Рабочая программа кружка.Подготовка детей с ЗПР к школе по системе Монтессори.
Рабочая программа кружка «Любознайка» для детей с ОВЗ 5 - 7 лет с использованием методики Марии МонтессориАктуальность состоит в том, что система Монтессори и в современное время способствует успешности в подготовке детей к обучению в школе. Дети с задержкой психического развития относятся к детям с ОВЗ и нуждаются в специальных условиях воспитания и развития. Педагогическая система Марии Монтессори, в основе которой лежит идея: каждый ребенок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений - в полной мере отвечает специфике сегодняшней образовательной ситуации и отражает стоящую перед российским образованием задачу интегрированного обучения. Требования к будущему школьнику значительно возросли, в том числе к навыкам овладения математическими представлениями, звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом. Ученики должны иметь достаточно широкий запас знаний об окружающем. А дети с ЗПР, как правило, демонстрируют низкие знания, что создает трудности, как самим ученикам, так и учителям. Для преодоления этих проблем требуются новые методы и приёмы в работе педагога в ДОУ, позволяющие не только улучшить качество овладения знаниями , умениями и навыками, но и раскрыть потенциал личности ребенка, «научить учиться». Поэтому весьма актуальным стало внедрение в коррекционную работу элементов методики по системе Монтессори.
Из актуальности подготовки детей с ЗПР к обучению в школе вытекает ведущая педагогическая идея: Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения по методике Монтессори, способов и средств достижения целей и управления процессом обучения, направленных на развитие сенсомоторики, овладение необходимыми элементами грамоты, формирование элементарных математических представлений, воспитание самостоятельности и саморазвития. Основной целью деятельности ДОУ долгое время являлось формирование у детей знаний и умений, предусмотренных программой воспитания и обучения в д/саду. Современная школа даёт ДОУ социальный заказ иного содержания: актуальным становится не определенная система умений и навыков дошкольников, а развитие их творческого потенциала, проявление активности в получении знаний. На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Новым требованиям вполне отвечает педагогическая система Монтессори, которая даёт возможность понять, что каждый ребёнок способен к индивидуальному саморазвитию, сообразно своим способностям и возможностям. Каждый ребёнок своеобразен, каждый развивается в своём темпе, у каждого свои задатки.
Пояснительная записка
Программа кружка «Любознайка» с использованием методики М. Монтессори включает следующие принципы: - единство обучающих, развивающих и воспитательных задач; - деятельный подход к реализации содержания программы; - интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная деятельность; - психологическая комфортность; – создание условий для раскованной деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную, творческую активность дошкольника ; - креативный подход - воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор и принимать решения. – воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор и принимать решения. Цель: развитие познавательных способностей у дошкольников посредством обучающей игры. Задачи: - Раскрытие индивидуальных качеств и способностей ребёнка; - Развитие творческого мышления, интеллектуальных возможностей воспитанников; - Расширение и углубление системы знаний об окружающем мире; - Профилактика отклонений в психическом и физическом развитии; – Предоставление каждому ребенку возможности развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта; - Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла; - Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи; - Совершенствовать и расширять активный словарный запас; - Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения; - Развивать математическое мышление, навыки счета; - Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по признакам; - Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы; - Создавать благоприятные условия для занятий; - Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития. Средства реализации программы: - Показ (презентация) действий с материалом ( через трехступенчатый устный урок). 1 ступень – установление связи между предметом и его названием, т.е. педагог указывает на предмет и четко произносит его название. 2 ступень – педагог называет предмет - ребенок показывает его и дает педагогу. 3 ступень – педагог указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Таким образом, пассивный словарь становится активным, осуществляется демонстрация способов контроля и коррекция ошибок, формируется свободная самостоятельная деятельность.
Предполагаемый результат: К концу учебного года дети могут: - самостоятельно взаимодействовать с предметами; - реализовать свое право на свободный выбор материала; - выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним; - получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка; - находить свои ошибки и исправлять их, доводить начатое дело до конца; - самостоятельно убирать материалы на своё место.Организационно – методическое обеспечение программы. Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительность занятия - 20 -25 минут. Численность детей в кружке от 9 до 12. Возраст детей 5 -7 лет.
