Урок по географии на тему Страны Европы: Германия, Великобритания (10 класс)
Министерство Образования и науки Республики Казахстан
Государственное учреждение
«Розовская средняя общеобразовательная школа »
«Павлодарского района»
Методическая разработка
Открытого урока
по предмету: «География»
Тема: Страны Европы: Германия, Великобритания.
Разработал: Отепов А.Н. учитель истории и географии
Тема: Страны Европы: Германия, Великобритания.
Цель урока: Изучить историю формирования стран Европы, ФГП ведущих стран Европы, хозяйственное развитие отдельных регионов стран Европы.
Задачи урока:
Образовательная:
Раскрыть историю формирования государств Германии и Великобритании;
Выделить основные этапы формирования экономики государств Европы;
Определить основные типы специализации хозяйственных регионов стран.
Развивающая:
Продолжить работу над развитием умений работы с картой;
Выделение главного в учебном материале;
Умение сопоставлять, анализировать полученную информацию.
Воспитательная:
целеустремленность в обучении, коллективизм.
Тип урока: изучение нового материала,
Вид урока: комбинированный, частично-поисковый;
Методы обучения: словесный.
Оборудование урока: Интерактивная доска, Физическая карта Европы, Экономическая карта Европы.
Литература: Учебник издательство «Мектеп» 2012 г. Авторы Е.А. Ахметов, Ш.Т. Рафикова, Г.Е. Головина, Т.О. УвалиевХод урока (45 минут)
Организационный момент (2 мин) Приветствие, Цели, задачи урока,
Цель учащихся на начало урока:,,…………..Проверка знаний: 5 мин.
Страны Западной Европы:
Франция-
Вадуц-
Австрия-
Амстердам-
Швейцария-
Дублин-
Страны Восточной Европы:
1.Польша-
2. Прага-
3. Албания-
4. Рига-
5.Болгария-
6. Будапешт-
Операционный момент 35 мин
Учитель : 3 мин. Вводное слово:
Историческая справка: формирование стран Европы:
Основная часть:
1 группа Характеристика Германии:
2 группа: Характеристика Великобритании:10 мин.
3 группа: Оппозиция: вопросы для контроля: 7 вопросов
Ответы 1-2 группы: теория: Практика: 5 мин.
3 группа: вопросы: 6 мин. Прения сторон: Английский лот, Германский лот.
3.Закрепление материала:
Теория:
По какому признаку можно объединить население Великобритании и Германии.
За счёт каких присоединенных территории Англия получила название «Великобритания».
Практика:
Показать на карте государства с которыми граничит Германия.
Крупные реки Германии.
4.Рефлексия:
Я Узнал (что)?
Я понял (что)?
Я научился (чему?)
5. Домашнее задание: § 43 прочитать, страница 244-254.
Номенклатура: водные ресурсы, крупные города.
9 А, 9 Б класс Урок по истории Казахстана : «Республика Казахстан и ее место в мире»
Цель урока: Определить роль и место страны в мировом сообществе.
Задачи:
Образовательная: Углубление и систематизация знаний учащихся о стране, ее место в мире, проектирование своего будущего и государства.Воспитательная: Воспитание сознания причастности и ответственности к судьбе своей страны, патриотизма и самостоятельности суждений.Развивающая: Развитие умения анализировать, критическое мышление, выражать свою точку зрения, навыки публичного выступления.
Тип урока: Применение знаний, умений, навыков учащихся.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока 40 мин
1. Организация начало урока. Вступительное слово учителя. Психологический настрой
Мы с вами начали изучение темы «Независимый Казахстан». Казахстан -молодое независимое государство. Со дня обретения независимости произошли важные события, которые заложили основу нашего будущего. В Казахстане вместо бывшей социально-экономической системы формируется новая демократическая общественная система. Благодаря политической стабильности внутри страны, признанию и поддержке мирового сообщества Казахстан, несмотря на трудности, переживаемые страной, укрепил свою независимость.
Сообщение темы и цели урока.
Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова Н. А. Назарбаева «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце»
Разминка:
1.Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
2.Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
3.Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.
4.Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан»? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами.
Озвучиваем и раскрываем понятия.
Учитель: Представьте, что вы участники молодежного форума. В течение недели вы общались с молодыми людьми из разных стран, подружились, но многие мало знают о вашей стране. Вы решили провести презентацию «Моя Родина — РК».
2 группы
Задание: Как и о чем вы расскажете о своей стране (в своем выступлении вы должны охарактеризовать экономическое, политическое и культурное развитие страны)
Презентация работ , обсуждение.
Учитель: В начале урока мы сказали, что в Казахстане со дня обретения независимости произошли важные события, которые заложили основу нашего будущего.
Работа в группах: Обсудите в группах и выберите 5 наиболее значимых на ваш взгляд событий и обоснуйте ваш выбор.
Задание: В виде таблицы, кластера запишите, что мешало стране развиваться динамично.
Представить результаты своей работы.
Сегодня в разговорах, на страницах печати мы слышим слово «кризис». Весь мир переживает такое явление, как экономический кризис. С распадом в 1991 году развалилась административно-командная система и плановая экономика. При этой системе экономика страны постоянно переживала кризисы. В связи с переходом к рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были охвачены кризисом.
Вопрос: В чем его сущность? Как вы понимаете это слово, что такое кризис?
Обсуждение высказывания: «Для перемены отношений в развитии экономики требуется кризис» (Джордж Сорос)
Задание: приведите примеры, подтверждающие эти слова, или отрицающие их. Объясните, как вы понимаете эти слова, приведите аргументы.
Учитель: В обществе циркулируют разные мнения о роли кризиса. Н. А. Назарбаев придерживается мнения: «Преодоления кризиса — это возможность обновления. Для Казахстана это возможность дальнейшего совершенствования и укрепления молодого государства. Кризис — не только негативное явление в экономике, но и шанс, который следует использовать с наибольшим коэффициентом полезного действия. Целеустремленный, не боящийся труда человек и во время кризиса может сделать не только для себя, но и для окружающих».
Немало политологов рисовали Казахстану печальную судьбу и в целом ставили под сомнением жизнеспособность нашей страны. Экономический кризис 1996 года охватил все страны СНГ. Международные политологи поспешили заявить о скором социально-экономическом крахе общества. Они даже говорили, что через 10–15 лет 20% граждан РК будут неграмотными. Нынешняя реальность такова: в Казахстане 95–97% населения от 5 до 24 лет охвачены образовательными программами, около 95% населения получили образование, утверждена программа «Болашақ «.
Задание: Какие изменения произошли в образовании за последние 10 лет?Привести примеры
Учитель: Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное- это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европу и Азию. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес-это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в 21 веке. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. За годы независимости в качестве суверенного государства Казахстан признали свыше 120 государств мира. После получения независимости Казахстан приступил к осуществлению основного принципа Конституционного Закона РК от 16 декабря 1991 года: «Республика установит свои взаимоотношения со всеми государствами на основе принципов международного права».
Задание: Как связаны геополитическое положение и внешняя политика?
— Почему страны мира признали Казахстан и были заинтересованы в установлении связей?
— С какими странами Европы, Азии и Америки у Казахстана сложились стабильные внешнеполитические связи? Привести примеры.
— Рассказать о вкладе Президента РК в улучшение международного положения.
Вывод: Благодаря правильному определению основных направлений своей внешней политики Казахстан занял достойное место в международной политике. Перспективы развития Казахстана всесторонне и четко определены в Стратегии развития «Казахстан-2030“. Залогом того, что задачи, указанные в ней, будут выполнены, являются успехом современного Казахстана.
Учитель: Давайте представим, что наша страна — это море. Море состоит из миллионов капелек. Капельки это граждане страны, молодое поколение. От каждого из вас зависит будущее нашего Казахстана. Слово «будущее» и слово «буду» взаимосвязаны. Каждый из вас, наверное, уже знает и думает над вопросом: «Кем я буду?», «Какую профессию выберу?», чтобы принести свой вклад в развитие Казахстана.
