Статья «Система воспитательной работы в 1 классе»




















Учитель начальных классов
МБОУ Погребская СОШ
Брасовского района Брянской области
Юрасова С.И.

Представление своего опыта работы как классного руководителя, я хотела бы начать со слов талантливого педагога Василия Александровича Сухомлинского:
"Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысяч граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань - в этом искусство воспитания".
В 2011 году 1 сентября на торжественной линейке прозвенел первый звонок. Этот звонок стал началом рождения нового классного коллектива.
Звенит звонок, класс замер в ожидании.
Учитель – дети, все в этой паре слов
Я говорю им: «Здравствуйте, внимание!»
И начинается урок!
Вот они какие: 3 мальчика и 7 девочек!
А в этом году эти детки прошли ровно половину ступени начального образования. Хочется проанализировать опыт работы с данным классом за 2 года, выяснить, может быть, какие-то пробелы. Помните ли вы фильм «Однажды двадцать лет спустя»? Сюжет его таков: спустя 20 лет жизни бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить, как они прожили эти 20 лет, кем стали, чего добились.
- На каких же принципах должно строиться сотрудничество классного руководителя и учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы ученикам хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?
моя работа с классным коллективом строится на следующих принципах:
безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;
беспристрастность в оценке поступков учащихся;
диалогичность и открытость в общении с учащимися;
использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися;
умение признавать ошибки.
Эти принципы способствуют достижению главной цели воспитательного процесса, которую я поставила перед собой:
- воспитание интеллектуальной, всесторонне развитой личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к поиску позитивной перспективы в жизни, в выборе путей получения образования.
Какие средства использовала я в своей работе для решения поставленной цели?
1. Работу с классом я организовала по следующим направлениям:
- «Здоровье»
- Какова причина выбора данного направления? Из 10 учащихся в 1 классе: 5 человек – состояли в физкультурной подготовительной группе, 4 человека имели II группу здоровья.
Цель данного направления:
- сформировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Виды деятельности для достижения цели:
- физ. зарядка в классе за 5 минут до начала первого урока;
- физминутки на уроках;
- организация мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом:
спортивные школьные конкурсы;
традицией стал – день здоровья – 7 апреля;
походы выходного дня;
посещение спортивного кружка;
и классные часы
например, в этом году были запланированы и проведены классные часы:
Классный час
Цели мероприятия

Как сохранить зрение
Растения и человек
Режим дня школьника
Пробудить заботу о своем здоровье
Помочь осознать важность правильного питания
Способствовать профилактике глазных заболеваний и утомляемости глаз



Какие результаты были достигнуты?
- все учащиеся класса с удовольствием посещают уроки физкультуры;
- участвуют в школьных спортивных мероприятиях.

Направление «Интеллект»
Анализ индивидуальных показателей образовательной успешности выявил необходимость работы в данном направлении – у большинства учащихся по данным 1 класса был низкий уровень сформированности учебно-организационных навыков.
Цель:
- определить круг реальных учебных возможностей учащихся, их ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Виды деятельности:
- изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
- сотрудничество с родителями;
- участие в предметных неделях;
- факультатив «Игровая математика»;
- факультатив «Я – исследователь»;
- отряд «Роднички»;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся:
Мероприятие
Цели мероприятия

Игра «Умники и умницы»
Игра по литературному чтению «Поле чудес»
Путешествие эрудитов
Способствовать расширению кругозора, побуждению к поиску информации, формированию стремления к активной интеллектуальной деятельности.