Формы и методы занятий. Формы проведения занятий: развивающие игры, сюжетные игры, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, занятия с использованием мультимедийного сопровождения , решение проблемных ситуаций, беседы, продуктивные виды деятельности.
Методы проведения занятий: объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный – (воспроизводит освоенные способы деятельности); частично – поисковый (решение поставленной задачи, совместно с педагогом); исследовательский (самостоятельная творческая работа).Комплексно - тематическое планирование кружка «Любознайка»
№
Тема Цель Материал
СЕНТЯБРЬ
1 «Упражнения с водой»
СМЕШИВАНИЕ АКВАРЕЛИ Развитие координации движений, моторики, концентрации внимания Несколько пробирок в стойке. Три баночки с основными цветами акварели: красным, синим, желтым. Пипетка. Все это на подносе. Тряпочка или губка.
Работа с материалом.
Ребенок ставит поднос с материалом перед собой. Он берет пипетку, набирает одну из данных красок и капает несколько капель в первую пробирку. Затем он таким же образом добавляет туда несколько капель другой краски. Встряхивает пробирку и видит, что краска изменила свой цвет. Ребенок продолжает работу.
2 ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ БОЛЬШОЙ ПИПЕТЕОЙ Развитие координации движений, моторики, концентрации внимания На подносе два широких и высоких сосуда, в один из которых налита закрашенная вода. Большая американская пипетка с резиновой головкой. Губка. Работа с материалом. Ребенок правой рукой или двумя руками берет пипетку и опускает ее в сосуд с водой, нажимает с силой на головку и наблюдает, как пипетка наполняется подкрашенной водой. Затем малыш переносит пипетку с водой в пустой сосуд и, вновь нажимая на резиновую головку, выпускает воду из пипетки. Замечательная тренировка для мускулатуры рук. Действие повторяется ребенком неоднократно. Если на поднос попала вода, она вытирается губкой.
3 «ЗВЕНЯЩАЯ» ВОДА Знакомство с различными объемами сосудов, Развитие координации движений, моторики, концентрации внимания.
Поднос, на котором стоят различные бокалы, до середины наполненные водой. Палочка с шариком на конце.
Работа с материалом: Ребенок ставит перед собой материал. Он берет в правую руку палочку за кончик и ударяет по краю одного из бокалов. Слушает звон. Он повторяет движение и слушает, как звенят бокалы с водой. Ребенок может экспериментировать, отпивая или доливая воду. Он обнаруживает, что количество воды влияет на звон.
4 ВОДА ПРИНИМАЕТ ФОРМУ. Знакомство с различными объемами сосудов, Развитие координации движений, моторики, концентрации внимания.
На подносе лежат резиновая перчатка, надувной шарик, бокал, колба, целлофановый мешочек. Кувшин с водой. Полотенце. Губка.
Работа с материалом: Ребенок держит в левой руке резиновую перчатку, осторожно заполняет ее водой из кувшина. Он наблюдает, что вода приняла форму перчатки. Затем он выливает воду назад в кувшин и проделывает тот же опыт со всеми емкостями, которые лежат или стоят на подносе. После работы он удаляет лишнюю воду с подноса с помощью губки, а руки вытирает полотенцем
ОКТЯБРЬ
5 ТОНЕТ… НЕ ТОНЕТ. Познакомить со свойствами предметов разного материала.
Развитие координации движений, моторики, концентрации внимания.
На подносе стоит прозрачная миска с водой. Чашка, в которой сложены различные мелкие предметы: гвоздик, камешек, бусинка, кубик, тряпочка, губка и т.д. Блюдце с отделениями. В каждом отделении приклеена метка, обозначающая свойство предмета - плавать в воде, тонуть или тонуть после намокания. Полотенце. Работа с материалом: Ребенок ставит поднос с материалом на стол перед собой. Он опускает в миску с водой один за другим все предметы, вынимая их из чашки. Он наблюдает - тонет предмет или не тонет. Затем он вынимает предмет из воды и кладет в соответствующее отделение блюдца. Так продолжается, пока все предметы не будут испробованы и размещены по отделениям блюдца. После этого ребенок вытирает руки полотенцем, перекладывает предметы в чашку и ставит весь материал на место.
