Конспект урока Обобщение и повторение по теме Причастие (В королевстве Причастия). 6 класс.
«В королевстве Причастия»
Задачи:
- учить монологическому высказыванию по теме, отрабатывать умения находить причастные обороты, выделять их графически, определять в тексте действительные и страдательные причастия, отработать навыки взаимопроверки и взаимоконтроля;
- развивать интерес к уроку;
- воспитывать чувства ответственности, взаимопонимания, справедливости, взаимоуважения.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Определение темы, постановка целей и задач урока.
Учитель. Мы сегодня побываем в королевстве (1 слайд).
Но чтобы войти в королевство и узнать, как оно называется, нужно разгадать загадку:
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков) (2 слайд)
- О чём эта загадка? (О причастии) Докажите.
- В. Даль так определил причастие:
«Причастие- это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» (3 слайд)
Как вы понимаете слово «причастный» (имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь).
- Молодцы. Итак, мы в королевстве «Причастие» (4 слайд)
В течение многих уроков мы знакомились с особенностями новой для вас части речи. Какова же тема сегодняшнего урока?
(Обобщение и повторение темы «Причастие») (5 слайд)
- Запишите дату, классная работа, тему урока.
- Почему необходим такой урок?
(Разложить всё по полочкам)
- Как обозначим цель урока?
(Повторить и обобщить знания, полученные на уроках, и уметь применять их на практике: в повседневной жизни, при написании и понимании текста) (6 слайд)
- Какие конкретно задачи необходимо решить на уроке?
(- уметь отличать причастия от других частей речи,
- правильно писать причастия,
- выделять причастные обороты,
- правильно строить предложения с причастными оборотами) (7 слайд)
Перед вами оценочный лист. За каждое выполненное задание вы будете справедливо ставить себе балл.
-Кто готов сегодня к самостоятельному повторению темы «Причастие»? Предлагаю проверить знания по тренажёру. (2 ноутбука – тренажёры «Причастие»)
Учитель. Как всякие порядочные люди, мы должны иметь представление об этом королевстве. Что же мы знаем о причастии?
Над автобиографией причастия поработают
1 Задание: выберите из предложений, записанных выше, одно причастие, составьте его автобиографию по схеме. (2 человека заранее готовят автобиографию с причастиями из предложений)
В-1. Комната была залита жёлтым солнечным светом. Будто и впрямь есть такая жёлтая, светящаяся краска, которая не высыхает ни на полу, ни на книжной полке.
В – 2. Мокрый, тающий снег пахнет сыроежками. Он шуршит под ногами. Ему уже не белеть на крышах и на мостовой. Только в декабре снег вернется обратно, белый, нетронутый.
Автобиография причастия________________________. (2 карточки)
Я, причастие ____________________________,
обозначаю ___________________________________________________,
происхожу из семьи частей речи:______________ и _______________.
Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:_____________________________________________________
______________________________________________________________.
Я причастие __________________ времени, ____________________вида,
_____________________________.
Мать, прилагательное, подарила мне вопрос____________________________,
свою синтаксическую роль ____________________________________, научила изменяться по родам, числам и падежам.
Вот сейчас я стою в форме_________________________ рода,
_________________________падежа, _______________________числа.
В предложении выполняю роль____________________________.
Ф. И. ученика:________________________________
Оценка и подпись учителя:_____________________
- Чем же отличаются причастия от других частей речи?
Выборочный диктант. (карточки) - индивидуально
Выпишите в два столбика слова: в первый – прилагательные, во второй – причастия.
Комната была залита жёлтым солнечным светом. Будто и впрямь есть такая жёлтая, светящаяся краска, которая не высыхает ни на полу, ни на книжной полке.
Мокрый, тающий снег пахнет сыроежками. Он шуршит под ногами. Ему уже не белеть на крышах и на мостовой. Только в декабре снег вернется обратно, белый, нетронутый.
1 – Жёлтым, солнечным, жёлтая, книжной, мокрый, белый; 2 – залита, светящаяся, тающий, нетронутый.
- Объясните написание суффикса в причастии тающий.
3. Указ короля.
Умное королевство. А вот и сам Король. Он считает, что каждый человек должен быть умным. А чтобы король был доволен своими гостями, был издан указ:
- Я, король Причастий, повелеваю устроить соревнования:
1) Орфографическая дуэль. (карточки)
Невид..мой нити
дремл..щие нивы
бледне..щих туманов
кол..щая сталь
плач..щих берёз
хвал..щийся успехами
бор..щийся с ветром
крас..щее вещество
за стро..щимся домом
в засыпающ лесу
с застоявш ся запахом
у полуразваливш ся избушки (8 слайд)
2) Образуй причастие. (карточки)
Образуй от глаголов причастия, обозначь суффикс (взаимоконтроль)
Застыть - дышать –
Бежать - разбить –
Вырасти - создал –
Блеснуть - вышить –
Звонить - умереть –
- На что следует обращать внимание при образовании причастий? (вид, основу, спряжение глагола).
3) Дополнительный материал. Впишите в клетки причастия, образованные от следующих глаголов: (сам кроссворд на доске)
1. Закопать (страдательное, прошедшее, краткое, мн.число)
2. Засорить (действительное, прошедшее)
3. Хранить (страдательное, настоящее)
4. Скакать (действительное, настоящее)
5. Сделать (страдательное, прошедшее, краткое, ж.род)!
6. Простить (действительное, прошедшее)!
7. Спрятать (страдательное, прошедшее)
8. Нестись (действительное, прошедшее)
9. Делать (страдательное, настоящее) (9 слайд)
Правильно вписав слова, вы прочтете в выделенном столбце часть речи этих слов.
4.Учитель. Пока жители королевства встречали гостей, случилась очень неприятная история. Начальник отдела «Грамотность» получил объяснительную записку от бригадира грузчиков Недосмотрова И.И.
Объяснительная.
При транспортировке ящика «Предложения с причастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложения. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.
Резолюция. Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние. Одному здесь, конечно, не справиться. Нужно работать вдвоём. (10 слайд)
5. Идет работа в парах. (карточки)
а) Лучи солнца, едва пробивающиеся сквозь облака, скользят по сугробам, верхушкам деревьев, домам.
б) Ядреный морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил.
В) Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал деревья.
Г) Зима, уже обессилевшая, немного злилась.
- Прочитайте получившийся текст.
6. Найдите ошибки в употреблении причастий, исправьте их. (Карточки)
1) По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями.
2) Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой.
3) Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр.
4) Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.
5) На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.
7. Проверка автобиографии Причастий. (зачитывают у доски)
8. Подведение итогов. Рефлексия.
- Итак, мы побывали в королевстве Причастие. Что смогли вы сегодня реализовать, каких целей вы добились? Оценочный лист. Заполните оценочную карту. (на листке)
- Всё ли мы знаем в королевстве Причастие? О многом другом нам предстоит узнать на следующих уроках.
- Поблагодарим короля и жителей Королевства.