Система воспитательной работы в 7 классе

Алимова Наталья Николаевна
учитель биологии и химии
Некрасовской общеобразовательной школы
специалист высшей категории
Мой лозунг:
«УЧИТЕЛЬ! БУДЬ ТАМ, КУДА ЗОВЁШЬ СВОИХ УЧЕНИКОВ»

Окончила Мелитопольский государственный педагогический институт, работаю в школе почти 30 лет. Являюсь классным руководителем замечательного теперь уже 7 класса. Ребята проблемные, гиперактивные , но очень «добрые внутри». Эта доброта и участие, сочувствие , стремление помочь делает моих воспитанников «солнечными». Они излучают «лучики», проявляя важные качества настоящего человека.
Дети пришли ко мне не классом, а группами – разрозненность была удивительная. Причём больше индивидуалистов, которые сами по себе и со мной. Приходили ко мне в кабинет по одному, « шестерили». И даже на День учителя поздравляли тайно друг от друга. И передо мной стала первоочередная задача – создать сплочённый коллектив. Огромную роль в этой работе сыграли мои выпускники. Они приходили в школу ко мне и рассматривали наши архивные фотографии «Летописи класса». При этом рассказывали моим орлам о походах, велокроссах, рыбалках, субботниках по выходным. И ещё о многих традициях, которые проходили под девизом «Один за всех, и все за одного». Мои слушали с открытыми ртами, и, конечно же, предложили мне продолжать традиции прежних выпускников, используя тот же девиз. Мы стали достаточно сплочённой группой.

СИСТЕМА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Воспитание – это целенаправленный и сознательно организованный процесс социализации личности, включающий в себя овладение учащимися опыта, формирование социальных и духовных отношений как важнейших компонентов личностного развития человека.
Главная цель воспитания – создание условий для разностороннего развития личности, способствующие самореализации школьника, увеличивать его возможности и конкурентоспособность в обществе.
Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Успешность работы классного руководителя во многом зависит от ее плановости и систематичности не только в течении года от месяца к месяцу, но и из года в год. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания. Поэтому, важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы, ориентируясь на общешкольный годовой план. Когда дети переходят из начальной школы в 5 класс, наблюдается такой период адаптации, который характеризуется взлётами и падениями. В этот период школьной жизни, дети нуждаются в опоре, защите и понимании.
Я работаю со своим классом два года. В прошлом году мне выражали «глубокое сочувствие» по поводу моих будущих воспитанников не только учителя начальных классов, но даже родители. Все советовали «запастись терпением». В классе было 11 человек, из них две девочки. Успеваемость и поведение далеко не идеальны. Класс считается трудным, много детей воспитывается в неполной семье, материально не обеспечены, но при первых встречах ещё в начальной школе и при проведении мероприятий в рамках недели биологии и экологии мне класс понравился своей активностью, любознательностью, добрым отношением к людям. Но с планированием и постановкой долгосрочной проблемы торопиться не стоит, так как организационная работа классного руководителя должна начинаться с досконального изучения личности каждого ученика.
Я начала подготовку к работе с классом с изучения возрастных особенностей развития младших подростков. Это один из самых сложных , но в тоже время самых значимых периодов в жизни детей. Этот период характеризуется внутренними конфликтами с самим собой и окружающими. В этот период наиболее частыми спутниками ребёнка становятся смена настроений и непонимание себя.
Исследования внутреннего мира подростка показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают сложности в развитии и становлении личности. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Этот период часто называют кризисным. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Классный руководитель должен проявлять большое внимание внутреннему миру ребёнка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребёнка решать наедине с ним.
Подростковый возраст – самый благоприятный для развития творческих способностей.
Важнейшим аспектом воздействия на детей становится работа, связанная со сформированием устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привитием им истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчанием лжеценностей. В этот период необходимо обратить внимание на следующие аспекты воспитания младших подростков:
- формирование нравственных личностных качеств;
- знакомство с положительными идеалами.
Следует глубоко осмыслить особенности развития и поведения современных подростков, уметь поставить себя на их место. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить хорошие отношения в системе «школа-семья-общество-ребёнок».
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Ребятам будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Классный руководитель должен умело корректировать и направлять работу воспитанников. При планировании воспитательной работы, следует учитывать особенности возраста. Мой план в прошлом году содержал больше адаптационных мероприятий и раскрытие творческих талантов, но ребята раскрывались с неохотой, стеснялись друг друга. Анализируя работу коллектива, мной определяются приоритетные направления работы будущего года, определяются цели и задачи согласно приоритетным направлениям развития младших подростков.
Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания, у детей возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности приходит период, когда главным объектом изучения становится сам человек, его внутренний мир. Интерес к себе , к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Таким образом, в развитии младших школьников приоритетным является формирование представлений подростка о собственной личности. По этой причине следует максимально развивать направление ценностного отношения к себе.
Несовпадение трёх точек созревания- полового, общеорганического и социального, создаёт почву для основного противоречия подросткового возраста. Возникновение у ребёнка чувства взрослости является центральным и специфическим новообразованием этого возраста. Данное новообразование становится стержневой особенностью личности. Именно чувство взрослости включает социальную активность подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей, способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях. В подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.
В нравственном отношении подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды в процессе учебно- вспитательной работы.
В этот период происходит изменение характера познавательной деятельности. Ребёнок становится способным к сложному аналитико- синтетическому восприятию окружающего мира, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения, развивается способность к абстрактному мышлению. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше проявляется его преднамеренный характер.
Данная возрастная категория имеет психологическую особенность – избирательность внимания: дети хорошо воспринимают необычные, захватывающие уроки и классные дела. Но стоит отметить , что дети очень быстро переключаются и им надоедает один род деятельности. Если же создаются труднопреодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. Ранее подросток со всем соглашался, теперь у него всё чаще появляется своё мнение. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, родители считают, что их дети подвергаются чужому влиянию и, как результат, наступает конфликтная кризисная ситуация. «Верхи» не понимают или не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по- старому.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения. Подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Мальчишки выбирают себе кумиров среди смелых, сильных, мужественных людей. Притягательными могут стать не только книжные и виртуальные пираты, но и реальные «уличные смельчаки». Подражая им, сами того не понимая, они переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость – подлостью, любовь к себе – насилием над другими. Девочки – подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Организация позитивной воспитательной среды зависит от эмоционального контакта со сверстниками, так как в подростковом возрасте для ребят это важнее чем с родными и близкими людьми. Огромное значение также имеют отношения с педагогами. При открытой позиции педагог доступен учащимся как личность со своими радостями и заботами, что создаёт атмосферу принятия и понимания между взрослым и ребёнком.
Открытость педагога выполняет в обучении и воспитании младших школьников ряд существенных признаков:
- информация , которую предлагает педагог учащимися для усвоения на уроке, во внеклассной работе, воспринимается ими как достоверная и убедительная;
- суждение педагога о жизни, образ его мыслей и поступков становятся созвучными учащимся;
- в общении с учащимися создаётся атмосфера искренности,
доверительности, потребности делиться с педагогом своими мыслями, сокровенными желаниями и даже тайнами.
Проблема, над которой я работала в этом году, сформировалась исходя из вышесказанного: «Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; использование КТД для сплочения коллектива».
Исходя из задач, согласно приоритетным направлениям работы с младшими школьниками и пожеланиям самих ребят создаётся план работы на год. Этот план примерный, так как в течении года он корректируется по потребностям и особенностям воспитания.
Система в работе классного руководителя предполагает целесообразное сочетание форм и методов обучения с организацией практической деятельности школьников. Это отражается в планировании работы с классом, общественностью, родителями и учителями- предметниками. План должен содержать различные формы и методы , интересные мероприятия. Для этого я использую методику «Дерево желаний». В конце года ребята получают листки с изображением дерева с многочисленными ветками. На этих ветках дети должны написать темы, которые их интересуют, какие мероприятия следует проводить чаще. Совместное планирование с учащимися воспитательной работы полезно тем, что позволяет сделать процесс планирования занимательным и творческим не только для меня, но и для деток. На родительском собрании также провожу анкетирование родителей и учитываю их пожелания. Планирование – это первый , но очень важный, шаг к тесному взаимодействию с детьми и родителями.
Структура организации моей работы в детском коллективе состоит из четырёх этапов.
Первый этап:
- знакомство с классом
- диагностика классного коллектива в целом
- личностные характеристики учащихся
- определение целей и задач воспитания согласно с диагностикой
Второй этап:
- изучение основных документов школы для планирования воспитательной работы в классе
- планирование содержания воспитательной работы
- определение методов и приёмов воспитательного воздействия на детей согласно содержанию воспитательной работы
- определение форм организации воспитательного процесса
Третий этап :
- реализация определённых задач
Четвёртый этап:
- проверка результативности воспитательной работы
- оценка и анализ результатов воспитания
Результатом воспитания являются следующие показатели :
- стремление к собственному физическому и умственному развитию;
- проявление инициативы, самостоятельности, ответственности за поступки;
- общественная активность, стремление принимать участие в школьном и классном самоуправлении;
- соблюдение правил для учащихся, законов школьной жизни, законов нравственности и морали;
- стремление к соблюдению правил этики , культуры поведения;
- стремление к участию в оценке событий, которые происходят в стране и мире, в классе и школе.
Особое внимание я уделяю определению результативности воспитательной работы с учащимися и родителями. Провожу это различными способами:
- детям и родителям предложить вспомнить проведённые мероприятия и попросить выделить из списка классных дел:
- самые интересные;
- самые значимые;
- самые скучные;
- самые полезные.
- можно также использовать диагностику, в которой на листке написан список классных дел за год, в которых дети принимали участие. Ребята должны напротив каждого дела нарисовать смайлик, т.е. высказать своё отношение к данному мероприятию. Эта диагностика показывает эмоциональное отношение ребёнка к планированию. Также провожу анкету «Воспитание глазами родителей» (приложение), использую методику «Незаконченное предложение » (приложение) Это позволяет более объективно оценить результативность воспитательной работы с классом, а также помогает в планировании «параллелей желаний» всех участников процесса воспитания.
Приложение
Анкета «ВОСПИТАНИЕ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ»