6.
КОРОБОЧКА С ОБРАЗЦАМИ ТКАНИ
Развитие и утончение тактильных ощущений Небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Презентация: покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
7. «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»
Знакомство с предметами различной формы, развитие тактильных ощущений мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.пПрезентация: завяжите малышу глаза или попросите закрыть их; пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того, как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша; данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы выучили букву «л», можно положить в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.). Второй вариант этого упражнения. Положите в мешочек предметы из дерева, пластмассы, бумаги, резины и т.д. Предложите ребенку вытаскивать из мешочка сначала деревянные предметы, затем бумажные и т.д.
8.
«АКВАРИУМ»
Развитие координации движений, моторики, концентрации внимания. Большая кастрюля или таз, разные мелкие игрушки: пуговицы, фишки, детали от конструктора и т.д.
Предложите ребёнку бросать предметы поочерёдно то правой, то левой рукой в таз и непременно тремя пальцами.
Затем наполните емкость водой и предложите ребенку поиграть в рыбака, который будет ловить рыбу. В качестве "удочки" возьмите поварешку, ложку с длинной ручкой, дуршлаг или палочку. Пусть ребенок пробует выловить предметы разными "удочками" и обязательно только одной рукой, не прибегая к помощи другой. Ваша задача комментировать процесс "рыбалки", а именно какие предметы плавают, а какие лежат на дне.
НОЯБРЬ
9. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСИНКИ»
Развитие координации движений, моторики, концентрации внимания. Возьмите любую небольшую коробочку и сложите туда бусинки разных цветов и размеров. Предложите ребенку разложить эти перемешанные бусинки в две или три другие коробочки по принципу цвет, размер и форма. Причем пусть ребенок попробует сам выбрать этот принцип.
Бусинки ребенок должен брать только двумя пальчиками.
Начиная это упражнение не берите слишком много бусин, чтобы ребенку эта игра не надоела.
10
11 «Штриховка» Упражнения в рисовании и штриховке
РАМКИ И ВКЛАДЫШИ Тренировка руки при обводке плоских фигур, штриховка с соблюдением границ и размеров при работе с карандашом. Утончение мелкой моторики. Подготовка к письму. Две подставки и 10 розовых рамок. В каждую рамку вложены различные геометрические фигуры с маленькими рукоятками, позволяющими вкладыши вынимать из рамок. Вкладыши представляют собой следующие фигуры: эллипс, квадрат, пятиугольник, круг, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольник, овал. Также понадобятся небольшой поднос, на котором стоит подставка для цветных карандашей, деревянная квадратная дощечка и такие же по размеру листки белой бумаги.
Описание работы Металлическая рамка кладется на лист бумаги и обводится цветным карандашом изнутри. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма.
Порядок предъявления фигур:
1. Квадрат
2. Правильный треугольник
3. Трапеция
4. Эллипс
5. Круг
6. Овал
7. Прямоугольник
8. Пятиугольник
Комментарий: Это классический Монтессори - материал для подготовки ребенка к письму. Штриховка как действие, выполняемое пишущей рукой, - лучшая тренировка для малыша. Он начинает чувствовать границу, работать карандашом, не отрывая его от бумаги. Можно заметить, что штрихующий ребенок однажды обозначит среди штрихов какую - нибудь букву. Это происходит спонтанно. Если перед глазами ребенка часто появляются слова или тексты, написанные письменным шрифтом, то это явление произойдет с большей степенью вероятности.
12 ОТ ТОЧКИ К ТОЧКЕ... Подготовка к письму, проведение линий. Утончение мелкой моторики руки, владение карандашом. На подносе лежат картинки с различным набором точек и карандаш.
