Разработка урока по технологии Фигура человека и её измерение (5 класс)


Технология. 5 класс.Разработка урока. «Фигура человека и её измерение.Правила снятия мерок.»Разработчики- Краева Татьяна Ивановна « МБОУ СОШ № 22» г. Владивостокучителя Моспан Ирина Владимировна « МБОУ СОШ № 22» г. Владивостоктехнологии: Соловьева Елена Николаевна «МБОУ СОШ № 56» г. Владивосток Шапаренко Галина Степановна «МБОУ СОШ № 69» г. Владивосток Планируемые результатыПредметные результаты:Знать о видах фартуков, их назначении и роли в народном костюме; знать конструктивные линии фигуры человекаовладеть навыками работы с сантиметровой лентой, уметь снимать и записывать мерки с фигуры человека, определять размер швейного изделия. Метапредметные результаты:Регулятивные: работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности Познавательные: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, понимать условные обозначения мерок.Коммуникативные: письменная коммуникация, продуктивное групповое взаимодействие, речевое общение и умение принимать общее решение в совместной деятельности. Личностные результаты:Развитие готовности к самостоятельным действиям, толерантности и ответственности за качество своей деятельности,развитие трудолюбия. Условия реализации урока ЭТАП. Мотивационно-целевой (35 минут) 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (7 мин.)Нестандартный вход в урок. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Предлагается учащимся вспомнить пословицы и объяснить их значение: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Кроить – не шить, после не распорешь. Как вы понимаете эти пословицы? Ребята слушают, включаются в работу, получают эмоционально положительный настрой на урок.Прием ТРИЗ “Необъявленная тема”- позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, базируясь на предыдущих знаниях. Ребята отвечают на вопросы учителя . Им предлагается сформулировать предполагаемую тему урока. Поставить цель нашего занятия и определить план её достижения . Затем тема записывается на доске. 2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (9 мин.)Ребятам задается вопрос. - Какие изделия вы могли бы сшить сейчас? Как видите, возникают опять затруднения. Учитель анализирует ответы, обобщает и предлагает детям выбрать изделие, которое необходимо для кулинарных работ (фартук). Просмотр фрагмента презентации « Фартук в русской народном костюме».С целью открытия нового знания используем прием «Ассоциативный ряд»На доске записываются в столбик слова- ассоциации со словом «мерка». Ребятам предлагается дать определение, понятию «мерка»? Сравнить, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, для того чтобы добавить слова или стереть.
3. Выявление места и причины затруднения. (8 мин.) Для того чтобы сшить какое-либо изделие, нам надо научиться снимать мерки, которые необходимы нам для конструирования швейного изделия. Вы сегодня знакомитесь с новым для вас приспособлением – сантиметровой лентой. Просмотр фрагмента презентации «Загадка сантиметровой ленты ". Проблема.- Определение размера изделия.Пробные действия. Как определить ваш размер?Задание: Измерьте себя и определите свой размер? Физминутка в игровой форме. (5 мин.)Повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроке обеспечить кратковременный активный отдых органов зрения и слуха; мышцы туловища.Быстро встали, улыбнулись,Выше-выше подтянулись.Ну-ка плечи распрямите,Поднимите, опустите.Вправо, влево повернитесь,Рук коленями коснитесь.Сели, встали, сели, встали,И на месте побежали 4.Построение проекта выхода из затруднения. (7 мин.)На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, ставят цель и строят план достижения цели и определяют средства. Дети думают, высказывают различные мнения, анализируют.Просмотр фрагментапрезентации ««Линии фигуры»
ЭТАП. Процессуальный (49 мин.)5. Реализация построенного проекта. (10 мин.)Правила снятия мерок;Условные обозначения, методы измерений и назначение мерок;Обобщение полученных знаний. Выводы. Вернемся к пробному действию и узнаем, правильно ли учащиеся определили…(размер изделия)?6. Первичное закрепление учебного материала (10 мин.)Закрепление полученных знаний с проговариванием во внешней речи в процессе взаимоконтроля Задание в рабочей тетради № 4,5.(Обозначьте слева основные линии фигуры, справа- конструкцию фартука.Назвать мерки и описать правила их снятия) 7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(20 мин.)Выполнение практической работы «Снятие мерок» с основой на эталон ( мерки типовой фигуры ) и проговариванием каждого шага во внешней речи.Работают парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) с поочередной сменой обязанностей.Записи мерок производятся в рабочей тетради в таблице.Взаимопроверка. Проверка учителем самостоятельной работы учащихся по теме «Снятие мерок»Критерии оценивания: Максимальная отметка 5 балловесли будет обнаружена погрешность в измерениях:на 1 см - снятие 1 баллна 2 см — снятие 2 баллана 3 см — снятие 3 баллов. Физминутка (5 мин.) Профилактика глазных заболеваний, тренировка зрения, снятие напряжения с глаз.Профилактика и пропаганда здорового образа жизни среди учеников.Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.Глазком видеть всё дано-Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,Погляжу на мир вокруг. 8. Включение в систему знаний и повторение раннее изученного (9 мин.)Проверка знаний по закрытому тесту «Снятие мерок»: Выбери правильный ответЗадание 1Название мерки, измеряемой по самому узкому месту туловища: 1) Сб 2) Ди 3) Ст Ответ 3)Задание 2Название мерки, измеряемой только по линии бёдер:1)Ди 2) Сб 3) Ст Ответ 2)Задание 3Название мерки, измеряемой от линии талии до желаемой длины: 1) Сб 2) Ст 3). ДиОтвет 3)Задание 4Какая мерка после измерения делится пополам:1) Ди 2)Ст 3) ОпОтвет 2)Задание 5По какой стороне фигуры снимают мерки для построения чертежей? 1) по правой 2) по левой3) не имеет значения Ответ 1)Взаимный контроль результатов теста с последующим анализом ЭТАП. Рефлексивно-оценочный 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (6 мин.)Создание атмосферы сотрудничества и комфорта. Рефлексия.Вы умницы. Тему урока усвоили. Мне очень понравилось работать сегодня с вами.А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение продолжив фразу:было интересно…было трудно…теперь я могу…я научилась…меня удивило…мне захотелось…ВЫ получили достаточный объем знаний. Предлагаю закончить фразу: -полученные знания я могу применить…..