1.Какие мероприятия класса и школы этого года понравились вашему ребёнку?
2. Какие мероприятия класса и школы понравились вам?
3. Какие мероприятия класса и школы вам не понравились?
4. Какие мероприятия не понравились вашему ребёнку и почему?
5. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог бы участвовать ваш ребёнок?
6. В каких делах класса и школы могли бы вы принятьучастие в будущем году?
7. Какие мероприятия вы могли бы предложить для плана воспитательной работы?
8. На что мне стоит обратить внимание в воспитании ваших детей ?
9. Какие традиции , по вашему мнению, необходимо развивать в коллективе в будущем учебном году?
10. Какие совместные мероприятия детей и родителей вы хотели бы предложить?
11. Как вы относитесь к нашему клубу «выходного дня»?

12. Какие места вы хотели бы посмотреть в системе «Краеведение»?

Приложение

Методика «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Вопросы для учащихся:

- Школа для меня – это
- Класс, в котором я учусь, - это
- Учителя для меня – это люди, которые
- Мои одноклассники- это
- Уроки для меня – это
- Предметы, которые мне нравятся, - это
- Предметы, которые мне не нравятся, - это

Вопросы для родителей:

- Школа, в которой учится мой ребёнок, - это
- Класс, в котором учится мой ребёнок, это
- Одноклассники моего ребёнка – это
- Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это
- Предметы, которые нравятся моему ребёнку, - это
- Предметы, которые не нравятся моему ребёнку, - это