Описание работы:
Ребенок выбирает любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению. Комментарий: Это упражнение предлагают ребенку параллельно с упражнением по штриховке, но после освоения им металлических рамок и вкладышей. Соединение 2-х и более точек одной линией - непростая задача для ребенка, т.к. требует уверенного движения руки. Возможно, он не будет справляться с ней сразу, а только после определенной тренировки. Зато успешная работа с этим материалом позволит малышу легко обводить по точкам письменные буквы, предаваясь механическому письму. Косвенно соединение точек в прямую линию готовит ребенка к освоению таких математических понятий, как “отрезок”, “точка”, “ломаная линия” и т.д.
ДЕКАБРЬ
13 ВЫШИВАНИЕ НА КАРТОНЕ Развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Концентрация внимания. Координация. Подготовка к письму. На подносе лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях помечены точками места, где пойдет иголка с ниткой. Кроме того, на подносе лежит клубок шерстяных ниток и 1-2 толстых иголки для ковроткачества.
Описание работы:
Ребенок ставит перед собой поднос с материалом и выбирает картонку с узором. Затем он сматывает с клубка нитку (нитку заранее отмеряют и отрезают). Малыш берет иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах это помогает делать ему взрослый или старший ребенок. Позже он делает это самостоятельно. Концы нити соединяются, и завязывается узелок. Затем ребенок делает стежки на картонном рисунке, руководствуясь нанесенными на линию точками, продевая иголку то вниз, то вверх. Перед концом работы шитье можно распороть, или, если есть возможность, ребенок относит свое вышивание домой. Комментарий Работа с иглой, особенно вдевание нитки и завязывание узелка, очень сложна для маленького ребенка, поэтому вначале лучше не просто показывать, а проделывать эти операции вместе с ним, рука в руке, имея терпение, и точно уловить момент, когда можно отпустить руку (ребенка) и предложить ему действовать самостоятельно. Можно наблюдать глубокую концентрацию внимания ребенка, высокую степень сосредоточения. Малыш тренирует координацию мелких движений пальцев, точность глазомера и последовательность действий. Все это с особой силой проявится позже, когда он возьмет в руки карандаш, и будет пытаться писать.
14 «ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ БУСИН ПИНЦЕТОМ» Развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Координация. Подготовка руки к письму.
Развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Координация. Подготовка руки к пи
На маленьком подносе лежат платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусинами. Бусин в ней ровно столько, сколько ячеек в платформе. Можно воспользоваться косметическим пинцетом, а под платформу использовать резиновую мыльницу. Все предметы материала должны соответствовать друг другу по цвету.
Ребенок ставит перед собой подносик с материалом. Он берет правой рукой (или левой, если он левша) пинцет и, аккуратно захватывая концами бусины из чашки, переносит их в луночки платформы. Когда платформа окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладываются обратно в чашку.
Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки, которой ребенок потом будет писать мелкие буквы. Оно требует предельной концентрации внимания при работе и содержит в себе внутренний контроль. Если ребенок неловко сработал пинцетом и бусина упала на поднос, он всегда может самостоятельно исправить свою ошибку. Работа требует большой точности в движениях.
15.
«ПИСЬМО НА МАНКЕ» Подготовка к письму. Развитие мелкой мускулатуры, мелкой моторики. Набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой, тонкая палочка или деревянная спица.
Первый вариант: ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Сначала обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого п Второй вариант: то же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведите ею сначала шершавую букву, а потом повторите её очертания по манке.
16. «СЛОВА И КАРТИНКИ»
Развитие навыков интуитивного чтения; упорядочивание слов языка, сравнение слова и изображения предмета.
Три набора карточек. Первый – карточки с картинками, второй – таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, третий – контрольные карточки, где слово и картинки объединены.
Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.
17.
«ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ» Развитие интереса к освоению названий букв. Развитие речи. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений . Материал: коробки с подвижным алфавитом, в которых каждая буква лежит в своей ячейке. При этом гласные вырезаны из голубого картона, а согласные – из розового.
Описание работы: ребенок расстилает коврик и приносит на него коробку с подвижным алфавитом. Учитель выкладывает на ковер насколько известных малышу букв и предлагает сложить из них слово МАМА. При этом он ясно произносит это слово, выделяя сначала первый звук «м», потом звук «а» и т. д. По слуху ребенок кладет на коврик буквы, изображающие эти звуки, складывая слово МАМА.