Результаты: анализируя результаты итоговых комплексных работ за 1 и 2 классы можно увидеть, что все учащиеся успешно с ними справились, отсутствуют неудовлетворительные отметки. 62,5 % учащихся набрали максимальный балл за основную часть.
Направление «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, содействовать развитию интереса к внеклассной деятельности.
Результаты:
- все учащиеся посещают занятия внеурочной деятельности;
- с удовольствием участвуют во всех школьных мероприятиях;
-Кошелева Влада два года подряд участвует в смотре-конкурсе «День поселка».
Направление «Гражданин»
Цель: содействовать формированию у учащихся правовой культуры.
Виды деятельности:
- изучение прав и обязанностей в школе;
- линейки Памяти (17 сентября и 9 мая);
- проводились классные часы:
Тема классного часа
Цели мероприятия

День правовых знаний
О героях былых времен
Символы РФ
Беседа «Я – гражданин РФ»
Мне о России надо говорить
России славные сыны
Формирование интереса к истории нашей страны.
Воспитание патриотических чувств.

·Знакомство с историческими фактами ВОв.
Знакомство с основными правами ребенка и символами РФ.
Формирование чувства ответственности и национальной гордости.


Направление «Нравственность»
Цель: способствовать формированию у учащихся нравственного отношения к окружающим людям, воспитывать желание самосовершенствоваться.
Уровень воспитанности во 2 классе оказался ниже среднего, возникла необходимость больше работать в данном направлении.
Виды деятельности:
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- линейки Памяти (17 сентября и 9 мая),
- знакомство с историческими и памятными местами района;
- кл. часы следующей тематики:
Тема классного часа
Цели мероприятия

Вы сказали «Здравствуйте»
Скажите доброе слово о маме
Почитай отца и матерь свою
Чем я богат
Я и моя семья
О, вера наших матерей
Конкурс рисунков ко дню пожилых людей
Составление родословной своей семьи
Нравственное просвещение уч-ся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок.
Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.
Критическое осмысление и анализ собственных поступков сверстников и одноклассников.
Развитие таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и правоту других людей.

Результат: уровень воспитанности в 9 классе – средний.

Направление «Моя семья»
Цель: максимально сблизить интересы детей, родителей и учителей по формированию развитой личности учащихся.
Виды деятельности:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- дни открытых дверей;
- конкурс рисунков «Моя бабушка»;
- родительский всеобуч «Возрастные особенности младших школьников».
Направление «Трудовое воспитание»
Мероприятие
Цели мероприятия

Кем быть?
Распределение поручений внутри класса
Мы труд воспеваем и славим работу
Формирование представления о разнообразии профессий.
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям труда, интереса к профессиональной деятельности.


Дети с удовольствием рассуждали о значимости всех профессий и предположили, кем они будут, когда вырастут. После классного часа «Распределение поручений внутри класса» я наблюдала, как дети стали чувствовать себя более значимыми и нужными. В течение всего года в детях воспитывается ответственность за выполнение порученного дела. В конце учебного года запланирован классный час «Как мы выполняли свои поручения», на котором будем подводить итоги.

- В своей работе с классным коллективом обязательно сначала провожу диагностические исследования, а только потом на основе анализа делаю выводы о дальнейших путях разрешения возникших проблем.

В заключении хотелось бы рассказать о своем педагогическом кредо:
Очередное заседание методического совета. Один за другим встают учителя, рассказывают об успеваемости в классах, о технологиях и методах обучения. Деловая, рабочая обстановка. Я с глубоким уважением смотрю на директора, своих коллег, влюблённых в профессию. За плечами почти каждого из них огромный педагогический опыт, в сердцах – неподдельная любовь и привязанность к детям. Такие добрые и симпатичные люди, которые работают вместе со мной в этой школе. Работают не за хлеб, а за совесть.
Как-то, с нами, учителями школы, проводился психологический тренинг. Нужно было, одним словом ответить на вопрос: “Кто я?” Не раздумывая, ответила: “Я – учительница”. Наверное, это неправильно. Наверное, правильнее было бы сказать: “Я – мать”, или “Я – женщина”, или “Я – человек”. Но “Я – учительница!” И в тот момент я поняла, что учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.
Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Я не просто учитель. Я – классный руководитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, классного руководителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?
Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.
А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал немецкий философ Иммануил Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.
Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.









13PAGE 15


13PAGE 14215




 Система воспитательной
работы в классеTimes New Roman15