Задачи воспитания в общеобразовательной школе предполагают воспитание личности, способной:
- проявить все свои физические способности, свой талант, одарённость в полном объёме;
- уважать жизнь как бесценный дар природы;
- уважать себя как уникальное явление;
- признавать и соблюдать традиции и обычаи, нравственные идеалы и ценности своего государства, свои и чужие права и свободы;
- быть дружелюбным и толерантным ко всем жителям планеты;
- стремиться максимально бережно относиться к окружающей среде –
сберечь её для потомков.
Согласно с основными направлениями воспитательной работы определены главные принципы воспитания:
- принцип национальной направленности предусматривает формирование национального самосознания, воспитание любви к родному краю, своего народа, толерантное отношение ко всем народностям, проживающих на Украине;
- принцип культуросоответстви формирует базис культуры личности на основе изучения общекультурных ценностей, преобразовании содержания исторически - этнического опыта человечества.
- принцип целостности направлен на гармоническое и всестороннее развитие личности, формирование у неё целостной картины мира, охватывает все сферы жизнедеятельности детей;
- акмеологический принцип заключается в усвоении ребёнком наивысших морально – духовных ценностей, формирование умений преодолевать трудности, прогнозировать последствия своих поступков, способности сознательно принимать решение;
- принцип субъект – субъектного взаимодействия характеризует участников воспитательного процесса как равноправных партнёров;
- принцип адекватности воспитания к психологическим условиям развития личности предусматривает, что воспитатель концентрирует свое внимание на ребёнке, берёт во внимание его возрастные и индивидуальные особенности, вырабатывает индивидуальную программу развития для каждого воспитанника, ни в коем случае, не навязывает ему своё мнение, стимулирует развитие в личности сознательного отношения к своему поведению, деятельности, жизненного выбора;
- принцип личностной ориентации определяет, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребёнка своеобразно и неповторимо. Воспитатель культивирует у подрастающего поколения чувство самооценки, уверенности в себе, определяет право на свободное развитие и реализацию своих способностей;
- принцип превентивности включает в себя формирование позитивных социальных понятий, предупреждение употребления наркотиков, предотвращение суицида и формирование навыков безопасных половых отношений;
- принцип технологизации – воспитательный процесс предусматривает научно аргументированные действия педагога и соответственно организованные ним действия воспитанников, что гарантирует положительный результат и ведёт к конечной цели воспитания.
Положительная динамика воспитательного процесса зависит от взаимосвязанного действия всех этих принципов. В прошлом учебном году я работала, основываясь на приоритетные направления воспитательной работы, но использовала также основные ориентиры воспитания. Основные направления я внедряю в своей воспитательной работе, но разделение несколько отличается. Наиболее актуальными направлениями воспитания всегда считала : «здоровье», «интеллект», «общение», «нравственность», «гражданин», «семья», «досуг», «трудовое воспитание».

Направление «ЗДОРОВЬЕ»
Цель: демонстрировать значимость физического и психического здоровья.
Задача:
- формировать внимание к собственному здоровью, стремление к его сохранению.
Виды деятельности:
-изучение состояния физического здоровья учащихся класса по данным медицинских учреждений, ведение «Листа здоровья»;
- сотрудничество с родителями и учителями- предметниками;
- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме защиты и сохранения своего здоровья;
- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом
Формы внеклассной работы:
- спортивные конкурсы, соревнования на уровне школы, спартакиады, марафоны, викторины, конкурсы спортивных газет и рефератов, рисунков «Вредным привычкам нет!»
- беседы, дискуссии, классные часы по следующим темам: «Режим дня школьника», «Азбука здоровья в стихах», «День физкультуры и сорта», «Как стать сильным, ловким и выносливым», «Алкоголизм», «О табакокурении в стихах и песнопениях», «Курить - здоровью вредить», «Наркотики- свобода или зависимость, полёт или падение?», «Классификатор беды», «Пищевые добавки», «Правильное питание – залог долголетия», «История игры с мячом», «Как сохранить зрение и слух», «Правила закаливания», «Вредным привычкам- нет», « Привычки и здоровье», «Человек! Продли свой век!»,«Токсикомания», «Природа и здоровье» и т.д.;
- походы выходного дня, дни здоровья;
- обсуждение информации в СМИ о спорте, читательские конференции;
- проект «За здоровый образ жизни»;
- подготовка к участию в республиканских конкурсах;
- выпуск газеты «Здоровье».

Направление «ИНТЕЛЛЕКТ».
Цель: развивать способности мыслить, действовать целесообразно, проявлять интеллектуальные умения.
Задачи:
-формировать культуру интеллектуального развития;
- определить учебные возможности ученика и создать условия для роста ученика.
Виды деятельности:
- изучение результативности учебной деятельности ребят, сотрудничество с учителями- предметниками;
- формирование культуры умственного труда.
Формы внеклассной работы:
- интеллектуальные марафоны, бои, ринги, дебаты, игры- конкурсы;
- научно-исследовательские конференции по изучению природы.
В этом году провели конкурсные программы, викторины, турниры: «Знаешь ли ты Крым?», «Знатоки поэзии», «Великие художники мира», «Сообразим!», «Неизвестное об известном», «Самый умный школьник», «Сказки народов мира», «Самый, самый, самый», «Творчество А.С.Пушкина», «Орнитологический турнир» и т.д.

Направление «ОБЩЕНИЕ»
Цель: передавать знания и умения, навыки социального общения.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель- ученик», «ученик - ученик», «ребёнок- взрослый».
- знакомить учащихся с традициями общения различных поколений;
-учить детей быть милосердными, не равнодушными к проблемам других;
- учить толерантному отношению к людям.
Виды деятельности:
- обучение учащихся общению с людьми различных категорий;
- формирование аналитических и рефлексивных умений общения;
- учиться управлять собой;
- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе.
Формы работы:
- тематические классные часы, беседы, дискуссии:
«Мои друзья в моём классе», «Волшебные слова», «Кто живёт рядом со мной», «Время. События. Люди.», «Твори добро», «Правила жизни» ;
- тренинги общения учащихся и их родителей: «Взрослые и дети», «Праздники и будни в семье», «Семейные реликвии»;
- индивидуальные консультации для детей и родителей: «Законы родительской истины», «За что я люблю своих родителей» и т.д.;
- проведение акций и ярмарок милосердия:
«Уважай старость», «Доброе сердце»;
- изучение правил толерантного общения :
«Уроки народоведения», «Танцы народов мира»;
- трудовая помощь людям преклонного возраста.
Хочу отметить , что в настоящее время довольно трудно найти людей преклонного возраста, желающих принять отряд ребят для оказания помощи.
Трудно убедить пожилых людей о добрых намерениях детей. Они перестали верить в порядочность мыслей окружающих. И, я надеюсь, это направление позволит возродить добрые традиции взаимопомощи.