ЯНВАРЬ
18. «ДОМИНО ИЗ БУКВ»
Подготовка к письму и чтению, соотнесение звука и буквы, складывание букв на слух.
Материал: мешочек, в котором сложены таблички со словами, в каждом из которых выделены красным первая и последняя буквы. На обратной стороне карточки стоит контрольный рисунок. Например: роза, арбуз, замок, кот, три, игла, ананас, серп, петух, хоккей.19. «ЗВУКОВОЙ ПАРОВОЗИК» Развитие умения различать звуки в слове на слух. Подготовка к грамотному письму. Компьютерная игра: «Весёлый паровозик»
20. «ЗВУКОВОЙ ПАРОВОЗИК» Развитие умения составлять из слогов слова. Подготовка к грамотному письму. Компьютерная игра: «Весёлый паровозик»
ФЕВРАЛЬ
21. «КРУГЛЫЙ ГОД»
Интуитивное чтение слов, обозначающих время года и месяцы.
Картонный круг, разрезанный на сектора. На каждом секторе написано название одного из месяцев. Сектора закрашены в зависимости от того, к какому времени года они относятся: зима – белый; весна – зеленый; лето – красный; осень – желтый. Ребенок кладет перед собой материал. Сектора круга перемешаны. Нужно сложить целую фигуру.
22. «ПИШЕМ БУКВЫ» Подготовка к письму, утончение движений трех основных пальцев (большого, указательного, среднего) Бумага разного формата, деревянные доски, линолиум, карандаши, мелки, краски.
Ребёнок выбирает самостоятельно материал и пишет, сначала буквы, затем слоги и слова.
23. «КНИЖКА С КАРТИНКАМИ»
Развитие навыка интуитивного чтения.
Книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой написано его название. Слова в ней должны быть простыми, и лучше, если они собраны в группы: «фрукты», «овощи», «цветы» и т. д.
Малыш рассматривает книгу и сопоставляет слово с картинкой.
МАРТ
24. «ПОСТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Развитие умения соединять отдельные слова в предложение. Знакомство с понятием «Предложение». Упражнение в чтении отдельных слов и их осмысление.
Группы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны письменным или печатным шрифтом различные слова. Из карточек одного цвета можно составить предложение. Цветные карточки могут быть заменены белыми с цветным кантом.
Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одно за другим, чтобы они составили предложение. При этом не столь важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.
25. «ЧИСЛО И ЦИФРА» «Число и цифра» Закрепление количественного счета предметов. Соотнесение числа изображенных предметов с цифрой.
Картонные квадратные карточки с изображением различного числа предметов. На каждой карточке справа внизу сделаны прорези для цифры. К этому прилагается набор картонных цифр от 1 до 10.
Ребёнок кладёт перед собой карточку с изображением нескольких одинаковых фигур и подсчитывает их. Затем он отыскивает соответствующую цифру и вставляет её в прорезь. Работа продолжается с другими картами. Контроль визуальный.
В этом упражнении ребёнок сравнивает число изображённых на карточке предметов с цифрой, обозначающей это число. Прежде он уже неоднократно пересчитывал различные предметы. Так что это упражнение продвигает ребёнка вперёд от конкретного к абстрактному. Педагог может использовать этот материал и как тестовый для определения знания первого десятка. Для ребёнка же упражнение даёт возможность для саморазвития.
26. «ПОДБОР ЦИФР» Закрепление знания количественного счета предметов. Соотнесение числа изображенных предметов с цифрой. Две продолговатые карты, на которых наклеены длинные кармашки, на каждой по пять. Набор цифр от 1 до 10 из картона или пластика. Каждой цифры по 4-5 штук.
Ребенок кладет перед собой обе карты с кармашками и сортирует набор по кармашкам так, чтобы в верхнем кармашке оказались все единицы, во втором кармашке двойки и т. д.
