Конспект урока по теме Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
Тема урока: «Правописание –н- и –нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Тип урока: обобщение и повторение пройденного материала.
Цель урока: формирование навыка правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Задачи урока:
образовательная: знать причины возникновения трудностей при написании –н- и –нн- в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных, уметь строить рассуждение для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, знать слова-исключения.
Развивающая: работать над навыками грамотного письма и выразительностью устной речи, развивать умения и навыки критического мышления.
воспитательная: продолжить формирование интереса к предмету, осуществлять эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, таблицы, тексты с заданиями, опорным конспектом, лист самооценки.
Использование УМК: учебник «Русский язык» Теория и Практика В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
2.1 Оофоэпическая разминка.(слайд 1)
- Прочитайте причастия, следя за ударением. Запомните нормы акцентологии.
2.2 Игра «Прилагательное или причастие?» (слайд 2)
(Прилагательное – поднимаем одну руку , причастие – поднимаем две руки)
Слайд 3
2.3.Работа с опорным конспектом. (УДЕ)
-Повторите правила в учебнике стр. 169-171 , параграф 136,137. «Действительные причастия», «Страдательные причастия»
-Расскажите их своему соседу по парте, а потом пусть он расскажет вам.
После работы в парах семиклассникам предлагается задание: закрыть учебники и рассказать правила по опорному конспекту(УДЕ).(слайд 4)
3.Закрепление изученного материала: Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
3.1 -Ребята, на предыдущем уроке вы познакомились с правилами написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Сегодня на уроке мы продолжим работу над правилами. Прочитайте текст. ( 1 ученик читает текст)
Единственное украшение дома композитора – рояль. Он мог петь обо всем: о любви, о порыве человеческого духа. Белые и черные клавиши, убегавшие из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей. Потом в тишине еще долго звучала одна маленькая струна, будто плакала обиженная сестрами Золушка. Григ, откинувшийся на спинку кресла, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.
Вода, капающая из кухонного крана , монотонно твердила, что время не ждет. Нужно торопиться, чтобы исполнить все задуманное. Григ писал музыку для дочери лесника. Он писал о глубочайшей прелести юности и счастья и мысленно видел бегущую перед ним девушку с зелеными глазами. Григ играл обо всем , что думал .Он подозревал, что его подслушивают. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта ,снег, слетевший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.
3.2. Минута отдыха: послушайте «Норвежское утро» Эдварда Грига. Текст, с которым мы будем работать, рассказывает о создании этого произведения. ( звучит запись произведения)
3.3.Задания к тексту. (тексты, таблица на партах у учащихся)
-Прочитайте текст, определите тему, основную мысль текста.
(ответы учащихся)
-синтаксический разбор предложения: Белые и черные клавиши, убегавшие из-под крепких пальцев Грига, тосковали, гремели бурей.
1ученик выполняет на доске. (ученики проверяют себя)
- заполните таблицу примерами из текста.
Причастия с двумя буквами н.( -нн-,- енн- )
1 2 3 4
При наличии приставки (кроме не-)
Исключения:смышленый,
посаженый,названый. При наличии зависимых слов(прич.оборот) Причастие образовано
от глаголов с суфф.-ова-,-ева-,-ирова- Образовано от глаголов сов.вида3.4 Словосочетания записаны на доске, несколько учеников выполняют задание. ( остальные в тетрадях)
-Пече…ые яблоки, кваше…ая капуста, поджаре…ое мясо, вскипяче…ое молоко, замаскирова…ый дом, нечая…ая встреча, груже…ая повозка, груже…ая кирпичом машина, изране…ый солдат, неглаже…ая рубашка, назва…ый брат, хоже…ые тропы, неезже…ые дороги, моченый в молоке хлеб.
( проверяем, объясняем)
3.5.Цифровой диктант.
-Выпишите номера предложений, в которых встречаются причастия с НН в суффиксах.
1.Щука заливная фарширова…ая.
2.Телятина с ветчиной, запече…ые в соусе бешамель.
3.Щи из кваше…ой капусты по-царски.
4.Варе…ые рулеты из рыбного филе.
5.Картофель, запече…ый в фольге.
6.Гусь с маринова…ыми огурцами.
-Ответ на доске 1,2,5,6. Проверьте себя .
7.Подведение итогов урока и заполнение листов самооценки.
задания Орф.разминкаигра Опорный
конспект Текст(тема,
основн .мысль) Задания к тексту Синт.5-минутка Теория,таблица к тексту. Упражнение
-н- или –нн-
(работа с записью на доске) Цифровой диктант рефлексия итого
самооценка Оценка товарищей Лист самооценки
-Выскажи свои впечатления от урока, используя начала предложений:
-Я сегодня узнал …
-Я научился…
-Я разобрался…
-Я понял…
-Мне было сложно…
Выставление оценок, учитывая листы самооценки.
8. Домашнее задание. Учебник стр77 упр №208.