Направление «НРАВСТВЕННОСТЬ»
Цель: формировать нравственные нормы и правила.
Задача:
- формировать у учащихся осознания ценности человеческой жизни.
Виды деятельности:
- воспитание интереса учеников к самопознанию себя , стремление к самосовершенствованию;
- развитие желания действовать правильно в реальных ситуациях жизни;
- развитие волевых качеств;
- воспитание умений выживать в экстремальных ситуациях;
- формирование положительного отношения к обычаям и традициями своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, осознавать и делать выводы.
Формы внеклассной работы:
- курс «Азбука школьника»;
- тематические классные и информационные часы;
- театральные инсценировки;
- поисковая работа;
- акции по сбору помощи детским домам;
- изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
- экскурсии краеведческого характера;
- праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.
Сбор вещей для отправки в детский приют в г. Белогорск. За два года мы отправили 200 кг вещей, много игрушек.

Направление «ГРАЖДАНИН»
Цель: формировать знания о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи:
- формирование правовой культуры;
- формирование гражданской позиции патриотического воспитания;
- осознание своих прав и прав других людей.
Виды деятельности:
- изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
- организация и проведение внеклассных мероприятий;
- формирование понятий «совести», «долга» и «справедливости».
Формы внеклассной работы:
- тематические и информационные часы: «Ветераны второй мировой», «Подвиг , неподвластный времени», «О правовой культуре человека», «Символы моей державы» ;
- конкурсы, викторины по правовой тематике: «Права и обязанности», «Юный правовед»;
- ведение «Правового всеобуча»;
- дискуссии на тему « Я имею право»;
- читательские часы: «О войне».

Направление «СЕМЬЯ»
Цель : сблизить интересы родителей, педагогов и детей по формирования развитой, творческой и коммуникативной личности.
Задачи:
- организация просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- организация и проведение досуга детей и родителей;
- создание благоприятного взаимодействия в системе «школа- семья- общество- ребёнок»;
- организация просвещения родителей по вопросам воспитания детей.
Виды деятельности:
- организация индивидуальной и групповой работы с родителями;
- изучение семей учащихся, их системы нравственных ценностей и традиций семьи;
- использование интерактивных форм работы;
- поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса и школы.
Формы работы:
-тематические классные и информационные часы;
-праздники семьи с участием родителей, бабушек, дедушек;
- проведение «Родительских уроков»;
- тренинги родительского взаимодействия;
- проведение консультаций и бесед совместно с администрацией школы;
- дни творчества.

Направление «ДОСУГ»
Цель: создать условия для проявления инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создание условий для проявления индивидуальности во внеурочное время;
- использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей;
- изучение индивидуальных интересов ребят;
- развитие возможностей справедливо оценивать свои и чужие достижения;
- использование активных форм внеклассной работы на основе учёта возрастных особенностей.
Виды деятельности:
- диагностика потребностей и интересов детей при организации и проведении мероприятий;
- предоставление информации родителям об активности детей и результативности их деятельности;
- стимулирование деятельности учащихся.
Формы внеклассной работы:
- празднование красных дней календаря;
- участие во всех конкурсных программах школы и района;
- театрализованные представления;
- презентации, конкурсы талантов, КТД и проекты;
- исследовательская деятельность.
Направление «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Цель: формирование трудовых умений и навыков учащихся.
Задачи: - формировать трудовые навыки при работе на пришкольном участке;
- ознакомить с безопасными приёмами работы и правильным использованием орудий труда;
- формировать стремление к соблюдению гигиенических и санитарных норм;
- создать условия и направить детей на работу исследовательского характера.
Виды деятельности:
- изучение особенностей трудовой деятельности каждого ученика дома;
-изучение медицинских показателей учащихся и определение индивидуальной нагрузки;
- формирование желания создавать прекрасное вокруг себя.
Формы внеклассной работы:
- экологические субботники;
- уборка закреплённой территории;
- ландшафтные изменения на пришкольном участке:
выращивание рассады декоративных растений, высадка растений, обработка почвы; выращивание саженцев ореха грецкого и помощь в их посадке при закладке аллеи Памяти, уборка территории памятника;
- наведение порядка в закреплённом классе ; экспериментальное наблюдение за живыми объектами и ухаживание за ними.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