КомментарийРабота с материалом служит закреплению знания ребенком начертания цифр. Это основной материал, по которому учитель может легко определить эти знания у малыша. Кроме того, ребенок тренируется в упорядочивании, систематизации цифр, что тоже является немаловажным для развития математического развития.
27. СЧИТАЕМ БУКВЫ
Умение подсчитать буквы в словах и, определив количество гласных и согласных, узнать состав числа букв в слове. Коробка, разделенная на три части: в первом отделении -таблички со словами: я, он, дом, ваза, кошка, крышка, сарафан. Во втором отделении - таблички с цифрами от одного до десяти. В третьем отделении коробки лежат таблички красного и синего цвета от одного до шести.
Ребенок приносит на стол коробку с табличками. Он вынимает из первого отделения табличку со словом и подсчитывает количество букв в нем. Он кладет табличку с соответствующей цифрой ниже слова, затем он подсчитывает количество гласных и еще ниже кладет синюю табличку с соответствующей цифрой. Подсчитав согласные, он кладет рядом красную табличку с цифрой. Красные и синие таблички показывают число букв в слове. Ребенок продолжает самостоятельно работать с другими словами.
Это упражнение на определение состава числа букв в слове предъявляется ребенку в момент, когда в изучении русского языка он достиг различения гласных и согласных звуков и букв. В этом смысле упражнение важно как для расширения языковых представлений ребенка, так и для развития его математического мышления. Контроль за правильностью выполнения упражнения производит учитель или более опытный ребенок.
28. «ЧИСЛОВОЙ МАТЕРИАЛ ИЗ БУСИН ОТ 1 ДО 100»
Знакомство с числовым рядом до 100, умение обозначать десятки. Развитие мелкой моторики 10 наборов по 10 бусин. Картонные, деревянные или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображение: на одной ее половинке несколько точек или предметов, а на другой - число от 0 до100.
Ребенок берет наугад одну из фишек и выкладывает ее перед собой на столе, затем подбирает к ней парную и приставляет ее к первой, далее процесс повторяется. Работа может выполняться группой детей и носить характер обыкновенной игры в домино.
Упражнение нравится детям, очевидно, из-за четкой логической комбинаторики, не допускающей произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно изобразить парные цветные знаки. Для ребят постарше можно предложить домино используя для отображения крупных чисел прием Монтессори в Золотом материале: единицы изображать точками, десятки – отрезками.
29. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОЛНЦЕ
Умение считать пятерками, десятками. Умение пересчитывать предметы. Ребенок приносит на стол материал и расправляет лучи математического солнышка. Он начинает пересчитывать лучи с границы цвета. Отсчитав 10 красных лучей, он объединяет их математической скобкой. Ребенок продолжает пересчет лучей десятками. По желанию ребенка работа может закончиться на пятидесятом шнурке или быть продолжена до ста. Объединив лучи в десятки, ребенок берет карточки с цифрами и соответственно обозначает их. Работа может быть продолжена в том же духе, но с отсчетом лучей по пятеркам
Упражнения с этим материалом позволяют ребенку еще и еще раз заниматься пересчетом отдельных чисел десятичной системы и группировать их в пятерки и десятки; подставляя карточки с цифрами к отдельным группам чисел, ребенок сопоставляет число и цифру, что важно для процесса абстрагирования.
АПРЕЛЬ
30. КУБИКИ НИКИТИНА, или СЛОЖИ УЗОР
Умение логически сопоставить цветное геометрическое изображение, выстроить ряд или узор по образцу в одном или разном масштабе. Развитие логического мышления через сенсорное восприятие. Набор кубиков Коса в интерпретации Бориса Никитина, собранный по его книжке "Развивающие игры для детей", и набор карт с узорами разной сложности к ним. Изображения узоров представлены в разном масштабе.
Малыш ставит перед собой материал, выбирает одну из карт сначала идентичного масштаба с гранями кубиков. Он разглядывает кубики и пытается выстроить их прямо на карте с узором так, чтобы узор выстроился сверху. Ребенок может выстраивать кубики в узор и прямо на столе. При этом картинка для сравнения лежит рядом. Чтобы усложнить себе задачу, малыш может выбрать для работы узор меньшего масштаба (такие карты тоже есть в материале).
