принципов и генеральных целей ее реализации (миссия школы);
мезоуровень – совершенствование внутришкольных нормативных документов, которые, с одной стороны, конкретизируют миссию школы через определение школьного компонента содержания образования, разработку учебного и воспитательного планов школы, проектирование организации образовательного процесса, а, с другой, обуславливают разработку и корректировку учебных программ и методик преподавания;
микроуровень – учебные и воспитательные программы и методики преподавания курсов, предметов, воспитывающей деятельности в классном коллективе
Вышеназванные условия, уровни исходят из творческих поисков лучшего решения педагогических задач, сбора, обработки и распространения информации, проектирования, овладения новыми знаниями, методами, которые требуют от методических служб и педагогов высокой профессиональной компетентности, широты мышления, готовности воспринимать нововведения, способности оптимизировать свой педагогический труд, высокой творческой мобилизации, ведь именно учитель генерирует новое, воплощает тот сплав профессионализма, высокой духовности, гражданственности, которые позволяют ему быть связующим звеном в цепи поколений.
Представляют интерес исследования И.В. Жуковского об этапах деятельности методической службы.
I этап – информационно-аналитический, предусматривающий самоэкспертизу состояния образовательной и методической работы.
II этап – мотивационно-целевой и планово-прогностический, который предполагает диагностику социально-педагогической деятельности, определение ценностных оснований субъектов образовательного процесса, их готовность к инноватике, разработку стратегии методической деятельности на основе выявленных проблем и прогноза ожидаемых результатов.
III этап – организационно-исполнительский, предполагающий создание условий для внедрения инновационных процессов в творческих группах, лабораториях.
IV этап - контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный. На данном этапе анализируется работа творческих групп, обобщается позитивный опыт деятельности через творческий отчет педагогов, защиту проектов, участие в конференциях, публикации, подготовка диссертационных исследований. В данных позициях прослеживаются новые тенденции и подходы к организации методической работы в образовательных учреждениях. Вместе с тем, к работникам методических служб предъявляются большие требования, именно методисты помогают педагогами разрабатывать и воплощать идеи гуманизации, интеграции, демократизации, модернизации, ориентируют на современные образовательные процессы. Сегодня методист, работающий в образовательной системе должен быть не только осведомлен в своей области, но оперировать знаниями, представляющими универсальную ценность, относящимся к жизнеполаганию, природному окружению и общим целям общества и человечества.
Ведущим принципом в отличие от старых подходов и принципов в методической работе становится личностно-ориентированный подход. Методисты, постоянно встречаясь с педагогами, тактично выявляя уровень их профессионализма определяют содержание и формы методической помощи. Педагогический состав в образовательных учреждениях сегодня самый различный, появились новые категории работников образования: преподаватели экономики, права, практические психологи, социальные педагоги, экологи, валеологи, которые чаще всего не имеют педагогического образования, кроме них: классные руководители, молодые заместители директоров школ, у которых недостаточно сформированы профессиональные умения (педагогические, диагностические, организационно-деятельностные); учителя, работающие по традиционной системе, с консервативным мышлением, с низкой мотивацией, педагоги, желающие освоить новые технологии обучения, воспитания и развития, но испытывающие определенные затруднения. Немало педагогов, работающих по авторским программам, по своим оригинальным методикам, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Потому от методистов требуется высокий профессионализм и эрудиция для оказания помощи различным категориям педагогических работников, для использования своих личностных и профессиональных резервов, построения индивидуальной системы целостной педагогической деятельности. Все это требует от них умения работать по законам творчества, используя собственный потенциал.
Рассматривая вопрос о новых подходах и тенденциях взаимодействия методических служб и учреждений образования необходимо отметить, что система образования сегодня переживает достаточно интересный период по обновлению, реструктуризации, модификации, внедрению и апробации инновационных педагогических технологий, переходя к поливариантным формам развития, к свободе выбора, сотрудничеству, взаимодействию, формированию взаимодополняющих и гибких систем методической деятельности, ориентированной на развитие творческого потенциала педагогов, повышение их профессионализма и мастерства.
Методические службы уделяют особое внимание изучению использования и распространения новых методов воспитания, обучения и развития, основанных на важнейших современных психолого-педагогических принципах управления процессом усвоения знаний, новых подходов к развитию личностных качеств педагогов.
Новые подходы несут в себе конструктивное начало, расширяют возможности человека, позволяют максимально развивать свои способности создаются условия для осмысления концептуальных основ образования и овладения новыми технологиями. Сегодня в условиях модернизации образования оказываются востребованными такие качества педагогов, как профессионализм, свобода, творчество, которые возвышают учителя и профессионально, и личностно.
Таким образом, новые тенденции, подходы во взаимодействии по совершенствованию учебно-воспитательного процесса заключаются в следующих содержательных линиях:
радикальное изменение в работе с педагогами путем модификации на основе осмысления практики, совершенствования сложившегося опыта;
прогнозирование и проектирование методической работы на основе научной информации;
создание условий для более тесного взаимодействия, полной самореализации педагогов;
переориентация педагогического сознания на новые ценности образования, на личностно-ориентированный подход в осуществлении образовательного процесса, в его развитии. Обновленное содержание методической работы отвечает запросам педагогов в саморазвитии, способствует более тесному взаимодействию методических служб и образовательных учреждений.
Методические службы содействуют развитию профессионализма, социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности учителя, его способности не только решать педагогические задачи, но и осуществлять инновационные процессы, стремиться создавать условия творческого развития личности всех субъектов образовательного пространства.