Вековая мечта лучших умов человечества – формирование творческой, всесторонне-развитой, конкурентно-способной личности. Но самым главным в своей работе считаю воспитание настоящего человека, человека с большой буквы. Воспитанникам всегда говорю ключевую фразу: отличником ты можешь и не быть, но Человеком быть обязан. Контингент учащихся меняется, а эта истина вечна. А воспитание нужно осуществлять , используя технологию сотрудничества.
А принципы этой технологии определяют практические направления организации воспитания. Классный руководитель должен помнить о гуманистическом начале, т.е. нужно учитывать личность каждого ребёнка с его интересами и мотивами, потребностями и стремлениями, его внутренним миром. Учитель должен строить систему воспитания не под себя, а под воспитанников.
Личностный подход воспитательного процесса может быть успешно осуществлён только в том случае, если классный руководитель хорошо представляет себе личностные характеристики своих учеников.
Классный руководитель строит своё общение с детьми на основе взаимодействия, а предъявляемые требования разумны, понятны и справедливы. Требования одинаковы для всех. Педагог не имеет морального права делить учащихся на любимых и нелюбимых, удобных и неудобных, хороших или плохих. Он должен открывать в каждом ученике лучшее и не забывать направлять его деятельность на достижение успеха, используя это лучшее.
Принцип деятельности – это принцип практической реализации, формирующий активность и инициативу, ответственность и творчество каждого воспитанника при проведении продуманных учителем мероприятий. Классный руководитель в своей деятельности должен использовать во внеклассной работе моделируемые ситуации взрослой жизни.
Для более эффективной воспитательной работы следует использовать современные педагогические технологии. Ч
·тобы дети не скучали, учитель должен «танцевать», быть таким же ребёнком. В этой шутке огромный смысл. Классный руководитель просто обязан работать творчески. Но начинать работу с классным коллективом нужно с создания этого коллектива. Огромное значение я придаю всегда сплочённости коллектива. Я всегда завидовала тем классам, которые были дружными. Они с огромной радостью проводят вечера встреч, никогда не бросают друг друга в трудную минуту, вместе переживают радостные и волнительные моменты. И, не важно сколько лет прошло после окончания школы, а они с теплотой вспоминают свои школьные годы, своих «однокашников». А бывает и наоборот- после окончания школы у выпускников никогда больше не возникнет желания собраться вместе в своём уютном кабинете, вспомнить удачи и неудачи, смешные и глупые истории. Это страшно и отображает работу классного руководителя. Значит, что-то в работе было не продумано, взаимоотношения участников общения не сложились. Два года назад мои «птенцы» разлетелись, но в течении этого времени много раз прилетали проведать, приходили просто посидеть в своём кабинете, спрашивали совета, рассказывали о своих проблемах. Они постоянно общаются друг с другом, проводят вместе выходные дни и праздники. Такими мы были все семь лет. И на мой вопрос о том, как долго они собираются так общаться, получила ответ: «Наверное, всю жизнь!». Это хороший показатель сплочённости коллектива, и я довольна своей работой. Именно поэтому, видя результат, начала работу в новом классе по «старому сценарию».
Традиционные внеклассные мероприятия укрепляют дружбу ребят в классе и вся наша работа проводится под девизом: «один за всех, и все за одного».
В конце учебного года в 5 классе провели праздник «Рождение класса», где вместе варили кашу и хлебали её из общего котла, именуя себя «однокашники».
Принимаем с детьми участие в волонтёрском движении, в акциях милосердия. Этим мы продолжаем традиции моих прежних воспитанников: осуществляем сбор вещей для детских домов, для социальной службы помощи малообеспеченным и нуждающимся семьям, оказываем помощь престарелым людям. Оказываем помощь первому учителю в работе с малышами.
Как и семь лет назад, вплотную начала работать над сплочённостью коллектива в неформальной обстановке. Так называемые «походы выходного дня»- походы и экскурсии на природу. Выходим на тематические беседы на Сиваш, в лесозащитные полосы, в агрокомплекс. Беседы
Если вы хотите чтобы через годы, преодолевая расстояния, ваши выпускники хотели открыть дверь в ваш кабинет и шагнуть в детство, нужно построить своё общение с детьми на следующих принципах в самом начале пути:
- безусловное принятие каждого ребёнка, его сильных и слабых сторон;
- беспристрастность в оценке поступков учащихся
- терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия;
- диалогичность и открытость в общении с детьми;
- отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия;
- использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися;
- умение управлять своим настроением;
- не поддаваться влиянию предвзятого мнения;
- умение признавать ошибки;
- выполнять данные обещания;
- уметь хранить тайны;
- рассказывать детям о принципах будущего общения с ними- взгляд в будущее;
- рассказывать о бывших учениках, об отношениях в коллективе, о существовавших традициях и обычаях;
- создавать в классе систему традиций и ценностей вместе с детьми.
Важной традицией в воспитательной работе нужно считать рефлексию или «обратную связь», дети пишут записки с замечаниями. Эта связь позволяет педагогу многое узнать о своих подопечных, быть требовательным к себе. Большую роль играют традиционные мероприятия в классе к которым дети готовятся , ждут и с удовольствием принимают участие: ярмарки, выставки, дни здоровья, спортивные мероприятия, конкурсы, аукционы, день рождения класса, именины , общешкольные праздники. Это верный путь к сплочению коллектива.
Особое внимание хотелось бы уделить коллективно-творческим делам.
Эта замечательная методика, технология действительно готова творить чудеса. КТД позволяют детям реализовать свои интеллектуальные и творческие таланты, реализовать свои интересы и потребности. Одно дело принять участие в конкурсе лично, другое дело – показать, насколько эффективно работать вместе, творить коллективно. Работы эстетического характера позволяют развивать у учащихся образное мышление, проявляют яркую индивидуальность, способность критически мыслить. Для этой работы не нужно приобретать материал, мы используем ненужные вещи: искусственные цветы, поломанную бижутерию, ленточки и т.д. В работу также активно включаются родители, они творят вместе с детьми, предлагают темы творческих коллективных дел. Этот вид деятельности обеспечивает внеурочную занятость детей.
КТД дают возможность ученику:
- реализовать и развивать свои способности;
- приобретать навыки проектирования;
- расширять свой кругозор;
- проявлять организаторские способности;
- формирование способности к анализу;
- закреплять коммуникативные навыки.
Учителю:
- развивать творческий потенциал;
- совершенствовать организаторские способности;
- изучать классный коллектив;
- управлять процессом развития личности;
- развивать рефлексивные способности;
- объединять учащихся, родителей, учителей.
В результате применения этой технологии формируется коллектив единомышленников, формируется личность, приобщение к культурному пространству.
Коллективное творческое дело имеет игровую инструментовку.
Игра- это свободная форма проявления деятельности детей, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, саморазвития, самовыражения. Это Нужно дать детям возможность самостоятельно творить, фантазировать, быть режиссёрами при проведении мероприятий. Ярким примером может быть час общения «Дорожно-транспортные ситуации». Детям заранее предлагаю принести свои игрушки, с помощью которых можно обыграть ситуацию на дороге, а во время проведения мероприятия объединяю всех и прошу сыграть экспромтом, но при условии выступления каждого ученика. Сплочению коллектива способствует также проектная деятельность.
Человек приходит в этот мир не только для существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на Земле помогает сделать здоровье, физическое и духовное, являющееся главным достоянием человека. Поэтому первым и очень важным направлением моей воспитательной работы является здоровье. В прошлом году на заседании МО классных руководителей было решено ввести проектную деятельность. Я без сомнения выбрала «За здоровый образ жизни». Дети приняли моё решение единогласно, но единственное , что меня беспокоило, это возможность Попковой Карины ходить с нами в походы, быть равноправным участником проекта. Дело в том, что она инвалид детства. Но после разговора с родителями и девочкой стало ясно, что это не проблема. Карина оказалась очень активной девочкой и всегда была в первых рядах участников. Да и мои мальчишки всегда оберегают и помогают девочкам. Это огромный плюс моим «мужчинам».
В рамках данного проекта проводим различные беседы, создаём презентации, принимаем участие во всех спортивных мероприятиях, уже подготовлены конкурсные работы для участия в республике. Достаточно часто делаем вылазки на природу для проведения трудовых акций
Приложение
ПРОЕКТ «ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М. Монтень
Жизнь теряет смысл, если она тратится только на поддержку существования и поэтому неслучайно воспитание физически и психически здорового человека – приоритетное задание современного образования.
Сегодня от признания личности, принятия её особенностей и неповторимости, гуманизации человеческих отношений зависит наше завтра. Очевидно , что общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека. В принципе , одно без другого невозможно. Без создания определённых социальных условий, без здоровой семьи, без самоуважения, без любви к ближнему решить эту проблемы невозможно. Все эти проблемы неразрывно связаны со здоровьем будущего поколения. Поэтому считаю, что у всех классных руководителей красной нитью воспитания в любой возрастной группе должно быть формирование здорового образа жизни. Целью этого направления является осознание ребёнком, что его эмоциональное состояние, а значит и здоровье в значительной степени, если не целиком, - в его руках. Воспитанник должен усвоить, что у человека всегда есть выбор, что прежде всего каждый сам ответственен за свой образ жизни и своё здоровье. В школьные годы человек не задумывается о здоровье, ценности жизни и долголетия ( за период моей работы в школе я встретила всего лишь 3 исключения). Наша задача – формирование у детей бережного отношения к собственному здоровью, здоровью других людей как высшей духовной ценности на Земле.
Тема проектного коллективного дела называется «За здоровый образ жизни». Этот проект будет осуществляться в течение трёх лет с последующим закреплением.
Тема проекта: « ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Девиз проекта: «ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ – ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»
Цели проекта:
-формировать основы знаний о здоровье человека;
-знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- воспитывать у детей стремление к здоровому способу жизни и установки на приоритет здоровья перед болезнями;
-формировать практические умения и навыки, направленные на укрепление здоровья;
-развивать стремление к активному образу жизни, соблюдению режима дня, занятиям физической культуры, правильному питанию;
- создать для учащихся «Банк полезной информации», памятки для родителей;
- информировать детей о влиянии вредных привычек на организм;
-приобщать родителей к воспитательным мероприятиям по пропаганде здорового образа жизни, вести разъяснительную работу с родительской общественностью;- организовать выпуск информационного листка «Будь здоров!».