Кубики Коса используются психологами всего мира как тестовый материал. В данном же случае ребенок работает с ними без помощи взрослого и даже без его непосредственного наблюдения. Материал приобретает дидактический смысл и помогает ребенку самостоятельно развивать свои сенсорные качества, а также логическое мышление. Причем логика его действий напрямую зависит от утонченности его чувственной сферы, например, цветового восприятия. Можно сказать, что в этих упражнениях чувств ребенка работают вместе с разумом.
31. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
Умение составлять примеры на различные арифметические действия. Коробка с двумя отделениями, в одном из которых сложены пластмассовые или картонные таблички с изображением цифр от 1 до 20, а в другом - пластмассовые знаки "+", "-", "больше", "меньше".
Ребенок приносит на стол коробку с материалом. Из содержимого коробки он составляет примеры и выкладывает их на столе перед собой.
Упражнения с этим материалом позволяют ребенку еще и еще раз продумать различные арифметические действия. В процессе работы он оперирует с такими понятиями, как "больше", "меньше", "равенство". К работе с этим материалом ребенок может обращаться неоднократно, даже в тот период, когда некоторые из этих понятий ему неизвестны. Наличие в коробке с материалом разнообразных арифметических знаков дает возможность ребенку работать в зоне его актуального развития с прицелом на зону ближайшего развития. Незнакомые знаки вначале являются загадкой для ребенка, и эту загадку он, упражняясь, отгадает.
32. АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДОМИНО Закрепление арифметических действий Картонные, деревянные или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображения: на одной ее половинке - одно из арифметических действий с двумя числами, например, 8-5= на другой - число - результат арифметического действия парной фишки.
Ребенок берет наугад одну из фишек и выкладывает ее перед собой на столе, затем производит арифметическое действие, указанное на этой фишке, и подбирает к ней парную, приставляя ее к первой, далее процесс повторяется. Работа может выполняться группой детей и носить характер обыкновенной игры в домино.
Упражнение нравится детям, очевидно, из-за четкой логической комбинаторики, не допускающей произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно изобразить парные цветные знаки. Дня ребят постарше можно предложить домино до 100 и даже до 1000.
33. ДЛИНА, ШИРИНА, ВЫСОТА Освоить понятия "длина", "ширина", "высота", совершенствоваться в использовании измерительных приборов.
Корзинка, в ней лежат знакомые ребенку объемные предметы: куб, призма, книга. В игре используется мебель класса: стол, стул, шкаф, рулетка, бумага, карандаши. Работе с материалом предшествует трехступенчатый урок о длине, ширине, высоте (лучше всего показывать на призме). Затем ребенок выбирает любой объемный предмет, измеряет длину, ширину, высоту и записывает результаты в см (дм) или м.
Измерение высоты, ширины и длины куба, возможно, натолкнет ребенка на долгие размышления.
МАЙ
34. ДЕРЕВЬЯ - КУСТАРНИКИ - ТРАВЫ
Научиться делить растения на деревья, кустарники, травы; определять их по характерным признакам Билетики с надписями: дерево, кустарник, трава (цветы) карточки с изображением самых известных и постоянно встречающихся в жизни ребенка деревьев, кустарников, цветов (например, березы, дуба, ели, одуванчика, ромашки, розы и т.д.), контрольная карта с нарисованными растениями.Работе предшествует занятие о характерных признаках дерева, кустарника, травы. Затем ребенок выкладывает на столе или коврике билетики с названиями и достает любую карточку с картинкой. Вспомнив характерные признаки дерева, травы, кустарника, ребенок относит свою карточку к соответствующему классу. Проверка осуществляется по контрольной карте.
Для закрепления информации лучше всего продолжать игры во время прогулок.
35. ЖИВОТНЫЙ МИР КОНТИНЕНТОВ
Узнать, какие животные населяют разные континенты. Картонное или фанерное поле с изображением континентов, корзина с изображениями животных (пингвин, жираф, крокодил, лиса, слон, кенгуру, верблюд и т.д.), контрольная карта континентов с изображениями животных.Работе с материалом предшествует объяснение учителя, кто где живет. Затем ребенок вынимает из корзинки изображение любого животного и ставит его на соответствующий континент (проверка по контрольной карте).