Задание: Поделитесь мнением, как вы представляете свое будущее.
— Какие общественно-политические, экономические и культурные изменения произошли в вашей области, районе, селе после провозглашения Казахстана независимым государством? Приведите примеры.
Учитель: И так, мы представили свою страну и обозначили ее место в мире. Обсудили проблемы в переходный период. А теперь давайте помечтаем, какой будет наша страна к 2050 году, какой мы хотим видеть ее.
А) ПрезентацияБ) Блиц-опрос «Будущее Казахстана зависит от…..»
Итог: Все проблемы решаемы, надо только приложить свою волю, желание и труд. Сегодня, как никогда актуальны для нас слова Джона Кеннеди: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны».
Рефлексия: Итак, обратимся к тому, с чего мы начали урок. Достигли ли результатов? Что вам дал этот урок? Какой основной вывод сделал каждый из вас для себя? Над чем заставил задуматься?
Подведение итогов и оценка деятельности учащихся
История Казахстана 10 Б класс дата проведения_________________
Цели: сформировать знания у учащихся о значении и характере реформы, подготовленной с целью изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX в.,
Образовательная: объяснить последствия реформы,
Развивающая: привить учащимся навыки анализа политических и социальных последствий реформы;
Воспитательная: воспитать гуманность, любовь к родной земле.
Ход урока: 40 минут
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. Тема: Племена в ранний период железа.
План первого урока, проводимого в виде лекции. 1. Подготовка реформы. 2. Административно-территориальное деление Казахстана по реформе. 3. Колониальная сущность реформы.
Урок следует начать с раскрытия того, какие предпосылки существовали для изменения управления национальными окраинами России; далее рассказать о том, что существующие до этого времени реформы не отвечали целям хозяйственного развития. Российское правительство принялось осуществлять ряд реформ, позволяющих в корне изменить социально-политическую жизнь в восточных национальных окраинах. Широкое распространение нашли капиталистические отношения. Отметим, что царская Россия старалась сохранить национальные окраины, в том числе и Казахстан, в качестве источника богатых и дешевых запасов сырья. До принятия реформы Казахстан был разделен на два генерал-губернаторства (Оренбургское и Западно-Сибирское). "Устав о сибирских киргизах" 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах" 1824 г. не отвечали требованиям развивающихся капиталистических отношений. Россия поставила цель - в корне изменить систему управления Казахстаном. В 60-е годы XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А.П. Безаку. Последний потребовал от областного правления оренбургских казахов сбора необходимых сведений. Однако в 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором был назначен Н.А.Крыжановский. Предложения комиссии Буткова не были приняты. Теперь подготовку проекта реформы по изменению управления казахским краем была возложена на степную комиссию во главе с членом совета министерства внутренних дел Ф.К.Гирсом (перечислить членов, входивших в данную комиссию). В соответствии с указом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросы для изучения казахской стороны. Они охватывали также такие основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления, как виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др. Отметим, что при подготовке реформы не принимались во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов предложил перестроить управление Казахстаном на началах народного самоуправления. В своем письме "О судебной реформе" он подчеркивал необходимость введения социально-экономических новшеств. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с представителями имущих классов — феодалами, и собрала только их сведения. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были крупный бай Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, в Оренбургском крае данные были представлены старшим султаном-правителем Сейдалыулы и другими аристократами.После завершения проекта реформы царь Александр II 11 июля 1867 г. утвердил "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областях". Территориальное деление казахских земель по утвержденному положению объясняем с помощью схемы; можно воспользоваться картой. Назначили уездных начальников с двумя помощниками, одним из которых был представитель местной правящей верхушки. Уезды делились на волости. Волости на аулы. Волостью управляли волостные. Аулом — аульные. В 1862 г. территория Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии, в 1870 г. Мангышлакское приставство отошло под управление Кавказского военного округа, позже было включено в Закаспийскую область. Отметим, что выборы волостных и аксакалов проходили в борьбе, межродовых спорах.Можно привести отрывок из стихотворения Абая "Бо-лыс болдым мшекей" ("Вот я стал волостным"). Следует рассказать о том, что согласно реформе 1867-1868 гг. были снова учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды, показать колониальную сущность реформы. Судебное дело:Военно-судебные комиссии.Уездные суды.В Сырдарьинской области сохранился суд казиев.В казахской волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4 до 8 биев. Далее следует остановиться на положительном влиянии реформы 1867—1868 гг. на социально-экономическое развитие Казахстана, стали распространяться капиталистические отношения, усилилось социальное расслоение аульных жителей, началось формирование жатачества.