Формы работы:
-спортивные конкурсы, соревнования в классе и между классами, спартакиады, марафоны, велокроссы, олимпиады;
-индивидуальные консультации с учениками и родителями;
-беседы о выдающихся спортсменах, достижениях украинских спортсменов на олимпиадах;
-спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет и рефератов;
-тематические родительские собрания и лектории;
-походы выходного дня;
-туристические походы, дни здоровья;
-физкультминутки, интерактивные , подвижные игры на свежем воздухе;
-ведение журнала «Наши достижения»;
- беседы с медицинскими работниками;
-выпуск фоторепортажей, стенгазет «Если хочешь быть здоров!»;
- беседы по вопросам пола;
-конкурсы поговорок, пословиц и стихов о здоровом образе жизни;
- театральные представления и кукольные постановки по темам:
«Гигиена и здоровье», «Вредные привычки»;
-сбор информации «банк полезной информации».
-беседы об истории игр «Путешествие в мир игр» .



«Если вы хотите чтобы ваш ребёнок был умный, красивый пускай он бегает, кричит, падает».
Особое место в формировании активного образа жизни ребёнка относятся игры. Играть нужно всегда – это здорово! Все ребята любят играть. Организм подростка как и все его жизненно важные системы находятся в стадии формирования. Поэтому дети потребляют в полтора раза больше кислорода на 1 кг веса, и им необходимо в 2 раза больше движений, чем организму взрослого человека. Нужно больше проводить подвижных игр на свежем воздухе, походов, прогулок.
Моё общение с детьми началось с общего подарка для всех. Но прежде чем презентовать его, я рассказала детям историю изобретения этого великого чуда, имя которого – мяч, что древние медики считали игры с мячом лекарством от всех болезней. И попросила детей предположить, почему я им подарила именно мяч. Вот так мы вместе и определили тему нашего проекта, определили цели и задачи, выбрали формы работы. И начали мы наш путь с истории возникновения игр, знание которой поможет детям больше узнать и полюбить чудесный и радостный мир движений и здоровья. Нужно также помнить, что лучшей спортивной площадкой была и остаётся природа. В Швейцарии родился девиз:
«САМАЯ КОРОТКАЯ ДОРОГА К ЗДОРОВЬЮ – ЭТО ТРОПИНКА ДЛЯ ПРОГУЛОК».
Для нас этих тропинок очень много. В нашем классе нет места лени, мы ходим в любое время года, в любую погоду, потому что уверены, что для здоровья нет плохой погоды.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ УЧЁТНЫХ КАТЕГОРИЙ



В современных условиях школа ориентируется на «среднего» ученика. Что же касается творчески одаренных и способных учащихся, то негласно считается - они и сами пробьют дорогу. Тем самым все проблемы творчески одаренных и способных учащихся автоматически снимаются.
Как известно, всем детям даны генетические задатки , которые в дальнейшем требуют развития и переходят в ранг способностей. Я считаю, что все дети талантливы и способны творить. Каждый ребёнок имеет свою направленность таланта. Нам нужно своевременно найти ниточку, которая приведёт к открытию этого дара. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Одаренными называют:
- детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности;
- детей, хорошо обучающихся в школе
Классный руководитель для одаренного ребенка: является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;
– верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; – считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
– стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

В моей системе работы выявление детей с признаками одаренности начинается с первых дней моего общения с детьми. В основе поиска талантливых детей лежит метод наблюдения, тестирование, изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. В ходе диагностических исследований, субъективных оценок родителей, анализа успеваемости учащихся, продуктов их деятельности создаю базу данных учащихся с признаками одаренности
Как показывает практика, наиболее эффективный метод работы с одаренным ребенком – это индивидуальные работы с акцентом на его самостоятельную работу .Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебной дисциплин. Важным считаю тесное общение с учителями – предметниками с целью более конкретного и своевременного выявления академической одарённости.
Непосредственное отношение к развитию личности и одаренности ребенка имеет семья. Анализ работы показал, что при взаимодействии с родителями одаренных детей более эффективным способом работы является индивидуальное консультирование .
Таким образом, я стараюсь в ходе учебно-воспитательного процесса создавать условия для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент времени может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей; провожу отбор среди систем методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления и творчества.