Если работа проводится на кругу, можно сопровождать ее кратким рассказом об образе жизни животных с включением игровых моментов, например, водящий вытаскивает наугад фигурку животного и пытается движениями передать его повадки, остальные должны угадать животное; угадавший водит.
36. КТО ГДЕ ЖИВЕТ?
Знакомство детей с окружающим миром, со средой обитания
животных, растений и людей. Большой лист бумаги, на котором нарисованы земля, вода, воздух и
солнце. Корзина с маленькими картинками и фигурками.
Детям предлагается украсить картину, т.е. расставить фигурки и картинки так, как они существуют в природе. Каждому ребенку предлагается принять участие, поэтому упражнение лучше проводить в кругу с группой детей, хотя при желании с материалом может работать и один ребенок.
Детские представления об окружающем их мире весьма хаотичны и расплывчаты. Они складываются из тех минимальных впечатлений, которые малыши получили за 3-4 года жизни на земле и из мимолетных рассказов взрослых. Поэтому им не так-то просто бывает разобраться, например, где именно обитает то или иное животное или растение. Если дети работают с материалом в группе и с участием взрослых, то представления каждого дополняется знаниями других и откладываются в сознании. Взяв материал повторно, малыш теперь уже самостоятельно пытается воспроизвести впитанное. Но даже в случае неудачи он проделывает важную работу по упорядочиванию своего сознания, своих представлений о мире, его окружающем.
37. СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Первоначальное знакомство ребенка со строением человеческого тела. Косвенно - расширение запаса слов. Коробка, в которой лежит кукла без одежды. К ней прилагаются наклейки, на которых написаны названия частей человеческого тела: голова, рука, локоть, грудь, спина и т.д.
Ребенок достает из коробки куклу, кладет перед собой, и, прочитав одну из наклеек, прикрепляет ее к кукле. Так он делает до тех пор, пока все части тела куклы не обретут свои названия.
Изучение анатомии для ребенка в этом возрасте представляет огромный интерес. Он постоянно сравнивает свои отвлеченные познания со своим собственным телом, своими ощущениями. Тем не менее, процесс абстрагирования обязательно происходит, и малыш с удивлением обнаруживает, что строение тела человека похоже на строение тела многих животных. Он сделает это открытие самостоятельно, если однажды в коробке рядом с куклой появится фигурка какого-то животного, например, собаки, а таблички при этом останутся прежними. Он попробует приклеить их к частям тела собаки и обнаружит, что это вполне возможно.
Используемая литература:
1 Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори-материал. - М.: Мастер, 1992.
2. Гребенников Л. Р. Работа на линии в Монтессори-группе, М. МЦМ, 2006.-72с.
3. Любина Г. А. Работа с родителями в Монтессори-группе (из опыта работы).М.:ММЦ,2005.-40с.
4. Монтессори М. Дети – другие. – М.: Издат. Дом «Карапуз», 2004. -336.
5. Образовательная программа для детей 3- 6 лет по методу Монтессори. Снежинск, 2002.
6. Пятибратова Н.В.Элементы Монтессори – педагогики в работе логопеда // Логопед. 2009. № 5
7. Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори (для детей 4-6 лет). – М;ТЦ Сфера, 2010. – 112с.
8. Сумнительная С.И. Помоги мне это сделать самому. Школа Монтессори.
9. Сумнительный К. Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори - педагогике).– М., 1999.
10.Танникова Е.Б.Монтессори – группы в ДОУ.М., 2007.
11. Фаусек Ю.И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. - М., 1922.
12.Фаусек Ю. И. Русская грамматика по методу Монтессори - СПб.: Образовательные проекты, 2011.
14. Хилтунен Е. Уроки на корточках: Книга о воспитании детей в духе Монтессори педагогики Марии Монтессори. - М.: Генезис, 2006.
15. Хилтунен Е. А. «Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори» - М.: Генезис, 2009 .