Оценка знаний учащихся.
В какие годы была принята реформа и в чем заключаются ее особенности? (Реформа была принята в 1867— 1868 гг. и охватила всю территорию Казахстана.)
Через какие ступени проходила новая система управления?
Какой характер имело административное управление?
На какие губернаторства и области разделилась территория Казахстана согласно реформе 1867-1868 гг.?
Какие изменения претерпели судебные дела?
Как шли подготовительные работы к созданию реформы?
Какую цель преследовало царское правительство при подготовке реформы 1867—1868 гг.?
В каком году была принята реформа и на какие области управления делилась территорию Казахстана?
Значение реформы 1867—1868 гг.
Перестройка судебной системы.
Роль реформы в социально-экономическом развитии Казахстана.
Можно выполнить проблемные задания и заполнить таблицы.Домашнее задание: § 20 прочитать, 12 тестовых заданий.
Фамилия________________ Имя_______________
Знакомлен (а)____________________________________
Казахский язык Казахская литература Русский язык Русская литература Английский язык Алгебра Геометрия Информатика География Биология Физика История Казахстана История мира Технология Физическя культура Фамилия________________ Имя_______________
Знакомлен (а)____________________________________
Казахский язык Казахская литература Русский язык Русская литература Английский язык Алгебра Геометрия Информатика География Биология Физика История Казахстана История мира Технология Физическя культура Казахский язык Казахская литература Русский язык Русская литература Английский язык Алгебра Геометрия Казахский язык Казахская литература Русский язык Русская литература Английский язык Алгебра Геометрия Фамилия ___________________ Имя________________
Казахский язык Казахская литература Русский язык Русская литература Английский язык Алгебра Геометрия Информатика География Биология Физика История Казахстана История мира Технология Физическя культура Знакомлен (а)____________________________________
Фамилия ___________________ Имя________________
Казахский язык Казахская литература Русский язык Русская литература Английский язык Алгебра Геометрия Информатика География Биология Физика История Казахстана История мира Технология Физическя культура Знакомлен (а)____________________________________
Фамилия ___________________ Имя________________
Казахский язык Казахская литература Русский язык Русская литература Английский язык Алгебра Геометрия Информатика География Биология Физика История Казахстана История мира Технология Физическя культура Знакомлен (а)____________________________________
Да здравствует активный образ жизни в защиту организма, мы воплотим в реальность идеи оптимизма!
Да здравствует активный образ жизни в защиту организма, мы воплотим в реальность идеи оптимизма!
Да здравствует активный образ жизни в защиту организма, мы воплотим в реальность идеи оптимизма!
Да здравствует активный образ жизни в защиту организма, мы воплотим в реальность идеи оптимизма!
Да здравствует активный образ жизни в защиту организма, мы воплотим в реальность идеи оптимизма!
Да здравствует активный образ жизни в защиту организма, мы воплотим в реальность идеи оптимизма!
Да здравствует активный образ жизни в защиту организма, мы воплотим в реальность идеи оптимизма!
Да здравствует активный образ жизни в защиту организма, мы воплотим в реальность идеи оптимизма!
Да здравствует активный образ жизни в защиту организма, мы воплотим в реальность идеи оптимизма!
Да здравствует активный образ жизни в защиту организма, мы воплотим в реальность идеи оптимизма!