В моём классе один ребёнок состоит на внутришкольном контроле уже два года. Причина постановки – замечен в воровстве ещё в начальной школе. В прошлом году дети отвергали Никиту. Кроме этого, он сам не хотел идти на контактный диалог даже со мной.
Воспитанием ребёнка занимается мама, так как отец ушёл из семьи. Мама в свои школьные годы тоже была замкнута, друзей не было, конфликтна. Но кроме этого, я в беседе с ребёнком после того, как он совершил противоправные действия по отношению к однокласснице (припрятал мобильный телефон), поняла , что мама одобрила поступок сына. Когда мальчик решил отдать телефон, она приказала не делать это. И я увеличила плотность общения с мамой, бабушками и дедушкой.
В каникулярное время постоянно находимся на связи как с родственниками так и с подопечным. Никита стал более открытым, общительным с ребятами и со мной.
Мальчик исполнителен, хорошо рисует. Занимает в ученическом самоуправлении важную роль - аналитик по участию учеников в конкурсных программах. Проявил инициативу по выпуску газеты «Здоровье». Во всех мероприятиях класса и школы принял активное участие. Мама стала намного чаще приходить в школу, оказывать помощь при проведении акций, ярмарок, конкурсных программ и КТД.
В прошлом учебном году у Никиты были незначительные замечания и я думаю, что в этом году мой ребёнок будет снят с учёта.
Ежегодно ведётся документация по ВШК. Это «Дневник наблюдений», проведение включающий разделы работы с подопечным, ежедневные наблюдения, работа с родителями, занятость в каникулярное время, посещение кружков. Большое значение придаю планированию индивидуальной работы с мальчиком.
Приложение
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НИКИТОЙ



Содержание работы

дата
примеч

1
Проверка состояния личного дела

август
выполнено

2
Оформление папки наблюдения.

сентябрь
выполнено

3
Сбор информации о принципах воспитания ребёнка в семье
постоянно


4
Анализ поведения за прошлый год

сентябрь
выполнено

5
Выяснять круг общения и взаимоотношения с окружающими
постоянно


6
Диагностическое тестирование

октябрь



7

Проведение индивидуальных бесед с
мальчиком:

1.«Мои друзья»
2.«Поведение на улице и дома»
3.«Соблюдение правил внутреннего распорядка школы»
4.«Взаимоотношения в семье»
5.«Волшебные слова в общении с людьми»
6.«Чужое - не моё»
7.«Отношение к учёбе»
8.«Посещение занятий»
9.«Нецензурная брань»
10.«Мир увлечений»
11.«Несовершеннолетние»
12.«Нарушение и наказание»
13.«Десять нельзя»
14.«Поведение в обществе»
15.«Будущее творишь сам»
16.«Режим дня»
17.«Коллективное творчество»
18.«Уголовная ответственность»
19.«Нецензурная брань»
20.«Своё не отдавай, но и чужое не бери»
21.«Ошибки можно и нужно исправлять»

в теч года


8
Работа с родителями:
1.Посещение на дому
2.Мобильная связь
3. Беседы – консультации:
«Особый ребёнок»
«Успеваемость»
«Работа в школе и дома»
«Взаимоотношения в семье»

ежемесячно
постоянно
в теч. года


9
Проведение бесед с участниками учебно- воспитательного процесса, со сверстниками:
Работа с классом(беседы) :
«Отношение друг к другу»
«Толерантность»
«На ошибках учатся»
«Один за всех и все за одного»
«Оскорбление»

Работа с учителями – предметниками
Беседы с администрацией школы

в теч. года








в теч. года
1 раз в четверть



10.
Привлечение к участию во всех мероприятиях школы и класса
в теч. года


11.
Встреча с представителями служб по делам семьи и молодёжи
по плану


12.
Привлечение к посещению кружка по физической культуре
в теч. года


13
Привлечение к участию в коллективных творческих делах
в теч. года


14
Участие в конкурсных программах школы и района
согласно плана


15
Посещение уроков
ежемесячно



















УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ

В школе должна быть обстановка, в которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач. Через своё участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся, и развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
В прошлом году мои воспитанники, как впрочем, и все дети, прибегали «на доклад» о происходящем в классе. Я предложила детям собраться на внеочередное заседание и решить, как мы будем создавать систему самоуправления. Хочу заметить, что важнейшим элементом коллективной организаторской деятельности является коллективное творческое планирование работы. На этом заседании дети были настолько по- взрослому серьёзны, что и решения были приняты почти «депутатские».
Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Каждый ученик в моём классе должность выбрал сам и вот уже в течении двух лет честно выполняет свои обязанности.
Самое главное- нужно видеть даже самый маленький успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.



ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА УЧАЩИХСЯ


Как уже говорилось ранее, одно из направлений моей работы – «досуг».
В сентябре мы с детьми составляем программу действий. Все решения и пожелания детей учитываются, если они выполнимы. Трудно организовать поездки, краеведческие экскурсии, так как семьи детей не имеют достаточно средств, материально не обеспечены. Но мы нашли решение и прекрасно проводим свободное от учёбы время на природе, занимаемся физическим трудом, ведём поисковые работы и археологические раскопки.
Проводим на природе экологические субботники под девизом « Охрана природы- дело народа, твоё, моё, наше! ». Перед пикником всегда занимаемся расчисткой территории.
Ходили на рыбалку, за грибами, лекарственными растениями.
В каникулярное время встречаемся в школе, ходим в библиотеку, ремонтируем мебель в закреплённом классе.
Я приобщаю детей к исследовательской деятельности- работаем с живыми объектами в живом уголке. Большая работа проводится по озеленению кабинета. Дети с удовольствием пересаживают комнатные растения, ухаживают за рассадой, ведут наблюдения за растениями. Все вместе работаем и также вместе отдыхаем.





ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
Дороти Нолт

Сотрудничество с родителями учащихся может быть эффективным в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.
Поэтому первоначальным этапом в работе считаю изучение семей учащихся. Важна следующая информация:
- общие сведения о родителях, бабушках, дедушках;
- жилищные условия и материальное положение;
- авторитет семьи у ребёнка;
- уровень педагогической культуры родителей, образованность;
- степень воспитательного воздействия родителей и других родственников на ребёнка;
- семейные традиции и обычаи;
- положение ребёнка в семье.
Это позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семьи я провожу анкетирование, беседы, тестирование, материалы детского творчества.
Родительское собрание является самой распространённой групповой формой работы с родителями. В прошлом году столкнулась с тем, что родители не хотят посещать родительские собрания. Ну, как говорится, если Магомед не идёт к горе, то. И я пошла После бесед с родителями стало понятно, что они, зная особенности класса, считали, что всё будет сводиться к разбору полётов. Поэтому считаю, что классный руководитель должен чётко уяснить, что родительское собрание – это в первую очередь обучение родителей с помощью теории и практики, а не унижение человеческого достоинства. В результате в течении двух лет посещение родительских собраний выросло от 30% до 90%. В этом году были проведены тематические родительские собрания:
- Первые проблемы подросткового возраста
- Физическое развитие школьников
- Анализ успеваемости учащихся класса за 1 семестр
- Мы говорим о вашей Родине
- Вредные привычки и как с ними бороться
- Традиции семьи и их значение в воспитании.
Формы проведения разнообразны: лекции, практикумы, конференции, круглые столы, тренинги и т.д.
При общении с семьями соблюдаю следующие правила:
- проявление к родителям каждого ученика предполагает уважение;
- изучение семей должно быть корректным;
- общение с родителями должно приносить благо для ребёнка.
В связи с этим хочется процитировать В.А.Сухомлинского, как ответ на то, каким должно быть успешное общение учителя и семьи :
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
Для изучения семьи и ребёнка использую различные методики. Заслуживает внимания методика «Незаконченные предложения» (приложение ). Её я использую для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Заключается в том, что все участники отвечают на одинаковые вопросы - это позволяет определить причины конфликтов. Довольно интересные результаты дают рисуночные методы диагностики на одну и ту же тему, предлагающиеся детям и родителям. Сравнительный анализ рисунков позволяет выявить организацию жизни семьи, и своевременно оказать помощь во взаимопонимании.
Советую всем классным руководителям провести диагностику, используя сочинение - размышление. Родители и дети должны доверять классному руководителю, должны быть искренними. Темы размышлений могут быть разнообразны: «Мой дом- моя крепость», «Радости моего дома», «История моего рода» и т.д.
Другим аспектом сотрудничества с родителями является участие родителей в жизни класса, включающее в себя три направления:
- психолого- педагогическое просвещение родителей, предполагающее следующие формы работы:
индивидуальные и тематические консультации; конференции и тренинги; родительские собрания
- вовлечение в учебно- воспитательный процесс:
проведение дней творчества детей и родителей; помощь и участие при проведении мероприятий; посещение открытых мероприятий и уроков, внеклассных мероприятий
- участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом :
участие в работе совета школы; участие в работе родительского комитета.
Трудно переоценить значение родительского комитета в жизни класса. Мы выбираем на первом родительском собрании общим голосованием самых инициативных и деятельных родителей в состав родительского комитета. Они оказывают нам помощь в организации внеклассных мероприятий, в ремонте мебели и классной комнаты.
Следует отметить, что за два года у нас с родителями сложились очень тёплые, доверительные и честные отношения. Встречаемся часто в неформальной обстановке. Мы на равных, хотя возрастной контингент родителей разный. Семеро из них – мои ученики, и как в школьные годы, они продолжают доверять мне. Это дорогого стоит. Из совсем неорганизованного, разрозненного на группы коллектива сегодня имеем сплочённый коллектив единомышленников. И как результат, наши дети почувствовали себя уверенней: показатели уровня воспитанности и успеваемости возросли. Проблема поведения осталась, думаю, не на долго.












ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, УЧЕНИЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВОВ, СЕМЬИ, ОБЩЕСТВЕННОСТИ


Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами- предметниками, работающими в коллективе. При планировании следует включать работу с педагогическим коллективом. Основными составляющими сотрудничества являются:
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей её повышения;
- изучение учебных интересов учащихся и их учёт педагогами в учебной деятельности;
- выявление степени развития учебных умений детей в учебной деятельности;
- развитие коммуникативных умений педагогов, работающих в классе;
- организация дополнительных занятий по предметам;
- помощь учителей в ликвидации отставаний по предметам.
В начале учебного года я приглашаю на классный час по организации учебно-воспитательного процесса учителей, библиотекаря, родителей. Это своеобразный «мини- педсовет». Каждый учитель предъявляет свои требования к учёбе, объясняет правила выполнения домашнего задания, контрольных работ. Эта работа позволяет создать более оптимальные условия для контроля учебной деятельности учащихся со стороны родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся.
Веду постоянный контроль за успеваемостью учащихся и при ухудшении результатов принимаю срочные меры. Кроме запланированных для посещения уроков по предметам ,активно посещаю те, по которым качество знания падает, пытаюсь выяснить причины, веду дневнике. В дневнике фиксирую результаты беседы с учителями.
В конце каждой четверти рассылаю родителям «Лист радости». Он представляет из себя, по сути, экран успеваемости конкретного ученика. На родительских собраниях «разбор полётов» не практикую. Считаю это не корректным приёмом, а унижением. Данную информацию анализируем на индивидуальных консультациях. Мой класс не очень преуспевает в учёбе, но усилиями учителей, всё же активно принимает участие в олимпиадах и конкурсах. Победителей мало, но мы в начале пути.
.











Zђ Заголовок 1Zђ Заголовок 2Zђ Заголовок 3Zђ Заголовок 4Zђ Заголовок 5Zђ Заголовок 6Zђ Заголовок 7Zђ Заголовок 8Zђ Заголовок 915